Вы здесь

Проблемные вопросы приемки выполненных строительных работ: нормативное регулирование и судебная практика

Как свидетельствует судебная практика, одной из наиболее распространенных причин несвоевременной оплаты заказчиком выполненных строительных работ по соответствующим договорам подряда являются спорные вопросы, возникшие на стадии приемки. Это логично: приемка выполненных работ подытоживает исполнение принятых на себя подрядчиком обязательств и является основанием для оплаты.

Порядок приемки регламентирует ряд правовых документов, а также строительных норм и правил. Основными среди них являются:

Статья 708 Гражданского кодекса Республики Беларусь [1];

Строительные нормы Республики Беларусь "Приемка законченных строительством объектов. Основные положения" (СНБ 1.03.04-2000), утвержденные приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 26.12.2000 г. N 596 [2];

Положение о порядке приемки объектов в эксплуатацию, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.11.1991 г. N 452 [3];

Правила приемки выполненного вида (комплекса) строительных работ, утвержденные приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 30.08.1999 № 255 [4];

Пункты 35, 36, 41, 49-53 Правил заключения и исполнения договоров (контрактов) строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 г. N 1450;

Пункты 14-15 Положения о порядке формирования договорной (контрактной) цены и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3.03.2005 г. N 235 [5];

Постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 11.04.2005 N 13 "Об утверждении альбома унифицированных форм первичной учетной документации в строительстве и инструкции о порядке применения и заполнения унифицированных форм первичной учетной документации в строительстве" [6];

Постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 4.06.1996 года № 362 «Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительных проектов и Положения о порядке проведения государственной экспертизы и утверждения архитектурных и градостроительных проектов» [7];        

Пункты 12-15, 25-28 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 23.12.2005 г. N 33 «О некоторых вопросах рассмотрения споров, вытекающих из договора строительного подряда» [8].

Сразу следует отметить, что технология производства строительных подрядных работ предполагает соблюдение определенных минимальных сроков, обеспечивающих надлежащее качество. Если заключен договор подряда на выполнение строительных работ небольшого объема, то их приемка происходит в один этап. Но что делать, если объем работ большой? Выходом будет использование специальной схемы, согласно которой приемка работ будет происходить поэтапно, а партнер не будет оплачивать сразу всю работу по ее завершении, а станет вносить конкретную часть договорной суммы после приемки каждого этапа. При такой системе приемки гораздо легче устранить возможные недостатки и упредить хозяйственные споры. Возможность такого поэтапного порядка приемки выполненных работ и расчетов прямо предусмотрена в статье 665 Гражданского кодекса Республики Беларусь, пункте 40 Правил заключения и исполнения договоров (контрактов) строительного подряда, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450 [9], пунктом 13 Положения о порядке формирования договорной (контрактной) цены и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3.03.2005 № 235 [10]. В то же время поэтапная оплата может быть предусмотрена и по иным видам договоров.

Таким образом, следует отличать приемку комплекса (этапа) строительных работ от приемки всех работ по договору подряда. В этой связи следует акцентировать внимание, что нормативная база, регламентирующая приемку этапа и всего строительного объекта, различается.

Так, порядок промежуточной приемки этапов (комплексов) работ регламентируется Правилами приемки выполненного вида (комплекса) строительных работ, утвержденные приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 30.08.1999 № 255. Указанным документом утверждена соответствующая форма акта приемки этапа (комплекса) работ.

Порядок приемки законченных строительством объектов регламентируется строительными нормами Республики Беларусь "Приемка законченных строительством объектов. Основные положения" (СНБ 1.03.04-2000), утвержденными приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 26.12.2000 г. N 596, а также Положением о порядке приемки объектов в эксплуатацию, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.11.1991 г. N 452.

Основанием для расчетов служат подписанные представителем заказчика и подрядчика акты сдачи-приемки выполненных строительно-монтажных работ, форма которых утверждена постановлением Совета Министров от 03.03.2005 N 235 "Об утверждении положений о порядке формирования договорной (контрактной) цены и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов и о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов", с указанием даты подписания. Пунктами 49 и 50 Правил заключения и исполнения договоров (контрактов) строительного подряда, утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 15.09.1998 г. N 1450, установлено, что подрядчик о дате завершения строительства объекта и (или) выполнения строительных работ, являвшихся предметом договора подряда, обязан уведомить заказчика в письменной форме в сроки, позволяющие ему своевременно назначить приемочную комиссию. Заказчик, получивший сообщение подрядчика о дате готовности к сдаче объекта в эксплуатацию (выполненных строительных работ), обязан в течение 3 дней приступить к его (их) приемке. Заказчик организует и осуществляет эту приемку за свой счет, если иное не предусмотрено договором подряда. При этом, в соответствии со статьей 708 ГК РБ обязан в течение 3 дней рассмотреть представленные субподрядчиком акты, заверить их подписью и печатью.

В соответствии с п. 6, 7 Инструкции о порядке применения и заполнения унифицированных форм первичной учетной документации в строительстве, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 11.04.2005 N 13, акт приемки выполненных строительно-монтажных работ (форма С-2) служит подтверждением объема и стоимости выполненных строительно-монтажных работ. Справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма С-3) служит основанием для расчетов за выполненные строительно-монтажные работы между заказчиком объекта строительства и генподрядчиком, а также между генподрядчиком и субподрядчиками.

В соответствии со ст. 2, ч. 2 ст. 9 Закона Республики Беларусь "О бухгалтерском учете и отчетности", первичный учетный документ – это документ, подтверждающий факт совершения хозяйственной операции, составленный в момент ее совершения или непосредственно после ее совершения и предназначенный для отражения результата хозяйственной операции на счетах бухгалтерского учета [11]. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

Альбомы унифицированных форм первичной учетной документации в строительстве утверждены постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 11.04.2005 N 13 "Об утверждении альбома унифицированных форм первичной учетной документации в строительстве и инструкции о порядке применения и заполнения унифицированных форм первичной учетной документации в строительстве".

Необходимо отметить, что исходя из содержания пункта 41 Правил заключения и исполнения договоров (контрактов) строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 г. N 1450 составление акта приемки выполненных работ и вручение его заказчику является обязанностью подрядчика.

Невручение, равно как и подписание неуполномоченным лицом свидетельствует об отсутствии у заказчика оснований для оплаты. Вместе с тем, данное основание не будет являться обязательным основанием для отказа в иске, а должно оцениваться в совокупности с иными доказательствами (например – фактическое принятие результата выполненных подрядных работ).

Так, кассационной коллегией Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь была удовлетворена жалоба коммунального проектно-ремонтно-строительного унитарного предприятия "Г" на решение хозяйственного суда и постановление апелляционной инстанции по делу по иску коммунального проектно-ремонтно-строительного унитарного предприятия "Г" к коммунальному производственному проектно-ремонтно-строительному унитарному предприятию "Г" о взыскании основного долга по договору субподряда, пени и процентов за пользование денежными средствами [12], [13].

Как следует из материалов дела, истец действительно выполнил работы, обусловленные договором, однако ответчик не согласился произвести оплату за выполненную работу, поскольку не были оформлены надлежащим образом документы. Истец производил строительно-монтажные работы на объекте в сентябре - октябре 2006 года, о чем составлены акты приемки выполненных работ за сентябрь 2006 года, акт приемки выполненных работ за октябрь 2006 года.

Акты со стороны подрядчика подписаны уполномоченным лицом истца - директором филиала Г. Со стороны заказчика (генподрядчика) акты подписаны ведущим инженером КДСУП "Ж". Согласно условиям договора истец поручил выполнять работы и подписывать акты выполненных работ директору филиала Г. Указаний на предоставление таких полномочий со стороны ответчика договор не содержит. Более того, представитель ответчика в судебном заседании пояснил, что такие полномочия по данному договору ведущему инженеру КДСУП "Ж" не предоставлялись.

Представленная представителем истца объяснительная ведущего инженера о том, что он якобы повез акты и справки ответчику и обратился в планово-производственный отдел, где ему отказали в проверке правильности расчетов, после чего направили его в КДСУП "Ж" для подписания документов, не была принята во внимание как хозяйственным судом первой инстанции, так и апелляционной инстанцией, поскольку не могла служить доказательством направления (вручения) соответствующих актов (форма С-2) и справок (форма С-3) ответчику.

Представитель ответчика в заседании суда пояснил, что планово-экономический отдел, на который ссылается в объяснительной работник истца, не занимается расчетами и приемками выполненных работ. Расчетами в строительстве занимается сметно-договорной отдел ответчика.

При таких обстоятельствах апелляционная инстанция пришла к выводу об обоснованности решения суда первой инстанции, отказавшего истцу в иске, поскольку представленные истцом документы о принятии работ заказчиком у генерального подрядчика (ответчика) в качестве подтверждения исполнения истцом (субподрядчиком) своих обязательств не могли быть приняты, т.к. не были признаны судом допустимыми доказательствами и основанием для расчетов за выполненные работы.

При этом, как было установлено кассационной инстанцией, заказчиком были совершены действия, свидетельствующие о фактическом принятии выполненных подрядчиком работ. Так, на основании указанных выше актов, заказчиком, в ходе рассмотрения дела в суде были оплачены выполненные работы. Следовательно, генподрядчик имел в своем распоряжении необходимую строительную документацию, необходимую для оплаты выполненных работ.

При таких обстоятельствах решение хозяйственного суда и постановление апелляционной инстанции были изменены, с КППРСУП «Г» в пользу КПРСУП «Г» были взысканы проценты за пользование денежными средствами, пеня, а также расходы по уплате государственной пошлины. В части взыскания суммы основного долга производство было прекращено в связи с отказом истца от иска (т.к. долг был погашен ответчиком в полном объеме).

По другому делу хозяйственный суд отказал индивидуальному предпринимателю (далее ИП) в удовлетворении иска, предъявленного к подрядному ремонтно-строительному управлению (далее ПРСУ) о взыскании долга и пени за выполненные работы по договору подряда.

Основанием для отказа в удовлетворении иска послужило то, что согласно пункту 41 Правил заключения и исполнения договоров (контрактов) строительного подряда (далее Правил) основанием для расчетов за выполненные строительные работы служат подписанные представителями заказчика и подрядчика справки о стоимости выполненных работ и затрат. Заказчик обязан в течение 3 дней рассмотреть представленные подрядчиком справки, заверить их подписью и печатью.

В соответствии с пунктами 35 и 36 Правил заказчик и подрядчик назначают своих представителей для оформления актов на выполненные работы. Готовность выполненных строительных работ, соответствие их требованиям по качеству оформляется путем составления и подписания в установленном порядке представителями заказчика и подрядчика актов приемки этих работ.

Таких актов в судебное заседание не представлено. Истец представил суду акт приемки выполненных работ за октябрь 2002, расчет стоимости выполненных работ, которые подписаны со стороны ответчика только мастером, что не является свидетельством подписания со стороны подрядчика, поскольку ни договор подряда, ни другие документы, имеющиеся в деле, не содержат указания на то, что мастер ПРСУ был уполномочен принимать выполненные подрядчиком работы.

В решении суд сослался на статью 665 ГК, которая устанавливает, что если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика - досрочно.

Решение суда по данному делу было оставлено без изменений кассационной инстанцией и поддержано председателем хозяйственного суда.

При рассмотрении дела в порядке надзора в Высшем Хозяйственном Суде Республики Беларусь судебные акты были оставлены без изменения [14].

Как видно из приведенных примеров, подписание актов ненадлежащим лицом не обязательно влечет признание их недействительными. Буквальный анализ содержания части 2 пункта 14 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 23.12.2005 г. N 33 «О некоторых вопросах рассмотрения споров, вытекающих из договора строительного подряда», указывает на то, что факт отсутствия у лиц, подписавших справки (акты), соответствующих полномочий оценивается судом в совокупности с иными доказательствами. Указанный пункт гласит, что данное основание «может являться основанием для отказа в иске», но не обязательно им является. Совершение другой стороной договора конклюдентных действий (ст.408 Гражданского кодекса Республики Беларусь) будет свидетельствовать о принятии выполненной работы.

В то же время, еще одной из наиболее распространенных причин несвоевременной приемки и оплаты является выполнение работ с недостатками. В данных случаях необходимо помнить о том, что качество выполнения строительных работ должно подтверждаться надлежащими доказательствами, составленными в установленный срок. Данным доказательством будет являться акт дефектации с перечнем недоделок и дефектов, требующих устранения, с указанием сроков. Данный перечень подписывается приемочной комиссией аналогично акту приемки.

Так, например, ООО "С" обратилось в хозяйственный суд с иском к ООО "К" о взыскании долга по договору подряда. ООО "К" предъявило встречный иск к ООО "С" о взыскании штрафа за нарушение сроков выполнения подрядных работ, о взыскании убытков, причиненных некачественным выполнением работ и переплатой ввиду завышения подрядчиком объемов работ [15].

Суд удовлетворил первоначальный иск и отказал в удовлетворении встречного.

Кассационная инстанция хозяйственного суда, рассмотрев материалы дела, не нашла оснований для отмены или изменения обжалуемого решения. Из материалов дела следовало, что между ООО "С" и ООО "К" был заключен договор подряда на выполнение отделочных работ. Работы были выполнены, что подтверждено актами. Представитель ООО "К" подписал указанные акты без каких-либо возражений. Согласно п. 1 ст. 656 ГК по договору подряда подрядчик обязуется выполнить по заданию заказчика определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. Так как ООО "С", будучи подрядчиком, исполнило свои обязательства по договору, выполнив работы, которые были приняты заказчиком, суд первой инстанции обоснованно взыскал с ответчика стоимость этих работ. Встречный иск был отклонен ввиду того, что акты проверки объемов и качества работ не могут служить доказательством ненадлежащего выполнения подрядчиком работ, ибо они были оформлены заказчиком в одностороннем порядке спустя значительное время после окончания выполнения работ. Поскольку договором подряда не был определен объем работ и график их выполнения, то отсутствуют основания для применения штрафных санкций за нарушение сроков выполнения работ.

При применении ст. 708 ГК может возникнуть ситуация, когда работы выполнены до установленного срока или с его нарушением. В случае досрочного выполнения работ заказчик должен их принять, если это предусмотрено законодательством, условиями конкретного обязательства. В остальных случаях приемка досрочно сдаваемых работ зависит от согласованной воли сторон. В случае, если работы выполнены с нарушением установленного срока – необходимо выяснить – ставил ли в известность заказчика об этом подрядчик.

Так, хозяйственным судом было рассмотрено дело. Решением хозяйственного суда исковые требования ООО удовлетворены частично [16].

Постановлением кассационной инстанции решение суда оставлено без изменения.

Председатель суда отказал в принесении протеста на принятые судебные акты.

Как усматривается из материалов дела, унитарное предприятие (далее УП) и ООО заключили договор подряда на выполнение ремонта рулонной кровли. Согласно условиям договора ООО взял на себя обязательство выполнить указанные работы в срок до 30.10.2001, а УП - в 5- дневный срок перечислить подрядчику аванс и производить оплату на основании актов сдачи приемки выполненных работ и окончательный расчет произвести в 10-дневный срок после завершения всех работ и подписания акта сдачи приемки работ. Сроки выполнения отдельных этапов работы определялись календарным планом и могли корректироваться в зависимости от состояния погодных условий. За просрочку оплаты счета или перечисления аванса заказчик уплачивает подрядчику пеню в размере 1% от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки.

По причине неблагоприятных погодных условий срок сдачи объекта по обоюдному согласию сторон был перенесен на весенний период - 25.04.2002.

Ответчик обязательства, предусмотренные договором, надлежащим образом в установленный срок не исполнил, аванс в полном объеме не перечислил и выполненные работы не оплатил.

Суд взыскал с УП в пользу ООО сумму основного долга, пеню и проценты за пользование чужими денежными средствами.

На основании жалобы ответчика заместитель Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь принес протест в надзорную коллегию ВХС РБ, в котором предлагалось судебные акты хозяйственного суда отменить, как вынесенные с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, дело направить на новое рассмотрение.

Надзорная коллегия протест удовлетворила и среди других доводов указала следующие.

Судом не дана оценка доводам ответчика о необходимости применения пункта 1 статьи 670 ГК в части обязанности подрядчика предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении обстоятельств, влекущих неблагоприятные последствия.

В протесте обоснованно указано на то, что судом допущено неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.

При новом рассмотрении дела решением хозяйственного суда с УП взыскан основной долг, пеня за несвоевременную оплату выполненных работ, проценты за пользование чужими денежными средствами.

Разрешая спор, суд исходил из следующего. В соответствии со статьей 290 ГК обязательства должны исполняться надлежащим образом и в соответствии с условиями обязательства. Согласно пункту 1 статьи 701 ГК оплата выполненных подрядчиком работ производится в размере, предусмотренном сметой, в сроки и порядке, которые установлены законодательством и договором строительного подряда. В соответствии со статьей 16 Закона Республики Беларусь "Об основах архитектурной и градостроительной деятельности в Республике Беларусь" [17] обязанностью заказчика являлись разработка и утверждение проектно-сметной документации на ремонт кровли. Проектная документация на ремонт кровли здания УП в установленном порядке не заказывалась. На текущий ремонт кровли была составлена локальная смета на общестроительные работы. Дав оценку данному документу, хозяйственный суд пришел к выводу, что по имеющейся смете работы подрядчиком в соответствии с действующими нормами и правилами заведомо качественно выполнены быть не могли.

В соответствии со статьей 673 ГК заказчик обязан в порядке и сроки, предусмотренные договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять результат выполненной работы, а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику. Заказчик, обнаруживший при приемке недостатки в результате выполненной работы, вправе ссылаться на них только в случае, если в акте либо ином документе, удостоверяющем приемку, были оговорены эти недостатки либо возможность последующего предъявления требования об их устранении. Заказчик лишается права ссылаться на недостатки работы подрядчика, которые могли быть установлены при обычном способе приемки.

Наличие дефектов в выполненных подрядчиком работах указано после приемки выполненных работ в акте дефектации, составленном представителями заказчика и подрядчика, где был установлен срок устранения указанных дефектов 05.08.2002. Актом от 05.08.2002, составленным подрядчиком в одностороннем порядке (заказчик на прием устраненных недостатков не явился) зафиксировано устранение дефектов, указанных в акте дефектации. Согласно пункту 6 статьи 708 ГК заказчик вправе отказаться от приемки результата работ в случае обнаружения недостатков, которые исключают возможность его использования для указанной в договоре строительного подряда цели и не могут быть устранены подрядчиком или заказчиком.

Аналогично решается вопрос и в случае увеличения подрядчиком проектной стоимости объекта без соответствующего уведомления заказчика.Так, в соответствии со статьей 698 ГК Республики Беларусь подрядчик, обнаруживший в ходе строительства неучтенные в проектно-сметной документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику. При неполучении от заказчика ответа на свое сообщение в течение десяти дней, если законодательством или договором не предусмотрен иной срок, подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика. Заказчик освобождается от возмещения этих убытков, если докажет отсутствие необходимости в проведении дополнительных работ. Подрядчик, не выполнивший указанной выше обязанности, лишается права требовать от заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ и возмещения вызванных этим убытков, если не докажет необходимости немедленных действий в интересах заказчика, в частности в связи с тем, что приостановление работ могло привести к гибели или повреждению объекта строительства.

Так, хозяйственным судом было рассмотрено дело по иску ОАО "А" к Гаражному товариществу "Б" о взыскании 17508118 руб. [18].

Иск предъявлен о взыскании 17508118 руб. стоимости строительных работ с учетом пени за просрочку платежа и процентов за пользование чужими денежными средствами.

Представитель ответчика в судебном заседании пояснил суду, что стоимость работ подрядчиком необоснованно завышена, действительная стоимость фактически выполненных работ, заказчиком уже оплачена, работы в сентябре подрядчиком не производились, а указанные в справке и акте работы выполнены самими застройщиками, с привлечением крана на договорных условиях, т.к. в сентябре подрядчик к работам уже не приступал, в связи с чем, просил в иске отказать.

В соответствии со ст. 698 ГК Республики Беларусь, подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с проектной документацией, определяющей объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работы, согласно ст. 394 ГК Республики Беларусь, в предусмотренных законодательством случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки) устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Доказательства соответствия примененных в расчетах индексов удорожания строительных материалов и работ, истец суду к дню слушания дела не представил. Стороны в п. 1.2 договора согласовали цену строительства, истцом не представлено суду доказательств последующего согласования с заказчиком изменений в сметы работ и цену строительства, а согласно ст. 698 ГК Республики Беларусь, подрядчик, обнаруживший в ходе строительства неучтенные в проектно-сметной документации работы и в связи с этим, необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику, в связи с чем ссылки истца на подписанные акты приемки работ несостоятельны, т.к. подрядчик, не выполнивший обязанности, установленной пунктом 3 статьи 698, лишается права требовать от заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ и возмещения вызванных этим убытков. В соответствии со ст. 708 ГК Республики Беларусь сдача результата работы подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон, от подписания акта, в нем делается отметка об этом с указанием мотивов отказа, и акт подписывается другой стороной. Истец не представил суд ни доказательств извещения подрядчика о выполнении работ в сентябре, ни доказательств, приглашения подрядчика для их приемки, ни доказательства их приемки заказчиком, либо доказательств отказа заказчика от приемки работ. Согласно письма подрядчика, N 01/313 от 30.09.2003 года, с 15 августа 2003 года работы на строительстве гаражей им прекращены, данное обстоятельство в судебном заседании подтвердил, допрошенный в качестве свидетеля Сидоров С.С., показавший суду, что в августе на объекте строительства, ни рабочих, ни техники подрядчика не было, работы указанные в акте за сентябрь, фактически произведены самими застройщиками, с привлечением крана на договорных условиях, в настоящий момент гаражи достроены самими застройщиками, в связи с чем, и был переизбран бывший председатель, без проверки подписывавший акты.

В связи с изложенным в удовлетворении иска судом было отказано.

Распространенной является ситуация, когда выполнение подрядчиком строительных работ не может быть выполнено надлежащим образом по причине ошибок в проектной документации. Недостатки проектной документации, выявленные в процессе выполнения строительных работ, подлежат устранению проектировщиком за свой счет и изменения проектно-сметной документации, требующие дополнительных расходов для подрядчика, осуществляются за счет заказчика на основе согласованной сторонами дополнительной сметы.

Так, например, предприятие "Т" обратилось в хозяйственный суд с иском к ОДО о возмещении расходов на устранение недостатков в связи с некачественным исполнением работ по устройству свайного основания по договору подряда [19].

Из материалов дела усматривается, что между предприятием "Т" и ОДО был заключен договор подряда, согласно которому ответчик обязался выполнить работы по забивке 89 буронабивных свай, истец произвести оплату выполненных работ. Дополнением к договору подряда стороны констатировали увеличение объема работ по забивке 24 дополнительных свай и укреплению стенок котлована. Основанием к увеличению объемов работ, согласно дополнению, явились замечания технадзора в части укрепления стенок котлована и изменения проекта по результатам испытания свайного основания на строительной площадке. Подрядчиком было отмечено, что установить сваи по проекту было невозможно из-за недоработки проектно-сметной документации. Корректировка проекта в части свайного основания была выполнена проектным предприятием "Ш" по договору на осуществление авторского надзора и сопровождение проектно-сметной документации. Согласно акту сдачи приемки выполненных работ, проектным предприятием выполнены работы по корректировке проектно-сметной документации в части перепроектирования ростверка свайного основания, стоимость которых составила 159000 руб.

До начала строительства объекта были проведены инженерно-геологические изыскания, в результате чего было отмечено о наличии сложных грунтов, дана характеристика грунта участка, предназначенного для строительства, и рекомендации по технологии сооружения фундамента. Было отмечено, что сложные грунты в сфере взаимодействия зданий и сооружений с геологической средой оказывают влияние на выбор проектных решений строительства и эксплуатации объектов.

Решением хозяйственного суда в удовлетворении иска ООО о возмещении расходов на устранение недостатков в связи с некачественным исполнением работ по устройству свайного основания по договору подряда было отказано исходя из следующего.

Согласно пункту 11.24 СниП 3.02.01-87, "Земляные сооружения. Основания и фундаменты", если нельзя преодолеть препятствия, встретившиеся в процессе бурения, решение о возможности использования скважин для устройства свай должна принять организация, проектировавшая фундамент.

В соответствии с пунктом 28 Положения о договорах подряда на выполнение проектных изыскательских работ, утвержденному приказом Минстройархитектуры от 04.11.1999 N 339 и статьей 699 ГК, недостатки проектной документации, выявленные в процессе выполнения строительных работ, подлежат устранению проектировщиком за свой счет и изменения проектно-сметной документации, требующие дополнительных расходов для подрядчика, осуществляются за счет заказчика на основе согласованной сторонами дополнительной сметы.

Пунктом 27.9 Правил заключения и исполнения договоров (контрактов) строительного подряда установлено, что к обязанностям заказчика относится организация и осуществление технического надзора за строительством объекта, качеством выполнения строительных работ.

Технический контроль соответствия выполняемых строительно-монтажных работ проектным решениям, требованиям строительных норм и правил, а также осуществление приемки выполненных работ осуществляло по контракту предприятие "Г".

Первоначально акт приемки свайного основания был подписан подрядчиком и технадзором заказчика с припиской о необходимости дополнительного согласования разрешения на производство последующих работ с проектной организацией. Повторным актом приемки свайного поля, подписанным сторонами, комиссия дала заключение о том, что свайное поле выполнено с отклонением от проекта. В дополнение к акту ответчик указал, что отклонение отдельных свай в плане от проектной привязки было вызвано серьезной ошибкой проекта, в котором было неверно указано на категорию грунта.

При пересмотре дела в порядке надзора в Высшем Хозяйственном Суде Республики Беларусь заместителем Председателя Суда отказано в принесении протеста, решение хозяйственного суда признано законным и обоснованным.

Как уже было указано выше, подписание акта приемки выполненных работ (форма Ф-2) и справки о стоимости выполненных работ (форма ф-3) является обязанностью заказчика. В то же время, как поступать, если заказчик отказывается от подписания данных документов? Возможно ли в данном случае обращение в суд с заявлением о понуждении ответчика исполнить обязательство по договору подряда на выполнение проектно-изыскательских и связанных с ним строительных работ? Вправе ли заинтересованные лица применять такой способ судебной защиты?

В соответствии со статьей 11 ГК Республики Беларусь одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре. В то же время, исходя из предусмотренного статьей 2 ГК Республики Беларусь принципа диспозитивности, в соответствии с которым участники гражданских правоотношений приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своих интересах и они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора, следует признать, что согласно статье 41 ХПК Республики Беларусь подобные исковые требования не подлежат рассмотрению в хозяйственном суде. На это указано в части 3 пункта 28 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 23.12.2005 г. N 33 «О некоторых вопросах рассмотрения споров, вытекающих из договора строительного подряда».

Так, например, кассационной коллегией Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, была удовлетворена жалоба иностранного частного унитарного производственно-торгового предприятия "А" на решение хозяйственного суда и постановление апелляционной инстанции этого суда по делу по иску открытого акционерного общества "Б" к ИЧУПТП "А" о понуждении к исполнению обязанности в натуре [20].

Как следует из материалов данного дела, решением хозяйственного суда заявленные исковые требования ОАО «Б» были полностью удовлетворены - суд обязал ИЧУПТП «А» подписать акт приемки выполненных работ за январь 2005 от 19.01.2005 и справку о стоимости выполненных работ и затрат, составленные на основании договора строительного подряда от 13.10.2004 N 077/2004 между сторонами по делу. Постановлением апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Предметом спора являлись требования истца обязать ответчика исполнить обязательство по договору строительного подряда N 077/2004 от 13.10.2004: подписать акт приемки выполненных работ формы Ф-2 за январь 2005 от 19.01.2005 и справку Ф-3, содержащую данные по фактическим объемам и стоимости выполненных работ.

Поскольку ответчиком акт приемки выполненных работ за январь 2005 от 19.01.2005 и справка о стоимости выполненных работ и затрат на основании договора строительного подряда N 077/2004 в установленный трехдневный срок не подписаны и не возвращены, судебные инстанции на основании статей 11, 911, 914 ГК Республики Беларусь и пункта 41 Правил заключения и исполнения договоров (контрактов) строительного подряда, утвержденных постановлением СМ Республики Беларусь от 15.09.1998 N 1450, пришли к выводу о правомерности заявленных требований о присуждении к исполнению ответчиком обязанности подписать акт приемки выполнении работы и справку о стоимости выполненных работ и затрат.

При этом в судебных постановлениях было указано о том, что присуждение указанной обязанности в случае наличия возражений, не лишает права ответчика подписать акт приемки выполненных) работ и справку с мотивированными возражениями.

Изучив доводы кассационной жалобы и материалы дела, коллегия пришла к выводу о необходимости частичного удовлетворения жалобы по следующим основаниям.

Действительно, условиями пунктов 2.1 и 3.3 договора строительного подряда от 13.10.2004 N 077/2004 были предусмотрены обязанности ответчика выполнить приемку работ и подписать акт приемки выполненных работ Ф-2 и справку о стоимости выполненных работ Ф-3.

В соответствии со статьей 11 ГК Республики Беларусь одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Этот способ защиты нарушенных гражданских прав может быть использован заинтересованным лицом именно при возможности заявления требований о реальном исполнении обязательств в отношении индивидуально-определенных вещей. Так, согласно статье 369 ГК Республики Беларусь в случае неисполнения обязательства передать индивидуально-определенную вещь в собственность, хозяйственное ведение, оперативное управление или возмездное пользование кредитору последний вправе потребовать отобрания этой вещи и передачи ее кредитору на предусмотренных обязательством условиях.

В этой связи следует признать, что применительно к требованиям обязать ответчика исполнить обязательство по договору строительного подряда и подписать акт приемки выполненных работ Ф-2 и справку о стоимости выполненных работ Ф-3 такой способ судебной защиты не может применяться.

Согласно статье 708 ГК Республики Беларусь заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных работ либо, если это предусмотрено договором, выполненного этапа работы, обязан в течение трех дней приступить к их приемке и сдача результата работы подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом с указанием мотивов отказа и акт подписывается другой стороной.

Пунктом 41 Правил заключения и исполнения договоров (контрактов) строительного подряда, утвержденных постановлением СМ Республики Беларусь от 15.09.1998 N 1450, предусмотрено, что заказчик обязан в течение трех дней рассмотреть представленные подрядчиком справки, акты, заверить их подписью и печатью. При несогласии с данными, отраженными в справке, акте, заказчик возвращает их с мотивированным отказом в письменной форме в указанный срок.

Таким образом, приведенными нормами законодательства, действительно, предусмотрены обязанности заказчика в течение трех дней рассмотреть представленные подрядчиком справки, акты и подписать их. Однако, при этом у заказчика имеется право при наличии возражений не подписывать представленные документы и указать мотивы такого отказа. И в этом случае заказчик несет риск неблагоприятных последствий, связанных с тем, что даже односторонние акты и справки могут являться основаниями для расчетов за выполненные работы.

Следовательно, исходя из предусмотренного статьей 2 ГК Республики Беларусь принципа диспозитивности, в соответствии с которым участники гражданских правоотношений приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своих интересах и они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора, следует признать, что согласно статье 41 ХПК Республики Беларусь заявленные исковые требования не подлежат рассмотрению в хозяйственном суде.

В связи с изложенным, вынесенные по делу судебные постановления были отменены, производство по делу прекращено.

 Из договора может вытекать необходимость проведения предшествующих приемке предварительных испытаний. Отрицательный результат таких испытаний препятствует приемке работ и влечет последствия, установленные ГК при нарушении условий о качестве работ. Одной из наиболее распространенных причин несвоевременной оплаты заказчиком принятой по акту проектной документации является отсутствие на нее положительного заключения государственной экспертизы.

На первый взгляд, данная позиция является правомерной: некачественно выполненные работы не должны оплачиваться вплоть до устранения недостатков. Однако законодатель в пункте 2 статьи 716 Гражданского кодекса Республики Беларусь установил несколько иной подход: при обнаружении недостатков в проектно-сметной документации или в изыскательских работах подрядчик по требованию заказчика обязан безвозмездно переделать проектно-сметную документацию и, соответственно, произвести необходимые дополнительные изыскательские работы, а также возместить заказчику причиненные убытки, если законодательством или договором не установлено иное.

Таким образом, если договором не предусмотрено проведение экспертизы выполненных проектных работ до их приемки, а при приемке работ претензий к их качеству не предъявлялось, то у заказчика возникает обязанность согласно договору оплатить принятые работы.        

Так, например, хозяйственным судом был удовлетворен иск ОАО «Г» о взыскании с УП «В» задолженности за выполненные проектные работы [21].

Как следует из материалов дела, между сторонами был заключен договор на выполнение проектных работ. Истцом по заданию ответчика была изготовлена проектно-сметная документация на группу жилых домов. Согласно условиям договора заказчик в течение десяти дней со дня получения акта сдачи-приемки работ обязан направить исполнителю подписанный акт сдачи-приемки проектно-сметной документации или мотивированный отказ от приемки работ. Оплата работ по договору производится в течение 10 дней после оформления акта. Истец произвел передачу проектной документации по акту сдачи-приемки проектной документации. От заказчика не поступало отказа от приемки работ, не предъявлялось замечаний по качеству выполненных работ, не составлялся акт с перечнем необходимых доработок и не заявлялось требование об устранении недостатков в проектно сметной документации на основании части 2 статьи 716 ГК Республики Беларусь.

Основанием для обращения ОАО в хозяйственный суд с иском послужило неисполнение унитарным предприятием обязательств по оплате работ в соответствии с условиями данного договора.

В жалобе в порядке надзора ответчик указал, что им подписан акт выполнения работы и получена проектная документация, которая сразу же была передана для проведения экспертизы в управление государственной вневедомственной экспертизы при облисполкоме согласно постановлению Кабинета Министров Республики Беларусь от 4 июня 1996 года № 362 «Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительных проектов и Положения о порядке проведения государственной экспертизы и утверждения архитектурных и градостроительных проектов», пунктом 5 которого установлено, что архитектурные и строительные проекты, независимо от ведомственной подчиненности, подлежат обязательной экспертизе. Документация экспертизу не прошла, о чем истцу было сообщено письмом. Ответчик не произвел оплату, т.к. посчитал, что работы выполнены некачественно, а в соответствии со статьей 665 ГК оплате подлежат работы, выполненные надлежащим образом. Ответчик подписал первоначально акт о передаче проектной документации, т.к. необходимо было получить проектную документацию с целью последующей передачи ее на экспертизу, заключение которой обязательно для начала строительных работ. При изучении дела в порядке надзора в Высшем Хозяйственном Суде Республики Беларусь доводы жалобы не были приняты во внимание. Надзорная инстанция отметила, что согласно условиям договора подрядчиком были выполнены проектные работы, которые по акту приняты заказчиком. Поскольку договором не предусмотрено проведение экспертизы выполненных проектных работ до их приемки, а при приемке работ претензий к их качеству не предъявлялось, у заказчика возникла обязанность согласно договору по оплате принятых работ. В случае обнаружения недостатков в проектно-сметной документации заказчиком могут быть предъявлены претензии к подрядчику в соответствии с пунктом 2 статьи 716 ГК.

Вместе с тем, чтобы подобные ситуации не возникали, можно рекомендовать сторонам сразу включать в договор строительного подряда такое условие, как получение обязательного положительного заключения государственной строительной экспертизы до приемки работ по соответствующему акту.

Необходимо различать приемку по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских, а также строительных работ от приемки готового строительного объекта в эксплуатацию. Так, приемка в эксплуатацию законченных строительством зданий и сооружений осуществляется в порядке, предусмотренном для приемки объекта в целом.

Такой порядок предусмотрен строительными нормами Республики Беларусь - "Приемка законченных строительством объектов. Основные положения" (СНБ 1.03.04-2000), утвержденными приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 26 декабря 2000 г. N 596, и Положением о порядке приемки объектов в эксплуатацию, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 ноября 1991 г. N 452 (Собрание постановлений Правительства Республики Беларусь, 1991 г., N 34, ст. 416), в соответствии с пунктом 1 которого законченные строительством (реконструкцией, расширением, техническим перевооружением) и подготовленные к эксплуатации (выпуску продукции и оказанию услуг) объекты, очереди, пусковые комплексы независимо от способов возведения и источников финансирования подлежат приемке комиссиями.

Приемка комиссией в эксплуатацию объекта оформляется актом установленной формы, который подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается юридическим лицом или органом, назначившим комиссию.

Порядок оформления акта приемки регламентирован СНБ 1.03.04-2000 "Приемка законченных строительных объектов. Основные положения", согласно пункту 5.4 которого приемка объектов без наличия в акте приемки хотя бы одной подписи члена комиссии, а также при наличии мотивированного отказа со стороны органов Государственного надзора не допускается.

При несоблюдении вышеназванных требований к акту приемки объект не может считаться принятым в эксплуатацию, а у юридического лица, назначившего комиссию, отсутствует право на утверждение данного акта. В этой связи сам акт не имеет юридической силы и не должен влечь правовых последствий. В случае утверждения юридическим лицом акта приемки с нарушениями пункта 5.4. СНБ, такие действия юридического лица являются неправомерными, а сам акт не имеет юридической силы и не должен влечь правовых последствий, поэтому в такой ситуации применительно к пункту 5.8. СНБ нельзя говорить о прекращении полномочий приемочной комиссии. В соответствии со статьей 42 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - ХПК) хозяйственный суд в порядке административного судопроизводства разрешает споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе споры о признании недействительным ненормативного правового акта государственного органа, органа местного управления и самоуправления, иного органа или должностного лица.

Споры, возникающие в результате нарушения правил приемки объекта в эксплуатацию, относятся к категории гражданско-правовых, так как касаются прав и обязанностей сторон по договору строительного подряда, следовательно, не могут рассматриваться хозяйственным судом в порядке, предусмотренном статьями 42, 227 - 230 ХПК.

Защиту гражданских прав в данном случае следует осуществлять с учетом способов защиты гражданских прав, установленных статьей 11 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) и иными актами законодательства.

В частности, согласно пункту 4 статьи 708 ГК сдача результата работы подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом с указанием мотивов отказа и акт подписывается другой стороной. Односторонний акт сдачи или приемки результата работы может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.

Таким образом, права и законные интересы, нарушенные актом приемки объекта, утвержденным в противоречии с законодательством, могут быть защищены судом в порядке искового производства.

Ещё одним распространенным основанием возникновения судебных споров о взыскании задолженности с заказчиков является ненадлежащее оформление актов выполненных работ, справок о стоимости выполненных работ и затратах: отсутствие в них даты подписания, не подписание их заказчиком.

Заказчик, получив от подрядчика справку (акт), ее не подписывает, полагая, что в отсутствие подписанного с его стороны документа вторая сторона не докажет, что работы действительно выполнены, либо появится возможность оттянуть срок оплаты, не опасаясь уплаты пени за просрочку платежа.

Пунктом 13 постановления Пленума ВХС РБ от 23.12.2005 г. № 33 «О некоторых вопросах рассмотрения споров, вытекающих из договора строительного подряда» установлено, что независимо от наличия в материалах дела подписанных представителями заказчика и подрядчика справок о стоимости выполненных работ и затратах либо неподписанных заказчиком справок без указания каких-либо мотивов, в том числе с указанием мотивов по истечении 3-дневного срока, хозяйственный суд в случае заявления заказчиком возражений относительно указанных в справках стоимости и объемов выполненных подрядчиком работ обязаны проверить обоснованность этих доводов, поскольку согласно статье 108 ХПК никакие доказательства не имеют для хозяйственного суда заранее установленной силы [22].

С целью проверки доводов заказчика судом может быть назначена экспертиза или проведение контрольных обмеров, которые проводятся в соответствии с действующим законодательством по вопросам правильности расходования бюджетных средств, средств целевых бюджетных и внебюджетных фондов и льготных кредитов, выделяемых на капитальное строительство (реконструкцию, ремонт, реставрацию, благоустройство) объектов.

В таких случаях хозяйственный суд в соответствии со статьей 100 ХПК вправе также предложить сторонам произвести взаимные сверки объемов выполненных работ, их стоимости, произведенных расчетов.

Приложение:

1. Акт приемки  выполненного этапа, комплекса работ

2. Акт приемки объекта, законченного строительством, реконструкцией, реставрацией

3. Акт приемки объекта, законченного ремонтом

4. Акт приемки индивидуальных жилых домов и хозяйственных построек

5. Заключение

Приложение
к Правилам приемки выполненного вида
(комплекса) строительных работ
30.08.1999 N 255 (в ред. постановления
Минстройархитектуры от 29.03.2007 N 6)

                                АКТ

                   "____" ____________ ______ г.

приемки  выполненного ______________________________________________
                                                    наименование вида, этапа, комплекса работ

объекта  ___________________________________________________________
                                     наименование объекта, его место нахождения

Комиссия,  назначенная _____________________________________________
                                                                наименование заказчика

____________________________________________________________________

приказом от "___" __________ ______ г.

из представителей:

заказчика  _________________________________________________________
                                      фамилия, имя, отчество, должность

подрядчика  ________________________________________________________
                                       фамилия, имя, отчество, должность

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Установила:

1. Генподрядчиком (подрядчиком) ____________________________________
                                                             наименование субъекта хозяйствования

предъявлен  к сдаче ________________________________________________
                                               наименование вида, этапа, комплекса работ

2. Работы выполнены генподрядчиком (подрядчиком) ___________________
                                                                                          наименование вида работ

и субподрядчиками __________________________________________________
                                      наименование субъекта и вида выполненной им работы

____________________________________________________________________

3.  Работы выполнялись по проекту __________________________________
                                                                                шифр проекта

утвержденному  _____________________________________________________
                                     наименование органа управления, субъекта хозяйствования

от "___" ________ ____ г. № _____

4. Строительные работы осуществлены в сроки:

начало  работ _________________ окончание работ ____________________
                             месяц, год                                                     месяц, год

5.  Комиссии  представлены  для  ознакомления  и  изучения следующие

документы: ____________________________________________________________________
                              номера и наименования чертежей и документов в соответствии

____________________________________________________________________
              с пунктами 5.9 и 5.10 СНБ 1.03.04-2000, относящиеся  к принимаемому

____________________________________________________________________
                         виду, этапу и комплексу строительных работ

6. При выполнении работ  допущены  следующие  отклонения от проекта:

____________________________________________________________________
                                   наименование документа

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

7. Решение комиссии: _______________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Председатель  комиссии  ______________            __________________
                                                   (подпись)                  (И.О. Фамилия)

Члены  комиссии:        ______________            __________________
                                                   (подпись)                  (И.О. Фамилия)

                        ______________            __________________

                        ______________            __________________

 

СНБ 1.03.04-2000
Приложение А (в ред. приказа
Минстройархитектуры от 18.12.2002 N 404)

УТВЕРЖДЕН

___________________________________________________
     наименование органа, дата, номер решение (приказа, постановления и др.)

___________________________________________________
фамилия, имя, отчество и должность лица, подписавшего решение (приказ, постановление и др.)

                                 АКТ

            приемки объекта, законченного строительством, реконструкцией, реставрацией

от " ___ " _________ 200 ___ г.        _____________________________
                                                                    местонахождение объекта

   Приемочная комиссия, назначенная ______________________
                                                                        наименование органа

____________________________________________________________________
                управления, субъекта хозяйствования,

____________________________________________________________________
   Ф.И.О., должность представителя юридического лица, назначившего

____________________________________________________________________
                         приемочную комиссию

____________________________________________________________________

_________________________________________ от "___" _______ 200 __ г.
решением (приказом, постановлением и др.)

из представителей:

     заказчика _____________________________________________________
                             Ф.И.О., должность

____________________________________________________________________

     эксплуатационной организации __________________________________
                                                                  Ф.И.О., должность

____________________________________________________________________

     генерального подрядчика (подрядчика) __________________________
                                                                          Ф.И.О., должность

     генерального проектировщика (проектировщика) __________________

____________________________________________________________________
                         Ф.И.О., должность

     Государственного пожарного надзора ____________________________

____________________________________________________________________
                         Ф.И.О., должность

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
             других организаций и органов надзора по согласованию.

     УСТАНОВИЛА:

     1. Заказчиком (заказчиком с  участием  генерального  подрядчика

(подрядчика)), подрядчиком _________________________________________
                                                   наименование субъекта хозяйствования и его

____________________________________________________________________
                                 ведомственная подчиненность

____________________________________________________________________

предъявлен к приемке в эксплуатацию ________________________________
                                                                           наименование объекта и вид

____________________________________________________________________
                      строительства (новое, реконструкция, реставрация)

____________________________________________________________________

по адресу __________________________________________________________
                         область, район, населенный пункт, микрорайон, квартал,

____________________________________________________________________
                                 улица, номер дома (корпуса)

____________________________________________________________________

     2. Строительство  осуществлено  на  основании решения (приказа,

постановления и др.) _______________________________________________
                                              наименование органа, вынесшего решение, номер

____________________________________________________________________
                           и дата решения

____________________________________________________________________

и в соответствии с разрешением на производство строительно-монтажных

работ от "___" _________ 200 ___ г. № ________ _____________________                                                                                                               наименование органа, выдавшего разрешение

     3. Строительство     осуществлено    генеральным    подрядчиком

(подрядчиком), собственными силами заказчика _______________________
                                                                                  наименование субъекта

____________________________________________________________________
                      хозяйствования и его ведомственная подчиненность

выполнившим ________________________________________________________
                                                                   виды работ

и субподрядными организациями ______________________________________
                                                        наименование субъектов хозяйствования

____________________________________________________________________
                              и их ведомственная подчиненность

____________________________________________________________________
                        виды работ, выполненные каждой организацией

____________________________________________________________________            
(при числе организаций свыше трех перечень их указывается в приложении ... к акту)

     4. Проектная   документация   на   строительство    разработана

генеральным проектировщиком (проектировщиком) ______________________

____________________________________________________________________
      наименование субъекта хозяйствования и его ведомственная подчиненность

выполнившим ________________________________________________________
                              наименование частей или разделов документации

и субподрядными организациями ______________________________________
                                                       наименование субъектов хозяйствования,

____________________________________________________________________
                                            их ведомственная подчиненность

____________________________________________________________________
              выполненные части и разделы документации

____________________________________________________________________
(при числе организаций свыше трех перечень их указывается в приложении ... к акту)

     5. Исходные данные для проектирования выданы __________________
                                                                                            наименование

____________________________________________________________________
      научно-исследовательских и изыскательских организаций, их

____________________________________________________________________
        ведомственная подчиненность, тематика исходных данных

____________________________________________________________________
     (при числе организаций свыше трех перечень их указывается в

____________________________________________________________________
                       приложении ... к акту)

     6. Строительство  осуществлялось  по   проектной   документации

____________________________________________________________________
номер проектной документации для индивидуального проекта по объектам

____________________________________________________________________
                   жилищно-гражданского назначения

____________________________________________________________________
   указывается наименование органа, разрешившего применение такого проекта

     7. Проектная документация утверждена __________________________
                                                                                    наименование органа

____________________________________________________________________
управления, субъекта хозяйствования, Ф.И.О., должность представителя

____________________________________________________________________
 юридического лица, утвердившего (переутвердившего) документацию на

____________________________________________________________________
                 объект (очередь, пусковой комплекс)

от " ___ " _________ 200 ___ г. № ________

     8. Строительно-монтажные работы осуществлены в срок:

начало работ _______________, окончание работ ______________________
                          месяц, год                                                   месяц, год

     9. Приемочной комиссии представлена следующая документация:

____________________________________________________________________
перечень документов в соответствии с 5.9 и 5.10 СНБ 1.03.04-2000

____________________________________________________________________

    Указанные документы   являются   обязательным   приложением   к настоящему акту.

     10. Предъявленный   к   приемке  в  эксплуатацию  объект  имеет следующие показатели мощности,  производительности, производственной площади, протяженности, вместимости, объема, пропускной способности, провозной способности,  числа  мест  и  т.п.  (заполняются  по  всем объектам (кроме  жилых  домов)  в  единицах измерения соответственно целевой продукции или основных видов услуг).

Мощность,  производительность и др.      

Единица измерения    

По проектной документации      

Фактически    

Общая (с учетом ранее    принятых)

В том числе пускового  комплекса  или очереди   

Общая (с учетом ранее   принятых)

В том числе пускового   комплекса или очереди

           

     Выпуск продукции (оказание услуг),  предусмотренной проектом, в

объеме, соответствующем заданию на проектирование __________________
                                                                                                          акт начала

____________________________________________________________________
                выпуска продукции с указанием объема

     Предъявленный к  приемке  в  эксплуатацию   жилой   дом   имеет

следующие показатели:

Показатели                   

Единица  измере-  ния     

По проект- ной доку- ментации 

Факти-   чески   

Общая площадь                    

м2     

   

Число этажей                     

этаж    

   

Общий строительный объем         

м3     

   

в т.ч. подземной части       

м3     

   

Площадь встроенных,               встроенно-пристроенных и          пристроенных помещений           

м2     

   

Стоимость 1 м2 общей площади     

руб.    

   

Стоимость 1 м2 жилой площади     

руб.    

   

Показатели             

По проектной     документации    

Фактически 

Число квартир 

Площадь квартир, м2          

Число квартир 

Площадь  квартир, м2      

общая

жилая   

общая

жилая

Всего квартир           

           

в т.ч. однокомнатных  

           

двухкомнатных  

           

трехкомнатных  

           

четырехкомнатных

           

и более        

           

     11. Технологические  и  архитектурно-строительные  решения   по

объекту характеризуются следующими данными: ________________________
                                                                                     краткие технические

____________________________________________________________________
    характеристики по особенностям размещения, по планировке, этажности,

____________________________________________________________________
основным материалам и конструкциям, инженерному и технологическому

____________________________________________________________________
                                                   оборудования

     12. На объеме установлено предусмотренное проектом оборудование в количестве согласно актам  о  его  приемке  после  индивидуального испытания и   комплексного   опробования  (перечень указанных  актов приведен в приложении ... к акту).

     13. Мероприятия  по  охране  труда,   обеспечению   пожаро- и взрывобезопасности, охране окружающей природной среды, предусмотренные проектом ___________________________________________
                                                                                                  сведения о выполнении

     Характеристика мероприятий приведена в приложении ... к акту.

     14. Заключения  органов Государственного надзора о соответствии объекта утвержденной проектной документации.  Заключения приведены в приложении ... к акту.

                       Результаты заключения

Министерство природных ресурсов           от " __ " _________ 200 __ г.
и охраны окружающей среды                      № ________

Государственный санитарный                     от " __ " _________ 200 __ г.
надзор                                                             № ________

Государственный строительный                от " __ " _________ 200 __ г.
надзор                                                           № ________

Департамент государственной                    от " __ " _________ 200 __ г.
инспекции труда Министерства                  № ________
труда и социальной защиты Республики Беларусь

Проматомнадзор                                        от " __ " _________ 200 __ г.
                                                                     № ________

Государственная автомобильная                  от " __ " _________ 200 __ г.
инспекция (при приемке улиц,                   № ________
дорог и дорожных сооружений)

Штабы гражданской обороны                      от " __ " _________ 200 __ г.
(при приемке объектов со                                   № ________
встроенными помещениями или отдельно стоящих сооружений гражданской обороны)

Государственный энергетический                 от " __ " _________ 200 __ г.
надзор (при приемке объектов                        № ________
и работ, ему подконтрольных)

омитет по охране                                           от " __ " _________ 200 __ г.
историко-культурного наследия                  № ________
(при приемке после реставрации историко-культурных ценностей)

Предприятие Государственное                    от " __ " _________ 200 __ г.
дорожное хозяйство, на                                № ________
балансе которого состоит автомобильная дорога (при приемке в эксплуатацию объектов, находящихся в контролируемой зоне автомобильных дорог общего пользования)

Другие органы Государственного         от " __ " _________ 200 __ г.
надзора, образованные в                        № ________
соответствии с законодательством Республики Беларусь

15. Внешние  наружные   коммуникации   холодного   и   горячего водоснабжения, канализации,      теплоснабжения, газоснабжения, энергоснабжения и связи, противопожарной и противодымной автоматики обеспечивают нормальную    эксплуатацию     объекта и приняты эксплуатационными организациями.  Перечень справок  эксплуатационных организаций приведен в приложении ... к акту.

16. Работы,  выполнение  которых  в  связи с приемкой объекта в неблагоприятный период времени переносятся, должны быть выполнены:

Вид работы          

Единица измерения       

Объем работ 

Срок выполнения   

       

17. Стоимость объекта по утвержденной проектно-сметной документации.

Всего  _______________________   тыс.руб.,    в   том    числе:

строительно-монтажных  работ _______________ тыс.руб., оборудования,

инструмента и инвентаря ________________ тыс.руб.

18.  Стоимость  основных  фондов,  принимаемых  в  эксплуатацию

___________________ тыс.руб.,     в     том     числе:     стоимость

строительно-монтажных  работ _________________ тыс.руб.,   стоимость

оборудования, инструмента, инвентаря ______________________ тыс.руб.

Решение приемочной комиссии:

Предъявленный к приемке _______________________________________
                                                               наименование объекта

принять в эксплуатацию.

Председатель приемочной комиссии       _____________________________
                                                                             подпись, Ф.И.О.

Члены приемочной комиссии              _____________________________
                                                                                подпись, Ф.И.О.

                                       _____________________________
                                                      подпись, Ф.И.О.

                                       _____________________________
                                                      подпись, Ф.И.О.

СНБ 1.03.04-2000
Приложение А (в ред. приказа
Минстройархитектуры от 18.12.2002 N 404)

УТВЕРЖДЕН

_________________________________________
администрация района (заказчик), дата,

_________________________________________
номер решения (акта приемки)

_________________________________________
фамилия, имя, отчество и должность лица,

_________________________________________
подписавшего решение (акт приемки)

                                              АКТ

            приемки объекта, законченного ремонтом

     от " ___ " _________ 200 ___ г.   _____________________________
                                                                  местонахождение объекта

     Приемочная комиссия, назначенная ______________________________
                                                                           наименование органа управления,

____________________________________________________________________
                                                субъекта хозяйствования

____________________________________________________________________
   Ф.И.О., должность представителя юридического лица, назначившего

____________________________________________________________________
    приемочную комиссию решением (приказом, постановлением и др.)

от "___" _____________ 200 ___ г. из представителей:

     заказчика (застройщика) _______________________________________
                                                      наименование организации, юридического

____________________________________________________________________
                                лица

____________________________________________________________________
                         Ф.И.О., должность

     эксплуатационной организации __________________________________
                                                                              наименование субъекта

____________________________________________________________________
                  хозяйствования, Ф.И.О., должность

____________________________________________________________________

генерального подрядчика (подрядчика) __________________________
                                                                    наименование организации,

____________________________________________________________________
                         Ф.И.О., должность

     субподрядных организаций ______________________________________
                                                                          наименование организации,

____________________________________________________________________
                         Ф.И.О., должность

     генерального проектировщика (проектировщика) __________________
                                                                                                    наименование

____________________________________________________________________
                   организации, Ф.И.О., должность

     Государственного пожарного надзора ____________________________
                                                                               Ф.И.О., должность

                               УСТАНОВИЛА:

1. Заказчиком (застройщиком), подрядчиком _____________________
                                                                                             наименование

____________________________________________________________________
                  объекта хозяйствования и его ведомственная принадлежность

представлен к приемке в эксплуатацию _______________________________
                                         наименование объекта

по адресу: _________________________________________________________
           область, район, населенный пункт, микрорайон, квартал,

____________________________________________________________________
                     улица, номер дома (корпуса)

____________________________________________________________________

2. Ремонт осуществлен на основании решения ____________________
                                                                                      наименование

____________________________________________________________________          
             органа, вынесшего решение, номер и дата решения

и в соответствии с разрешением на производство ремонтно-строительных

работ от " ___ " __________ 200 ___ г. № _________  ________________
                                                                                             наименование

____________________________________________________________________
                    органа, выдавшего разрешение

3. Ремонт  осуществлен  генеральным  подрядчиком  (подрядчиком)

собственными силами заказчика ______________________________________
                                                        наименование субъекта хозяйствования

____________________________________________________________________
                  и его ведомственная подчиненность

выполнившим ________________________________________________________
                              виды работ

и субподрядными организациями ______________________________________
                                                                  наименование субъектов хозяйствования

____________________________________________________________________
                  и их ведомственная подчиненность

____________________________________________________________________
             виды работ, выполненные каждой организацией

____________________________________________________________________
    (при числе организаций свыше трех, перечень их указывается в

____________________________________________________________________
                       приложении ... к акту)

4. Проектная  документация  на  ремонт  разработана генеральным

проектировщиком (проектировщиком) __________________________________
                                                                              наименование субъекта

____________________________________________________________________
          хозяйствования и его ведомственная подчиненность

выполнившим ________________________________________________________
                                          наименование частей или разделов документации

и субподрядными организациями ______________________________________
                                                           наименование субъектов хозяйствования

____________________________________________________________________
     их ведомственная подчиненность, выполненные части и разделы

____________________________________________________________________
     документации (при числе организаций свыше трех, перечень их

____________________________________________________________________
                указывается в приложении ... к акту)

5. Проектная (сметная) документация утверждена ________________
                                                                                           наименование

____________________________________________________________________
    органа управления, субъекта хозяйствования, Ф.И.О., должность

____________________________________________________________________
  юридического и физического лица, утвердившего (переутвердившего)

____________________________________________________________________
                  документацию на объект (комплекс)

"___" ___________ 200 ___ г. N __________

6. Ремонтно-строительные работы осуществлены в сроки:

начало работ _________________, окончание работы ___________________
                                 месяц, год                                                    месяц, год

7. Приемочной комиссии представлена следующая документация:

____________________________________________________________________
перечень документов в соответствии с 5.9 и 5.10 СНБ 1.03.04-2000

Указанные документы   являются обязательным   приложением   к настоящему акту.

8. Предъявляемый к приемке в эксплуатацию  объект,  законченный ремонтом, имеет  следующие показатели мощности,  производительности, производственной площади,   протяженности,   вместимости,    объема, пропускной способности,  числа  рабочих мест и т.п.  (заполняется по всем объектам,   кроме   жилых   домов,   в    единицах    измерения соответственно целевой продукции или основных видов услуг).

Мощность, производительность и др.       

Единица   измерения      

Общая (с учетом    ранее принятых)   

В том числе, пускового        комплекса или очереди         

       

9. Предъявляемый к приемке жилой дом  с  вводом  общей  площади после ремонта имеет следующие показатели:

     1) общая площадь (кв. м) ______________________________________

     2) Жилая площадь (кв. м) ______________________________________

     3) Количество квартир    ______________________________________

     4) Число этажей          ______________________________________

     5) Год постройки         ______________________________________

     6) Год последнего капитального ремонта ________________________

     7) Стоимость капитального ремонта 1 кв. и общей площади _______

9.1. Предъявляемый  к  приемке  объект,  на  котором произведен ремонт отдельных  конструктивных  элементов  зданий   и   инженерных систем, имеет следующие показатели:

     1) Год постройки ______________________________________________

     2) Год последнего капитального ремонта ________________________

10. На объеме установлено предусмотренное проектом оборудование в количестве  согласно  актам  его  приемки  после   индивидуального испытания и   комплексного  опробования  (перечень  указанных  актов приводится в приложении ... к акту приемки).

11. Заключения органов Государственного надзора о  соответствии объекта утвержденной    проектно-сметной   документами.   Заключения приведены в приложении ... к акту.

                       Результаты заключения

Государственный санитарный надзор      от " ___ " ________ 200 __ г.
(на объектах, на которых планируется                     № _________
перепланировка помещений или
изменение их функционального
назначения)

Государственный строительный надзор    от " ___ " ________ 200 __ г.
(кроме объектов, на которые не                           № _________
требуется получение разрешения на
производство строительно-монтажных работ)

Другие  органы   Государственного  надзора   в  строительстве всоответствии с законодательством Республики Беларусь по 5.4

12. Внешние   наружные   коммуникации   холодного   и  горячего водоснабжения, канализации,      теплоснабжения,      газоснабжения, электроснабжения и связи, противопожарной и противодымной автоматики обеспечивают нормальную    эксплуатацию    объекта     и     приняты эксплуатационными организациями.  Перечень  справок эксплуатационных организаций приведен в приложении ... к настоящему акту.

13. Работы по внешнему благоустройству и ремонту фасада  должны быть выполнены:

Вид работы

Единица измерения

Объем работ

Срок исполнения

       

14. Стоимость  ремонта  в  действующих  ценах  по  утвержденной проектной (сметной) документации ___________ тыс.руб.

Решение приемочной комиссии

Предъявленный к приемке _______________________________________
                                                                наименование объекта

принять в эксплуатацию.

Председатель приемочной комиссии               _____________________
                                                                                     подпись, Ф.И.О.

Члены приемочной комиссии                      _____________________
                                                                                     подпись, Ф.И.О.

                                               _____________________
                                                           подпись, Ф.И.О.

СНБ 1.03.04-2000
Приложение А (в ред. приказа
Минстройархитектуры от 18.12.2002 N 404)

УТВЕРЖДЕН

решением _________________________

городского (районного, сельского) исполкома

" ___ " ________ 200 __ г. N _____

                                АКТ

      приемки индивидуальных жилых домов и хозяйственных построек

                     "___" _________ 200 ___ г.

     Комиссия в составе:

     Председатель __________________________________________________
                                                  Ф.И.О., должность

     Члены комиссии - представители:

     местного исполнительного и распорядительного органа ___________________________
                                                                                                                     Ф.И.О., должность

     органов управления архитектурной и градостроительной деятельностью ____________
                                                                                                                                 Ф.И.О., должность

     подрядчика (при строительстве подрядным способом) _________________
                                                                                                        Ф.И.О., должность

     застройщика ___________________________________________________
                                        Ф.И.О., должность

     Государственного санитарного надзора _____________________________
                                                                                           Ф.И.О., должность

     Государственного пожарного надзора ______________________________________
                                                                                           Ф.И.О., должность

в населенном пункте ___________________ по ул. _____________________

дом N ______________

     УСТАНОВИЛА:

     1. Застройщиком    ___________________________   предъявлен   к

приемке в эксплуатацию _____________________________________________
                                                 кирпичный, деревянный, каркасный, этажность,

____________________________________________________________________
                            кол-во комнат

жилой дом общей площадью _________________ кв. м, в том числе: жилой

____________ кв.  м  с  кухней _______________ кв.  м летними жилыми

помещениями _______________  кв.  м,  хозяйственными  постройками на

участке __________________ кв. м.

     2. Земельный  участок  площадью ________________ кв.  м отведен

решением местного   исполнительного   и   распорядительного   органа

" ___ " ________________ 200 ___ г.

3. Стоимость  основных  фондов,  принимаемых   в   эксплуатацию

_____________________   тыс.руб.,    в    том    числе:    стоимость

строительно-монтажных  работ   _____________   тыс.руб.,   стоимость

оборудования, инструмента, инвентаря ________________ тыс.руб.

4. Комиссии представлена документации _________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Предложения комиссии:

     _______________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Председатель комиссии:                         _____________________
                                                                          подпись, Ф.И.О.

Члены комиссии:                                _____________________
                                                                          подпись, Ф.И.О.

                                               _____________________
                                                             подпись, Ф.И.О.

                                               _____________________
                                                             подпись, Ф.И.О.

СНБ 1.03.04-2000
Приложение А (в ред. приказа
Минстройархитектуры от 18.12.2002 N 404)

                                      Орган государственного надзора

                                      (контроля) ___________________
                                                            наименование

                             ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Объект строительства __________________________________________
                                                         полное наименование и адрес

____________________________________________________________________

     По результатам    рассмотрения    исполнительной    технической документации и осмотра  объекта  (стройки)  в  натуре  с  выборочной проверкой узлов,   деталей,   систем   по   следующим,   входящим  в компетенцию органа, вопросам:

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

     Возражения против приемки объекта в эксплуатацию отсутствуют.

Должность лица,          Подпись, печать органа    Инициалы, фамилия

выдавшего заключение

                                                Дата _______________

 

[1] Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь. -05.03.1999. -N 7-9. -Ст.101

[2] Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -08.02.2006. -N 21. –С.6/474

[3] Собрание постановлений Правительства Республики Беларусь. -1991. -N 34. -Ст. 416

[4] Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -01.10.1999. -N 73. –Ст.8/849

[5] Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -21.03.2005. -№42. – С.5/15702

[6] Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -19.05.2005. -N 75. –С.8/12557

[7] Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь. –1996. -№16. -Ст. 403

[8] Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -08.02.2006. -N 21. –С.6/474

[9] Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. -1998. -№ 26. -Ст. 683

[10] Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -21.03.2005. -№ 42. –Ст.5/15702

[11] Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -12.07.2001. -N 63. –Ст.2/785

[12] Постановление кассационной инстанции Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 21.06.2007 г. по делу № 25-5/07/433К. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр". - Минск, 2008.

[13] Демьянчик С.М., Колодко С.Б. Работа выполнена! Но оплатят ли ее? // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр". - Минск, 2008.

[14] Обзор надзорной практики Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь по договору строительного подряда за 2003-2004 гг. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр". - Минск, 2008.

[15] Александров Д. О строительном подряде. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр". - Минск, 2008.

[16] Обзор надзорной практики Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь по договору строительного подряда за 2003 - 2004 гг. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр". - Минск, 2008.

[17] Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -19.07.2004. -N 109. –С.2/1049

[18] Решение хозяйственного суда Могилевской области от 22.03.2004 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр". - Минск, 2008.

[19] Обзор надзорной практики Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь по договору строительного подряда за 2003 - 2004 гг. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр". - Минск, 2008.

[20] Постановление кассационной коллегии Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 24.10.2005 г.по делу N 198-10/2005/1021К. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр". - Минск, 2008.

[21] Обзор надзорной практики ВХС РБ.// Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. -2005. -№ 11. –С.19-20

[22] О некоторых вопросах рассмотрения споров, вытекающих из договора строительного подряда: утв. постановлением Пленума ВХС РБ от 23.12.2005 № 33. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. –2006. -№21. –Ст.6/474

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Геннадий Штейнман XVIII съезд Белорусского союза архитекторов завершил свою работу. Еще долго мы будем обсуждать его решения, осмысляя свои и чужие...
02.09.2003 / просмотров: [totalcount]
Центр Хабитат является органом, осуществляющим информационно-аналитическое обеспечение работ Минстройархитектуры по устойчивому развитию населенных...
02.09.2003 / просмотров: [totalcount]
Беларусь всегда была на передовых позициях в вопросах ценообразования в строительстве в бывшем СССР. Однако еще в конце 1980-х годов, когда страна...