Минстрой намерен сделать BIM-технологии приоритетными в сфере проектирования промышленных и гражданских объектов.
Подробнее об этой инициативе ведомства, на вопросы корреспондента портала «Строительный эксперт» ответила Марина Георгиевна Король - генеральный директор компании "Конкуратор", член рабочей группы Министерства строительства и ЖКХ РФ по вопросам реализации Плана внедрения технологий информационного моделирования в области промышленного и гражданского строительства.
1. Как проектное сообщество смотрит на эту инициативу? Какие в ней есть плюсы? Минусы?
Прежде всего, следует просто признать тот факт, что BIM-технологии – это будущее строительной отрасли. Хотя для некоторых наших коллег – это уже настоящее. Это неизбежность. Нравится это кому-то или нет. Информационные технологии, бурно развиваясь в последние десятилетия, уже совершили своеобразные «революции» в других отраслях экономики. Теперь они добрались и до строительства (в широком смысле). И проектировщики оказались первыми в цепочке, кому досталось отвечать на этот «вызов».
Тот факт, что в Российской Федерации этим вопросом уже серьезно занимается профильное федеральное ведомство – Министерство строительства и ЖКХ - делает ему честь. Это ставит Россию в группу развитых стран, имеющих национальную стратегию по части BIM.
На сегодня, как и следовало бы ожидать, мнения проектного сообщества разделились.
Первая группа – это те, кто уже совершил переход на использование BIM-технологии в своих организациях. Они совершили качественный переход. В один голос заявляют, что возврата к традиционным техникам работы быть не может. Они очень поддерживают общее движение к BIM в РФ.
Вторая группа – это те, кто боится, что «всех обяжут» работать в BIM.
Третья, самая многочисленная группа – те, кто интересуется, активно изучает вопрос и готовится.
Есть еще и четвертая - те проектировщики, кто про BIM еще не слышал, и потому не выработал своего отношения.
Про плюсы уже написано много, чтобы не повторяться, отмечу лишь, что когда проект осуществляется с применением технологий BIM, качество его значительно выше, а ключевым участникам проекта доступна информация в том виде и объеме, который позволяет принимать обоснованные решения.
Минусы – необходимость меняться. И для людей, и для техники.
2. Насколько эффективней BIM-технологии по сравнению с обычным проектированием?
Сначала я бы хотела уточнить, что BIM - это не только проектирование. Это новые подходы в организации инвестиционно-строительного процесса на всех его этапах, от начальной идеи – до утилизации отслужившего объекта.
Если говорить конкретно о стадии проектирования, то здесь необходимо учитывать этап перехода, когда эффективность работы неизменно падает. Пока идет освоение новых инструментов, скорость работы снижается. Но этим подготовка не ограничивается. Чтобы процессы в организации поддерживали BIM, их необходимо соответствующим образом отстроить, разработать стандарт организации по выполнению BIMпроектов, разработать или заказать (или добыть другим способом) библиотеки элементов, которые понадобятся в проекте и пр.
А вот когда система отстроена, тогда можно пожинать плоды. Проектные организации, которые перешли на BIM, оценивают повышение эффективности своей работы (сокращение времени) на аналогичных проектах по сравнению с традиционным способом от 10 до 50%. Но самое главное, что говорят успешные BIM’овцы – это готовность браться за проекты, которые раньше казались абсолютно неподъемными.
3. Для всех ли объектов необходимо проектирование на BIM - объектах? Насколько этоцелесообразно?
На сегодня очевидно, что все подряд делать в BIM вряд ли оправдано.
Есть две категории проектов, которые однозначно «вопиют» о применении BIM для своей реализации.
Первая – это уникальные, особо опасные, технически сложные объекты, а также объекты, связанные с массовым пребыванием людей. Принято говорить, что с BIM строят дважды – вначале виртуально, в цифровом виде, выполняя все необходимые виды анализа и расчетов, репетируя процесс возведения. А второй раз – уже физически, возводя объект в натуре.
Вторая категория – это типовые объекты, объекты социальной инфраструктуры, например, детский садик или школа, которые будут возводиться многократно. Здесь тоже целесообразность применения BIM очевидна. Проект такого объекта, выполненный в технологии BIM, становится своеобразным эталоном. По нему можно получить любую информацию, на стройплощадке не проявятся «сюрпризы» в виде необходимости долбить бетон, его стоимость «прозрачна». Для условий конкретного применения проекта, например, в другой климатической зоне, вносить изменения несоизмеримо легче, так как это делается в модели, а не во всех связанных чертежах и другой документации.
4. В связи с внедрением BIM - технологий возникает вопрос программного обеспечения. Сейчас проектировщики в большинстве своем используют импортное ПО. Есть ли варианты замещения этих программ на российские? Какие это разработки? И какое ПО используется сейчас?
Действительно, программное обеспечение, которым сегодня пользуются для проектирования «по-новому», разработано за пределами РФ. Если не брать промышленное проектирование, то есть несколько мировых производителей, разработчиков BIM платформ, перечесть которых можно по пальцам одной руки. Российских разработок, которые позиционировали бы себя именно таким образом, пока нет. На российском рынке есть две-три компании, которые в силу своей имеющейся экспертизы могли бы создать российскую платформу для BIM. Однако без государственной поддержки, самостоятельно, такую разработку вряд ли можно осилить в разумные сроки. Приемлемый для рынка продукт «тянет» на сотни человеко-лет разработки.
Когда же BIM станет нормальным способом выполнения проектов, у наших разработчиков появится рынок, они смогут далее развиваться самостоятельно, без «подпитки» от государства.
Недавно российская компания Аскон представила рынку свой новый продукт Regna Architecture. Очевидно, из него со временем может вырасти новая российская BIM платформа. Однако пока даже сам разработчик называет свой программный продукт только системой трехмерного архитектурного проектирования.
5. Некоторые эксперты в проектной области уверены, что с внедрением BIM-технологий многие специалисты столкнутся с необходимостью переобучения и «смены сознания». В этой связи такой вопрос: насколько распространено использование BIM-технологий сегодня? Готово ли проектное сообщество к быстрому переходу на новые стандарты проектирования или понадобится переходный период для обучения и обновления кадрового состава проектных институтов?
С вашими экспертами нельзя не согласиться. Переобучение и даже «смена сознания» - это то, что сопровождает переход на BIM практически всегда. Это новая парадигма, нужно учить людей мыслить по-новому, что выходит далеко за рамки овладения новым программным продуктом.
К сожалению, уровень применения BIM технологий в РФ никто пока не измерял. Я считаю, что это наше упущение, которое необходимо исправить. По разным странам мира мы видим цифры в диапазоне от 5% до 70%.
Но даже в отсутствии статистики по уровню применения проектировщиками Российской Федерации я бы хотела привести такой факт. Когда в ходе реализации Плана Минстроя возникла задача отобрать пилотные проекты, выполненные в BIM, и, как обычно, на сбор данных было всего 3 дня, то даже за это время пришли заявки на 25 проектов! Причем 23 из них полностью соответствовали критериям, предъявленным Минстроем. А это, ни много ни мало – подтверждение прошлого опыта организации по выполнению BIM-проектов, квалификации персонала с сертификатами, наличие BIM менеджера и корпоративного BIM стандарта и пр.
Важно также было «попасть в окно возможностей» - заходить с этим проектом в экспертизу в промежутке с апреля по октябрь 2015 год. Я считаю, что это очень хороший результат, говорящий, что у нас уже есть армия проектировщиков, способных работать по-новому.
Скорость перехода каждая организация должна определять самостоятельно. Как показывают наблюдения, многие успешные в BIM компании, начали свой путь еще во время кризиса 2008 года. И сейчас они очень уверенно смотрят в будущее. Конечно, дело это затратное. Придется обновить компьютерный парк, программное обеспечение. Все это недешево. А еще обучение людей, консалтинг… Но кризис – время пересмотра стратегии, оптимизации.
Думаю, что сегодняшняя непростая экономическая ситуация даст толчок к переходу на BIM еще десяткам проектных институтов. Те, кто перешел, в итоге делают больше меньшим числом. И «продвинутый» заказчик уже научился грамотно формулировать требования по BIM в своих технических заданиях. Я думаю, что уже через три года мы будем наблюдать на рынке совершенно другую картину.
К сведению:
Марина Георгиевна Король, профессор Международной академии архитектуры (евразийское отделение в Москве), генеральный директор консалтинговой компании «Конкуратор», исполнительный директор НП «Интеллектуальное строительство».
Марина Король является одним из самых известных специалистов на российском рынке автоматизации проектно-строительной деятельности. Член рабочей группы Министерства строительства и ЖКХ РФ по вопросам реализации Плана внедрения технологий информационного моделирования в области промышленного и гражданского строительства. Заместитель председателя Комитета Национального объединения изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ) по конкурсным процедурам и инновациям.
]]>Строительный эксперт]]>