Генеральный план г. Гродно
Опорный план г. Гродно
Транспортная инфраструктура г. Гродно
Что следует сказать о новом генеральном плане города? Необходимость в обновлении этого документа возникает периодически. Возможно, истек срок действия ранее разработанного генплана, или его решения невозможно далее реализовывать из-за допущенных серьезных нарушений, или в стране про-изошли резкие изменения в градостроительной политике — все равно постоянно нужен реальный генплан, ибо без него невозможно разумно планировать не только текущее, но и — тем более! — перспективное развитие сложного городского хозяйства. Не все знают, как необходим генплан не только руководящим органам, но и отдельным гражданам.
В нашем же случае никаких нарушений прежних генпланов не было. Хорошо реализуется основная направленность планировочной структуры города, принятая еще в 1973 г., но стратегическая направленность генплана, принятого в 1988 г., явно не вписывается в современные социально-экономические отношения, жилищную, социальную и другие политики, действующие в государстве.
Трудно ли разработать генеральный план такого города, каким является Гродно?
С профессиональной точки зрения — не трудно и даже интересно, особенно если учесть, что эта работа принесет конкретную пользу 310 тысячам жителей в различных сферах их жизнедеятельности, ибо известно, какой обширный круг вопросов комплексно решается в генплане. Тем более если авторы отлично владеют ситуацией по состоянию реализации прежних генпланов, сложившейся за время многолетней работы, которая ведется совместно со многими управленческими структурами города. Кстати, до настоящего генплана с промежутками в 10–15 лет в послевоенное время было разработано четыре генплана города.
С технической или деловой точки зрения — да, трудно и даже очень, как это случилось ныне при фантастически коротких сроках выполнения работ, отсутствии современного полноценного картографического материала, недостатке новых исследований по специальным проблемам и др.
Каким же образом можно было решить поставленную задачу? Прежде всего следовало привлечь новые методики и технологии при разработке проектных планов, компьютерную технику, которыми наша бригада некоторым образом уже владела. Мы установили деловые отношения со специалистами Информационного центра Госкомзема Республики Беларусь и в короткий срок смогли на подготовленных ими растровых топокартопланах приступить к разработке электронных (векторных) графических планов. Старость топокарт была компенсирована изучением приобретенных нами фотокопий аэрофотозалетов 2001 г., а также тщательным обследованием определенных участков местности.
Конечно, был поднят весь информационный материал, накопленный в ходе реализации прежних генпланов. Спасибо за оперативную помощь гродненским отделам и управлениям. А высокий профессионализм авторов, всего творческого коллектива и наших гродненских коллег был решающим при принятии градостроительных решений. Выработке научно обоснованных вариантных решений способствовало проведение параллельно с проектированием рассмотрений, обсуждений и согласований на разных управленческих уровнях и принятие “промежуточных” решений, ставших основанием для последующего представления генерального плана с его Основными положениями на утверждение Президенту Республики Беларусь.
Так чем же характеризуется новый генеральный план Гродно? В нем на основе преемственности использованы многие положения генплана 1973 г. И это не удивительно, потому что наиболее важным достижением периода реализации этого генерального плана является строгое соблюдение градостроительной дисциплины, четко реализованные направления территориального развития города в определенных границах, верное функциональное размещение микрорайонов и последовательность их застройки, хотя ряд поставленных важнейших для города целей не удалось решить, главным образом из-за нехватки средств, а в некоторых случаях из-за сложности исполнения в натуре принятых проектных решений.
Задачей настоящего генерального плана, определяющего на основе “стратегии совершенствования городской среды” порядок развития города не только на период двух первых этапов (до 2020 г.), но и на отдаленную стратегическую перспективу, является выработка и принятие таких проектных решений, которые обеспечат условия более надежной и устойчивой реализации основных положений генерального плана по оптимальному пространственно-территориальному развитию города на основе рационального использования имеющихся ресурсов и инвестиций независимо от возможных изменений внутренних и внешних условий, параметров экономико-социального характера.
Поставленная задача решалась как на основе прогнозирования роста экономики города, так и некоторого увеличения населения (поэтапно до 330 и до 345 тыс. жителей к 2020 г.) с наращиванием жилищного фонда. Выход на гарантируемый стандарт 24 м2/чел. общей площади потребует преодолеть дефицит в 32 тыс. квартир или усадебных домов и поэтапно довести объем жилищного фонда до 6834,4, а затем до 8282,6 тыс.м2 соответственно росту населения.
Такие масштабы жилищного строительства требуют соответствующих территориальных резервов, особенно для усадебной застройки. Мы не встретили особых проблем по предстоящему развитию территории города благодаря деловому взаимопониманию, существующему между городским и районным исполнительными комитетами. Мы тщательно обосновали проектную городскую черту при сравнительно небольшом, до 30%, поэтапном приросте территории, площадь которой может составить 11 458 га при полной реализации решений генерального плана.
Особое внимание авторы уделили основе градостроительного проекта — пространственной организации территории. В конечном результате в соответствии с градостроительными законами мы получили четкую композицию городского плана с явно выделяющимся центральным ядром, законченными жилыми планировочными образованиями, обособленными промзонами, обширной водно-зеленой ландшафтной зоной и взаимосвязанной сетью улиц и дорог.
Планировочная модель города построена на природных и градообразующих осях. Формирование планировочного каркаса города осуществляется на основе структурного развития функциональных зон на основных градообразующих осях — магистралях, выходящих на главные внешние территориальные направления связей между столицами соседних европейских государств: Минском, Варшавой и Вильнюсом. Градообразующим осям органично соответствуют природные оси — долины рек Неман и Лососна с их богатейшим природным ландшафтом.
Планировочный каркас города использован для формирования радиально-кольцевой структуры с ярко выраженной центральной планировочной зоной, включающей в себя общегородской общественный и историко-культурный центры. Вокруг зтой зоны с 50-х годов прошлого столетия (в советское послевоенное время) планомерно формировались пять планировочных районов, составляющих “срединную планировочную зону города”.
Дальнейшее функциональное развитие города переходит в “периферийную планировочную зону города”, также построенную на принципах компактной планировочной структуры и предусматривающую направления дальнейшего беспрепятственного пространственно-территориального развития “Большого Гродно”. Такая направленность территориального развития города определилась в зависимости от ряда объективных факторов, к которым относятся комплекс планировочных ограничений, состояние развития прилегающего района, градостроительная политика и т.д.
Городские территории развиваются по принципу взаимосвязи всех функциональных зон на территориях последующих этапов реализации, включая и перспективные направления. Предусматривается также совершенствование уже сложившихся функциональных зон с целью эффективного использования их территорий.
В генеральном плане рассматривается и устанавливается четкий градо-строительный принцип функционального зонирования территорий города. Этот принцип, составивший тридцать лет тому назад основу долголетнего планировочного развития города, привел к положительным и успешным результатам реализации генерального плана города, утвержденного в 1973 г. И сегодня сохраняются все условия по моделированию дальнейшего рационального пространственного плана города и его окружения.
По этому принципу предусмотрены решения по дальнейшему развитию общегородского центра с переносом некоторых его функций в зоны общественных центров соседних планировочных районов. Установлено четкое отношение к реконструкции и реставрации исторического ядра с сохранением планировочной сети старого города, поддержанию общего объемно-пространственного построения сомасштабной человеку среды, обеспечиваются характерные видовые перспективы.
Заложены принципы дальнейшего формирования жилых зон, центров планировочных районов по новым планировочным осям северного, южного и западного направлений развития города. Соответствующие решения определились для специализированных центров, производственных и коммунально-складских территорий.
Для первых резервируются соответствующие им лучшие территории, вторые получают статус упорядочения планировочной структуры с правом развития производств не выше V—IV класса санитарной опасности и проведения ими мероприятий по упорядочению, благоустройству и озеленению территорий.
Как на первом, так и на втором этапах размещение жилой многоквартирной и усадебной застройки должно осуществляться в порядке и по контрольным показателям, принятым в “Программе развития планировочных районов”.
В процессе решения градостроительных задач, направленных на улучшение социальных и жилищных условий населения, необходимо целенаправленно использовать и развивать территории, предназначенные для дальнейшего развития ландшафтных, спортивных и парковых объектов.
Формирование современного города в новых границах должно осуществляться также с проведением необходимой реконструкции сложившихся городских территорий. Генеральным планом предусматривается комплекс реконструктивных мероприятий, основу которых составляет как эффективность использования сложившихся территорий, так и совершенствование структуры и качества жилых районов и объектов социальной сферы. Эта тема характерна для всех функциональных зон, жилых и производственных территорий.
Принципиально отличает новый генплан от всех прежних особое отношение к использованию территорий усадебной застройки в срединной и на особых участках центральной планировочной зоны, где за все время активного развития города такие территории не подвергались предусмотренной генеральными планами реконструкции, связанной со сносом домов. В современных экономических условиях проблема данной территории еще более усложнилась и не может решаться без активного участия самих домовладельцев.
Новый генеральный план устанавливает для таких территорий, как правило, режим модернизации усадебной застройки, предусматривающий:
сохранение вида функционального использования территории;
приведение параметров сложившейся застройки к современным нормативным требованиям (усадебная застройка городского типа);
осуществление коренного высококачественного обновления зданий и сооружений, полного инженерного благоустройства и озеленения;
расчистку участков от изношенных и временных строений, хозяйственных построек для содержания и выпаса скота;
соблюдение ограничений, налагаемых градостроительными, санитарно-гигиеническими и другими условиями к данной территории, в том числе соблюдение установленных прибрежных полос рек и водоемов.
Юридический статус землепользования в городе должен определяться специальным документом — Градо-строительным кадастром с подробным описанием условий и режимов пользования территориями различного назначения, на основе положений генерального плана и детальных планов планировочных районов города.
Направления и порядок дальнейшего градостроительного развития города будут определяться Планом функционального зонирования и режимами использования территории, который предстоит разработать в первоочередном порядке.
При назначении режимов использования территории следует исходить из статуса генерального плана, который не является ни запрещающим, ни разрешающим юридическим документом, а лишь определяющим или предназначающим направление и порядок территориального развития города. После утверждения генеральный план становится одновариантным юридическим документом управления градостроительной деятельностью, не предоставляющим права выбора какого-либо иного варианта использования территорий вместо предусмотренного генпланом.
Текстовое сопровождение принятых в генеральном плане режимов территорий крупных функциональных зон или отдельных территорий и участков должно осуществляться реестром “Обязательных режимов функциональных зон” в табличной форме соответственно Основному чертежу, на котором приводимые в реестре данные обозначаются графически — цветом, а также буквами и цифрами.
В этом документе будут достаточно подробно определены основные типы, подтипы функциональных зон или виды застройки.
Можно привести некоторые из принятых в генплане обязательных режимов использования территорий:
Новые территории, включенные в перспективную городскую черту, используются поэтапно строго в соответствии с их функциональным назначением; прежние землепользователи и землевладельцы сохраняют свои земельные права, как правило, без права приватизации участков до момента отчуждения их территории для городской застройки.
На территориях, включенных в зоны историко-архитектурного наследия, устанавливается режим в соответствии с Законом об охране историко-культурного наследия Республики Беларусь, разделом 4.8 Обосновывающей части генплана и Проектом историко-архитектурного и инженерного обоснования регенерации исторической застройки города.
В санитарно-защитных зонах (СЗЗ) промпредприятий, поименованных в разделах 3 и 7 Обосновывающей части, а также в полосах отвода железной дороги и прибрежных полосах рек запрещается приватизация земельных участков, новое строительство и реконструкция жилых домов; существующие дома подлежат амортизации или сносу согласно проектам СЗЗ предприятий.
Из жилых районов подлежат переносу на территории промышленных районов или закрытию объекты, оказывающие негативное воздействие на жилые районы (по утверждаемому перечню).
Подлежат закрытию для захоронения в пределах проектной городской черты старые городские и деревенские кладбища, их территории подлежат благоустройству, а прилегающая усадебная застройка — оборудованию водопроводом и канализацией.
Модернизация и реконструкция могут производиться только в соответствии с утвержденным детальным планом или проектом застройки планировочного района (квартала, участка) соответствующей территории.
Генеральным планом достаточно подробно разработаны и определены Приоритетные направления развития инженерной инфраструктуры и системы городского транспорта.
Все, о чем говорилось выше, не могло быть решено само по себе в границах городской черты. Речь пойдет о Гродненском планировочном районе. В работе над генпланом с целью комплексного градостроительного обоснования его решений была выявлена зона активного взаимодействия города с прилегающей территорией — ближайшим окружением — Гродненским планировочным районом, или “Большим Гродно”, проанализированы преобразования в сети поселений, использовании территорий, развитии транспортной и инженерной инфраструктур.
К настоящему времени в области сложилась достаточно развитая и равномерно рассредоточенная сеть опорных городских и сельских поселений с определенными зонами их активного взаимодействия на окружающей территории.
Функционально-планировочная организация города, его территориальное развитие, а также происходящие преобразования в его окружении взаимоувязаны и взаимообусловлены.
Потенциал территории, окружающей город, в значительной степени определяет возможности его развития. По мере роста города между ним и территориями, расположенными в зоне его влияния, развиваются связи в сфере производства, культурно-бытового и рекреационного обслуживания, инженерно-технического обеспечения.
Одной из задач генплана является определение ареала активного взаимодействия Гродно с прилегающей территорией, что во многом определяется сложившимися в окружении территориально-планировочными условиями: взаиморасположением территорий различного назначения, транспортными направлениями, лесными массивами, водными акваториями, открытыми пространствами, а также количеством, взаимным размещением и интенсивностью трудовых связей, систем обслуживания и отдыха жителей.
По удаленности от города и количеству объектов в границах района выделяются 3 пояса сосредоточения производственно-хозяйственных функций.
Первый, ближний пояс формируется из поселений, примыкающих к городской черте или расположенных в непосредственной близости от города.
На удалении 5—8 км от города выделяется второй, внутренний пояс крупных сельских центров (Гожа, Вертелишки, Путришки, Коптевка, Коробчицы, Барановичи, Подлабенье), в которых к административным, сельскохозяйственным и обслуживающим функциям первичного уровня добавляются функции несельскохозяйственного профиля, как правило, развивающихся совместных акционерных предприятий, производственно-коммерческих фирм. Вблизи таких поселений, как Новая Гожа, Колбасино, расположены участки создаваемой СЭЗ “Гродноинвест”.
Третий, внешний пояс сельских центров во многом связан с системой организации оздоровления, санаторно-курортного лечения, детских оздоровительных лагерей (д. Озеры, п. Поречье, д. Святск, д. Новая Рудня).
Такое зонирование дало нам возможность выявить границы пригородной зоны города и ареала повседневных передвижений населения.
Не менее важным является принципиальное рассмотрение проблем города в соотношении с системой особо охраняемых территорий в Гродненском районе как части единой республиканской и областной систем, создаваемой с целью обеспечения охраны наиболее ценных ландшафтных комплексов. В пределах района образован ряд заказников областного и местного значения, характеризующихся высокими показателями биоразнообразия флоры и фауны.
В генеральном плане проведена корректировка и уточнение ранее намеченных границ зеленой зоны и лесопарковой части в соответствии с нормативными требованиями и более тщательным отбором наличных лесных ресурсов в окружении города, отличающихся благоприятными рекреационными качествами и эстетически ценным ландшафтом вдоль рек Неман и Лососна.
Одним из ответственных решений является установление для Гродно зоны особого государственного регулирования (ЗОГР), которая включает особо ценные природные территории, необходимые для защиты водно-ландшафтного природного комплекса и территории города от негативных техногенных воздействий и для оздоровления окружающего воздушного бассейна. ЗОГР занимает около 10% площади административного района и будет служить резервом для возможного территориального развития города в отдаленной перспективе, а также действенным контролем за использованием территорий вокруг города и его ближайшего окружения, эффективным использованием и охраной природных ресурсов.
Таким образом, возвращаясь к задачам, определенным нами в начале статьи, мы можем сказать, что новый генеральный план Гродно отвечает всем современным требованиям градостроительной науки и законодательства и обеспечит успешное проведение архитектурно-градостроительной деятельности всеми ее участниками.