УДК 721. 012
В статье рассмотрены основные направления развития производства деревянных изделий и мебели мастерами Азербайджана и их методов отделки начиная с XII века и сохранения наследия в настоящее время.
The article describes the main directions of development ofproduction of wood products and furniture masters of Azerbaijan and finishing techniques since the XII century and heritage conservation at the moment.
Появление мебели связано с переходом первобытных общин к оседлости. Человек переселяется из естественных пещер в примитивные жилища. Обогащается его общественно-трудовая деятельность, развивается художественное мышление, а вместе с этим совершенствуются художественное творчество и технические процессы производства.
Историю мебели, как предметов декоративно-прикладного искусства очень трудно разгадать. Древнейшим государством, которого сохранились образцы мебели до наших дней, является Египет. Об этом свидетельствуют найденные на раскопках фрагменты древних мебельных шедевров.
Национальные традиции быта и искусства всегда накладывали определенный отпечаток на декоративные особенности мебели.
Основным материалом для изготовления мебели является древесина. Одной из древних и наиболее распространенных, развитых областей азербайджанского декоративного искусства является художественная обработка дерева.
Художниками и народными мастерами Азербайджана созданы многочисленные шедевры искусства, которые и поныне восхищают нас богатством фантазии и совершенством исполнения. Они свидетельствуют о древней истории, многогранности и своеобразии художественной культуры азербайджанского народа.
Данные античных авторов о широком развитии художественной обработки дерева в древнем Азербайджане подтверждают и памятники, найденные из археологических раскопок. Во время проводимых на территории
Азербайджана археологических изысканий найдены изготовленные в бронзовые и железные периоды, а также в середине века предметы материальной культуры из дерева.
Мебель очень редко находят и во время раскопок. Это объясняется тем, что древесина используемая для изготовления мебели подвержена гниению.
Большинство изделий - от применяемых в быту черпаков и ложек до лотков для хлеба (текне, табаг,рахиль ), прялок и чесалок, различных станков для ткачества, а также от используемых в земледелии многообразных деревянных орудий до амбаров, мельниц, музыкальных инструментов - все это производилось из дерева. Так как в средневековьях сидели не на стульях, а на полу, чтобы легче было читать книги использовались рахили. Их тоже готовили из дерева и на них вырезали разные фигуры (рис 1).
Рис. 1. Рахиль
Художественная обработка дерева отображает в себе богатое художественное наследие народа и в то же время имеет немаловажное значение в экономическом развитии страны.
Развитие искусства резьбы по дереву в Азербайджане было органически связано с бытовыми и хозяйственными нуждами населения.
Еще в древности в Азербайджане были известны все виды искусства деревообработки и технологические операции. Обладая декоративными возможностями, искусство обработки дерева в Азербайджане развивалось в тесном взаимодействии с соседними странами.
Следует отметить, что в азербайджанской народной архитектуре дерево приобретает большое значение и как строительный материал. Искусные азербайджанские мастера играли видную роль и в развитии архитектуры Турции. Многие азербайджанские мастера трудились на строительстве зданий, воздвигаемых амиром Тимуром. Среди работ азербайджанских мастеров можно назвать резные двери, окна и двери с шебеке, перегородки, стенные шкафы, веранды с шебеке (рис. 2), мехрабы и т.д.
B XII-XIII веках города Шемаха и Тебриз славились искусством художественной обработки дерева. В то время одним из самых замечательных резчиков по дереву был Абульгасан Али, отец великого азербайджанского поэта XII века Хагани Ширвани.
Созданными мастерами Азербайджана образцы изделий можно увидеть в миниатюрах XVI века. В них можно увидеть изображения резных дверей, окон и стенных шкафов с шебеке, различных композиции перил с шебеке, всевозможных музыкальных инструментов (рис.3), деревянных столов, шатров, веранд с деревянными колоннами и др. предметов. Все это свидетельствует о художественно-технических свойствах, присущих образцам искусства деревообработки, их развитии на основе традиций национальной архитектуры.
Рис.2. Шебеке
Рис.3. Народные музыкальные инструменты Азербайджана
Классические виды искусства деревообработки в Азербайджане-резьба, шебеке, интарция и живопись, а также используемые в декоративных способах технологические процессы изготовления деревянных изделий, передаваясь по наследству, из поколения в поколение, развиваясь своеобразно, в национальном стиле, дошли до наших дней.
Литература
- Джавадов Г.Д. Об искусстве деревообработки в Азербайджане. Известия АН Азерб.ССР. №1. 1973.
- История Азербайджана, т. II, Баку, 1961.
- А.Алиева. Художественная обработка дерева. Баку, 1983
- Р.Эфенди. Декоративно-прикладное искусство Азербайджана. Баку, 1976.
Поступила в редакцию 18 июля 2014 г.