Вы здесь

Будуйце беларускае!

На последней выставке “Будпрагрэс–2004” внимание нашей редакции привлек стенд “Студия арх. Бородина А.В.”. Отличная экспозиция, макеты и ручная работа в национальных традициях радовала глаз. Мы обратились к автору высказать свою позицию о проблемах коттеджной архитектуры.

В последнее время строительство коттеджей переживает невиданный подъем. Нынешний год превзошел все ожидания. В разгаре строительный бум. Стали завершаться брошенные коттеджные застройки.

Но! Все эти массивы застроек вокруг крупных городов, и не только в Беларуси, выглядят удручающе. Даже готовые комплексы домов при неудачных архитектурных и строительных решениях напоминают кладбища монстров. 

Во многих районах отсутствует инфраструктура, сети, дороги и т.п. Застройщики так и норовят занять хозпроезды и зеленые зоны своими уже не малыми участками, вступая на незаконный путь. 

Найти здесь достойный коттедж — все равно, что иголку в стоге сена. Об архитектуре столичного уровня, тем более в национальных традициях, не может быть и речи. Практически невозможно увидеть дом экономичный, разумный, без монстрового фанатизма — просто красивый.
 Заказчики до сих пор не могут опуститься на землю и грамотно сформулировать заказ на рациональный и небольшой дом. Проектировщики идут “на поводу” у них, боясь потерять клиента, вместо того чтобы “приземлить” все их расточительные желания. А о белорусской стилистике и говорить не приходится. Конструкторы в свою очередь из раза в раз применяют до боли банальные решения, ввязывая клиента в немереные расходы.

Ну, разве можно проектировать под коттедж фундамент, достойный девятиэтажного дома? Или применять в стенах коттеджей принципы высотных зданий (что касается колонн, перемычек, простенков)? А чтобы спроектировать из дерева в стропилах выносы 1,5–2 метра — так это целая трагедия, рассуждения о том, что так, мол, не делают. Проедьтесь вокруг кольцевой дороги и посмотрите, как делают, отвечаю я им. Разве там в качестве примера есть хоть один достойный дом?

Заказчики, архитекторы, конструкторы в такой застройке выглядят настоящими “двоечниками”. Чего, например, стоят фанатичные бетонные фундаменты под двухметровые ограды всех без исключения участков.

Столкнувшись со многими заказчиками, я пытаюсь вести непримиримую борьбу с их идеями типа “я так хочу, мне здесь жить”. Глупее и циничнее постановки вопроса трудно себе представить. Сейчас я стал понимать, какой нелегкий труд у работников комитета архитектуры, каждый день сталкивающихся с такого рода “прожектами” заказчиков или порой бездарным проектированием.
А теперь посмотрите на сельские дома, построенные за последний год по коттеджной программе. У меня они вызывают боль и возмущение. Во многих случаях это настоящие монстры, проекты которых тянутся из “брежневских” времен. Там нет ни экономии, ни рациональности. А самое главное — в них нет ни капли патриотизма! Это дома для “галочки”…

Коттеджи, как автомобили или самолеты, являются третьей любимой игрушкой человечества. У каждого архитектора есть свое хобби в архитектуре. Коттедж — это воплощение знаний, идей, уровня полученного образования, уровня бытовой культуры и патриотизма. По коттеджу я узнаю об авторе больше, чем по проекту Дворца съездов, потому что большой объект размывает личность, имея много ограничений. По коттеджу я узнаю отношение автора к своей стране! Коттедж — это уровень архитектора!

Клиенту, да и многим руководителям нужно напомнить об европейских странах (где уже все успели побывать), в которых достаточно богатые люди живут в очень простых и уютных домах, и заборы там не по 2,5 метра высотой. Кроме того, даже современные коттеджные решения и мотивы многих стран очень узнаваемы! Шведские или финские дома никогда не спутать с венгерскими, молдавские — с чешскими, немецкие — с итальянскими, английские — с карпатскими или испанскими. Короче, все страны имеют свой колорит. Даже в подходах к отмостке, водосливам, кровельным выносам во многих странах свои идеи и решения, связанные с климатом и традицией. Швейцарские выносы — самые большие в Европе— не спутать с итальянскими или испанскими. 

Так почему же мы из года в год заказываем, проектируем и строим эту нелепицу — дома без роду и племени (оглянитесь вокруг кольцевой дороги!)? Почему мы из года в год тащим за “уши” в нашу страну идеи Италии или Лос-Анджелеса? Разве они уместны в нашем климате с сыростью и снегами, разве нет у родственных поляков и литовцев близких нам решений (стилистика наша абсолютно та же)?

При знакомстве с заказчиком первое, что нужно знать, — это то, как он будет жить ближайшие 20 лет в своем доме. Мне удается установить контакт с заказчиком, учитывая его происхождение и достаток. Мне необходимо войти в его положение и взглянуть на дом с его позиции. Самое главное — это сэкономить деньги, казалось бы, на пустом месте. О многих вещах люди даже не подозревают. Например, о том, что подвал — это бездонная бочка для выкачивания денег, как в начале стройки, так и в процессе эксплуатации. Или о том, что обвалковка дома, вместо облицовки фундамента с утеплением, дает троекратную экономию денег. Или как построить ограду без нелепого монолитного фундамента по периметру. Или о том, что “дворянского гнезда” в современной жизни у них все равно не получится.

В своем архитектурном и коттеджном творчестве я твердо придерживаюсь мнения: живешь в Эстонии — будь добр, изучи их колорит, творишь в Арабских Эмиратах — изучи их наследие, а живешь в Беларуси — изучай и строй белорусское.

Александр Бородин,
член Союза архитекторов России, член Союза дизайнеров СССР, главный архитектор ДРУП "Инжстройкон"

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Гольшаны, пожалуй, единственное в Беларуси местечко, которое сохранило свое архитектурное лицо. Что ни дом — то бывшая мастерская, или лавка, или...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Один из древнейших городов Беларуси – Заславль – уже давно приковывает внимание специалистов из разных областей науки – археологии...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Мядельщина. Никакими словами не передать величие и красоту этого прекрасного уголка белорусской земли, воистину края голубых озер. Живописные берега...