Вы здесь

Гимн могущества и красоты: архитектурная кантата Наполеона Орды

27.12.2007 09:00
Просмотров: 6 190
Версия для печати

В нынешнем году мировая общественность отметила 200летие со дня рождения Наполеона Орды. Он не был архитектором, но его творческий путь, его произведения сыграли огромную роль в сохранении нашей исторической архитектурной памяти. Благодаря его рисункам у нас есть возможность увидеть многое из того, что не сохранили для потомков человеческая беспечность и необратимость времени. Благодаря его рисункам мы можем с гордостью говорить: памятники нашей архитектуры ни в чем не уступают европейским образцам, а чарующая притягательность мест обрамляет их в раму подлинной красоты и магии.

В истории каждой нации есть люди, величием и масштабом своим подобные титанам. Аккумулирующие в себе не только дух своего времени и эпохи, но дух родной земли. В них словно оживает то духовное начало, которое движет историей Родины. В их судьбах пересекаются прошлое, настоящее и будущее, создавая неоценимый пласт исторической памяти целой нации. Провидение щедро награждает этих людей талантами, но оно же и требует с них сторицей.

Такой личностью, без сомнения, был в белорусской истории Наполеон Орда. Трудно определить одним словом его призвание: музыкант, художник, просветитель, педагог… Уникальный сплав многих способностей. И то, что он смог сделать за свою жизнь, выделяет его среди творцов своего времени.

 

Наполеон Орда родился 11 февраля 1807 года в усадьбе Варацевичи Пинского уезда. Отец – инженер­фортификатор, мать – дочь пинского судьи Тадеуша Бутримовича. Во время учебы в Виленском университете состоял членом тайного студенческого общества. Потом были участие в восстании 1830–1831 гг. и долгие годы эмиграции. Швейцария, Франция, встречи с самыми знаменитыми людьми эпохи: Ф. Шопен и Ф. Лист, Дж. Россини и Дж. Верди, А. Стендаль и О. Бальзак, И. Тургенев и А. Мицкевич.

Однако тоска по Родине не оставляла его, и когда в 1856 г. была объявлена амнистия, Наполеон возвращается в родные Варацевичи. А там ждали разочарования и потери: семейная усадьба конфискована за участие в восстании. Однако у Орды хватило денег, чтобы взять в аренду три фермы, организованные на базе усадьбы. Он с головой погружается в хозяй­ственные хлопоты, а в свободное время путешествует и рисует. Чтобы сохранить “хараство роднай зямлі” на века.

Наполеон Орда досконально владел техникой карандашного рисунка и умело передавал все тонкости белорусских пейзажей, затронувших его душу во время странствий. В его работах пред нами оживает другая Беларусь. Поэтичное, героическое и славное прошлое родных мест, подернутое дымкой грусти и тоски по былому величию.

 

Большинство зарисовок художника связаны с архитектурными памятниками (более 200 по всей Беларуси). Виды Гродно, Витебска, Могилева, Несвижа, Пинска, Новогрудка и многих других городов. Усадьбы и дворцы, костелы, церкви и кальвинские сборы… Сегодня все они представляют историческую ценность. Помимо того что это достаточно точные и доскональные изображения, многие памятники на них принадлежат уже лишь прошлому. Руины замков – символы неумолимого и беспощадного времени. И такими маленькими кажутся на фоне величественных стен люди – песчинки, попавшие в колесо истории. Но в то же время, скрупулезно передавая архитектурный облик памятников, Орда восславлял творчество и гений человека, создавшего их. И верил в силу людей, которые смогут сохранить это богатство и вернуть к жизни. В своих картинах он исповедовал не просто любовь к красоте родной земли, но гордость, любовь к ее истории и культуре.

 

 

Решив создать художественную энциклопедию исторических мест, Наполеон Орда более десяти лет посвятил осуществлению своей идеи. Объездил Гродненскую, Виленскую, Минскую, Витебскую, Могилевскую, Киевскую, Подольскую, Ковенскую и Лифляндскую губернии. Побывал также в Мазовии, Пруссии, Познанщине и других местах. Систематизировал свои труды, разместив рисунки по папкам, каждая из которых посвящалась отдельной губернии. Лучшие рисунки печатались в популярных польских журналах, принося автору широкую известность. А в 1873 г. выходит первая отдельная серия рисунков Наполеона Орды “Альбом исторических видов Польши” (“Albom Widokow Historycznych Polski”). На обложке – литография с изображением Вороцевич и надпись: “Собственность рода Ордов на протяжении 300 лет до 1831 года – незабвенная (незабываемая) и дорогая для автора Родина”. Это была Родина, которую он открыл для себя и сохранил для многих, в первую очередь для нас – тех, кто спустя столетия по его рисункам учится любить свою историю и культуру, гордиться и восхищаться ею.

 

Непременный элемент его зарисовок – дорога. Дорога к храму, к дому, к горизонту. Глядя на запечатленное Наполеоном Ордой величие нашей архитектуры, веришь, что эта дорога, даже блуждая и петляя между “тогда” и “сейчас”, непременно ведет в большой мир, в будущее, создать которое нам под силу.

 



comments powered by HyperComments
Читайте также
02.09.2003 / просмотров: 14 940
Кажется, что синусоида развития архитектуры, пройдя свою нижнюю точку, медленно начала подниматься вверх. По крайней мере разговоры про кризис в...
06.09.2004 / просмотров: 5 484
Поселения, расположенные в ареале влияния национальных парков, обладают особым статусом. И статус этот тем выше, чем богаче экологический и...
12.11.2004 / просмотров: 7 814
   Для определения путей и способов решения жилищной проблемы на селе в современных условиях с 1996 г. осуществляется...