Вы здесь

Особенности лизинга в строительной отрасли

Несмотря на острую потребность предприятий строительной отрасли в обновлении производственных фондов, лизинг строительных машин и механизмов в Беларуси должного распространения не получил. Среди объективных причин можно назвать инертность мышления многих руководителей строительных предприятий, которые еще с советских времен привыкли к централизованному снабжению. Непонимание экономической сущности лизинга и восприятие его как “кабалы” отталкивают многих от использования этого, безусловно, перспективного инвестиционного механизма. Предпочтение отдается кредиту, хотя расчеты экономической эффективности показывают, что в большинстве случаев он менее выгоден, чем лизинг.

Другим немаловажным фактором, сдерживающим развитие этого важного инструмента для обновления производственных фондов в строительной отрасли, являлась высокая стоимость кредитных ресурсов. “Дорогие” деньги и низкая рентабельность предприятий делали лизинг непозволительной роскошью для большинства лизингополучателей.

К сожалению, и лизинговые компании не проявляли достаточного интереса к работе с предприятиями строительной отрасли по той причине, что они в основном находятся в государственной собственности. А практика показывает, что именно при работе с этой категорией субъектов хозяйствования возникают сложности с обеспечением залога, возвратом лизингового имущества. Нетрудно предположить, что только внедрение экономических методов хозяйствования, приобретение руководителями и специалистами навыков видения долгосрочной перспективы развития предприятий даст импульс к использованию прогрессивных методов инвестиций в основной капитал.

Лизинг строительного оборудования и дорожно-строительной техники получил устойчивое развитие в России. Там активно увеличиваются объемы и расширяется география проводимых сделок, благодаря этому создаются новые рабочие места в отрасли. По информации одного из ведущих экспертов российского рынка лизинговых услуг В. Газмана, объем заключенных договоров по лизингу строительной и дорожной техники с 2000 по 2003 г. увеличился в стране в два раза.

Строительная техника обладает высокой ликвидностью и это добавляет уверенности лизинговым компаниям, около 40% которых действуют именно на рынке строительных машин и механизмов. Все чаще объектами лизинга в России становятся большие имущественные комплексы — асфальтобетонные заводы, заводы по производству сухих строительных смесей. Нередко в качестве лизинговых операторов выступают крупнейшие западные производители строительных машин, например “Катерпиллер файнэшнл”, “Вольво-финанс”.

Интересна практика ведения лизингового бизнеса в странах с развитой рыночной экономикой, где все чаще в строительной сфере используется не финансовый, а оперативный лизинг. В США и Японии большую популярность приобретает аренда машин и механизмов для выполнения конкретного этапа строительно-монтажных работ. Почему же зарубежный потребитель предпочитает временное владение и пользование объектом лизинга, а не приобретение его в собственность?

Современные технологии в строительстве требуют применения большого количества разнообразного оборудования. Если организация не является узкоспециализированной, то находящаяся в ее собственности техника будет иметь низкий коэффициент использования. А раз машины простаивают, то и окупаются они значительно дольше, принося меньший доход собственнику.

Поэтому использование финансового лизинга или приобретение в собственность машин и механизмов далеко не всегда экономически оправданы.

Сегодня все больше предприятий, в том числе и крупных, отказываются от содержания собственного парка автомобилей и строительной техники, предпочитая брать все необходимое в аренду. При этом отпадает необходимость иметь специализированные технические службы, мастерские, пункты заправки, склады запасных частей и ГСМ. Опыт показывает, что услуги специализированных организаций, предоставляющих оборудование в аренду или оперативный лизинг, за счет внедрения современных методов логистики, высокой интенсивности эксплуатации техники оказываются дешевле, чем содержание собственного парка. Каждый руководитель строительной организации знает, сколько времени и нервов отнимает сломавшийся на объекте кран, экскаватор или погрузчик, особенно, если заменить механизм нечем, а сроки поджимают. Между тем в договоре аренды всегда предусматривается, что если механизм выходит из строя, то арендодатель за свой счет меняет его на исправный.

Опрос пользователей строительной техники выявил причины, по которым отдается предпочтение аренде: нерегулярность использования отдельных машин и механизмов; потребность в них в течение коротких периодов времени; хорошее техническое состояние арендуемой техники; приближенность арендной компании к месту проведения работ; возможность сохранения денег, так как ставки арендной платы меньше затрат на содержание собственной техники.

Аренда машин и механизмов популярна и в России. В результате проведения в строительной отрасли демонополизации и приватизации резко сократилось бюджетное финансирование, многие крупные строительные организации распались. Среди образовавшихся новых 86% составляют предприятия малого бизнеса. Понятно, что им в первую очередь нужны средства малой механизации. Но, как правило, денег на закупку дорогостоящих машин и механизмов, содержание и охрану мест для ремонта и хранения техники при дороговизне земельных участков у них нет. Все эти факторы и дали толчок развитию аренды и лизинга строительной техники. Сегодня в Московской и Ленинградской областях появилась развитая сеть организаций, предлагающих всю необходимую для выполнения строительно-монтажных работ технику: от опалубки до кранов грузоподъемностью в 150–200 т.

В нашей стране, если не считать услуг, оказываемых управлениями механизации, подведомственными Минстройархитектуры, предложения аренды машин и механизмов носят единичный характер. Но управления механизации лишь частично закрывают потребности строительных организаций в тяжелой строительной технике, кранах, экскаваторах, погрузчиках, компрессорах, бульдозерах. В большинстве своем эти машины произведены еще в советские времена. Они не соответствует современным требованиям, морально и технически устарели, имеют завышенное потребление горюче-смазочных материалов, низкий коэффициент использования из-за вынужденных простоев и ремонтов.

Новые технологии, пришедшие сегодня в строительство, требуют применения современных, ранее не использовавшихся машин и механизмов. Все больше строительных организаций ощущают острую потребность в средствах малой механизации.

Среди действующих в Беларуси лизинговых компаний только лизинговое унитарное предприятие “Лотос” (г. Солигорск) предлагает аренду c оператором строительных машин. Уже четвертый год оно внедряет этот новый для Беларуси вид услуг, хотя развивается он крайне медленно.

Одним из сдерживающих факторов, на мой взгляд, является существующий порядок ценообразования. Как показывает опыт ЛУП “Лотос”, практически все арендаторы согласны работать только по ценам, не превышающим базовые 1991 года. Однако существовавшая 15 лет назад ситуация значительно отличается от современной. Цены на энергоносители и металл сегодня приближаются к мировым, вслед за ними к мировым ценам стремится и продукция машиностроения.

Уже сегодня новая отечественная или российская техника, не говоря об импортной, в которой остро нуждаются белорусские строители и дорожники, не окупается за полезный срок использования, если за основу ценообразования брать базовые цены 1991 года. Расчеты показывают, что аренда таких машин, как бульдозеры и экскаваторы, автобетоносмесители и автобетононасосы, автокраны большой грузоподъемности, импортные вибрационные катки и асфальтоукладчики, при существующей практике ценобразования бесперспективна. Для прихода на рынок оперативного лизинга и аренды новых операторов необходим и новый подход в вопросах ценообразования.

Управления механизации, являющиеся сейчас основными операторами на рынке аренды строительной техники, слабо используют механизм финансового лизинга для обновления парка, хотя и обладают необходимыми лицензиями, материально-технической базой, высококвалифицированным кадровым потенциалом. Многие специализированные строительные организации, которые обеспечивают высокий коэффициент использования техники, также имеют экономические предпосылки для более широкого применения финансового лизинга. Он, в частности, развивается в Беларуси уже 15 лет. На этом рынке работает достаточное количество опытных, высококвалифицированных лизинговых операторов.

Руководители строительных организаций, способные видеть экономическую перспективу своих предприятий на несколько лет вперед, успешно используют финансовый лизинг для инвестиций в основной капитал. Более чем десятилетний опыт работы автора на рынке финансового и оперативного лизинга строительной техники свидетельствует, что предприятия, активно использующие механизм лизинга, сегодня имеют современную технику и выигрывают тендеры на самые сложные объекты.

 


 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Геннадий Штейнман XVIII съезд Белорусского союза архитекторов завершил свою работу. Еще долго мы будем обсуждать его решения, осмысляя свои и чужие...
02.09.2003 / просмотров: [totalcount]
Для строительной индустрии и промышленности строительных материалов экспорт – практически единственный источник поступления валюты, необходимой...
02.09.2003 / просмотров: [totalcount]
Кажется, что синусоида развития архитектуры, пройдя свою нижнюю точку, медленно начала подниматься вверх. По крайней мере разговоры про кризис в...