Вы здесь

Малые города – опорные центры сельского расселения

24.03.2008 11:46
Просмотров: 5 425
Версия для печати

Когда житель столичного микрорайона собирается с семьей за покупками в городской центр, он заявляет: едем в “город”. Когда житель небольшого села отправляется в выходные дни на рынок малого города, он важно говорит: еду в “центр”. Представляя наиболее многочисленную группу городских поселений Беларуси, малые города призваны выполнять важную объединяющую миссию.

На протяжении столетий небольшие города играли главную роль в обеспечении устойчивого сбалансированного формирования системы населенных мест страны. Особое значение они имели в жизни прежде всего сельских поселений. На территории Беларуси малые города всегда осуществляли не только социально-экономические и административные (центры уездов, поветов) функции. Одновременно они являлись духовными и культурными центрами для жителей прилегающих территорий: центрами торговли, традиционных ремесел и промыслов.

Сегодня Беларусь имеет, с одной стороны, высокоурбанизированные и относительно компактные ареалы во главе с крупными и большими городами (Минская агломерация и территории в пределах зон влияния крупных и больших городов). На другом полюсе – обширные пространства сельской местности (агропромышленные и природные регионы), занимающие более 68% территории страны. Центрами этих регионов служат преимущественно малые города – городские поселения с численностью населения менее 20 тыс. человек.

Особенностью территориального распределения малых городских поселений является их достаточно равномерное размещение при неравномерном, даже периферийном расположении больших и крупных городов – областных центров. Равномерная сеть малых городских поселений создает предпосылки для обеспечения относительно равномерного обслуживания по всей территории республики. Средний размер территории, обслуживаемой малым городом – районным центром, – 1600 км², при этом крайние значения колеблются от минимального 683 км² (Жабинковский р-н) до максимального – 3362 км² (Столинский р-н). В границах районов, возглавляемых малыми городами, проживает от 15 до 40 тыс. сельских жителей.

Исполняя роль центрального поселения, малый город оказывает вокруг себя гравитационное центростремительное влияние, сила и границы которого находятся в тесной зависимости от численности населения данного города, определяющей состав и качество его трудовых ресурсов. Устойчивая зона влияния малого города распространяется в радиусе 15–20 км. Вдоль развитых транспортных магистралей дальность влияния малого города может увеличиваться до 30 км.

Поэтому среди условий, обеспечивающих эффективность функционирования малого города как опорного центра системы сельского расселения, наиболее существенными являются: степень развития его центральных функций, функциональная сбалансированность и устойчивость развития, транспортно-коммуникационная доступность.

 

 

 

Все малые города – центры сельских районов должны иметь определенный уровень развития специфических центральных функций, в состав которых входят:

– административные и организационно-хозяйственные функции;

– общественное обслуживание (образование, здравоохранение, культурно-бытовое обслуживание);

– производство, представленное предприятиями в основном агропромышленного комплекса района, а также предприятиями местной промышленности;

– производственное обслуживание агропромышленного комплекса района, строительства, транспорта.

 

В сложившейся сети малых городов – районных центров Беларуси степень развития центральных функций различна. Однако только наличия в малом городе набора центральных функций недостаточно для гарантирования его долгосрочной устойчивости или опорности в системе расселения.

Опорным или устойчивым можно назвать такое поселение, которое сохраняет свои функции и темпы развития при любых региональных сценариях, в?том числе и регрессивных. В отличие от больших городов малые поселения более “ранимо” относятся к различным изменениям, связанным, например, с административно-территориальными реформами. Так, снижение административного статуса малого города резко отражается на его социально-экономическом развитии. Падение значимости поселения, особенно на местном уровне (бывшие районные центры), приводит к разрушению традиционных связей между поселениями, вызывает отток наиболее активной части населения, снижает защищенность малообеспеченных слоев. Все это усугубляет деградацию поселения, сказывается на устойчивости развития систем населенных мест регионов и республики в целом. Примеров таких поселений в Беларуси много: Дивин, Телеханы, Ружаны в Брестской области; Сураж, Дубровно, Видзы в Витебской; Воронов, Порозово, Желудок в Гродненской; Озаричи, Василевичи в Могилевской; Свирь, Илья, Кривичи в Минской области и др.

 

К ключевым индикаторам, характеризующим устойчивость центрального поселения, относятся:

– демографические показатели естественного и миграционного движения населения, его воспроизводственных возможностей, соотношения возрастных групп;

– показатели занятых в третичном секторе экономики (услуги, управление);

– среднедушевые показатели производства и потребления товаров и услуг.

Интегральная оценка степени развитости центральных функций малых городов – районных центров по комплексу факторов позволяет выделить три основных типа центров:

– опорные, устойчиво развивающиеся центры с достаточно развитыми центральными функциями: производственными, организационно-хозяйственными и обслуживающими. Это в основном комплексно развитые малые города с населением более 15 тыс. человек, многоотраслевой хозяйственной деятельностью и многообразием функций (Глубокое, Шклов, Лепель, Дрогичин, Мосты, Щучин и др.);

– центры, обладающие потенциалом для устойчивого развития, с относительно развитыми центральными функциями: агропромышленными, организационно-хозяйственными и обслуживающими. К ним относятся города с населением 10–15 тыс. человек и крупные поселки городского типа с населением свыше 8 тыс. человек (Городок, Воложин, Старые Дороги, Смолевичи и др.);

– неустойчиво развивающиеся центры со слабыми производственными и обслуживающими функциями. Это небольшие поселения, преимущественно поселки городского типа, с численностью населения менее 10 тыс. человек агропромышленного или аграрного типа (Бешенковичи, Россоны, Корма, Ушачи, Шарковщина, Дубровно и др.).

 

Таким образом, ряд городских поселений не способны в должной мере выполнять свою роль организационно-хозяйственных и обслуживающих центров прилегающих сельских населенных территорий из-за низкого экономического и социального потенциала. В них мало мест приложения труда, не диверсифицирована сфера общественного обслуживания и досуга, недостаточный уровень благоустройства, что снижает престижность и привлекательность их для проживания.

Возможности активизации развития малых городов как центров сельского расселения находится в прямой зависимости от транспортно-коммуникационной доступности их до основных экономических, научных и культурных центров страны и рыночной инфраструктуры.

Относительно внешней транспортной доступности выделяются 3 группы малых городов: с высоким уровнем транспортной доступности – 40, средним – 50, низким – 83 города.

Высокий уровень характерен для городов, расположенных на основных коммуникационных осях трансъевропейского (Жабинка, Смолевичи, Столбцы, Шклов, Городок и др.) и международного (Дрогичин, Иваново, Верхнедвинск, и др.) значения.

Средний уровень транспортной доступности имеют поселения, находящиеся на коммуникациях национального и регионального значения. Низкий – у городов, оказавшихся вне основных осей развития.

Как правило, уровень транспортной доступности тесно коррелируется с численностью населения: чем меньше город, тем ниже уровень. Так, 80% городов, относящихся к группе с низким уровнем транспортной доступности, составляют малые города с численностью населения менее 10 тыс. человек.

Что касается системы коммуникаций на локальном уровне (качество и плотность местных дорог), то сегодня ее уровень явно недостаточен для обеспечения необходимых связей “малый город – село”, т.е. для полноценного обслуживания сельских поселений и территорий.

 

Гарантированное развитие малых городов находится в прямой зависимости от улучшения их транспортной доступности, позволяющей им включиться в единое экономическое пространство и реализовать свой потенциал. Вместе с тем это не должно сопровождаться допуском массовых транспортных потоков на их территорию, что, к сожалению, имеет широкое распространение в настоящее время.

Разрешению данной проблемы должно поспособствовать целенаправленное и консолидированное претворение в жизнь целого комплекса государственных программ по всестороннему развитию сел, малых и средних городов, регионов и страны в целом.

В результате необходимо восстановить и повысить значимость малых городов в системе расселения страны, их “столичной” роли на тяготеющих к ним сельских территориях.

Это достаточно длительный процесс, но среди первоочередных мероприятий выделяются следующие:

– становление местного самоуправления, выявление болевых точек, угрожающих дестабилизацией и разрушением социально-экономической общности малого города и окружающих сельских территорий;

– более эффективное использование местных природных и сельскохозяйственных ресурсов при одновременном сохранении ценного историко-культурного наследия;

– формирование и развитие систем общественного обслуживания и прогрессивных общественно значимых функций в целом с учетом потребностей жителей городов и прилегающих сельских районов;

– внедрение и обеспечение эффективного функционирования системы гарантированного социального обслуживания;

– обеспечение полуторачасовой доступности малых городов – локальных центров расселения (центров административных районов) посредством модернизации существующих транспортно-коммуникационных связей, развития систем скоростного общественного транспорта;

– совершенствование системы секторальных коммуникационных связей, обеспечивающих необходимую доступность всех периферийных центров к субрегиональным и региональным центрам.

– улучшение информационной доступности малых городов – центров за счет развития местного рынка информационных услуг и телекоммуникаций.

 

Возрождение и развитие малых городов Беларуси, их культурной и организационно-хозяйственной роли как центров сельских районов – задача исключительно актуальная для судьбы проводимых реформ, для того чтобы их реальное осуществление охватило не только крупные и большие города, но и распространилось на всю территорию страны.



comments powered by HyperComments
Читайте также
14.04.2005 / просмотров: 6 650
Известно, что появление метрополитена в городе вызывает неотвратимые преобразования городского пространства. Объяснятся это тем, что строительство...