Вы здесь

Формирование открытых пространств для детей в жилой застройке

Объемно-планировочная организация среды для детей, создающая оптимальные условия для их игровой деятельности, является важной составляющей благоустройства жилых территорий. Эта проблема правомерна как для территории школы и участков детских дошкольных учреждений, так и для дворовых территорий жилой застройки.
Вопросы пространственной организации территорий для деятельности детей находятся на стыке различных областей знаний и включают градостроительные, архитектурно-ландшафтные, дизайнерские, социально-экономические, педагогические, санитарно-гигиенические и другие аспекты. В условиях быстро меняющейся социально-экономической ситуации, ухудшения экологии окружающей среды увеличиваются нагрузки на психическое и физическое здоровье детей и подростков. Необходимо средствами архитектуры добиваться ощущения у ребенка защищенности, заботы, внимания и интереса к его миру со стороны взрослых.
Изменчивость предметов, предназначенных для детских игр, их приспособленность к новым условиям времени — результат прежде всего влияния общества на ребенка. А что такое игровое оборудование во дворе, как не система игрушек, которые предлагают взрослые детям? Правда, эти игрушки по многим параметрам (размеры, внешний вид и т.д.) отличаются от привычных игрушек интерьера жилой комнаты. Назначение же у тех и других одно — способствовать возникновению интереса к игре, влиять на развитие ребенка, эмоционально обогащать его.
Создание детской игровой среды традиционно развивалось по пути использования отдельных игровых форм и их комбинаций на детских площадках. Современная практика дизайна в этой области предполагает все более широкое применение комплексных игровых структур, построенных на возможности комбинирования оптимального набора спортивно-игровых снарядов и форм в одном объеме. Такие структуры выполняются обычно из металлических труб, пластика, деревянных реек, канатов и т.п.
В этой связи необходимо помнить о значительной роли двигательного компонента в формировании образа среды. Двигательная активность — основа поведения детей под открытым небом. Для полной реализации этой составляющей следует создавать различные варианты компоновки форм рельефа со спортивным и игровым оборудованием: вело- и роллерные трассы с уклонами, горками, трамплинами и т.д. Структура архитектурно-ландшафтной организации площадок для детей должна включать элементы свободной планировки, так как механический геометризм задает насильственно-жесткие программы поведения.
Игровое оборудование выступает носителем определенных способов действия, которые осваивает человек в дошкольном и младшем школьном возрасте, когда познается предмет, сумма предметов, их пространственное положение и т.д. Подходя к вопросу формирования предметной игровой среды, можно предположить, что для детей не столько важно большое количество игровых элементов на площадке и их взаимное расположение, сколько сам повод, порождающий игру. Причем повод этот может исходить от одного элемента игровой или дворовой предметно-пространственной среды: качели, устроенные на дереве, сваленные бревна, за которыми можно прятаться, замысловатые фигуры из бетона, дерева, пластмассы и т.д.
Какие бы материалы ни были задействованы при изготовлении детского игрового оборудования, ясно одно: оно обязательно должно следовать за развитием нашего мира. Посмотрите на современного ребенка: двухлетний с удовольствием играет с пластиковым игрушечным телефоном, в четыре года пользуется почти настоящим компьютером, в шесть гоняет на маленьком электромобиле. Игрушки только тогда интересны нашим детям, когда копируют настоящие вещи из мира взрослых, а яркие краски, оригинальный дизайн должны помочь ребенку легче воспринять то, что будет окружать его во взрослой жизни.
Насыщенные цвета привлекают детей, делают их игры интереснее, будят воображение, а яркие краски на игровой площадке — это еще и элемент безопасности. В активном движении дети постоянно пользуются периферийным зрением, учитывая, таким образом, расположение препятствий и предметов. Но это происходит только тогда, когда предметы выделяются на общем фоне. Яркие краски необходимы, чтобы настроить ребенка на игру, привлечь его внимание, облегчить ориентирование на площадке.
Важное назначение предмета, созданного специально для детей, в том числе и на территории открытых пространств внутриквартальной жилой застройки, — побуждать ребенка к исследованию, раскрытию свойств предметов, будить физическую, эмоциональную, умственную активность. Вместе с тем игровое оборудование должно быть максимально безопасным.
Основным приемом организации игровых пространств для детей дошкольного возраста является создание участков дворов с песчаным заполнением и размещение разнообразных устройств из пластика или дерева. Многовариантность дизайнерских решений таких комплексов может быть дополнена применением природных и искусственных материалов для оформления контура песчаной поверхности. Для исключения пешеходного транзита через игровые пространства целесообразно внешний периметр площадки обозначать путем формирования перепада рельефа с размещением подпорных стенок и скамей.
Особые требования предъявляются к организации среды деятельности школьников. Участки школ и детских садов являются естественными компонентами в структуре озеленения жилых образований. Стандартный набор функциональных зон школ и детских садов, широко применявшийся в последние десятилетия прошлого века, полностью удовлетворял системе образования и воспитания того времени. Однако сейчас сеть средних учебных заведений городов Беларуси претерпела существенные изменения. Помимо средних общеобразовательных школ получили распространение специализированные учебные заведения с различным уровнем подготовки (гимназии гуманитарного, математического, языкового профиля, лицеи при вузах и др.). Школы различных ступеней в зависимости от местных условий могут размещаться отдельно или формироваться в комплексы в разнообразных сочетаниях, кооперироваться с дошкольными учреждениями, внешкольными детскими центрами. Функциональная организация таких учебных заведений требует индивидуального подхода. Задание на проект архитектурно-планировочной организации территории должно учитывать индивидуальные особенности учебного процесса.
К общим требованиям организации участков школ естественно-научного профиля следует отнести рекомендации по увеличению площади учебно-опытного участка и размещению на его территории специализированных площадок. Важно отметить, что занятия по профильным предметам, полевые практики могут проводиться за пределами школьного участка. В таких случаях необходимо указать предполагаемые места для учебных занятий. Это могут быть территории прилегающих озелененных пространств города — парки и скверы, озелененные пространства микрорайонов и т.д.
В зоне тихого отдыха следует предусматривать участок психологической разгрузки. Основной принцип организации такого участка — создание эмоционально- выразительных микроландшафтов. Их формирование должно включать нестандартные, “эксклюзивные” приемы: сад камней, “зеленые” скульптуры, композиции из вьющихся и ампельных растений. Рекомендуется смешанное, “мозаичное” мощение, в том числе участки с газонным и песчано-гравийным покрытием.
Новым направлением в школьной системе образования становится экологическое воспитание школьников. Основы знаний об окружающей среде должны закладываться со школьного возраста, а общая экологическая культура — на более ранних этапах становления личности. Разработанная Национальным институтом образования Республики Беларусь программа экологического воспитания школьников указывает на необходимость дать учащимся соответствующие знания о различных аспектах взаимодействия природы и общества. Существенным фактором в решении этих задач является непосредственное знакомство детей с естественной окружающей средой. В системе открытых озелененных пространств города, расположенных в непосредственной близости к жилой застройке, могут быть организованы учебные экологические маршруты для проведения тематических экскурсий и походов. Во время таких занятий ребята будут знакомиться с местной флорой и фауной, учиться правильному поведению на природе, видеть позитивные и негативные аспекты человеческой деятельности.
К задачам формирования пространств для детей в городской среде должны подходить комплексно. На сегодняшний день основная тенденция в решении игровой среды для детей средствами ландшафтной архитектуры характеризует переход от проектирования отдельных объектов озеленения, игрового оборудования, малых архитектурных форм к решению их как взаимосвязанного комплекса, принимая во внимание систему озеленения города в целом.


Фото авторов и Г. Терешковой

 

 

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Давайте попутешествуем во времени, «пробежимся» по разным уголкам Земли и пристально вглядимся в свои родные места, полюбуемся и восхитимся...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Мядельщина. Никакими словами не передать величие и красоту этого прекрасного уголка белорусской земли, воистину края голубых озер. Живописные берега...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Коллеги и друзья поздравляют Владимира Дмитриевича с юбилеем, желают здоровья, счастья, радости и благоденствия на этой прекрасной земле, которую он...