Анализ жилищного строительства в Республике Беларусь в 1996–2004 гг. позволил выявить и обобщить ряд недостатков в управлении жилищным строительством. Одним из них является существующая система учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. На начало 2005 г. на жилищном учете состояло 552,2 тыс. семей, или около 17% населения страны. При этом следует отметить, что в Беларуси до 1 июля 1999 г. правом постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий пользовались граждане, у которых обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи была 6–8 м2 и менее. С введением в действие нового Жилищного кодекса такое право предоставлено всем, кто имеет в расчете на одного человека 15 м2 и менее.
В результате перехода при учете нуждающихся от норматива жилая площадь к нормативу общая площадь доля домохозяйств, могущих воспользоваться правом встать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, потенциально возрастет с 17 до 30%. Иными словами, очередь пополнится почти 3 млн человек (30% населения республики), которые в соответствии с действующим законодательством получают право доступа ко всей совокупности льгот, связанных со строительством и приобретением жилья в частную собственность.
Цифры возрастут еще больше, если принять во внимание молодые семьи, которым Жилищный кодекс 1999 г. предоставляет возможность включения в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий. Молодые семьи и молодые граждане из числа одиноких матерей, разведенных (овдовевших) супругов, воспитывающих несовершеннолетних детей, в том числе проживающие совместно с родителями (невзирая на уровень обеспеченности жилой площадью), принимаются на отдельный учет и имеют право на совместное использование льготного кредита и одноразовой безвозмездной субсидии.
Значительное число граждан имеют право на внеочередное или первоочередное улучшение жилищных условий. К таковым относятся инвалиды Великой Отечественной войны, военнослужащие, уволенные в запас (отставку), и другие льготные категории граждан. Часть населения, не имеющая возможности обеспечить себя жильем даже с помощью субсидий и льготных кредитов, должна получить его по договору срочного найма. Такое жилье может строиться за счет средств бюджета.
Однако финансовые возможности населения и государства, направляемые на жилищное строительство, весьма ограничены. В связи с этим следует совершенствовать действующий механизм учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, допускающий многоразовую их регистрацию. Это связано с тем, что постановка на учет осуществляется местными исполнительными и распорядительными органами, а также предприятиями и организациями. В соответствии с Жилищным кодексом по месту работы встать на такой учет может каждый член семьи.
На наш взгляд, целесообразно ввести персонифицированный учет этой категории граждан на базе общереспубликанской компьютерной сети, включив в нее данные местных исполнительных и распорядительных органов, предприятий и организаций, осуществляющих постановку на жилищную очередь. Кстати, практику ведения электронного учета очередников в обл(рай)исполкомах успешно осуществляет Минский горисполком, опыт которого может оказаться полезным для распространения.
Одним из вариантов, позволяющим исключить двойной счет, может быть следующий. Семья, нуждающаяся в улучшении жилищных условий, первоначально принимается на учет по месту жительства. В отделах жилищной политики, как правило, работают специалисты, в необходимой мере владеющие знаниями в области жилищного права, следовательно, в очередь будут включены семьи, жилищные условия которых действительно позволяют отнести их к числу нуждающихся. После этого любой член семьи может обратиться для постановки на учет по месту работы.
В этом случае при определении количества семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, следует принимать во внимание только те, что состоят на учете по месту жительства. Такой подход упростит сбор статистических данных и исключит возможность двойного счета. Однако для реализации данного предложения необходимо внесение изменений в действующее законодательство в области жилищных отношений.
Нуждается в уточнении и действующий порядок расчета отдельных показателей, характеризующих уровень решения жилищной проблемы. Проведенный анализ показал, что обеспеченность общей площадью населения, проживающего в сельской местности, несколько завышена, а городского — занижена. Часть граждан, постоянно прописанных в городских поселениях, имеют жилые дома в сельских населенных пунктах. При исчислении общей площади, приходящейся на одного сельского жителя, такие граждане не учитываются. В соответствии с действующим законодательством при постановке на учет нуждающихся расчет обеспеченности горожан жильем осуществляется исходя из общей площади жилых помещений, находящихся только в городских поселениях, без учета принадлежащего им жилья в сельской местности.
Количество семей, состоящих на учете 10 лет и более, является индикатором остроты жилищной проблемы в нашем обществе. Реальные жилищные условия этих семей не соответствуют нормативным в большей степени, чем каких-либо других. В основе мотивации их обращения в органы для постановки на учет нуждающихся лежит объективно сложившаяся потребность в улучшении жилищных условий. Некоторая же часть семей искусственно ухудшает условия своего проживания для включения их в очередь нуждающихся, что открывает им доступ к льготным кредитам, одноразовым безвозмездным жилищным субсидиям на строительство жилья, другим видам государственной поддержки.
По данным Минжилкомхоза, на конец 2003 г. в республике 32,2 тыс. граждан имели в собственности от 2 до 5 квартир и индивидуальных жилых домов. Половина этих людей — жители Минска. По данным переписи населения 1999 г., в индивидуальных домах и квартирах проживали 8557 тыс. человек, или 85,2% населения страны. Не имели отдельного жилья 14,8% населения, из них 6,3% проживали в общих квартирах или занимали часть индивидуального дома, 5,9% — в общежитиях. Снимали жилье 126,5 тыс. человек, или 1,2%. Незначительная часть населения (1,6%) проживала в других жилых помещениях и институциональных учреждениях.
Поэтому при постановке на учет нуждающихся предлагается, во-первых, обязательно учитывать благоустроенную жилую площадь, находящуюся в собственности граждан в других населенных пунктах, включая сельские. Во-вторых, как временную меру законодательно определить первоочередное улучшение жилищных условий граждан, состоящих на учете и не имеющих собственного отдельного жилья, или обязательный процент построенного жилья для распределения данной категории граждан.
В качестве основного показателя решения жилищной проблемы в Беларуси предлагается считать количество семей, снятых с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий как в результате жилищного строительства, так и покупки, обмена жилого помещения. Для этого необходимо внести в установленном порядке изменения в Жилищный кодекс, а также в Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республике Беларусь, утвержденные постановлением Совета Министров № 1468 от 22.09.1999 г.
Требует совершенствования и планирование объемов жилищного строительства. До 1994 г. задания по вводу жилья в эксплуатацию в основном доводились в квадратных метрах общей площади. В Национальной жилищной программе на 1994–1996 гг. в качестве основной расчетной единицы принята квартира общей площадью 64 м2. Это связано с тем, что преимущественной формой обеспечения населения жильем является поквартирное заселение семей, а уровень решения жилищной проблемы оценивается достигнутым соответствием между количеством домохозяйств (семей и одиночек) и количеством жилых помещений (при учете их качества и местонахождения). Такой подход используется в большинстве европейских государств. С принятием Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996–2000 гг. произошел возврат к планированию заданий по вводу жилья в эксплуатацию в квадратных метрах общей площади. При этом, несмотря на то, что главными показателями, на основе которых определяется уровень решения жилищной проблемы в республике, являются количество семей, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, и средняя обеспеченность общей площадью на душу населения, планирование объемов жилищного строительства пока еще осуществляется без должного учета этих факторов. Соотношение объемов жилья в регионах и общего ввода жилья в республике за исследуемый период не имело стабильного характера. Оно увеличивалось либо уменьшалось в каждом регионе без четко выраженных тенденций.
Так, в настоящее время основой планирования жилищного строительства в Республике Беларусь являются годовые задания по вводу жилья, которые утверждаются правительством страны на основании планируемых местными исполнительными и распорядительными органами объемов ввода жилья, с одной стороны, и выделяемого объема государственной финансовой поддержки — с другой. Распределение средств, поступающих на оказание государственной финансовой поддержки в населенных пунктах, осуществляется облисполкомами. Выбор объектов, получающих тот или иной размер бюджетной помощи, носит зачастую субъективный характер. При этом не в полной мере учитываются острота жилищной проблемы в регионе и соотношение вводимого жилья к числу жителей конкретного населенного пункта. Кроме того, анализ соотношения фактора нуждаемости к величине заданий по вводу жилья в эксплуатацию свидетельствует, что доводимые задания в большей степени корреспондируются с объемами незавершенного строительства и достигнутого ввода общей площади жилых домов в эксплуатацию в предшествующий период, чем с показателями уровня решения жилищной проблемы. Это означает, что планирование жилищного строительства осуществляется от достигнутого уровня. Следовательно, его результаты не приводят к каким-либо значимым изменениям в обеспеченности жильем граждан, проживающих в разных административно-территориальных единицах. Поэтому прежде всего следует навести порядок в системе учета граждан, и планирование объемов жилищного строительства осуществлять с учетом остроты жилищной проблемы в регионах и населенных пунктах пропорционально количеству семей, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
На сегодняшнем этапе социально-экономического развития нашего общества жилищное строительство необходимо рассматривать только как один из способов улучшения жилищных условий граждан. Приоритет, скорее всего, должен быть отдан рациональному и эффективному использованию существующего жилищного фонда. Важнейшим направлением здесь является перераспределение между пользователями имеющегося жилья при обязательном учете их интересов. Прирост жилого фонда должен осуществляться не только за счет нового строительства, но и за счет его реконструкции с надстройкой дополнительных этажей и мансард. Необходимо переориентировать распределение инвестиций между городом и селом, активизировать роль предприятий в обеспечении своих работников жильем.