Вы здесь

Соотношение договора подряда на выполнение проектных работ и авторского договора

Версия для печати

Любое использование произведения автора, кроме случаев специально оговоренных законодательством, осуществляется на основании авторского договора. Авторские договоры, связанные с созданием и использованием произведений интеллектуального творчества, составляют особую группу граждан­ско­правовых договоров. Особенностью авторских договоров, связанных с созданием и использованием произведений архитектуры, можно назвать то, что в подавляющем большинстве случаев они неразрывно связаны с договорами подряда на выполнение проектных и изыскательских работ. Авторские договоры, регулирующие только отношения по созданию и использованию произведений архитектуры, встречаются на практике очень редко.

Несомненно, что договорная форма использования произведения обеспечивает реализацию и охрану как личных, так и имущественных прав автора. Кроме того, эта форма отвечает и интересам пользователей, так как они приобретают определенные права на использование произведения и могут получить прибыль от его воспроизведения и распространения. И конечно, в договорном использовании произведения заинтересовано общество в целом, поскольку такой порядок стимулирует творческую активность его членов и способствует умножению духовного богатства общества [14, с. 259].

Действующее законодательство не дает понятия авторского договора. В ст. 25 закона Республики Беларусь “Об авторском праве и смежных правах” [2] (далее закон РБ “Об авторском праве”) лишь сказано, что любая уступка имущественных прав должна оформляться письменным договором, подписываемым автором и лицом (правообладателем), которому уступаются имущественные права. Однако на основании анализа действующих норм, регулирующих отношения сторон по авторскому договору, в литературе сформулировано его определение: по авторскому договору автор передает или обязуется передать приобретателю свои права на использование произведения в пределах и на условиях, согласованных сторонами [9, с. 157; 14, с. 260; 18, с. 30–32].

Приобретатель, получая права на использование произведения, может стать единственным их обладателем, а может и не стать им. Это зависит от того, какой договор был заключен между автором и приобретателем – договор о передаче исключительных прав или договор о передаче неисключительных прав. В соответствии с п. 2 ст. 25 закона РБ “Об авторском праве” авторский договор о передаче исключительных прав разрешает использование произведения определенным способом и в определенных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает такому лицу право запрещать подобное использование произведения другим лицам. Авторский договор о передаче неисключительных прав в соответствии с п. 3 ст. 25 закона РБ “Об авторском праве” разрешает пользователю использование произведения наравне с обладателем исключительных прав, передавшим такие права и другим лицам, получившим разрешение на использование этого произведения таким же способом. Все вышеуказанные нормы, несомненно, повышают уровень авторскоправовой охраны и соответствуют общепринятой практике [14, с. 273].

Авторский договор на создание архитектурного проекта чаще всего на практике входит в качестве составной части в договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ или в договор строительного подряда “под ключ”. Особенностью последнего является то, что подрядчик по нему принимает на себя обязательства исполнить изыскательские, проектные, строительно­монтажные работы, сдать построенный объект государственной комиссии и передать готовый объект заказчику. Кроме того, конечно же, нельзя совсем исключать из практики авторские договоры на использование уже готовых произведений архитектуры, прежде всего архитектурного проекта. То есть на практике можно встретить следующие договоры, в которых имеются элементы авторского договора: договор подряда на выполнение проектных работ, договор строительного подряда “под ключ” и непосредственно сам авторский договор на использование произведения архитектуры.

Заключение подобных “смешанных” договоров возможно в силу п. 2 ст. 391 Гражданского кодекса Республики Беларусь [3], где указано, что стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законодательством. И далее в этой же статье сказано, что к отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которого содержатся в смешанном договоре. То есть к отношениям сторон договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ по поводу авторских прав на произведения архитектуры будут применяться нормы законодательства об авторском праве. По мнению О. Макарова, любой гражданскоправовой договор, предусматривающий обязанность субъекта гражданского права создать творческий и охраняемый нормами авторского права результат, возможно и необходимо признавать в качестве авторского. Необходимость такого признания обусловливается указанным автором соображениями защиты возникающих субъективных авторских прав [10, с. 21]. Представляется, что данный вывод является неверным. В силу соединения в одном договоре условий нескольких возникает смешанный договор. “Поглощения” одного договора другим не происходит согласно п. 2 ст. 391 ГК Республики Беларусь.

Хотя следует отметить, что подобная сложившаяся практика заключения подрядных договоров с элементами авторского договора нуждается в корректировке. Так, представляется полностью обоснованной позиция А.М. Люкшина, согласно которой разумнее и удобнее заключать отдельные авторские договоры [8, с. 13]. В таком случае было бы меньше спорных вопросов и меньше судебных разбирательств между сторонами таких договоров.

В соответствии с п. 1 ст. 713 ГК Республики Беларусь по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать проектносметную документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат. Термин “проект” широко используется в различных областях человеческой деятельности, но в гражданском праве под проектом всегда имелась в виду техническая документация, созданная именно для строительства. Хотя определение договора подряда на выполнение проектных работ, данное в Гражданском кодексе Российской Федерации [16], не указывает конкретно на то, что сферой применения этого договора является строительство, в литературе прочно укоренилось мнение, что этот договор непосредственно связан со сферой строительства [1, с.148; 4, с.351].

Особенностью данного договора является то, что он не завершается созданием и передачей проекта заказчику. В соответствии с п. 4.1 СНБ 1.03.03–2000 “Авторский надзор за строительством зданий и сооружений” разработчик проектной документации обязан и дальше участвовать в строительстве, осуществляя авторский надзор за ним [17].

При заключении договора подряда на выполнение проектных работ стороны должны согласовать вопросы о виде и характере передаваемых имущественных прав автора. Данное требование вытекает из содержания п. 1 ст. 25 закона РБ “Об авторском праве”, согласно которому уступленными считаются только те права, которые ясно указаны в договоре. Это имеет большое значение, поскольку на практике бытует мнение, что факт заключения договора подряда на выполнение проектных работ автоматически означает передачу автором произведения архитектуры всех прав по использованию произведения заказчику. Прежде всего это касается исключительного права автора произведения архитектуры разрешать реализацию архитектурного проекта путем разработки документации для строительства на основании архитектурного проекта и создания архитектурного объекта.

Подобная коллизия возникает вследствие того, что ст. 715 ГК Республики Беларусь указывает на обязанность проектировщика разработать проектносметную документацию и передать ее заказчику. На основании этой нормы делается вывод, что передача имущественных прав автора подразумевается этим договором. В противном случае неясно, какова же цель заключения договора на выполнение проектных и изыскательских работ, если без специального разрешения нельзя реализовывать созданный архитектурный проект. Однако подобное мнение противоречит норме п. 1 ст. 25 Закона РБ “Об авторском праве”, приведенной выше.

Таким образом, не исключена ситуация, когда автор архитектурного проекта, выполнив его и передав заказчику, откажется разрешать его реализацию путем создания архитектурного объекта. И представляется, что все возражения заказчика, основывающиеся на том, что само собой подразумевалось сооружение архитектурного объекта на основании выполненного проекта, будут наталкиваться на императивную норму п. 1 ст. 25 закона РБ “Об авторском праве”.

Нарушением исключительных прав автора на использование архитектурного проекта могут быть признаны действия заказчика, поручившего без согласия правообладателя разработку документации для строительства иной организации. Такие нарушения встречаются как в отечественной судебной практике, так и зарубежной, например российской.

Так, акционерное общество “И” (далее – институт) обратилось в арбитражный суд с иском к строительной компании о признании за ним исключительных прав на архитектурный проект, а также права на осуществление авторского надзора за строительством архитектурного объекта и запрещение ответчику использовать техническую документацию, разработанную другой организацией, для реализации проекта.

При разрешении спора судом установлено, что институт в соответствии с договором, заключенным со строительной компанией (заказчиком), создал архитектурный проект шумозащитного жилого дома. Авторами проекта являются работающие в институте архитекторы, трудовые договоры которых не предусматривали закрепления за ними исключительных прав на создаваемые произведения архитектуры.

Согласно условиям договора институтом была разработана документация для строительства первой очереди объекта. Данные материалы переданы строительной компании, приняты и оплачены ею.

Документацию, подготовленную по договоренности для других этапов строительства, строительная компания не приняла со ссылкой на отсутствие надлежащего финансирования. Однако затем, не расторгая договора с институтом, без его согласия и ведома заказала изготовление документации другой проектной организации за меньшую цену и приступила к строительству объекта.

Суд апелляционной инстанции удовлетворил исковые требования по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 6 закона Российской Федерации “Об архитектурной деятельности в Российской Федерации” [15] объектами авторского права на произведения архитектуры являются архитектурный проект, разработанная на его основе документация для строительства, а также архитектурный объект.

Согласно ст. 16 закона РБ “Об авторском праве” [13] исключительные права автора на использование архитектурного проекта включают также его практическую реализацию. Автор принятого архитектурного проекта вправе требовать от заказчика предоставления права на участие в реализации своего проекта при разработке документации для строительства и при строительстве здания или сооружения, если иное не предусмотрено в договоре.

Договор между сторонами не предусматривал условия о возможности разработки документации иной организацией.

В ст. 17 закона Российской Федерации “Об архитектурной деятельности в Российской Федерации”, регламентирующей имущественные права автора произведения архитектуры, прямо предусмотрено, что автор архитектурного проекта имеет исключительное право использовать проект или разрешать использовать его для реализации путем разработки документации для строительства и строительства архитектурного объекта. Передача этих исключительных прав осуществляется на основании договора. Из материалов дела усматривается, что институт такого договора с разработчиком документации не заключал, разрешение заказчику на его заключение также не давал.

При указанных обстоятельствах изготовление документации для строительства другими лицами без разрешения обладателя исключительных прав на архитектурный проект и использование этой документации является нарушением этих прав, которое должно быть прекращено по требованию правообладателя [5, с. 76].

Возможна и другая ситуация, на которую указывают многие авторы. Так, в условиях социально­экономических преобразований все чаще возникают ситуации, когда юридические лица (особенно коммерческие организации) и индивидуальные предприниматели, не рассчитав своих инвестиционных (финансовых) возможностей, вынуждены разработанную проектносметную документацию на строительство того или иного объекта выставлять на продажу с целью возврата денежных средств, затраченных на оформление материалов, связанных с разработкой указанной документации [6, с. 18].

Учитывая специфику “товара”, продавец и покупатель зачастую не знают, как правильно оформить сделку с проектносметной документацией, а также не предвидят юридических последствий такой сделки.

Именно поэтому необходимо включать в договор на выполнение проектных и изыскательских работ условия о конкретных передаваемых правах на использование произведения архитектуры, предусмотренных ст. 16 закона РБ “Об авторском праве”.

Необходимо отметить, что закон Российской Федерации “Об архитектурной деятельности в Российской Федерации” является более прогрессивным в части защиты авторских прав проектировщиков. Он содержит отдельную главу IV “Авторское право на произведения архитектуры”. Представляется, что аналогичная глава должна быть включена и в отечественный закон “Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь” (далее закон РБ “Об архитектурной деятельности”) [12].

Сторонами договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ являются подрядчик и заказчик. На стороне заказчика может выступать как юридическое, так и физическое лицо. Однако на стороне подрядчика или проектировщика могут выступать не любые лица, а только те юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые имеют лицензию на осуществление архитектурной деятельности (при проектировании и проведении изысканий для строительства зданий и сооружений I и II уровней ответственности). Об этом прямо указано в п. 40 Перечня видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии) уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 14.07.2003 г. № 17 [11]. Определение уровня ответственности выполняемых работ производится исходя из архитектурнопланировочного задания на соответствующее здание или сооружение. Требования к содержанию архитектурнопланировочного задания содержатся в ст. 22 закона РБ “Об архитектурной деятельности”.

В обязательности лицензирования выражается публичный интерес к проектноизыскательской деятельности как части строительной деятельности. Он направлен прежде всего на обеспечение национальной безопасности, общественного порядка, защиты прав и свобод, нравственности, здоровья населения, охраны окружающей среды, на то, чтобы предохранить третьих лиц от опасностей, которые могут возникнуть для их жизни, здоровья, имущества, предотвратить негативные последствия для облика городов и других населенных пунктов, сохранить имеющие особое историческое значение памятники истории, защитить иные публичные и частные интересы [1, с. 155; 7].

В соответствии с действующим законодательством об авторском праве стороны авторского договора самостоятельно определяют, на какой срок передаются авторские права на произведение. Пользователь может приобрести права на использование произведения на весь срок охраны произведения. Сегодня это срок жизни автора произведения и пятьдесят лет после его смерти. Не запрещено заключать авторский договор на неопределенный срок. В соответствии с п. 1 ст. 26 закона РБ “Об авторском праве” этот договор может быть расторгнут автором по истечении пяти лет, если он уведомит пользователя о таком своем желании за шесть месяцев до расторжения.

Об этих особенностях сроков авторского договора необходимо помнить при обсуждении условий договоров, направленных на создание архитектурных проектов и другой проектной документации. Ведь заказав, оплатив и получив результат проектных работ, заказчик может быть ограничен в сроках реализации архитектурного проекта, то есть в сроках использования произведения архитектуры как объекта авторского права.

Права и обязанности сторон по авторскому договору на создание произведения архитектуры, как являющимся отдельным договором, так и элементом смешанного договора на выполнение проектных работ, предусмотрены в Гражданском кодексе Республики Беларусь, законе РБ “Об авторском праве” и законе РБ “Об архитектурной деятельности”.

В частности, в соответствии со ст. 717 ГК Республики Беларусь заказчик обязан использовать проект, полученный от проектировщика, только на цели, предусмотренные договором, не передавать его третьим лицам и не разглашать его содержание. Подобная обязанность заказчика указывает, что смешанный договор на выполнение проектных и изыскательских работ в смысле авторского права является неисключительным, т.е. заказчик получает строго определенные права на использование проекта и не может без согласия автора произведения архитектуры распоряжаться ими по своему усмотрению. Вместе с тем указанные права могут быть исключены или изменены договором.

Кроме того, могут возникнуть обязанности заказчика, которые корреспондируют с исключительными правами подрядчика на архитектурный проект как объект авторского права. Это – обязанность заказчика предоставить разработчику архитектурного проекта возможность осуществлять авторский надзор за строительством архитектурного объекта (п. 1 ст. 38 закона “Об архитектурной деятельности”). Необходимо отметить, что в некоторых зарубежных правовых системах заключение договора авторского надзора не является обязательным в отличие от отечественной правовой системы (п. 4.1 СНБ 1.03.03–2000 “Авторский надзор за строительством зданий и сооружений”). В частности, в соответствии с п. 2 ст. 20 закона РФ “Об архитектурной деятельности в Российской Федерации” эта обязанность заказчика может быть исключена договором в случае, если строительство архитектурного объекта ведется без изменения архитектурного проекта. Представляется, что ведение авторского надзора все же является обязательным во всех без исключения случаях строительства зданий и сооружений.

Основной обязанностью подрядчика (автора, проектировщика) по авторскому договору на создание произведения архитектуры, являющегося элементом смешанного договора на выполнение проектных работ, согласно ст. 715 Гражданского кодекса Республики Беларусь, является выполнение проектных и изыскательских работ в точном соответствии с исходными данными на проектирование. Любые отступления от задания на проектирование и иных исходных данных обязательно должны согласовываться с заказчиком в режиме, предусмотренном для изменения договора. В этом смысле существует законодательно закрепленное ограничение творчества автора произведения архитектуры. Конечно, автор архитектурного проекта может создать любое произведение, даже самое фантастическое, но тем самым он не исполнит свои обязательства по договору подряда на выполнение проектных работ и должен будет нести договорную ответственность. Кроме того, проектировщик обязан создать проект не только в точном соответствии с заданием на проектирование, но и в соответствии с требованиями строительных норм и правил (СНБ, СНиП). И это требование в некотором смысле ограничивает свободу творчества автора произведения архитектуры.

Ст. 717 Гражданского кодекса Республики Беларусь называет еще одну важную обязанность проектировщика (автора) по авторскому договору на создание произведения архитектуры, являющемуся элементом смешанного договора на выполнение проектных работ, а именно запрет на передачу проектносметной документации третьим лицам без согласия заказчика. Эта обязанность проектировщика вызвана прежде всего тем, что в отличие от иных объектов подрядных работ проектная документация может быть легко скопирована и передана любым третьим лицам. Интерес заказчика сохранить только для себя созданный проект понятен. И путем логического толкования рассматриваемой нормы можно предположить, что в данном случае речь идет об исключительном праве заказчика на использование произведения архитектуры. Указанная обязанность противостоит обязанности заказчика использовать проектносметную документацию, полученную от подрядчика, только на цели, предусмотренные договором, не передавать техническую документацию третьим лицам и не разглашать содержащиеся в ней данные без согласия подрядчика.

Вместе с тем необходимо отметить, что в подавляющем большинстве проанализированных автором смешанных договоров на выполнение проектных и изыскательских работ и передачу авторских прав по ним стороны согласовывали такую обязанность только с заказчиком. Так, например, в договорах часто встречалась следующая формулировка: “Проектно­сметная документация тиражированию и повторному применению без согласия Проектировщика не подлежит”.

Как уже говорилось выше, на практике чаще всего встречаются договоры на создание и использование произведения архитектуры, являющиеся элементами договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ или договора строительства “под ключ”. Но нельзя совсем обойти вниманием и авторский договор на использование произведения архитектуры. Речь идет о том, что автор произведения архитектуры может создать архитектурный проект без конкретного заказа, просто в результате творческого вдохновения. Подобные произведения помещаются в специализированных изданиях, которые доступны публике. И совсем не исключено, что кто­либо, заинтересовавшись архитектурным проектом, постарается получить права на реализацию его путем создания документации для строительства и строительства архитектурного объекта. Именно в этом случае отношения между автором произведения архитектуры и пользователем будут регулироваться нормами “классического” авторского договора, по которому автор передает или обязуется передать приобретателю свои права на использование произведения в пределах и на условиях, согласованных сторонами [14, с. 260].

Авторский договор на использование произведения архитектуры может быть исключительным или неисключительным. Авторский договор о передаче исключительных прав разрешает использовать произведение определенным способом и в определенных пределах только пользователю по договору (п. 2 ст. 25 закона РБ “Об авторском праве”). Ему же предоставляются права запрещать использование произведения любым третьим лицам. Подобное условие схоже с нормой п. 1 ст. 715 Гражданского кодекса Республики Беларусь, в соответствии с которой проектировщику по договору подряда на выполнение проектных работ запрещено передавать созданный им проект третьим лицам без разрешения заказчика. По авторскому договору о передаче неисключительных прав пользователю передаются права на использование произведения наравне с самим автором и иными лицами, получившими аналогичные права от автора произведения архитектуры.

Срок авторского договора на использование произведения архитектуры в соответствии с действующим законодательством определяется сторонами. Это означает, что пользователь может приобрести права на использование произведения архитектуры как на конкретный срок, так и на весь срок его охраны. Кроме того, возможно заключение договора с неопределенным сроком, и тогда в соответствии с п. 1 ст. 26 закона РБ “Об авторском праве” автор произведения архитектуры может расторгнуть договор через пять лет после его заключения, предупредив об этом пользователя за шесть месяцев до расторжения договора.

На практике бывают случаи, когда пользователь произведения архитектуры получил права на реализацию архитектурного проекта путем разработки документации для строительства и строительства архитектурного объекта по договору с неопределенным сроком. И на определенном этапе реализации архитектурного проекта автор произведения архитектуры, воспользовавшись правом расторгнуть договор по истечении пяти лет с момента его заключения, уведомляет пользователя о расторжении договора. Если стадия реализации архитектурного проекта начальная, например, документация для строительства разработана, но само строительство объекта только началось, то скорее всего пользователь за оставшиеся шесть месяцев не успеет построить архитектурный объект. Как быть в данной ситуации? Имеет ли право пользователь по истечении шести месяцев с получения уведомления о расторжении договора закончить строительство объекта, или должен это сделать в нарушение авторского законодательства? Ведь кроме материальных потерь, вызванных остановкой строительства, застройщик несет ответственность перед государственными органами в области строительства за своевременное окончание строительства. Представляется, что в подобных случаях пользователь может закончить строительство архитектурного объекта по истечении шести месяцев с получения уведомления о расторжении договора только с согласия автора произведения архитектуры.

 

 

 

Литература:

1. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Кн. 3. М., 2002.

2. Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь. 1998. № 31–32. Ст. 472.

3. Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь. 1999. № 7–9. Ст. 101.

4. Гражданское право: Учебник в 3 т. / Под ред. А.П. Сергеева и Ю.К. Тостого. Т. 2. М., 2002.

5. Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.09.1999 г. № 47 “Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением закона Российской Федерации “Об авторском праве и смежных правах” // Вестник ВАС РФ. 1999. № 11. С. 70–80.

6. Капчан Е., Новицкая М. Оформление приобретенной проектносметной документации на строительство // Юрист. 2003. № 6. С. 18–19.

7. Латышев И. Строишь для себя – получи лицензию! // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО “ЮрСпектр”. Мн., 2006.

8. Люкшин А.М. Договоры на создание архитектурного проекта // Юридический вестник Союзпетростроя. 2004. № 1.

9. Макагонова М.В. Авторское право. М., 1999.

10. Макаров О. Проблемы авторского права на произведения архитектуры, градостроительства и садовопаркового искусства // Интеллектуальная собственность: Авторское право и смежные права. 2005. № 2. С. 13–21.

11. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. № 79. Ст. 1/4779.

12. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2004. № 109. Ст. 2/1049.

13. Российская газета. 03.08.1993. № 147.

14. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учебник. М., 1999.

15. Собрание законодательства РФ. 1995. № 47. Ст. 4473.

16. Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.

17. Строительные нормы Республики Беларусь “Авторский надзор за строительством зданий и сооружений”. СНБ 1.03.03–2000. Мн.: Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь, 2000.

18. Чернышева С.А. Авторский договор в гражданском праве России. М., 1996.


 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: 9 763
Гольшаны, пожалуй, единственное в Беларуси местечко, которое сохранило свое архитектурное лицо. Что ни дом — то бывшая мастерская, или лавка, или...
23.07.2003 / просмотров: 12 028
Один из древнейших городов Беларуси – Заславль – уже давно приковывает внимание специалистов из разных областей науки – археологии...
23.07.2003 / просмотров: 10 449
Одесса… Удивительный город! Даже не знаю, с чего начать рассказ о нем… С того, что почти вся его старая часть построена 160—200...