Вы здесь

На чем стоит и стоять будет новая “Столица”

Версия для печати

После завершения строительства подземного общественно-­торгового центра с паркингом, а также реконструкции зданий в районе площади Независимости и благоустройства прилегающей территории Минск получил новый центр многофункционального назначения с громким и уже привычным названием “Столица”. Сейчас, глядя на благоустроенную площадь и светлое, с иголочки сооружение под ней, и не скажешь, что этому предшествовали уникальные в нашей стране проектно-строительные работы, потребовавшие высокого профессионализма и особого внимания ко всем факторам, обусловливающим успех предпринятого сооружения.

Подземный комплекс имеет сложную конфигурацию как в плане, так и по высоте, т.е. по заглублению, которое в отдельных местах достигает 20 м. Поэтому от грунтов зависело многое. Тем более что согласно инженерно­-геологическим изысканиям все они оказались агрессивными по отношению к бетону. В этой связи на начальном этапе проектирования были рассмотрены несколько вариантов крепления котлована:

 

способом “стена в грунте” с использованием его как наружной несущей конструкции подземного комплекса;

буронабивными сваями с использованием их в качестве несущих наружных стен;

раздельного крепления котлована и несущих конструкций наружных стен.

 

В итоге, учитывая все объективные факторы, а также с целью минимизации материалоемкости, стоимости и сроков строительства принят третий вариант.

Для обеспечения пространственной устойчивости комплекса его каркас выполнен в монолитном железобетоне с рамными узлами сопряжения конструктивных элементов днища, колонн, стен, перекрытий и покрытия.

Основные строительные конструкции:

днище – монолитная железобетонная безбалочная плита толщиной 600 и 700 мм;

наружные стены – из монолитного железобетона толщиной 400 мм;

колонны круглого сечения диаметром 500 и 600 мм, прямоугольного сечения 500х500 мм и 600х600 мм из монолитного железобетона;

перекрытия – безбалочная плита из монолитного железобетона толщиной 250 мм;

покрытие – безбалочная плита из монолитного железобетона толщиной 400 и 500 мм.

Для устройства монолитных железобетонных конструкций использовалась инвентарная опалубка типа “МОДОСТР”, “DOKA”, “PERI”.

Особое внимание было уделено конструкции гидроизоляции. С учетом гидрогеологических условий и технологии строительства наружная гидроизоляция создана замкнутой по контуру сооружения. При этом гидроизоляция днища, стен, покрытия имеет свои отличительные особенности.

Несмотря на значительные размеры площади Независимости, строительство тем не менее проходило в стесненных условиях – непосредственная близость к историческим зданиям, наличие разветвленной сети подземных коммуникаций. Это стало дополнительным фактором, усложняющим возведение конструкций. На своем пути в глубь земли мы встретили и фундаменты старых зданий, и мостовые старых улиц, и инженерные коммуникации старого города…

Пришлось разрешить неординарные проблемы по транспортировке и складированию строительных материалов и конструкций. Были тщательно организованы подготовительные работы – обследование всех прилегающих к котловану зданий, прокладка вспомогательных участков дорог, специальное металлическое барьерное ограждение вдоль сохранившихся полос транзитного автомобильного движения. Строительство осуществлялось “с колес” с организацией площадок промежуточного складирования на заводах-­изготовителях арматурных и железобетонных изделий.

В зависимости от близости к котловану зданий и сооружений с обилием технических коммуникаций были разработаны различные способы крепления котлована.

Забивка свай котлована производилась с предварительным лидерным бурением установками БКМ1501 на базе автомобиля КрАЗ (КаМАЗ) с обсадкой трубами в песчаных и раздельнозернистых грунтах. В пробуренные скважины опускались сваи крепления котлована и делалась обратная засыпка скважин песчаным грунтом с уплотнением проливом водой. Добивались сваи до проектной отметки вибропогружателем. Для опускания их в скважину применялись краны телескопические КС4574 грузоподъемностью 16 т и длиной стрелы 30 м.

Бетонирование скважин производилось методом вертикально перемещаемой трубы бетононасосом СБ126Б.

Сохранность прилегающих к котловану сооружений и коммуникаций гарантировало мощное анкерное крепление его бортов.

Сооружение железобетонных конструкций велось кранами различной модификации и назначения. Башенные краны завозились в котлован по специальному пандусу. После демонтажа конструкции сооружались стреловыми кранами грузоподъемностью 25 т, поскольку конструкция покрытия рассчитана на восприятие нагрузки грузового автомобиля, пожарного автотранспорта и монтажных кранов.

Основные несущие конструкции выполнены в монолитном железобетоне и технологически увязаны для применения универсальной инвентарной опалубки многократной оборачиваемости.

Проектом были предусмотрены мероприятия, обеспечивающие директивные сроки строительства. Так, работы велись в три смены по скользящему графику, что позволило сократить сроки строительства на 10 месяцев. Перед началом строительства инженерные сети были вынесены за пределы котлована, что сэкономило еще 1 месяц. Сокращены сроки строительства и за счет выполнения буровых работ для устройства крепления котлована с отметки –5,0 м от уровня зеленой поверхности: непосредственно объем буровых работ уменьшился на 18 %. По нашим расчетам, применение монолитных железобетонных конструкций, изготавливаемых в универсальной инвентарной опалубке, на целых 2 месяца приблизило открытие комплекса. Плюс использование в бетонных смесях для буронабивных свай и монолитных железобетонных конструкций добавок, ускоряющих процесс твердения.

И все это, понятно, не в ущерб прочности и надежности конструкций, ибо “Столица” должна радовать нас многие годы.

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: 6 107
Геннадий Штейнман XVIII съезд Белорусского союза архитекторов завершил свою работу. Еще долго мы будем обсуждать его решения, осмысляя свои и чужие...
02.09.2003 / просмотров: 8 835
Центр Хабитат является органом, осуществляющим информационно-аналитическое обеспечение работ Минстройархитектуры по устойчивому развитию населенных...
02.09.2003 / просмотров: 17 605
Беларусь всегда была на передовых позициях в вопросах ценообразования в строительстве в бывшем СССР. Однако еще в конце 1980-х годов, когда страна...