Сложившаяся в современных белорусских поселениях среда обитания ориентирована на людей практически здоровых и вообще не учитывает ограничений, возникающих у лиц с физическими и сенсорными отклонениями — у тех, кто не может пройти по лестнице, преодолеть турникет, открыть форточку в верхней части окна, увидеть сигнал светофора, услышать сообщение диспетчера на автовокзале и т.п. Это результат как традиционного для нашей культуры отношения к слабым, так и последовательного применения норм проектирования, десятилетиями действовавших в СССР и унаследованных Беларусью. Негуманность такой среды по отношению к лицам с ограниченными по здоровью возможностями у нас стала осознаваться относительно недавно. Скорее всего, это произошло под воздействием политики ООН и под влиянием опыта многих зарубежных стран, где работа по гуманизации среды обитания, по приспособлению ее к особенностям людей с нарушениями здоровья, вызванными увечьями, болезнями, травмами, пороками развития, врожденными пороками, возрастом, беременностью и т.п., ведется давно и результаты ее воплощены не только в законах и нормах, но и “в натуре”. Чтобы эти люди могли не ощущать на каждом шагу своей ущербности, могли жить максимально полноценной жизнью в современных насыщенных техникой поселениях, среду необходимо приспособить к их ограниченным (по сравнению с практически здоровыми) возможностям, как приспособили, например, к возможностям большинства лестницы в жилых домах массового строительства, нормативно ограничив их крутизну и снабдив ограждениями с удобными поручнями.
Организация и полигоны исследования. В Беларуси исследования, специально направленные на выявление требований лиц с ограниченными по здоровью возможностями, были начаты в 1990 г. по инициативе Республиканского общества инвалидов (конкретно Н.И. Колбаско и В.П. Потапенко). Общество выступило заказчиком, исполнителем был архитектурный факультет БПИ/БГПА (руководитель темы — И.А. Иодо, ответственные исполнители — Е.С. Агранович-Пономарева, К.К. Хачатрянц).
В первоначальном варианте технического задания, составленного заказчиком, речь шла:
а) исключительно об инвалидах с нарушениями опорно-двигательного аппарата, прежде всего об инвалидах, передвигающихся на креслах-колясках;
б) о приспособлении к возможностям таких инвалидов общественных зданий национального значения — театра оперы и балета, аэровокзала, железнодорожного вокзала, Дома правительства и т.п.
По настоянию исполнителей границы исследования значительно расширены. В качестве субъекта были намечены инвалиды всех нозологических категорий, в качестве объекта — архитектурные объекты повседневной среды обитания, включая жилые дома, придомовые территории, общественные здания массового использования, их участки, улицы и дороги, озелененные пространства общего пользования. Впоследствии оказалось, что и эти границы излишне сужены. Следует говорить о приспособлении среды не только к требованиям инвалидов, т.е. лиц, чья нетрудоспособность по здоровью подтверждена документально, но и к требованиям всех лиц с ограниченными возможностями, даже если они считаются трудоспособными, но испытывают затруднения при передвижении и самообслуживании (например, взрослые с детьми на руках или в колясках).
Полигоном исследований по согласованию с заказчиком был выбран Фрунзенский, на период обследования самый многолюдный, район Минска. Очевидно, что разные категории инвалидов предъявляют разные требования к среде и что созданием безбарьерной среды для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, не решаются проблемы слепых, глухих, инвалидов по сердечно-сосудистым, онкологическим, урологическим, инфекционным и другим заболеваниям. Это означало необходимость провести выборочное исследование, представив в выборках все категории инвалидов со специфическими требованиями к среде обитания. Сразу же обнаружилось отсутствие информации о генеральной совокупности инвалидов и в количественном и в структурном отношении, что существенно затруднило построение выборок. Практически нам самим пришлось определить с максимально возможной полнотой списочный состав инвалидов Фрунзенского района с выявлением их индивидуальных характеристик, значимых для целей обследования. Первичным материалом при этом служили данные поликлиник (общих, а также МВД, КГБ, Министерства обороны, железной дороги), ЖЭС, центров по начислению пенсий. Все отраженные в документах сведения по каждому инвалиду фиксировались в персональных картах. Было выявлено более восьми тысяч инвалидов, установлены их почтовые адреса, домашние телефоны, семейное положение, пол, возраст, жилищные условия, медицинское обслуживание на дому и в поликлинике по поводу инвалидности и, самое главное, причина инвалидности, степень подвижности, дата признания инвалидом. Были построены достаточно представительные выборочные совокупности. 800 человек (10% списка) были отобраны для проведения интервью по телефону (предварительная программа включала 11 вопросов, реально их число колебалось). На основе обработки результатов интервью и выявления некоторых закономерностей была составлена выборка, включающая около 400 человек для анкетирования на дому. Анкета включала 72 вопроса, опрашивались сами инвалиды и члены их семей (в семьях детей-инвалидов, неподвижных инвалидов, а также всех, кто не мог отвечать по состоянию здоровья на момент опроса). Параллельно с опросом проводилось уточнение реального семейного положения инвалида, а также жилищных условий (с определением помещения, занимаемого инвалидом, размещения его спального места, наличия в комнате инвалида спальных мест для других членов семьи, передвижения инвалида по квартире, использования им подсобных помещений); в многоквартирных домах — характера и состояния внеквартирных пространств (входных узлов, лестниц, лифтов, мусоропроводов при их наличии) и придомовых территорий (наличие дворов, их защищенность от транспортного и пешеходного транзита, использование придомовых территорий инвалидом); в одноквартирных домах дополнительно изучались инженерное оборудование дома, связь дома и участка, планировка и оборудование участка, использование участка инвалидом. Кроме того, фиксировалось на схеме размещение учреждений обслуживания, регулярно используемых семьей, и выяснялась доступность этих учреждений для инвалида в разные поры года.
Обработка данных анализа документов, опросов и наблюдений позволила сделать некоторые выводы, значимые для проектирования городской среды с учетом потребностей инвалидов.
В 1993 г. было выполнено еще одно исследование по формированию среды, обеспечивающей социальную интеграцию инвалидов (руководитель темы — И.А. Иодо, ответственные исполнители — Е.С. Агранович-Пономарева, К.К. Хачатрянц). В этой работе объектом исследования, помимо городской среды и жилых домов, становятся общественные здания массового использования — магазины товаров повседневного спроса, поликлиники, аптеки, отделения связи. Более глубокое по сравнению с предыдущими работами натурное обследование выявило неприспособленность этих объектов к требованиям лиц с ограниченными возможностями здоровья из-за ряда недостатков: отсутствие пандусов, ограждений, крутые наружные лестницы, узкие дверные проемы, качающиеся двери, турникеты, узкие тамбуры, отсутствие площадок для парковки транспортных средств инвалидов, мест отдыха и ожидания.
Группы населения, возможности которых следует учитывать при проектировании среды. Помимо инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках (примерно 0,1–0,2% населения), необходимо учитывать особенности:
лиц с другими нарушениями опорно-двигательного аппарата (вследствие ампутации, травмы, перенесенного инсульта, детского церебрального паралича, костного туберкулеза, артрита, артроза и т.п.); их специфические требования также, как и предыдущей категории, касаются прежде всего горизонтальных и вертикальных коммуникаций, но они не совпадают с требованиями колясочников;
слепых и слабовидящих; этой категории необходимо обогащение информационного поля среды с тем, чтобы компенсировать отсутствие или резкую недостаточность зрительных ощущений, закрепление в пространстве рабочего поля, определенный порядок размещения средовых элементов в границах этого поля и др.;
глухих и слабослышащих; в этой группе велика доля молодых, активных, спортивных, для которых, как ни для одной другой категории, важна близость к жилищу открытых и закрытых спортивных сооружений;
семей с детьми-инвалидами; их специфические требования, непосредственно связанные с состоянием ребенка, касаются всех уровней среды — от планировки и оборудования квартиры и жилого двора до наличия специальных лечебных и учебных учреждений; учет этих требований чрезвычайно важен, от него зависит степень абилитации и социализации ребенка;
одиноких инвалидов и семей, состоящих из нескольких инвалидов; здесь специфические, зависящие от состояния здоровья требования дополняются требованиями регулярного медицинского и социального обслуживания на дому;
неизлечимых неподвижных или почти неподвижных больных — онкологических, перенесших инсульт, тромбоз сосудов головного мозга, травму позвоночника и т.п.; этих людей выписывают из лечебных учреждений, родные ухаживают за ними сами, иногда годами; при этом возникают проблемы с обеспечением больного свежим воздухом, с размещением спального места для ухаживающих за ним, усложняется уход за одеждой и бельем и т.д.
Выделенные категории вместе с членами семей составляют не менее 25–30% населения.
Требования одиноких инвалидов и семей с инвалидами к расселению. На момент обследования 94% изучаемых семей с инвалидами проживали в отдельных квартирах (в многоквартирных домах — 77%, в одноквартирных — 17%), 3% — в общежитиях, 3% — в коммунальных квартирах. При этом 42% инвалидов спали в отдельной комнате, 53% — в комнате на двух человек. Это достаточно высокие (на момент обследования) показатели жилищной обеспеченности. Тем не менее недовольными условиями проживания оказались 57% опрошенных (в общежитиях — 100%, в многоквартирных домах без лифтов — 67%, в многоквартирных домах с лифтом — 59%, в одноквартирных домах — только 16%).
Большинство (52%) недовольных своими жилищными условиями хотели бы улучшить их, переехав в новую квартиру, 24% ориентированы на перепланировку и переоборудование имеющегося жилища. При этом лишь примерно 12% желающих переехать хотели бы перебраться в коттедж, а более 80% — в многоквартирный жилой дом с лифтом. Почти все предпочитают дома общего типа, хотят жить по соседству с обычными, практически здоровыми людьми. Лишь единицы (среди полностью неподвижных инвалидов и одиноких престарелых) высказали согласие переселиться в дом-интернат для инвалидов и престарелых, а среди слепых — в специализированный социально-производственный комплекс. Этот результат совпадает с данными других исследователей — инвалиды и их семьи против пространственной и социальной сегрегации, они хотят если не быть такими, как все, то хотя бы жить там же, где все. Чтобы выполнить это естественное желание, всю жилую среду повсеместно надо проектировать с учетом возможностей инвалидов.
Требования инвалидов к путям передвижения. Основные требования исходят от лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, которым необходима безбарьерная среда, обеспечивающая им возможность самостоятельного передвижения внутри зданий и на открытом воздухе. Для инвалидов, передвигающихся на кресле-коляске, необходимы достаточные размеры путей передвижения и проемов на их пути, наличие мест для разворота коляски, отсутствие порогов и других резких перепадов высот, устройство пандусов, подъемников и лифтов там, где такие перепады неизбежны. Для лиц с другими поражениями опорно-двигательного аппарата важен уклон лестниц, наличие ограждений определенной высоты с удобными для охвата кистью перилами. Для всех важно размещение приемных клапанов мусоропроводов и входов в лифт на уровне этажных (а не межэтажных) площадок, а также нескользкость покрытия путей передвижения, в том числе при охлаждении и увлажнении. Для слабовидящих необходимо контрастное выделение краев ступеней, для слепых — ограничительные бортики на дорожках и лестницах.
Все эти требования касаются жилых домов и придомовых территорий, общественных зданий и их участков, общедоступных открытых пространств и т.д., причем самое главное — обеспечить непрерывность путей передвижения, доступных инвалидам: проблемы гуманизации среды не решаются выборочным приспособлением отдельных точек и зон.
Требования семей с инвалидами к планировке квартир. Выявление этих требований не входило в задачи исследования: предполагалось, что их можно найти в литературных источниках. Они выявились “стихийно” в процессе опроса и потому не могут претендовать на полноту. Было замечено, что наиболее короткие и удобные внутриквартирные связи формируются там, где комната инвалида размещена в глубине квартиры, а кухня и санитарный узел — в центре квартиры, вблизи комнаты инвалида. Удобно, когда кухня имеет прямой выход на остекленную хозяйственную лоджию с холодной кладовой. Комфорт комнаты инвалида повышается, если при ней также есть лоджия — для многих она является единственным местом, где инвалид может дышать свежим воздухом. Комната инвалида должна допускать размещение еще одного спального места для ухаживающего за ним человека.
Посещение объектов обслуживания. Чаще всего инвалидами посещаются предприятия торговли, аптеки и поликлиники. Многих инвалидов (в первую очередь слабовидящих и с ограниченной подвижностью) удаленность от дома этих объектов лишает способности к самообслуживанию, в особенности зимой. Часть работающих инвалидов (4% опрошенных) кроме названных объектов посещают библиотеки, стадионы, бассейны. На прямой вопрос о том, какие общественные объекты необходимо прежде всего приспособить к требованиям инвалидов, ни один человек не выбрал вокзалы, театры, музеи. На первое место по значимости для себя лично 82% опрошенных поставили необходимость создания в каждом микрорайоне центра социальной поддержки инвалидов, на второе — создание порядка на открытых территориях, их повсеместное качественное мощение, освещение, защиту от транзитного транспорта, своевременную очистку от снега, устройство ограждений и т.п.
По результатам исследования было проведено экспериментальное проектирование: эскизный проект создания безбарьерной среды в границах центрального ядра Минска, проект центра социальной поддержки инвалидов (в реконструируемом здании детского сада — рис. 1), проект реконструкции четырех микрорайонов по проспекту Пушкина (рис. 2).
Рис. 1. Создание безбарьерной сети путей сообщения на территории микрорайонов
А. Схема результатов натурных наблюдений и опросов
Б. Схема, поясняющая проектное решение
Рис. 2. Проектное предложение реконструкции микрорайонов.
Микрорайоны разбиты сквозными проездами на кварталы, что улучшает условия транспортной доступности жилых домов и облегчает пространственную ориентацию. Создан безбарьерный пешеходный каркас. На осях и узлах каркаса размещены дополнительные малые торговые точки. В каждом квартале организованы пространства, удобные для отдыха многих категорий лиц с ограниченными возможностями. При большинстве домов предусмотрены замкнутые или полузамкнутые жилые дворы, освобожденные от транспортного пешеходного транзита
Рис. 3. Открытые озелененные территории общего пользования, доступные для лиц с ограниченными возможностями:
1— магазины, кафе; 2 — досуговый центр; 3 — игровые автоматы, кафе; 4 — площадки отдыха
Рис. 4. Центр социальной поддержки лиц
с ограниченными возможностями:
1 — социальные службы;
2 — центр общения;
3 — центр психологической помощи;
4 — центр медицинского обслуживания
и физиотерапевтических процедур;
5 — физкультурный центр, сауна;
6 — кафе;
7 — учебно-
производственный центр;
8 — администрация;
9 — гаражи
В последнем проекте продумано создание защищенных дворовых пространств и междворовых территорий; создание пешеходного каркаса микрорайонов, приспособленного для передвижения лиц с различными нарушениями опорно-двигательного аппарата; дисперсного размещения вдоль этого каркаса объектов приближенного обслуживания (радиус доступности от основных входов в жилые дома не более 200–250 м); размещение в каждом микрорайоне центра социальной поддержки инвалидов.
Проектный эксперимент подтвердил принципиальную возможность сплошного приспособления городской среды к требованиям лиц с ограниченными возможностями здоровья. На этой основе были разработаны нормативные документы: изменения к СНиП “Жилые здания”, “Общественные здания”, “Административно-бытовые здания”.
Кроме того, соответствующие позиции были включены в СНБ “Пути сообщения в городах и сельских населенных пунктах”.