Сегодня мы становимся свидетелями проникновения информационных технологий во все сферы жизнедеятельности.
И если совсем недавно интерес к автоматизации зданий проявлялся в основном при строительстве офисных центров и элитного жилья, то постепенно он распространяется и на другие объекты. В частности, ресторанный и гостиничный бизнес является благодатным, а в нашей стране и практически непаханным полем для поставщиков информационных решений.
Не нужно обладать большой фантазией и глубокими специальными знаниями, чтобы представить те проблемы, решить которые возможно в результате “интеллектуализации” деятельности гостиниц и ресторанов — заведений со сложной и комплексной инфраструктурой. Первым и пока единственным в Беларуси на этот путь ступило РУП “Отель “Минск”.
“Вторую жизнь” знакомый не одному поколению минчан гостинично-ресторанный комплекс начал после проведенной в 2002 г. масштабной реконструкции. Сейчас это фешенебельный отель категории “4 звезды” и крупный центр развлечений и отдыха. В его состав входят рестораны категории “люкс” — “Минск”, “Седьмое небо”, высшей категории — “Белая Русь”, работающий круглосуточно лобби-бар, витамин-бар. К услугам гостей расположенные в здании отеля казино и ночной клуб “Версус”. Гостиничный модуль располагает комфортными, элегантно обставленными номерами с электронными замками, системами климат-контроля, современной телефонной связью и спутниковым ТВ, оборудованным новейшими телекоммуникационными средствами конференц-залом.
Понятно, сколь сложным должно быть управление таким разветвленным хозяйством. Тем более что требования к уровню сервиса постоянно растут, а это диктует поиск путей увеличения его эффективности. Поэтому одновременно с преображением внутреннего облика гостинично-ресторанного комплекса на повестку дня выдвинулись новые приоритеты — оптимизация бизнес-процессов на основе современных решений. Проще говоря, требовалось создание автоматизированной системы управления предприятием и вывод IT инфраструктуры на качественно новый уровень.
В том, что она должна быть основана на информационной платформе американской корпорации Micros, сомнений не возникало. Сегодня это бесспорный лидер рынка информационных технологий для автоматизации индустрии гостеприимства. Создаваемые ее специалистами системы работают в более чем 150 тыс. ресторанов и развлекательных комплексов по всему миру, десятках тысяч гостиниц, являясь корпоративным стандартом для более чем 70 международных цепей, таких, как Radisson, Hilton, Intercontinental, Kemрinski, Holiday Inn, Mariott и других.
Автоматизированная система, установленная в РУП “Отель “Минск”, состоит из двух взаимосвязанных подсистем Micros и Fidelio. Она начала действовать сразу после реконструкции, терминалы сертифицированы, зарегистрированы в налоговой инспекции, чеки являются фискальными документами.
О таком пережитке прошлого, как кассовые аппараты, здесь напрочь забыли, а ведь остальные рестораны города продолжают ими пользоваться до сих пор. Micros позволяет вести контроль и учет за работой сотрудников всех предприятий общественного питания отеля “Минск”, дает возможность быстрого и качественного обслуживания большого числа клиентов.
Основой ресторанной расчетной системы Micros являются рабочие станции — терминалы с сенсорным экраном. Они установлены в каждом ресторане и баре отеля — в местах, где вводится заказ и принимается оплата. Все работники имеют персональную пластиковую карточку, соответствующую уровню их полномочий. Это позволяет разграничить доступ к функциям системы в зависимости от занимаемой должности и степени ответственности. Предусмотрены меры максимальной защиты введенной информации. Поэтому случаи ошибочного или некорректного использования данных другими пользователями исключены.
Итак, официант регистрируется в системе и отправляет полученный заказ на кухню, где он моментально распечатывается на принтере и принимается в работу. Таким же образом может быть отправлен запрос в бар, если в нем нужно что-то заказать. Автоматизированы не только прием и передача заказов, но и расчеты с клиентами. Официанту нет необходимости производить подсчеты, за него это делает система. Он только выбирает на экране позицию “виды оплат” и выводит чек. В нем кроме итоговой суммы подробнейшим образом расписано, что заказывалось, какие, возможно, вносились дополнения или авансы, — система четко фиксирует и учитывает все. Указываются также реквизиты отеля, ФИО официанта, когда и какой стол он обслуживал. Получив чек, гость выбирает наиболее удобный ему вид оплаты: наличными или с кредитной карточки, либо решает включить данную стоимость в счет оплаты за гостиничный номер. В последнем случае отправляется запрос через систему Fidelio, которая выдает точную информацию о том, заселен ли указанный номер, кто в нем проживает, с какого числа, статус гостя и т.д.
Кроме того, Micros — это чрезвычайно удобная отчетная политика.
Все данные о деятельности любого ресторана, включенного в систему, в любой момент могут быть представлены как на экране, так и в бумажном виде. В том числе и малейшие корректировки, ни одна из которых не проходит незамеченной. В общей сложности система позволяет делать свыше 30 видов различных отчетов, которые дают возможность рассмотреть деятельность всех предприятий абсолютно в любом разрезе — выручка, формы оплаты, сколько и чего было продано за смену. Если систему увязать с бухгалтерией и складом, то по окончании дня видны остатки.
Помимо большого числа типовых отчетов есть возможность создавать собственные формы статистики, к примеру, какие блюда или вина и в какой период популярны, а какие пользуются меньшим спросом, и на основании этой информации регулировать закупки, работу кухни.
Система управления рестораном автоматизирует складской учет и финансовый контроль, позволяет составить калькуляцию блюд, оформить заказы поставщикам, отслеживать движение товаров и продуктов. В принципе для нее нет ничего невозможного, утверждают работники отеля.
Micros — гибкая система. В “Минске” она взаимосвязана с компьютерным комплексом Fidelio, управляющим гостиницей. Он автоматизирует бронирование номеров, регистрацию, размещение и выписку гостей, управление номерным фондом, расчеты с клиентами, работу финансового и коммерческого отделов, отделов продаж и маркетинга. Интеллектуальные системы дают возможность гибко работать с различными видами услуг, получать любую отчетность и статистику, составлять прогнозы для перспективного бизнес-планирования.
— Информационные решения помогают нам установить баланс между удовлетворенностью клиентов и рентабельностью гостиницы, оперативно решать большинство насущных задач, — говорит главный метрдотель РУП “Отель “Минск” Геннадий Богданович. — Работать стало проще и легче. Но ничто не стоит на месте, и мы уже думаем о переходе на новые версии Micros.
Кстати, одна из последних разработок корпорации — интернет-приложение mymicros.net. Это революционно новый этап в развитии систем управления ресторанами, позволяющий пользователю в любое время из любой точки земного шара, используя веб-браузер, получить мгновенный доступ к самой последней информации по деятельности своего ресторанного заведения. И не только увидеть, что в данный момент в нем происходит (вплоть до деталей чека), но и внести изменения в цены, меню и складские запасы.