C 12 по 16 февраля во Франкфурте-на-Майне можно будет посетить выставку Ambiente 2016. По-итальянски Ambiente означает окружающая среда, и выставка эта, ежегодно организуемая и проводимая выставочной компанией Messe Frankfurt, по большому счету и посвящена всему, что нас окружает. Необходимым, полезным и приятным вещам, создающим интерьерную среду жизни современного человека. Официально названная выставка позиционируется как consumer goods fair, то есть выставка товаров народного потребления. Однако продвинутые интерьер-дизайнеры идут на Ambiente за новыми идеями по организации среды. Рабочей или рекреационной. Традиционно пространство выставки подразделяется на три тематические зоны: Dining, Giving и Living. Коротко говоря, на разделы кухонно-застольный, сувенирно-подарочный и жилищный.
Только вот жилище в данном случае понимается достаточно широко. Это скорее обиталище, место пребывания и функционирования. С одной стороны, место производства того, что нас окружает и поддерживает, место генерирования как материальных благ, так и услуг. С другой, место потребления всех этих благ. Утром это может быть собственно жилище. Днем, например, офис. (Правда, современные информационные технологии легко превращают в офис хоть спальню, хоть салон автомобиля.) Мастерская, торговый зал, кафе. Вечером клуб или, скажем, библиотека. Ночью все тот же клуб или вновь жилище.
Оказавшись в разделе Living выставки Ambiente, проектировщик, архитектор, а в первую очередь дизайнер интерьеров видит здесь, как и в двух прочих разделах, богатый выбор различного рода атрибутов и аксессуаров. Предназначение у них в первую очередь самое что ни на есть частно-потребительское. Однако вышеозначенный специалист, решая задачу организации пространства, мысленно отбирает нужные ему экспонаты, каждому из которых потом, оказавшись в отведенной ему точке создаваемого или преображаемого пространства, суждено стать той или иной функцией.
Уже давно функциональное априори считается красивым. То есть все чаще одновременно решаются задача оснащения и задача декорирования. Совершенно различную информацию несут лежащий на пустынной столешнице одинокий лист чистой бумаги и тот же лист с положенным на него заточенным карандашом. Многие сегодняшние клубные хайтек-интерьеры являются вчерашними цехами. И очень часто переход в новое качество оказывался для этих помещений естественным и безболезненным.
А еще очень часто дизайнеру приходится не создавать новое, а корректировать существующее. И, освежая, расставлять новые, уточняющие концепцию акценты. «Что значит это новое?» — озадаченно спрашивала своего Мастера булгаковская Маргарита. Всегда новую жизнь! А свет или покой? Ну вот хочется и того, и другого одновременно. Вспомним, что в старину одним из смыслов слова покой была как раз комната. Светлица. Значит, и свет. Как один из самых существенных факторов креативного интерьерного дизайна.
Если, скажем, предстоит бюджетный ремонт интерьера, по-настоящему заиграть посвежевшее после ремонта помещение сможет благодаря, возможно, одной-единственной детали. Но уже дизайнерской. Или хотя бы брендовой. Вопрос решает точное попадание акцентирующего нюанса на отведенное ему место. И, кстати, о свете. Допустим, после ремонта в какой-то точке обновленного пространства появилось зеркало, отражающее свет, источник которого находится вообще за пределами данного помещения. Результат и функционален, и декоративен. Также и отделка той или иной поверхности может быть глянцевой, светоотражающей, множащей свет.
А взять такого, к примеру, завсегдатая Ambiente, как датская компания Ferm Living. Изначально фирма специализировалась на обоях, в последние же годы в ее ассортименте появились новые бренды, без которых сегодня невозможно представить себе раздел Living. Речь идет о текстиле и различных текстильных изделиях. Заокеанские обозреватели утверждают, что до Америки самые интересные экспонаты добираются далеко не сразу, и для того, чтобы оперативно ознакомиться с новинками, приходится летать в Германию на очередную выставку Ambiente.
Тем более, что то на этот раз, помимо тематических разделов, вся экспозиция, в рамках которой запрограммировано шоу Ambiente Trends, встретит гостей выставки четырьмя тематическими сценариями этого шоу. А именно, artisanal gardening, futuristic couture, functional simplicity и composing freedom. Тренд-бюро (или стиль-бюро) bora.herke.palmisano определило потенциально главенствующие тенденции в области дизайна, искусства, моды и архитектуры.
Можно ожидать, что кто-то из посетителей-дизайнеров интерьеров вынесет из увиденного конкретное решение, над которым он бился последнее время. При этом, возможно, конструктивное сочетание как раз functional simplicity и composing freedom, то есть функциональной простоты и композиционной свободы, привнесет в разрабатываемый проект нового интерьера или реконструкцию существующего интерьера реальную рыночную ценность.
Тем не менее, ни создатель новой концепции, ни дизайнер нового продукта ни в коем случае не преследуют цели новизны ради собственно новизны. Квинтэссенцией бережного отношения к лучшему из существующего, к наиболее убедительно зарекомендовавшим себя давно используемым идеям и средствам представляется подход preserve and develop.
Именно грамотного сохранения и творческого развития достигнутых эстетических свершений ожидают от сегодняшних трендсеттеров и идущие на выставку Ambiente профессиональные проектировщики, архитекторы, дизайнеры, заказчики, и массовые потребители прикладной красоты. С другой стороны, оптимальность будущих проектов внутренних пространств зданий зависит от того, насколько тот или иной проект обеспечит окружающий комфорт.
Насколько (слегка перефразируем здесь Ломоносова) широко простирают современные наука и техника руки свои в дела дизайнерские, видно на примерах лавинообразного внедрения трехмерной печати, смелого использования, с одной стороны, термопластичных процессов для получения сложных молекулярных структур, тонких филигранных текстур, с другой, различного рода осколков и обломков. Буквально fakes, breaks and artificial takes.
С одной стороны, четкость линий, преобладание основных геометрических форм, чистота материалов и микротекстур сообщают демонстрируемым продуктам такую эстетику, в которой задает тон симметрия. Это устанавливает высшую минималистическую планку и, таким образом, отвечает самым строгим требованиям к условиям появления классиков завтрашнего дня.
С другой, сильные, насыщенные цвета, миксы ярких цветов в дизайне определяют тенденцию той новизны, что не вписывается в прокрустово ложе традиции. Сведение контрастов есть один из наиболее действенных путей выражения сильной творческой индивидуальности. Текстиль, искусственная кожа, полированный металл и достигаемые с помощью спреев визуальные эффекты искусно сочетаются с тиснением самых традиционных изображений, например, животных.
Благодаря уникальному горизонтальному и вертикальному ассортименту экспонируемой на Ambiente продукции данная выставка не имеет мировых аналогов. В каждой из названных зон выставочного пространства пройдут мероприятия, посвященные различным аспектам развития глобального потребительского сектора, в частности, теме внутреннего оформления жилых и иных зданий, как функционального, так и декоративного. Это целый ряд семинаров, конкурсов, программ и шоу. Но в конечном итоге выставочная круговерть, являясь залогом непрерывности развития, и обеспечивает и покой, и свет.
Фото: Messe Frankfurt Exhibition GmbH
Сергей ЗОЛОТОВ