Вы здесь

О системе ценообразования в строительстве Республики Беларусь

Версия для печати

Беларусь всегда была на передовых позициях в вопросах ценообразования в строительстве в бывшем СССР. Однако еще в конце 1980-х годов, когда страна взяла курс на развитие рыночных отношений, мы понимали, что успешно функционирующая в условиях централизованного планирования система ценообразования потребует коренной переработки или создания новой.
В результате глубокого анализа с участием ведущих специалистов бывшего Госстроя СССР с учетом изучения мирового опыта мы пришли к выводу, что более правильно и эффективно, и именно в Беларуси, будет переработать действующую систему применительно к рыночным отношениям, особенно в переходный период.
Напомним о некоторых направлениях проводимого в те годы белорусского экономического эксперимента в строительстве. Это переход на поэтапный расчет за выполненные работы, за готовую строительную продукцию, переход на договорные цены, внедрение стабильных сметных цен, прейскурантов на потребительскую единицу строительной продукции, средневзвешенных цен и др. А это все не что иное, как прототип рыночных принципов, которые были успешно отработаны в ходе эксперимента. С учетом накопленного опыта Минский научно-технический центр, правопреемником которого является Республиканский научно-технический центр, еще в 1990 г. разработал техническое задание по новой системе ценообразования в условиях рыночных отношений, которое было одобрено бывшим Госстроем СССР и утверждено Госстроем республики. В техническом задании были предусмотрены учет потребительских свойств, спроса и предложений, система индексации, принципы проведения торгов и выбора подрядчика, нормативная база, в том числе объектов и подрядчиков, и многое другое.


Кстати, методическое руководство по расчету компенсаций при определении сметной стоимости строительства в условиях рыночных отношений (в восьми книгах), утвержденное Межведомственной комиссией при Госстрое БССР в 1991 г., было доложено, а расчеты на ПЭВМ продемонстрированы на совещании стран СНГ в 1992 г. в Минске и переданы практически всем участникам совещания. С учетом накопленного опыта РНТЦ по ценообразованию в строительстве была разработана "Концепция дальнейшего развития системы ценообразования в строительстве в условиях рыночных отношений с созданием методического и информационного обеспечения на базе современной вычислительной техники", принятая в 1998 г. Межведомственной комиссией по ценообразованию в строительстве при Министерстве архитектуры и строительства и Министерстве экономики.
Для осуществления поэтапного перехода на новые сметные нормы и цены в строительстве Госстрой СССР в 1990 г. утвердил индексы изменения сметной стоимости строительства по отраслям народного хозяйства. И тут перед нами возникла проблема, которая могла стать существенным препятствием в эффективном внедрении нашей системы. Индексы, доведенные Госстроем СССР, противоречили главной идее нашей концепции – они уменьшали удельный вес заработной платы в сметной стоимости строительства, а мы стремились сделать зарплату стимулом роста эффективности производства. Мы дополнительно обосновали эту концепцию соответствующими расчетами и, в конце концов, добились своего: для строительной отрасли республики средний индекс перехода к новым ценам был увеличен с 1,56 до 1,98, но главное, что при этом индекс заработной платы был увеличен в 2,97 раза.
Правда, этим самым наша республика на время выпала из общего правового поля в вопросах ценообразования, и нам пришлось самостоятельно решать целый комплекс вопросов вплоть до разработки элементных сметных норм – самого сложного и трудоемкого норматива в системе ценообразования.
Но эффективность такого решения мы ощущаем и сейчас.
Наша система ценообразования носит противозатратный принцип, стимулирующий сокращение расхода трудовых, материальных, топливно-энергетических ресурсов, машин и механизмов и приобретение их по более низким, оптимальным ценам, минуя, при необходимости, посредников, а также противозатратный принцип начисления накладных расходов, плановых накоплений и др.
Как и в большинстве стран мира, нашей системой предусмотрено множество методов определения стоимости строительства: ресурсный, ресурсно-индексный, базисно-компенсационный. Но наиболее распространенным стал базисно-индексный. Ежемесячно мы рассчитываем индексы не по видам работ, а по элементам затрат: заработной плате, машинам и механизмам, материалам, транспортным затратам и т.д. Вначале мы для сравнения разрабатывали оба направления и по ним рассчитывали индексы. При этом еще в начале 1980-х годов в составе проектно-сметной документации выпускали ИБД (информационный блок данных – полная информация об объекте на машинных носителях) с разбивкой на ПТМ (проектно-технологические модули – это не что иное, как аналог сегодняшней российской ресурсной модели, заложенной в основу расчета индексов по видам работ). Кстати, это было наше ноу-хау, которое получило широкое распространение в бывшем СССР.
Но, сопоставив результаты расчетов по обоим направлениям, мы убедились, что расчеты по элементам затрат более простые, а главное – точные.
Реализация новых принципов ценообразования в строительстве потребовала организации полного мониторинга цен на строительные материалы, машины и механизмы, транспортные услуги, для чего начали формироваться специальные службы по отслеживанию цен и тарифов в строительстве по регионам – региональные центры по ценообразованию в строительстве.
Центральная служба в составе Республиканского научно-технического центра по ценообразованию в строительстве – сопоставляет, анализирует, проверяет и систематизирует данные, представленные региональными центрами, и выполняет весь комплекс расчетов индексов изменения стоимости строительства по элементам затрат как в целом по республике, так и по регионам для расчетов между подрядчиками и заказчиками.
Ввиду необходимости обработки большого объема информации, ее анализа и расчетов, прогнозирования создана комплексная автоматизированная система, состоящая из программно-технического комплекса (на базе современных персональных ЭВМ) и уникальной нормативно-справочной базы.
Пакет программ по статистическому анализу и прогнозированию индексов цен и тарифов позволяет с достаточно высокой вероятностью рассчитывать прогнозные индексы изменения стоимости строительства на период до 9–12 месяцев за счет статистических методов анализа рядов распределения индексов изменения заработной платы, стоимости материалов, машин и механизмов, транспорта, топливно-энергетических ресурсов, курса валют за текущий и предыдущие годы.
Стоимость строительства в значительной степени зависит от стоимости материальных ресурсов, доля которых в объеме строительно-монтажных работ составляет порядка 60%.
Возмещение заказчиком фактической стоимости материальных ресурсов подрядчику не заинтересовывало последнего в поиске более дешевых материалов. Та же картина и с механизмами.
Системой изначально предусматривалось перейти на расчеты по средневзвешенным ценам, индексам материалов и машин-представителей.
Средневзвешенные цены рассчитываются исходя из объемов и цен реализованного конкретного ресурса всех его производителей в регионе. Экономический механизм применения средневзвешенных цен заключается в том, что заказчик возмещает подрядчику не фактическую стоимость приобретенных материалов, а расчетную, т.е. средневзвешенную рыночную, объективно сложившуюся в данном регионе за текущий месяц на основе спроса и предложения, а разница между средневзвешенной и фактической стоимостью материалов (дополнительная прибыль или убытки) отражается на экономических результатах работы подрядной организации.
Это стимулирует всех участников строительства постоянно изыскивать пути ресурсосбережения и приобретения их по более низким ценам, так как при расчете индексов учитываются только нормативные расходы всех ресурсов и средневзвешенные, проверенные и сопоставленные цены на них.
В результате достигнутое сокращение расхода ресурсов, приобретение их по более низким ценам приводит к законно заработанной прибыли, а допущенный перерасход ресурсов, приобретение материалов по более высоким ценам, в том числе и через различные посреднические структуры, – соответственно к заслуженным убыткам.
В связи с тем, что предложенный механизм вносил принципиально новый подход в систему ценообразования в строительстве, в 1996 г. на средневзвешенные цены, в порядке эксперимента, было переведено строительство объектов по Витебской области. В процессе апробации были отработаны системы сбора и регистрации отпускных цен на предприятиях-изготовителях, в управлениях механизации, уточнены номенклатура и состав ресурсов, по которым рассчитываются средневзвешенные цены, определен порядок их формирования и доведения до заказчиков, подрядчиков, проектировщиков. С сентября 1997 г. на расчеты по средневзвешенным ценам переведены все регионы республики. Разработанные индексы по элементам затрат (заработная плата, транспортные затраты, накладные расходы, плановые накопления, временные здания, зимние удорожания) и средневзвешенные цены на материалы и машины-представители по регионам республики согласовываются Межведомственной комиссией по ценообразованию в строительстве при Минэкономики и Минстройархитектуры по представлению рабочей группы при МВК и после утверждения их приказом Министерства архитектуры и строительства доводятся до всех участников инвестиционных процессов.
Ежемесячно издаются и доводятся до заинтересованных организаций сборники индексов изменения стоимости, цен и тарифов в строительстве по регионам.

Ценообразование в жилищном строительстве

До недавнего времени цена жилья определялась по так называемой индивидуальной стоимости, т.е. с учетом конкретных проектных решений, технической оснащенности подрядчика и, соответственно, исходя из конкретных физических объемов работ, расходов материальных ресурсов и элементных сметных норм.
Новый механизм заключается в переходе на расчеты по укрупненным ценам, которые отражают оптимальную стоимость возведения потребительской единицы строительной продукции. Такой ценой является стоимость 1 кв. м общей площади квартир, отвечающая типовым потребительским качествам. Разработаны также цены с учетом внутриплощадочных сетей и благоустройства, которые применяются при строительстве жилых домов в микрорайонах и при компактных застройках. При строительстве жилых домов в застроенной части городов применяются цены только на здания. Цены рассчитываются как в базисном уровне цен 1991 г., так и по состоянию на 1 января текущего года.
Продолжается разработка аналогичных цен на каркасное домостроение. В настоящее время ведется разработка Методических указаний о порядке расчетов за выполненные работы по данным ценам, определения окончательной договорной цены с учетом норм продолжительности и задела в строительстве. Такой подход позволит, с одной стороны, стимулировать сокращение сроков строительства, в том числе и проектирования, а с другой – практически реализовать принцип декларирования финансовых возможностей заказчика на весь период строительства и тем самым сократить в дальнейшем объемы незавершенного строительства. Сокращение сроков строительства, в том числе с учетом непрерывного финансирования – это один из важнейших источников снижения стоимости строительства.
После разработки и утверждения таких нормативов появляется возможность реализации конечной цели в системе ценообразования на жилищное строительство – разработка прейскуранта на потребительскую единицу строительной продукции (ППЕ).
Такие цены будут являться средневзвешенными по конструктивным решениям, материалам стен, инженерному обеспечению и дифференцированы по этажности, вместимости.
Экономия и прибыль, перерасход и убытки зависят от разработчиков проекта. Полная инициатива: применяй более тонкие, но не уступающие традиционным по теплоизоляции, по прочим характеристикам материалы, технологии, внедряй все новое и передовое, добивайся в целом экономичных решений. При постоянных нормативах стоимости экономичные решения принесут прибыль, а излишества, неграмотные решения приведут к убыткам, но уже для самих себя. Такие цены стимулируют, даже заставляют проектировщиков и строителей изыскивать пути снижения материалоемкости, трудоемкости и стоимости путем массового строительства из наиболее эффективных конструкций, материалов, в том числе и с учетом влияния на перспективное развитие промышленности стройиндустрии и материалов, внедрение более совершенных конструктивных систем, методов организации и управления строительством.
Учет в ППЕ затрат на внутриплощадочные сети, благоустройство также стимулирует более рациональное решение генпланов, прокладки сетей и т.п.
Непреложно одно – постоянное снижение стоимости строительства и поиск путей эффективных решений станут необратимым процессом, так как достигнутое снижение фактической стоимости, внедренные научно-технические достижения и передовой опыт будут заложены при очередном пересмотре ППЕ.

Ценообразование на предприятиях
строительных материалов и конструкций

В общей схеме системы ценообразования в строительстве особое место занимает нормативный метод ценообразования и его логическое продолжение – механизм декларирования цен на строительные конструкции, изделия и материалы.
Строительные организации, применяя средневзвешенные цены или индексы-представители на материалы, изделия и конструкции, заинтересованы в приобретении ресурсов по ценам ниже средневзвешенных. В этой связи те предприятия, которые смогут удовлетворить потребности строительного рынка в качественных материалах по относительно низким ценам, получают возможность загрузить свои производственные мощности и, соответственно, повысить эффективность своей работы.
Основой нормативного метода ценообразования является разработка и утверждение нормативной базы общепроизводственных и общехозяйственных расходов, с учетом которой рассчитываются нормативно-обоснованные отпускные цены на строительные конструкции, изделия и материалы, выпускаемые предприятиями стройматериалов и конструкций.
Нормативная база общепроизводственных и общехозяйственных расходов рассчитывается на основании данных первичного бухгалтерского учета базисного периода. За базисный период принимаются отчетные данные за год работы предприятия в условиях относительной стабильности, а при наличии спада более 50% принимаются меры по стабилизации экономического положения предприятия. Как правило, загрузка производственных мощностей учитывается на уровне 50–75%.
Разработка нормативной базы базисного года начинается с определения номенклатуры изделий базисного периода, по которым определены базисные объемы выпуска продукции по группам изделий, нормативные трудозатраты на единицу измерения, средневзвешенный разряд и текущая часовая тарифная ставка производственных рабочих.
Одновременно по данным бухгалтерского учета за базисный период устанавливаются нормативы элементов затрат в составе цеховых общепроизводственных расходов, включая расход тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, трудозатраты рабочих по ремонту и обслуживанию основных фондов, амортизационные отчисления, запасные части и материалы для ремонта и обслуживания.
Сумма общепроизводственных и общехозяйственных расходов, включаемая в отпускную цену, является нормативной и не изменяется в зависимости от текущей загрузки мощностей предприятия. При росте объема выпуска продукции по отношению к объему базисного периода масса общепроизводственных и общехозяйственных расходов, поступающая в составе оплаты за реализованную продукцию, увеличивается, а при падении – уменьшается.
Для расчетов по нормативному методу разработано специальное программное обеспечение, что позволило в сжатые сроки внедрить этот метод на 62 заводах сборного железобетона, 24 заводах стройматериалов, 7 заводах строительных конструкций.
Внедрение нормативного метода ценообразования позволило решить главную задачу – исключить увеличение отпускных цен за счет увеличения условно-постоянной массы общепроизводственных и общехозяйственных расходов при снижении объемов производства и экономически заинтересовать предприятия в наращивании объемов выпуска продукции.
Однако, как отмечалось выше, цены на сырье и комплектующие, топливно-энергетические ресурсы, затраты на оплату труда, транспортные затраты включаются в отпускные цены изделия по фактическим затратам.
В то же время прибыль устанавливается в процентной норме к полной себестоимости, что в условиях строгого нормирования расхода ресурсов делает экономически выгодным приобретение сырья, материалов по более высоким ценам.
Включение в отпускную цену фактических затрат по приобретению сырья и материалов, топливно-энергетических ресурсов приводит к тому, что предприятия, выпускающие свою продукцию по более высокой себестоимости, имеют и более высокую прибыль, а предприятия, снижающие себестоимость, прибыль теряют.
 В этом одно из существенных различий систем ценообразования у строителей и промышленников.
Если строитель приобрел ресурс по цене ниже средневзвешенной, то разница идет ему в прибыль, а если промышленник – получается снижение массы прибыли.
В 1997 г. специалистами РНТЦ было разработано “Методическое руководство по декларированию цен на материалы, изделия и конструкции предприятий стройматериалов и стройиндустрии”. Оно предусматривает единый подход и порядок формирования цен на предприятиях стройматериалов и конструкций в условиях инфляции, в соответствии с которыми цены на сырье, материалы, топливно-энергетические ресурсы и др., включаемые в калькуляцию отпускной цены изделия, формируются независимо от цены фактического приобретения предприятием, с учетом динамики изменения цен, общей для предприятий регионов, расчет которых осуществляется по тем же принципам, которые приняты для строительных организаций.
Отличие заключается в том, что индексы для строителей рассчитываются по элементам затрат к базисным ценам 1991 г., в которых составлена сметная документация, а для промышленности –  к ценам предшествующего периода (месяца).
Состав элементов затрат и начальные их значения по каждому предприятию устанавливаются в процессе разработки рабочей базы при переводе предприятий на механизм декларирования цен.
Применяя доведенные индексы изменения стоимости элементов затрат, предприятие самостоятельно осуществляет пересчет стоимости на текущий месяц общепроизводственных и общехозяйственных расходов, а также стоимости сырья и материалов, включаемых в расчетную калькуляцию изменения отпускной цены.
Фактические затраты производителя на производство изделия на отпускной цене не сказываются, а отражаются на результатах хозяйственной деятельности предприятия.
В связи с тем, что при составлении расчетной калькуляции отпускной цены при декларировании применяются утвержденные или согласованные Минстройархитектуры нормы и индексы изменения цен на все соответствующие элементы цены, декларирование отпускных цен производится предприятием самостоятельно и в согласовании и регистрации в каких-либо инстанциях нет надобности.
Механизм декларирования цен прошел успешную апробацию на 10 базовых предприятиях Брестской, Витебской, Могилевской, Гродненской, Минской областей и города Минска, и приказом Минстройархитектуры от 1.03.2002 г. предусмотрено в течение 2002–2003 гг. осуществить перевод всех предприятий строительных материалов и конструкций на механизм декларирования цен.



comments powered by HyperComments
Читайте также
23.07.2003 / просмотров: 6 097
Геннадий Штейнман XVIII съезд Белорусского союза архитекторов завершил свою работу. Еще долго мы будем обсуждать его решения, осмысляя свои и чужие...
02.09.2003 / просмотров: 8 821
Центр Хабитат является органом, осуществляющим информационно-аналитическое обеспечение работ Минстройархитектуры по устойчивому развитию населенных...
02.09.2003 / просмотров: 27 649
Для строительной индустрии и промышленности строительных материалов экспорт – практически единственный источник поступления валюты, необходимой...