Веймар (или Ваймар, так название города произносится по-немецки) сегодня — маленькая культурная столица Европы, культурный символ и даже миф. У архитекторов и дизайнеров Веймар ассоциируется с эстетикой “баухауз” и именами ван де Велде, Вальтера Гропиуса, у любителей изящной словесности — Иоганна Вольфганга Гёте и Фридриха Шиллера, у музыкантов и композиторов — Иоганна Себастьяна Баха и Ференца Листа.
Очаровательный, по-семейному уютный, интеллигентный город, который кажется сначала пряничным, похожим на иллюстрацию к немецкой народной сказке, в некотором роде музей под открытым небом. По этому небольшому провинциальному городу можно бродить часами, любуясь его замками и старинными фахверковыми домами, прекрасными парками и памятниками архитектуры, дивясь извилистому рисунку его улочек, где толпы туристов пытаются отыскать следы знаменитых веймарцев прошлых веков, проникаясь атмосферой высокой поэзии и литературы, слушая звуки музыки и …воды. Воды капающей, журчащей, шумящей (фото 1–5). Скульптурные фонтаны XX века, которым город обязан великой русской княгине Марии Павловне, и современные фонтаны, появившиеся в связи с подготовкой к празднованию “Веймар — культурная столица Европы 1999 года”, небольшие фонтаны и фонтаны-маскароны, питьевые фонтанчики для людей и лошадей. Фонтаны на городских площадях и на самой знаменитой пешеходной улице Шиллерштрассе, в скверах и парках, в старых двориках и у городских стен, в загородной резиденции Бельведер, на открытках и кружках в сувенирных магазинчиках. Кажется,
в этом городе фонтаны везде.
Пройдем по Веймару, где практически все: названия улиц и площадей, музеи и книжные магазины, отели и маленькие кафе — будет напоминать о философском и литературном расцвете города на рубеже XVIII–XIX веков во времена правления Карла Августа фон Заксен Веймара и его супруги Марии Павловны, когда город, население которого составляло чуть более 6000 человек, стал культурным центром не только Германии, но и всей Европы, получив название “немецкие Афины”. Дальновидные веймарские правители, не имеющие избытка финансовых средств, находили возможность для привлечения в Веймар поэтов, музыкантов, художников, создавая им достойные условия жизни и тратя на поддержку деятелей искусств больше, чем на армию, что удивительно для Германии того времени. Иоганн Вольфганг Гёте, Фридрих Шиллер, Мартин Виланд, Ференц Лист, ранее Лукас Кранах и Иоганн Себастьян Бах жили и творили в Веймаре. В городе много мест, связанных с этими людьми: дома, в которых они жили, ставшие музеями, замки, отели, парки и фонтаны (фонтан “Гёте”, фонтан “Гердер”, фонтан “Виланд”).
Веймар — родина Баухауза. В 1860 году в Веймаре была основана школа искусств, дополненная в 1907 году школой прикладного искусства ван де Велде. На базе этих школ Вальтером Гропиусом в 1919 году создана самая влиятельная высшая школа искусств, архитектуры и дизайна ХХ века — Баухауз, призванная положить конец раздельному существованию искусства, ремесел и техники. За короткое время Баухауз стал методическим центром в области архитектуры и дизайна. Методические разработки в области художественного конструирования, цветоведения, формообразования легли в основу множества теоретических трудов и не потеряли актуальности в наши дни. Среди профессоров Баухауза были архитекторы Мис ван дер Роэ, Ганнес Майер, художники Василий Кандинский, Пауль Клее, Пит Мондриан. Сегодня университет Веймара носит название “Баухауз” и считается престижным среди студентов, изучающих архитектуру, дизайн, музыку и журналистику (фото 6). В 1996 году здание университета Баухауз, построенное в 1908 году по проекту ван де Велде, внесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (фото 7).
Веймар — город Гёте. В Веймар писатель прибыл 7 ноября 1775 года. Этот день до сих пор отмечается как праздник города. При Гёте Веймар достиг пика своей славы. В городе более 30 достопримечательных мест, связанных с его именем.
Дом на площади Фрауэнплан — самое известное в Веймаре здание. Это — дом Гёте, подаренный великому писателю Карлом Августом, ныне музей, ставший местом паломничества туристов. В доме ничего не менялось и не реставрировалось со времен Гёте, где он прожил 50 лет. Сохранены оригинальная обстановка, собрание картин и коллекций, книги, скульптуры и личные вещи писателя. На площади Фрауэнплан — фонтан “Гёте” (фото 8). Владельцы “туристических” карет, запряженных лошадьми, приспособили этот фонтан в поилку для своих питомцев. Среди достопримечатель- ностей — садовый домик Гёте, как сказали бы сейчас, дача, в старинном парке на реке Ильм. В начале XX века, когда немецкий историк Пауль Шульце-Наумбург решил распространить культ Гёте и на архитектуру, садовый домик писателя стал прототипом “классического немецкого жилого дома”, а гравюры с его изображением — обязательной принадлежностью немецкого интерьера.
Немецкий национальный театр — самый знаменитый театр Германии — основал Гёте и был в течение 26 лет его директором. Здесь состоялась премьера его “Фауста”. Здание театра было разрушено, а существующее ныне — четвертое на этом месте. Напротив Немецкого театра — “вдовий дворец”. Здесь вдовствующая герцогиня Анна Амалия открыла свой литературный салон, где бывали Гёте и Шиллер и где в конце XIX века собиралось изысканное общество, продолжившее традиции классического Веймара. В центре Театральной площади, перед зданием Немецкого театра — впечатляющий памятник Гёте и Шиллеру, созданный в 1857 году скульптором Эрнстом Ритчелом и ставший таким же символом Германии, как Бранденбургские ворота. На его цоколе надпись: “Поэтической паре Гёте и Шиллеру. Отчизна”.
Русская душа немецкого Веймара. Взаимовлияние и взаимопроникновение русской и немецкой культур особенно ощутимо в Веймаре, в первую очередь благодаря Марии Павловне, дочери русского царя Павла I, ставшей в 1804 году великой герцогиней Заксен- Веймар-Эйзенахской. С ее прибытием на Веймар в буквальном смысле обрушился “золотой дождь”. Не было в Европе той поры меценатки более отзывчивой, чем Мария Павловна. Во времена ее правления в Веймаре произошли большие архитектурные перемены: была сформирована Театральная площадь, построены православная церковь и гостиница “Русский двор”, в которой останавливались члены русской императорской фамилии, в том числе Александр I, родной брат Марии Павловны, а также А. Тургенев, В. Жуковский. Как дань детским воспоминаниям княгини о Петергофе и Павловске в городе появилось 4 скульптурных фонтана: “Лев”, “Ракушка”, “Дельфин” и “Эскорт”. Самым значительным архитектурным проектом Марии Павловны был пейзажный парк, разбитый в 20-х годах XIX века на территории Бельведера — загородной резиденции герцогов Заксен-Веймар. В этот проект, как, впрочем, и во все свои благотворительные начинания, Мария Павловна вложила много души, ума и собственных денег. Герцогиня использовала эскизы архитектора, декоратора и художника Пьетро ди Готтардо Гонзаго, по проекту которого были созданы наиболее поэтичные уголки Павловского парка под Санкт-Петербургом. Павильоны и скульптуры, летний амфитеатр, развалины и гроты, каскады и лесенки, аллеи и узкие тропинки, пруды с золотыми рыбками и фонтаны (фото 9–11) свидетельствуют о том, что вкус к рукотворным парковым пейзажам у Марии Павловны был великолепный, а талант, как сказали бы сейчас, “ландшафтного дизайнера”.
Веймар — культурная столица Европы. После воссоединения Германии Веймар получил наиболее широкую поддержку со стороны федерального правительства и различных культурных фондов. Он был признан в 1990 году “образцовым городом Тюрингии” и выбран в качестве примера процесса санации в бывших федеральных землях Восточной Германии, что позволило привлечь финансовые средства для поддержания города, в первую очередь его исторического центра, изрядно “потрепавшегося” во времена ГДР. Согласно Концепции реконструкции фонтанов, с 1996 по 1999 годы были полностью восстановлены практически все исторически важные фонтаны конца XVIII — начала XIX века.
В 1998 году Комиссия по культурному наследию при ЮНЕСКО присвоила ансамблю важнейших веймарских памятников архитектуры характеристику “классический Веймар — наследие мировой культуры”, тем самым подчеркнув выдающуюся роль Веймара как духовного центра второй половины XVIII — начала XIX века. В 1999 году, в год празднования 250-летнего юбилея Гёте — символа Веймара, городу был придан официальный статус “Веймар — культурный центр Европы” со всеми вытекающими последствиями: реконструкцией города, его музеев, здания Немецкого национального театра, Рыночной площади со зданиями XVI века: ратушей, муниципалитетом, домом гениального немецкого художника Лукаса Кранаха Старшего. Полностью отреставрирован отель “Элефант”, построенный в 1542 году. Гостиница “Русский двор”, изрядно обветшалая, превращена в роскошный отель. Появились и новые здания: жилая застройка и инженерные сооружения в стиле “баухауз” (фото 12, 13), торговый дом на Театральной площади по проекту Бернхарда Винкинга и наиболее модернистский объект архитектора Томаса ван ден Валентина — музыкальная гимназия рядом с отреставрированным летним замком Бельведер (фото 14).
Гёте писал: “Где еще вы найдете на таком маленьком клочке земли столько прекрасного? Изберите своим местом жительства Веймар!”