Вы здесь

Уникальность – в простоте

Реконструкция Театра оперы и балета ставила сложные, требовавшие нестандартного подхода задачи не только перед проектировщиками, архитекторами или инженерами. Строители также столкнулись с необходимостью поиска новаторских решений. Тесное и плодотворное взаимодействие проектировщиков и строителей, слаженные и высокопрофессиональные действия последних помогли реализовать самые сложные в конструкционном и технологическом плане решения.

Работа в стесненных условиях, на ограниченной площадке очерчивала строгие рамки, диктовала свои правила, задавала ритмичность, последовательность действий, определяла степень сложности проводимых строительных операций. Для реализации многих задач исполнителями разрабатывались оригинальные, уникальные проекты производства работ. Второе монтажное управление ОАО “Промтехмонтаж”, осуществлявшее замену металлоконструкций блока покрытий и монтаж нового сценического оборудования на объекте, также внесло весомую лепту в общий процесс воссоздания образа театра. О тонкостях монтажного мастерства, потребовавшегося для выполнения “своей партии” в многоголосой “партитуре”, рассказал главный инженер предприятия Игорь Иосифович Хасид.

– Наше участие в реконструкции Театра оперы и балета включало два этапа. Первый начался в 2006 г., когда встала задача замены металлоконструкций блока покрытия и перекрытия зоны зрительного зала. Уже в проекте было поставлено жесткое условие – сохранить существующий железобетонный свод зрительного зала. А чтобы соблюсти требуемое, кровлю разбирать было нельзя. Поэтому прежде всего нам предстояло заменить конструкции, не раскрывая кровли, демонтировать шпрингельные фермы и подвесы свода зрительного зала, что и удалось сделать с помощью специальной монтажной оснастки.

Затем последовал черед монтажа новых конструкций перекрытий и покрытий над зрительным залом. Основная проблема заключалась в том, что опереть на свод конструкции было нельзя. Такие операции нам приходилось осваивать впервые, и чтобы найти выход из положения, инженерные службы нашего управления разработали оригинальный проект производства работ. На заводе технологических металлоконструкций в Дражне – структурном подразделении ОАО “Промтехмонтаж” – по заказу были выполнены полностью собранные фермы и балки максимальным весом 35 тонн. Необходимых для производства этих филигранных работ машин у нас не было, но на выручку пришел Мозырский нефтеперерабатывающий завод – оттуда пригнали кран “Демаг-500” и с его помощью монтировались уже полностью собранные элементы. Они все были негабаритные, за 15 смен работы мы смонтировали около 300 т металлоконструкций! Затем уже башенными кранами собирали мелкие элементы, перевесили свод и в сентябре 2006 г. сдали металлоконструкции перекрытий и покрытий полностью готовыми для последующих работ.

После замены металлоконструкций, поддерживающих потолок зрительного зала, в так называемом “барабане” появилось дополнительное пространство, которое архитекторы смогли с пользой задействовать, разместив там складские, технические помещения, цеха, студию росписи мягких декораций.

На следующем этапе (все это относилось к третьему пусковому комплексу) мы занялись непосредственно механизацией сцены. По сути сцена, которая сейчас есть у театра, – уникальна, и не только для Беларуси, но даже для Европы. Она состоит из оркестровой площадки, 21 независимой площадки самой сцены, арьерсцены и верхней механизации сцены (механизация гидравлическая).

Здание, как известно, построено в конце 1930-х годов. За долгое время колосниковая решетка – а колосники и все поддерживающие конструкции в театре в основном были деревянные – обветшала, поэтому заменить их следовало в первую очередь. Работа была тяжелая и опасная – сейчас я могу об этом сказать. На замену колосниковой решетки ушло около 200 тонн металлоконструкций. При работе с механизацией сцены также приходилось искать оригинальные решения. Необходимо было поднять сценическое оборудование и установить гидравлические цилиндры длиной 9 м, весом 8 т на глубину 13 м! А возможности поставить кран, смонтировать технологическое оборудование там нет никакой. Но выход мы нашли: подавали оборудование через специальные монтажные проемы по “железной дороге” и смонтировали три кран-балки, которые висели на тросах, так как не за что было закрепить монорельсы. С помощью кран-балок и производился монтаж сценического оборудования.

Сценическое оборудование поставлялось компанией SBS Buhnеnтechnik GMBH, выигравшей тендер. Согласно графикам немецких коллег, на его монтаж уходит 14 месяцев. Мы приступили к монтажу в августе 2008 года, и полностью завершить его нам предстояло за 6 месяцев. Представьте – более 1200–1300 тонн оборудования! Работать пришлось в три смены, без выходных, но мы с поставленной задачей справились.

Для нас, монтажников, работа на театре была хотя и сложной, но необычайно интересной. С одной стороны, знаковый и ответственный объект, с другой – стесненные условия работы, множество непредсказуемых факторов, которые следовало учитывать. Все это подталкивало нас к поиску нестандартных, но в то же время, как оказывалось, простых решений. Ведь любое уникальное решение в основе своей – простое и даже очевидное.

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Гольшаны, пожалуй, единственное в Беларуси местечко, которое сохранило свое архитектурное лицо. Что ни дом — то бывшая мастерская, или лавка, или...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Один из древнейших городов Беларуси – Заславль – уже давно приковывает внимание специалистов из разных областей науки – археологии...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Одесса… Удивительный город! Даже не знаю, с чего начать рассказ о нем… С того, что почти вся его старая часть построена 160—200...