Туризм является одной из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. На туризм расходуется 12% мирового валового продукта, 8% общего мирового экспорта и 30–35% мировой торговли услугами. По прогнозам Всемирной туристской организации, количество туристов на планете к 2020 г. будет составлять более 1 млрд 600 млн человек, в том числе в Европе – 717 млн человек.
В Республике Беларусь в соответствии с показателями, установленными Национальной программой развития туризма Республики Беларусь на 2005—2010 годы, ожидается существенный рост количества как отечественных, так и иностранных туристов. Поэтому необходимо развитие индустрии гостеприимства, включающей развитую сеть объектов питания, размещения, обслуживания, развлечения туристов. Аттрактивное питание является важной составляющей системы туризма.
Питание как способ завлечь туристов. Питание в туризме рассматривается как неотъемлемая часть услуг гостеприимства и знакомства с местной культурой. Национальная кухня — один из способов не только получения удовольствия, но и познания страны.
Сеть объектов питания разнообразна. Это рестораны различной классности, бары, кафе, столовые, пункты быстрого питания и самообслуживания. Принято, что турист с утра должен непременно позавтракать, поэтому завтрак часто просто включается в стоимость размещения. Разновидности завтраков зависят от традиций страны или региона (европейский, английский, американский, белорусский и др.).
Виды питания всегда указываются в составе туристских услуг: завтрак, полупансион, полный пансион. Все большее распространение в туризме получает система “Все включено”, предоставляющая возможность питания и получения напитков, в том числе спиртных, весь день и ночь, в любое время и в любом количестве. Важен и вид обслуживания – шведский стол, табльдот (общий обеденный стол в ресторане), а-ля карт (индивидуальный выбор по меню).
Туры для гурманов. Пища является не просто обычной потребностью каждого человека, но и рассматривается туристами как развлечение и удовольствие. Питание разных народов и даже местностей имеет своеобразные, часто уникальные особенности. Хорошо угостить гостя – традиция, свойственная практически всем народам. Для многих туристов национальная кухня — привлекательный элемент программы тура.
Существуют специальные туры для гурманов, включающие систематизированное посещение различных ресторанов национальной кухни, дегустацию блюд и напитков, изучение принципов гастрономии и способов приготовления особенных блюд. Для туристов организуется посещение пивоваренных, винных, колбасных заводов. Устраиваются пивные фестивали, праздники дегустации различных сортов вин, другие аналогичные мероприятия, привлекающие большое количество туристов.
В ряде туристских центров создаются специализированные зоны, ориентированные на любителей дегустации и кулинарии. Например, в Вене есть улицы с винными и пивными ресторанами. В винных ресторанах подается вино, сделанное тут же из собранного на месте винограда, а виноградник начинается прямо за винарней и поднимается по склону холма (рис. 1, 2).
Аттрактивность внешнего вида ресторанов. Завлечь потенциального клиента – азы любого бизнеса. При большом и все увеличивающемся разнообразии объектов питания их аттрактивный внешний облик – козырь в конкурентной борьбе. Поэтому рестораны часто оформляются в виде пиратских кораблей, гигантских бочек, экзотических дворцов, рыбацких хижин и других завлекательных форм.
Аттрактивность архитектурных решений ресторанов – распространенный прием. Ресторан у автострады в окрестностях Вены, запроектированный Ф. Хундертвассером, привлекает внимание издали (рис. 3). Крышу ресторана в отеле “Blue Sky” в Кушадасах (Турция) трудно спутать с чем-то другим (рис. 4).
Оригинальное внешнее и внутреннее оформление с применением деревянной скульптуры имеет ресторан “Лесная подкова” в одном из польских Национальных парков в окрестностях Познани (рис. 5—7).
Внешний вид объектов питания во многом меняет облик городов в туристский сезон. Столы ресторанов выносятся на улицу (рис. 8). Места массовых посещений туристов раскрашиваются яркими цветами теневых навесов, зонтов, маркиз, рекламных композиций (рис. 9—11).
Аттрактивность интерьеров ресторанов и процесса принятия пищи. Привлекательность ресторанов можно оценивать по разным критериям. Цели посещения ресторанов у разных людей тоже разные – от простой потребности утоления голода до участия в праздничном действии.
Процесс принятия пищи во многих ресторанах имеет свой определенный ритуал и соответствующее оформление. Например, в странах с развитой индустрией туризма организуются ужины “у короля”, в рыцарском замке или в шатре бедуина.
Внутренний облик объектов питания имеет не меньшее значение, чем внешний. Оригинальность интерьеров ресторанов – одна из составляющих системы привлечения клиентов. Например, детское кафе в торгово-обслуживающем комплексе “Познань-Плаза” декорировано под пиратский корабль (рис. 12). Оригинальное решение имеет потолок, состоящий из глиняных горшков, в пиццерии в центре Манхэттена в Нью-Йорке (рис. 13), в интерьерах широко применяются национальные мотивы (рис. 14).
Украшением интерьеров ресторанов могут быть специальное праздничное оформление стола (рис. 15), оригинальные кондитерские изделия (рис. 16). “Изюминками” ресторанов являются фольклорные, цыганские, латиноамериканские и другие музыкальные и танцевальные коллективы, танец живота или фламенко (рис. 17).
Туристам самим предоставляется возможность приготовить мясо на мангале или в кипящем котле, выловить в пруду рыбу или выбрать ее в аквариуме. Эффектно приготовление блюд на глазах посетителей на пылающем огне (рис. 18). В музее материальной культуры “Дудутки” в окрестностях Минска гости присутствуют при выпечке хлеба, приготовлении сыра, самогона, которые тут же можно попробовать (рис. 19, 20).