Вы здесь

Инновации и традиции в современной архитектуре

Версия для печати

В статье рассматриваются процессы трансформации архитектурного облика современных городов и их при­чины. Дается оценка позитивных и негативных тенденций развития современной белорусской архитектуры. Приво­дятся критерии оценки архитектурных объектов профессионалами, инвесторами и пользователями, в том числе кри­терии маркетинговой оценки архитектурных объектов, которая становится все более значимой для архитекторов. Рассматривается понятие «мода в архитектуре», взаимосвязи облика архитектурных сооружений с их философией, логичностью и эффективностью функциональной организации и конструктивных решений.

The article examines the processes of transformation of the architectural appear-ance of modern cities and their causes and the evaluation of the positive and negative trends in the development of modern Belarusian architecture. Criteria of evaluation of architectural objects by professionals, investors and users, including criteria for evaluating the marketing of architectural objects, which are becoming increasingly important for architects. We consider the concept of “fashion in archi­tecture”, architectural image of the relationship with their philosophy, logic and functional efficiency of the organization and design solutions.

Введение

Мир, в котором мы живем, коренным образом из­менился и продолжает стремительно меняться. На­ступила постиндустриальная эра, идет информацион­но-коммуникационная революция, развивается инновационная экономика, креативная индустрия. Мы вступили в эпоху кардинальной трансформации среды жизнедеятельности людей.

Главный вектор современного развития человечества - глобализация. Со второй половины ХХ века активно развиваются постиндустриальные города (post-industrial cities), среди которых можно выделить: глобальные (миро­вые) города, креативные города, технополисы, экополисы, города-культурные центры, города-центры туризма [1].

Архитектура формирует облик нового мира. Поэтому необходимо критически осмыслить уже сделанное, оце­нить позитивные и негативные тенденции развития наших населенных мест, задуматься о направлениях развития бе­лорусской архитектуры.

Основная часть

Города находятся в процессе постоянной перестройки и развития. Они не могут быть сохранены в том виде, в ко­тором однажды были созданы. Они должны трансформи­роваться в соответствии с меняющимися потребностями общества.

Давайте сносить проспект Сталина и здания Ланг- барда! Современные инвесторы хорошо понимают цен­ность местоположения архитектурных сооружений. Они инициируют, а мы покорно смотрим на то, как сносятся или перестраиваются до неузнаваемости здания, в том числе и памятники архитектуры, в центральных зонах го­родов. Это первая электростанция в Минске рядом с цир­ком, гостиницы «Свислочь» («Беларусь») у стадиона Ди­намо, «Октябрьская» у здания ЦК КПБ, другие объекты. Уже снесено здание музея Великой Отечественной войны на Октябрьской площади для нового прибыльного вложе­ния инвестиций.

Кто же такие «современные инвесторы»? Это люди, имеющие доступ к большим деньгам, как правило, не своим, а занимаемым в банках под проценты, которые оп­лачивает будущий покупатель или арендатор построен­ных зданий. «Инвесторы» не имеют не только своих денег, но также своих проектных и строительных организаций. Все нанимается за деньги, взятые в банках под проценты, что составляет существенную часть конечной стоимости построенных объектов.

Самым прибыльным видом вложения денег для «ин­весторов» является строительство жилья. Жилой дом строится в среднем 1 год. Квартиры продаются и прибыль («моржа») кладется в карман «инвесторов».

Панельные дома как эталон жилья будущего. Круп­нопанельное домостроение (КПД) со времен Хрущева остается доминирующим видом многоэтажной жилой за­стройки в наших городах. Однотипные, многократно по­вторяющиеся здания продолжают нивелировать облик го­родов. Образуются унылые, однообразные пространства улиц и жилых дворов.

Да, здания, выпускаемые нашими заводами, видо­изменяются, улучшаются внутренне и внешне, но сам принцип КПД - массовое повторение одних и тех же архи­тектурно-строительных форм - вынужденно порождает однообразие.

Мы настолько привыкли, что лучше и дешевле круп­нопанельного домостроения ничего нет, что даже не заду­мываемся - так ли это на самом деле? Приведу пример для размышлений. В начале 1990-х годов в Беларуси было по­строено несколько жилых городков для военнослужащих, выводимых из Германии. Немцы, которые давали день­ги на строительство, провели тендер на строительство жилого городка в Барановичах и его выиграла турецкая строительная фирма, дома которой из монолитного бетона оказались дешевле, чем наши крупнопанельные. В моно­лите можно было построить дома с любыми квартирами, но жилой городок проектировал «Военпроект» из типовых 5-этажных жилых домов. Поэтому, турки в монолите вос­произвели все те же крупнопанельные «хрущебы».

Многие новые жилые дома, построенные в последние годы с применением современных строительных техно­логий, также традиционно воспроизводят своих крупно­панельных «собратьев». Когда же мы задумаемся о том, каким должно быть жилье в 21 веке?

Еще одна проблема жилой застройки крупных горо­дов - появление «жилых небоскребов». Казалось бы, все просто - чем выше плотность жилой застройки, тем боль­ше квартир можно разместить на каждом гектаре ценной городской территории. Однако при этом возникают се­рьезные проблемы: ухудшение условий проживания на верхних этажах зданий, нехватка мест для парковки авто­мобилей жильцов, уменьшение озелененных участков во дворах и на междворовых территориях.

Плотность жилой застройки не должна быть чрезмер­ной, а должна давать возможность горожанам жить в ком­фортной и экологически благоприятной городской среде. Например, жилой дом «У Троицкого» (я бы назвал его - «Над Троицким») нарушил масштаб не только Троицкого предместья, но и одной из главных доминант Минска - На­ционального театра оперы и балета. Троицкому предместью вообще не везет с соседями - сначала появился рядом дом- забор «Панорама», а вот сейчас новый сосед-переросток.

Парки и набережные - лучшие места для новой за­стройки. Мы бездумно продолжаем уничтожать приро­ду в городах, причем не только первую (естественную), но и вторую (воссозданную нашими отцами и дедами). На космических видиосъемках Google хорошо видно, как стремительно застраиваются озелененные территории Минска, в том числе гордость минчан - водно-парковая система вдоль реки Свислочь, придающая городу индиви­дуальность.

Как «шагреньева» кожа уменьшаются озелененные территории городского значения. В последнем генераль­ном плане Минска уже нет 7 «зеленых клиньев», которые должны были «врезаться» с разных сторон в городскую застройку из лесов пригородной зоны и обеспечивать вза­имосвязь городских и пригородных озелененных террито­рий. Из них реально сохранились только 2 - северный и юго-восточный. Территория восточного «зеленого клина» рядом с Национальной библиотекой активно застраивает­ся. Остальные «зеленые клинья» превратились в узкие по­лоски озелененных территорий.

Уже перегорожена высоким зданием у цирка долина реки Свислочь - канал воздушного проветривания цен­тра Минска. Под высокоплотную застройку повышенной этажности планируется отдать настойчивым «инвесто­рам» излучину реки Свислочь в районе улицы Красно­армейской. Понятно, что «инвесторам», особенно ино­странным, хочется получить максимальную прибыль и вывести ее из страны. Но ведь есть главный архитектор города, есть министерство, отвечающие за градострои­тельную политику.

В градостроительных нормах за период с 1954 г. по 1989 г. показатели обеспеченности населения озелененны­ми территориями в жилой застройке уменьшились с 12 кв. м / чел. До 6 кв. м / чел. В нор-мах 2002 г. была сделана попытка увеличить этот показатель до 9-10 кв. м / чел. для Минска и 10-11 кв. м / чел. для областных центров. Однако, нормы предусматривают включение в состав озелененных территорий площадок для игр детей, отдыха взрослых, пе­шеходных дорожек. Под них отводится 30% озелененных территорий. То есть фактически нормативная обеспечен­ность населения озелененными территориями в жилой за­стройке составит для Минска 6,3-7 кв. м / чел., для област­ных центров - 7-7,7 кв. м / чел.

Участки, занятые непосредственно деревьями, ку­старниками и газонами (не будем касаться их качества) - это «клочки» озеленения, прорезанные автомобильны­ми проездами и пешеходными путями, соседствующие с автостоянками, мусоросборниками и не способные вы­полнять необходимые экологические и рекреационные функции.

В градостроительных нормах 2008 года предусмотре­но еще большее «ужатие» зеленых насаждений в жилой застройке. В площадь участков озелененной территории квартала, микрорайона включаются площадки для физ­культурно-оздоровительных занятий, прогулок, игр детей дошкольного возраста, удельный вес которых должен со­ставлять не менее 25 % жилых территорий (пункт 9.1.2, таблица 9.1 ТКП 45-3.01-116-2008). То есть площадки и до­рожки могут занять практически все так называемые озе­лененные территории в жилой застройке [2].

Созданные в предшествующие годы озелененные участки на междворовых жилых территориях активно от­водиться под новую застройку для ее уплотнения.

В условиях, когда в крупных городах высока загряз­ненность воздушного бассейна автотранспортом, повы­шенный уровень шума, необходимо изменить отношение к городским озелененным территориям.

По каким критериям оценивать архитектуру? Критерии оценки архитектурных объектов профессиона­лами, инвесторами и пользователями существенно раз­личаются.

Профессионалы оценивают архитектурные сооруже­ния по критериям, которые наиболее понятно сформули­ровал Витрувий еще в I веке до н. э. - прочность, польза, красота, что применительно к современным требованиям означает:

  • прочность - применение прочных и эффективных конструкций, строительных материалов, методов строительства;
  • польза - высокие потребительские качества объекта, удобное местоположение, соответствие функциям, для которых создан объект;
  • красота - выразительный внешний вид объекта, его композиционная согласованность с окружающей за­стройкой, ландшафтом.

Для инвесторов важно выгодно и быстро продать объ­ект, поэтому их критериями оценки архитектурных объ­ектов являются:

  • привлекательность и оригинальность облика объекта;
  • престижное местоположение;
  • минимальные затраты на строительные материалы, конструкции, оборудование, быстрые и дешевые ме­тоды строительства.

Для массового потребителя (пользователя, покупате­ля) архитектурных объектов важны следующие критерии оценки:

  • доступная цена покупки или аренды объекта или его помещений, наличие необходимого инженерного обо­рудования, приемлемые эксплуатационные расходы;
  • удобное местоположение по отношению к транс­портным коммуникациям, объектам социальной ин­фраструктуры, местам учебы и работы, озелененным территориям, местам рекреации и спортивно-оздоро­вительных занятий;
  • безопасность;
  • привлекательный внешний вид объекта.

Для потребителей с высокими доходами повышается значимость таких качеств архитектурных объектов как престижное местоположение, привлекающий внимание индивидуальный облик [3].

Маркетинг как главный критерий оценки архи­тектуры. Выразительный архитектурный облик улиц, площадей, городских районов увеличивает стоимость не­движимости. Благоприятный имидж города, городского района во многом создается его архитектурным обликом. Архитектура выступает в роли идентификатора (долж­ны проявляться отличия от архитектурного облика дру­гих улиц, площадей, городских районов), в роли рекламы (должна привлекать внимание потенциальных клиентов и покупателей).

Основными критериями маркетинговой оценки архи­тектурных объектов являются:

  • престиж - чувство значимости архитектурного объекта;
  • уникальность - исключительность архитектурного объекта, существенные отличия его облика от других архитектурных форм, композиций;
  • удобное и престижное местоположения архитектур­ного объекта;
  • «прочитываемость» архитектурного объекта, призна­ние его своим, близким;
  • мода - следование художественным вкусам своего времени.

Критерии маркетинговой оценки архитектурных объ­ектов становятся все более значимыми для архитекто­ров. При этом редко учитывается контекст - культурные и исторические традиции, стилистика окружающей за­стройки, ее масштаб, особенности ландшафтных условий.

К сожалению удачных примеров «вписывания» совре­менных архитектурных объектов в историческую среду крайне мало.

Как стать модным архитектором? Термин «мода» (англ. fashion) происходит от латинского слова facere - производить, делать, склонять к чему-то, и соответствует понятиям «моделировать», «создавать». В немецком, ита­льянском и французском языках употребляется термин «mode», означающий господствующий в то или иное вре­мя художественный стиль. В этом слове выражается также связь с современностью (mode - modernity).

Архитектурная мода была всегда: во все времена были модные архитекторы, модные архитектурные стили, мод­ные архитектурные формы и детали.

Модные стилевые направления в современной архи­тектуре получают звучные названия: фрактальная архи­тектура (Fractal Architecture), архитектура цифровых игр (Fractal Architecture of Digital Games), новый экспрессио­низм (New Expres-sionism), микромализм (Micro-malism), интерактивная архитектура (interactive Architecture), морфо-экологичная архитектура (Ecologi-cal Morphology Architecture) и др.

Моду в архитектуре все в большей степени определя­ют не профессионалы, а ее потребители, используя сред­ства массовой информации, в первую очередь, Интернет. Они дают оценку объектам архитектуры в соответству­ющих рубриках глобальной сети WWW. Таким образом формируется «общественное мнение». Превалирующие критерии оценки архитектурных сооружений - обратить на себя внимание, стать как можно чаще комментируе­мым в средствах массовой информации. При этом боль­ше обсуждается облик архитектурных сооружений, а не их философия, логичность, эффективность конструкций и функциональной организации.

Внешний вид архитектурных объектов становится главным мерилом оценки их архитектурных достоинств и недостатков. При проектировании также основное внима­ние уделяется визуализации проекта, что позволяет легче его «продать».

Зданияптицы и торговые замки. Архитектура об­ладает сильным эмоциональным воздействием на людей. Восприятие красивого вызывает положительные эмоции, создает чувство гармонии, удовлетворенности. Можно выделить ряд градаций эмоционального воздействия на людей архитектурных объектов: восхищение, симпатия, заинтересованность, безразличие, скука, беспокойство, антипатия, отторжение.

Различные районы города могут вызывать разные эмоции. Эмоциональная оценка городских пространств субъективна и может существенно различаться у жителей города, туристов, людей разного возраста, социального положения, профессий.

Красота города, городского района - комплексное по­нятие, которое включает эмоциональные впечатления об архитектурном облике и планировке города, района, его композиционно-пространственной организации, ланд­шафте, следах истории, впечатления о жителях и другие визуально и эмоционально воспринимаемые характери­стики городской среды.

Красота является не только эстетической категори­ей, но также социальной и моральной. История оставля­ет следы в виде зданий, улиц, площадей, памятных мест, названий. Они образуют культурный капитал места - си­стему символических и эмоциональных ценностей города, городского района, связанных с культурными и историче­скими традициями, их накопленной памятью.

На протяжении тысячелетий архитектура олицетворя­ла устойчивость и защищенность создаваемой человеком жизненной среды. Здания строились на века и своим об­ликом выражали надежность. Архитектор одновременно был художником, конструктором и главным строителем и комплексно решал инженерные и эстетические задачи.

С развитием научно-технического прогресса произо­шло принципиальное разделение конструктивной основы и внешнего облика зданий. Наиболее ярко это проявилось в небоскребах, имеющих несущий металлический каркас и наружные стены из навесных панелей с металлической, стеклянной пластмассовой облицовкой. Иллюзия надеж­ности и устойчивости зданий рассеялась и они выглядят как временные сооружения, ожидающие скорой замены (что периодически и происходит).

Архитектор стал декоратором, который придумывает привлекательный внешний облик здания, что стало его главной задачей. Планировка внутренних пространств, как правило, «свободная» и они могут выполнять разные функции, меняя их по желанию владельца [4, 5].

Заключение

Проблема совершенствования архитектурного об­лика городских и сельских поселений страны, развития белорусской национальной архитектуры сложна и много- планова. Требования к архитектуре и критерии ее оценки все в большей степени определяют не профессионалы, а потребители, которые не обучались в академиях искусств и архитектурных вузах. Как при этом избежать заполне­ния наших городов домами с башенками в идее китайских беседок или шотландских замков, интерьеров с золоченой лепниной в традициях восточных монархов? Как сохра­нить «высокую планку» требований к архитектуре?

Информация об авторе

Потаев Георгий Александрович - доктор архитекту­ры, профессор, заведующий кафедрой «Градостроитель­ство» Белорусский национальный технический универси­тет (220013, г. Минск, пр. Независимости, 65, Республика Беларусь), e-mail: potaev@tut.by

Литература:

  1.  Потаев, Г.А. Градостроитель-ство: теория и прак­тика /Г.А. Потаев. - М.: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2014. - 432 с.
  2. ТКП 45-3.01-116-2008 (02250) Градостроительство. Населенные пункты. Нормы планировки и застрой­ки. - Минск: Министерство архитектуры и стро­ительства Республики Беларусь, 2009. - 64 с.
  3. Потаев, Г.А. Композиция в архитектуре и градостро­ительстве / Г.А. Потаев. - М.: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2015. - 304 с.
  4.  Потаев, Г.А. Эпоха архитектурных декораций / Г.А. Потаев. // Архитектура и строительство. - 2015. - №2. - C. 70-73.
  5. Потаев, Г.А. Архитектурный облик постиндустри­альных городов / Г.А. Потаев. // Архитектура и стро­ительство. - 2015. - №4. - C. 16-21.

Поступила в редакцию 18.09.2015 г.

 


comments powered by HyperComments
Читайте также
27.12.2004 / просмотров: 13 435
Заказчик всегда задается вопросом: покупать готовый дом или строить его с нуля? Где и как правильно выбрать участок? Какие факторы учесть, чтобы не...
24.07.2005 / просмотров: 4 466
Уважаемые друзья! От всей души поздравляю вас с юбилеем — 70-летием Белорусского союза архитекторов! Архитектор — одна из самых древних...
27.12.2005 / просмотров: 6 063
В уходящем году отметил свой 50-летний юбилей Анатолий Иванович Ничкасов, заместитель министра архитектуры и строительства, лауреат Государственной...