УДК 728.1.012
Знание архитекторами экологических законов, принципов формирования экологичной архитектуры, применение еще на предпроектной стадии и в процессе разработки проектов научно-обоснованных методов эколого-архитектурного проектирования будет способствовать повышению экологических характеристик архитектурной среды.
ВведениеВ принятой на Всемирном конгрессе архитекторов в 1993 году «Декларации взаимозависимости для устойчивого будущего» было признано, что архитектурная среда в целом, и здания в частности, играют существенную роль в отрицательном воздействии человека на естественную окружающую среду [1]. Экологические попытки в организации искусственной среды в последние десятилетия сводились преимущественно к озеленению территории и зданий, усовершенствованию инженерно-технических систем зданий, уменьшению влияния загрязнений на внутреннюю и окружающую среду. Не умаляя роли отдельных эффективных мер, следует заметить, что идея организации полноценного здорового архитектурного пространства предполагает осуществление целого комплекса взаимосвязанных мероприятий.
Основная частьМногие из проблем, которые поднимает современная экологическая архитектура: взаимодействие архитектуры с климатом и природным окружением, гигиенические качества зданий, удобство проживания, красота восприятия форм и др., были подняты в теоретических трудах и осуществлялись в конкретных объектах наших исторических предшественников. Методом проб и ошибок в многовековой практике отрабатывались рациональные приемы строительства зданий. Традиционное строительство развивалось в ответ на адаптацию объекта к внешним условиям, и весь археологический и этнографический материал подтверждает это. Примеры тому могут служить «иглу» эскимосов, «вигвамы» - хижины американских индейцев, «юрта» кочевников в пустыне, белорусская избы, глинобитные купольные дома арабов.
Можно ли сказать, что белорусский деревенский дом является экологичным? Безусловно. Он выполнен из «здоровых» материалов, его функциональная структура - пример организации сообщества людей и домашних животных, пример реализации экологического цикла потребления энергии и материальных ресурсов, отточенный до совершенства. Система отопления здания основана на использовании теплоизлучения печи и дымоходов; на энергосберегающих свойствах планировочной схемы, где дом климатически зонируется на зимнюю и летнюю части.
Экологичность традиционного сельского жилища легко проследить и на примере жилища йеменцев, которое отражает различие природных условий горных районов Дже- беля и приморской пустынной Тихамы. Дома в поселениях горной части Йемена построены из камня с комнатой-павильоном на плоской крыше, а климатические особенности заставляют заботиться о защите от холода. Напротив, знойный климат Тихамы позволяет жить в легких постройках из пальмовых ветвей, циновок, глины в течение всего года.
Проблема взаимодействия архитектуры с природой находит отражение и в теоретических работах архитекторов. На основе знаменитой аналлемы Солнца римского архитектора Марка Поллиона Витрувия построены все современные графики для расчета инсоляции и солнцезащиты застройки. Леон Баттиста Альберти, Андре Палладио дают конкретные рекомендации по строительству домов с учетом природы и климата. В начале прошлого века Франк Ллойд Райт акцентировал свойство «органической архитектуры» соответствовать определенному региону места строительства. Нет равных Ле Корбюзье по разносторонности анализа кризиса окружающей среды и множеству предложенных решений по выходу из него: новых форм отношения жилища к природе (сад под домом, крыша - сад); связи архитектуры с человеком («модулор»), с освещением («архитектура - это четкая и изумительная игра освещенных форм»), с солнечным облучением («солнцерезы»).
Архитектура, как область деятельности, - это наука и искусство пространственной организации различных процессов жизнедеятельности человека. Если они организованы в соответствии с законами и приоритетами экологии, то и архитектура удовлетворяет понятию «экологическая». Приставка «экологическая» («зеленая», устойчивая) к понятию «архитектура» означает, прежде всего, рациональное архитектурное решение, основанное на принципах оптимального взаимодействия с внешней средой, отвечающее физиологическими, психологическими и социальными потребностями человека, гармонирующее с природной средой. Понятие «экологичность» включает как одну из составляющих характеристик и энергоэффективность. В экологичных зданиях стремятся использовать системы инженерного оборудования - отопления, вентиляции, освещения, водоснабжения, канализации - с минимальными затратами на их функционирование, а также использовать преимущественно возобновляемые источники энергии.
Методологической основой экологической деятельности архитектора является осуществление комплекса мероприятий по созданию архитектурными средствами среды, благоприятной для жизнедеятельности и безопасной для здоровья человека, обеспечивающей сохранение природных и историко-культурных ценностей. Архитектор должен представлять, каким образом оно будет влиять на окружающую среду и живые организмы, как будут взаимодействовать искусственная и естественная природная среда.
Теоретической базой формирования экологичной архитектурной среды - архитектурного объекта, его интерьера, прилегающей территории - являются принципы, согласующиеся с основными законами экологии.
Основные законы экологии, подлежащие учету при организации архитектурной среды [2]:
Закон единства организм - среда - организмы (в том числе человек) находятся в диалектическом единстве со средой их обитания.
Законы» экологии Б. Коммонера: 1) все связано со всем; 2) все должно куда-то деваться; 3) природа «знает» лучше; 4) ничто не дается даром.
Закон оптимальности - с наибольшей эффективностью любая система функционирует в некоторых пространственно-временных пределах.
Закон внутреннего экологического равновесия - вещества, энергия, информация и динамические качества отдельных природных экологических систем и их иерархии взаимосвязаны настолько, что любое изменение одного из этих показателей вызывает сопутствующие функционально-структурные количественные перемены, сохраняющие общую сумму качеств экосистем, где эти изменения происходят, или в их иерархии.
Закон снижения энергетической эффективности природопользования - с ходом исторического времени при получении полезной продукции из природных систем на ее единицу в среднем затрачивается все большее количество энергии.
Закон толерантности (В. Шелфорда) - лимитирующим фактором процветания организма (вида) может быть как минимум, так и максимум экологического воздействия, диапазон между которым определяет величину выносливости (толерантности) организма к данному фактору.
Эффект бумеранга — обратное воздействие измененной человеком природы на его хозяйство и здоровье людей, причем тем сильнее, чем выше нарушенность природных систем.
Основные принципы формирования экологической архитектуры:
Принцип целостности и единства человека, пространства и окружающей среды, их органического взаимодействия и согласованности. Это требование рассматривать объект с учетом доминанты целого над частью.
Принцип экологической устойчивости - обеспечение архитектурно-строительными средствами динамического экологического равновесия в допустимых пределах изменений взаимодействия между человеком (обществом), природой и архитектурным объектом.
Принцип экологической безопасности - требование обеспечить охрану человека и природных комплексов от любых природных и антропогенных экологически неблагоприятных воздействий.
Принцип феноменологичности - подчеркивает уникальность экологического пространства, которое формируется в конкретной ситуации места-времени.
Принцип целостности, автономности и пространственной взаимосвязи. Для каждого иерархического уровня характерен свой круг задач. Однако оптимальная эколого-архитектурная организация всего комплекса может быть достигнута только в результате взаимодействия всех ее составляющих элементов.
Принцип биопозитивности - определяет приоритет природосберегающих и природовосстанавливающих мероприятий.
Принцип экологической комфортности - интегральный показатель экологической комфортности включает: функциональную целесообразность, гигиеничность среды, оптимальные параметры микроклимата, чистоту компонентов воздушной среды, звуковой и шумовой комфорт, радиационную безопасность, зрительный комфорт, благоприятный инсоляционный режим, связь с внешней средой, гибкость решения.
Принцип гармонизации архитектурной и природной сред - этот принцип согласуется с устоявшимися классическими закономерностями формирования композиции.
Принцип адаптивности - возможность преобразования архитектурных объектов во времени должна рассматриваться как экологический аспект, способствующий улучшению процессов жизнедеятельности людей.
Приведенные принципы формирования экологически сбалансированной среды в жилых зданиях дополняются конкретными методами, обеспечивающими их реализацию.
Методы проектирования экологичных зданий:
Метод комплексного архитектурно-экологического подхода - методологической основой такого подхода должен явиться системный анализ, поскольку он позволяет комплексно рассмотреть разнородные и разнонаправленные взаимодействия. Комплексная оценка среды должна придти на смену принятой до сих пор методике оценки среды по отдельным параметрам ее качества. Изучение здания как единой экологической системы «человек-зда- ние-внешняя среда» имеет своей целью определение наиболее целесообразного, сбалансированного сочетания оптимальных показателей всех элементов системы [3].
В качестве факторов внешней среды, оказывающих влияние на экологические качества объекта следует рассматривать: градостроительную ситуацию его места расположения; климатические условия; природные факторы; неблагоприятные антропогенные и природные факторы; антропологические жизнеобеспечивающие параметры.
Метод ориентрованного проектирования - принятие архитектурных решений, адекватных конкретным местным природно-климатическим условиям и особенностям градостроительной ситуации [4].
Метод моделирования дает возможность предвидеть «поведение» архитектурного объекта в реальной естественной среде и приблизить на проектной стадии решение комплекса к его оптимальному состоянию.
Метод аналогий - сопоставление планировочной и объемно-пространственной структуры с образцами (морфотипами), которые сопровождаются устойчивыми экологическими характеристиками: например, жилищ-оранжерей (по А. В. Сикачевой и И. И. Лучковой), оптимальной функциональной структуры (по ГА.Бачинскому), озелененных пространств (по А.П. Вергунову, Н. Чхартишви- ли), «солнечных» домов (по Дэвису А, Маркусу Т. и др.), бионических форм (по Лебедеву) и т.д..
Метод биоклиматичной архитектуры ориентирует на поиск проектных решений, обеспечивающих комфортные условия при наименьших затратах на устройство инженерно-технических систем, потребляющих энергию от невозобновляемых источников энергии. Следует особо упомянуть концепцию пассивного дома.
Методика архитектурного проектирования энергосберегающих зданий. Для достижения необходимых энергоэффективных характеристик проектируемых зданий рекомендовано проводить поэтапные предпроектные исследование и проектные разработки, включающие по предложению Прокопенко К. И [5] 14 этапов:
Таблица 1 Размер видимого пятна в зависимости от угла зрения и расстояния до наблюдателя
Угол зрения, градусы
Размер объекта при восприятии с расстояния, м
10
20
30
40
50
100
200
1
0,18
0,36
0,54
0,72
0,90
1,8
2,7
2,5
0,4
0,8
1,2
1,6
2,0
4,0
6,0
5
0,8
1,6
2,4
3,2
4,0
8,0
10,0
15
2,6
5,2
7,8
9,4
13,0
26,0
39,0
- Определение класса жилого здания по потреблению энергии.
- Анализ участка строительства.
- Анализ градостроительной ситуации.
- Анализ климатических воздействий.
- Определение рациональной ориентации здания по сторонам света.
- Выбор конфигурации плана и размещение здания на участке.
- Определение наиболее выгодных для остекления фасадов.
- Разработка объемно-планировочных решений.
- Разработка эскиза художественного решения в трехмерной графике.
- Определение требований к наружной оболочке здания.
- Определение требований к интерьерным решениям.
- Определение требований к инженерному оборудованию.
- Контрольный расчет энергопотребления.
- Корректировка художественных и объемно-планировочных.
Метод проектирования архитектурной композиции здания на основе оптимизации условий его визуального восприятия (по Филину В. А. [6]). Условия зрительного восприятия объекта должны стать предметом архитектурного проектирования в такой же степени, как и сами архитектурные сооружения. Рекомендуемая последовательность проведения предпроекных исследований и проектных разработок [7]:
- Установление исходных характеристик градостроительных пространств, в которых размещается проектируемый объект.
- Выявление точек наиболее вероятностного визуального восприятия объекта потенциальными зрителями.
- Определение размеров композиционных пятен, размеров элементов, степени контрастности, масштаба, насыщенности цветом и других композиционных приемов.
- Разработка теоретических композиционных моделей, инвариантных для конкретной ситуации.
- Анализ «видового кадра» как композиционного элемента здания:
наличие и соотношение в видовом кадре ближних, средних и дальних планов архитектурной застройки;
соотношение и взаимодействие в видовом кадре архитектурного объема и природного окружения;
выбор композиционных приемов в зависимости от плана восприятия. - Определение по чертежам генплана и фасада здания размеров “сетки видимости” с учетами наблюдения из фиксированных точек восприятия, углов зрения и наложение ее на масштабное изображение фасадов (таблица 1).
- Определение количества элементов фасада, находящихся в визуальной картине, расстояние между ними и их размеров.
- Проверка восприятия ритмического построения композиции в зависимости от направления восприятия (фронтальное или в ракурсе), расстояния между зрителем и объектом и угла наблюдения по Середюку И. И. [8].
- Разработка пластического решения фасада в зависимости от реальных условий освещения фасада солнцем в конкретной градостроительной ситуации.
Обоснованная архитектура может оказать значительное влияние на восстановление экологического равновесия и обеспечение высокого качества жизни человечества, в то же время, сохраняя и даже улучшая состояние природы. Однако в настоящее время экологический подход еще не стал общепринятым в процессе архитектурного проектирования. Одной из наиболее острых проблем, существующих на сегодняшний день в отечественной практике формирования архитектурной среды, является отсутствие комплексного подхода к решению, что в целом снижает комфорт проживания. Один из главных путей преодоления инерции внеэкологического мышления архитекторов - изучение принципов и методов создания экологически обоснованной и энергосберегающей архитектурной среды, а затем активное внедрение их в практику реального проектирования.
Литература
- Union Internationale des Architectes / Declaration of Interdependence for a Sustainable Future. UIA/AIA World Congress of Architects, Chicago, June 18—21. 1993. Режим достпа: ]]>http://server.uia-architectes.org/texte/]]> html. Дата обращения: 26.11.2015/
- Реймерс, Н. Ф. Экология: Теории, законы правила, принципы и гипотезы / Н.Ф. Реймерс. - М. : Мысль, 1994. - 366 с.
- Реутская, И. П. Многоквартирное жилище как экосистема. / И. П. Реутская, // «Архитектура и строительные науки». - 2010 - № 1. - С. 4-6.
- Реутская, И. П. Климатизация многоквартирных жилых зданий. / И. П. Реутская, К. И. Прокопенко К. И. «Архитектура и строительные науки». - 2011- № - С. 9-12.
- Прокопенко, К .И. Методика архитектурного проектирования энергосберегающих жилых зданий / К. И. Прокопенко. // «Архитектура и строительные науки». - 2014 - № 1,2 - С. 13-16.
- Филин, В.. Видеоэкология. Что для глаза хорошо, а что плохо / В. А. Филин. - М. : МЦ «Видеоэкология», 1997. - 320 с.
- Реутская, И .П. Визуальное восприятие как фактор формирования архитектурной композиции жилых зданий /И. П. Реутская, Ариф Мухамед Алави, Йемен, А. А. Перминова, // Вестник Полоцкого государственного университета. Строительство. Прикладные науки. - 2009. - № 12. - С. 7-11.
- Середюк, И. И. Восприятие архитектурной среды /И. И. Середюк. - Львов : Вища школа. 1979. - 202 с.