Вы здесь

История мебельных изделий в Азербайжане

Версия для печати

УДК 721. 012

В статье рассмотрены основные направления развития производства деревянных изделий и мебели мастерами Азербайджана и их методов отделки начиная с XII века и сохранения наследия в настоящее время.

The article describes the main directions of development ofproduction of wood products and furniture masters of Azerbaijan and finishing techniques since the XII century and heritage conservation at the moment.

Появление мебели связано с переходом первобытных общин к оседлости. Человек переселяется из естественных пещер в примитивные жилища. Обогащается его обще­ственно-трудовая деятельность, развивается художествен­ное мышление, а вместе с этим совершенствуются художе­ственное творчество и технические процессы производства.

Историю мебели, как предметов декоративно-приклад­ного искусства очень трудно разгадать. Древнейшим госу­дарством, которого сохранились образцы мебели до наших дней, является Египет. Об этом свидетельствуют найден­ные на раскопках фрагменты древних мебельных шедевров.

Национальные традиции быта и искусства всегда на­кладывали определенный отпечаток на декоративные осо­бенности мебели.

Основным материалом для изготовления мебели явля­ется древесина. Одной из древних и наиболее распростра­ненных, развитых областей азербайджанского декоратив­ного искусства является художественная обработка дерева.

Художниками и народными мастерами Азербайджа­на созданы многочисленные шедевры искусства, которые и поныне восхищают нас богатством фантазии и совер­шенством исполнения. Они свидетельствуют о древней истории, многогранности и своеобразии художественной культуры азербайджанского народа.

Данные античных авторов о широком развитии ху­дожественной обработки дерева в древнем Азербайджа­не подтверждают и памятники, найденные из археологи­ческих раскопок. Во время проводимых на территории

Азербайджана археологических изысканий найдены изго­товленные в бронзовые и железные периоды, а также в се­редине века предметы материальной культуры из дерева.

Мебель очень редко находят и во время раскопок. Это объясняется тем, что древесина используемая для изготов­ления мебели подвержена гниению.

Большинство изделий - от применяемых в быту чер­паков и ложек до лотков для хлеба (текне, табаг,рахиль ), прялок и чесалок, различных станков для ткачества, а также от используемых в земледелии многообразных де­ревянных орудий до амбаров, мельниц, музыкальных ин­струментов - все это производилось из дерева. Так как в средневековьях сидели не на стульях, а на полу, чтобы лег­че было читать книги использовались рахили. Их тоже го­товили из дерева и на них вырезали разные фигуры (рис 1).

Рис. 1. Рахиль

Художественная обработка дерева отображает в себе бо­гатое художественное наследие народа и в то же время имеет немаловажное значение в экономическом развитии страны.

Развитие искусства резьбы по дереву в Азербайджане было органически связано с бытовыми и хозяйственными нуждами населения.

Еще в древности в Азербайджане были известны все виды искусства деревообработки и технологические операции. Обладая декоративными возможностями, ис­кусство обработки дерева в Азербайджане развивалось в тесном взаимодействии с соседними странами.

Следует отметить, что в азербайджанской народной архитектуре дерево приобретает большое значение и как строительный материал. Искусные азербайджанские ма­стера играли видную роль и в развитии архитектуры Тур­ции. Многие азербайджанские мастера трудились на стро­ительстве зданий, воздвигаемых амиром Тимуром. Среди работ азербайджанских мастеров можно назвать резные двери, окна и двери с шебеке, перегородки, стенные шка­фы, веранды с шебеке (рис. 2), мехрабы и т.д.

B XII-XIII веках города Шемаха и Тебриз славились искусством художественной обработки дерева. В то время одним из самых замечательных резчиков по дереву был Абульгасан Али, отец великого азербайджанского поэта XII века Хагани Ширвани.

Созданными мастерами Азербайджана образцы изде­лий можно увидеть в миниатюрах XVI века. В них мож­но увидеть изображения резных дверей, окон и стенных шкафов с шебеке, различных композиции перил с шебеке, всевозможных музыкальных инструментов (рис.3), дере­вянных столов, шатров, веранд с деревянными колоннами и др. предметов. Все это свидетельствует о художествен­но-технических свойствах, присущих образцам искусства деревообработки, их развитии на основе традиций нацио­нальной архитектуры.

Рис.2. Шебеке

Рис.3. Народные музыкальные инструменты Азербайджана

Классические виды искусства деревообработки в Азербайджане-резьба, шебеке, интарция и живопись, а также используемые в декоративных способах технологи­ческие процессы изготовления деревянных изделий, пере­даваясь по наследству, из поколения в поколение, развива­ясь своеобразно, в национальном стиле, дошли до наших дней.

Литература

  1. Джавадов Г.Д. Об искусстве деревообработки в Азер­байджане. Известия АН Азерб.ССР. №1. 1973.
  2. История Азербайджана, т. II, Баку, 1961.
  3. А.Алиева. Художественная обработка дерева. Баку, 1983
  4. Р.Эфенди. Декоративно-прикладное искусство Азер­байджана. Баку, 1976.

Поступила в редакцию 18 июля 2014 г.

 


comments powered by HyperComments
Читайте также
20.10.2005 / просмотров: 116
Проблема исторического центра Минска — одна из актуальных в градостроительном развитии столицы последних десятилетий. Восприятие историко-...
27.12.2005 / просмотров: 4 252
Реки были самыми древними белорусскими дорогами. Даже поселения каменного века археологи находят главным образом вдоль речных русел. Главный...
24.08.2006 / просмотров: 6 671
В настоящее время Лидский замок (более точным в исторической ретроспективе, на наш взгляд, является определение “Лидский замковый комплекс...