Вы здесь

Современное архитектурное образование в Беларуси

Во всем цивилизованном мире наблюдается резкое трансформирование университетского образования, которое стремится быть более гибким, адаптированным к нуждам общества, использует самые современные технологии обучения и выдвигает новые парадигмы образовательного процесса. Университеты вступают в жесткую конкурентную борьбу, где критерием успеха является достижение выпускниками более высокой ступени в общественной иерархии. Ученые в новом университете становятся “академическими капиталистами”, здесь вместо национальной культуры обнаруживается новая идеология – корпоративная идеология “высокого качества” [1]. С одной стороны, такая трансформация может означать потерю лица университетом, с другой – именно требования рынка и социальные процессы, происходящие в обществе, заставляют искать новые подходы к эффективности образования.

Актуальная сверхзадача профессионального образования ближайшего будущего – совместить (а не отбросить) в рамках одной и единой педагогической практики несколько важнейших ориентаций современного образования, которые до сих пор разделялись: усвоение знаний и развитие мышления, получение информации и генезис практических навыков, обучение и воспитание [2].

Изменяется характер взаимодействия преподавателя и студента. Постиндустриальная эра предоставляет большие возможности в выборе информации, следовательно, преподаватель уже не является транслятором одной единственно правильной истины, а студенту больше не нужно участвовать в “соревнованиях памяти”. Это означает на деле, что студент – не “машина для запоминания”, когда критерием оценки считается умение запомнить знания и точно их воспроизвести, а индивид, который должен логически мыслить и сам через свой образовательный опыт производить новые знания. То есть студент – не пассивный субъект образовательного процесса, а активный его участник.

Современные требования к архитектурному образованию вызывают необходимость пересмотра программ и методов обучения. Многие из них пришли из смежной сферы, которую можно назвать неформальным образованием.

Термин “неформальное образование” в сегодняшнем понимании тесно связан с понятием гражданского общества, и его развитие активно началось 150 лет назад [3]. Мы используем его, когда говорим об образовании, не связанном с официальной системой. Этот вид образования обычно ставит своей целью помочь людям, которые потеряли работу, получить новые навыки. Например, развить творческие способности, хобби (духовное развитие); научиться оказывать первую медицинскую помощь или работать с инвалидами и наркоманами (волонтеры, социальная работа); знать, как правильно использовать свои права (обучение правам человека, безопасному поведению) или просто углубить свои знания в какой-то сфере (образование в профессиональной области). Методов реализации неформального образования так же много, как и его видов: семинары, интернет-конференции, образовательные визиты, летние школы, форумы и пр.

Неформальное образование, будучи достаточно гибким, стремится заполнить пробелы в формальном, испытать новые приемы работы, которые позже могут быть с легкостью адаптированы и применены в современном университетском процессе обучения.

В Беларуси начало неформального образования связано с участием в 1990 г. белорусских студентов в Европейской ассамблее студентов-архитекторов (ЕАСА), где ежегодно проводятся различные лекции и творческие мастерские по актуальным архитектурным проблемам. На архитектурном факультете БНТУ родилась и активно поддерживается Белорусская ассоциация студентов-архитекторов. Одним из видов неформального образования являются также различные студенческие инициативы, создаваемые на период реализации какого-либо мероприятия, а также Клуб молодых архитекторов при Белорусском союзе архитекторов.

 

Примеров реализации неформального архитектурного образования множество: экскурсии, лекции, выставки, творческие мастерские (воркшопы), архитектурные лагеря, международные встречи студентов-архитекторов, студенческие и виртуальные форумы.

В последние годы особую популярность приобрели летние архитектурные лагеря – летники по охране историко-культурного наследия Беларуси (Несвиж, Гольшаны, Крево, Любча), где наиболее полно осуществляется принцип связи теории с практикой. Кроме белорусских студентов участие в них принимают коллеги из соседних стран. Активная роль в этой работе принадлежит профессорско-преподавательскому составу БНТУ, сотрудникам Министерства культуры и другим специалистам по охране наследия.

Суть метода летника состоит в реализации четырех блоков.

Первый (основная идея летника) – любая работа в области охраны наследия.

Второй – летняя учебная практика, где преподаватель более эффективно может расширить опыт студента.

Третий – дополнительная образовательная программа по самым различным архитектурным темам (архитектура сельского дома, теория наследия, строительные технологии, развитие творческого мышления) с привлечением специалистов в области современной архитектуры, искусства, технологии строительства из традиционных материалов и пр.

Четвертый – культурная часть, направленная на патриотическое воспитание студентов.

 

Фраза “Дорогу осилит идущий” могла бы стать девизом архитектурных летников. Например, практическое применение метода “малых шагов” принесло весомые плоды в мероприятиях по спасению одного из красивейших замков Беларуси – в Любче над Неманом. Начиналось все в 2003 г. с расчистки территории замка от мусора, всяческого хлама по инициативе местных жителей, создавших благотворительный фонд “Любчанский замок”. К нему присоединились студенты-архитекторы, а позже другие студенческие группы. Запутанные исторические и архитектурные вопросы помогали решать ученые БНТУ: доктор архитектуры, профессор В.Н. Аладов, доктор, профессор Т.М. Пецольд, профессор В.В. Трацевский, доктор, профессор Ю.В. Чантурия и др. В результате восстановлена угловая башня замка, которая сегодня стоит-красуется над высокими берегами Немана. Ведутся работы на крепостной стене, реставрируется надбрамная башня, рассматриваются варианты проектов реставрации других строений на территории замкового двора. В ходе таких практик студенты узнают о методах реставрации, строительных материалах и конструкциях, используемых в период строительства (XVI–XVII вв.). Во время культурной программы проходят реконструкции народных обрядов и танцев под звуки народных инструментов, например белорусской дуды. Студенты развивают свои творческие способности через интерактивные игры и тренинги. По итогам Любчанского летника уже выполнено несколько дипломных работ. Этим летом также ожидается защита нескольких проектов по реставрации замка и охране исторического центра в Любче.

 

Большое значение имеют встречи с видными белорусскими архитекторами, коллегами из других стран, дискуссии по актуальным архитектурным проблемам через интернет, международные смотры-конкурсы и выставки работ молодых архитекторов. Такое разнообразие имеющихся возможностей для совершенствования знаний дает право говорить о высоком развитии современного белорусского общества.

Как видим, уже сейчас в архитектурном образовании традиционные формы преподавания трансформируются и дополняются новыми. Особую значимость приобретает интерактивное обучение. Что-то из ранее неформальных методов превратилось в традиционные методы образования, как, например, архитектурные мастерские на предмете “Введение в специальность”, когда ежегодно студенты первого курса в рамках данного предмета после экскурсии в Заславль делают свои творческие презентации. Современным подходом в образовании является также использование медиапроектора с показом тематических фильмов или ведение интерактивной лекции взамен сухого прочтения материала. Нередко и на защитах дипломных проектов наряду с традиционной подачей на планшетах и макете встречается медиапрезентация, дополняющая общую картину.

Еще одним эффективным методом современного образования является дистанционное обучение через интернет, которое в Беларуси пока не применяется, хотя и имеет предпосылки (некоторые преподаватели уже дают консультации через общение по Всемирной сети). В учебных заведениях наших соседей все чаще и чаще можно наблюдать случаи, когда студенты приходят на занятия со своими ноутбуками, подключенными через wi-fi (беспроводная связь) к университетской сети интернет, и выполняют задания в реальном времени. В Польше, например, несколько лет назад начали эксперимент посредством компьютерной системы Moodle. Были взяты несколько предметов “Проектирование” 1–4-го курсов и дипломное проектирование. Суть сводилась к следующему. В сеть конспекта лекции по теории выкладывается определенный проект, ссылки на литературу, и студент получает возможность виртуального консультирования с преподавателем и выставления оценки за проект. Также были организованы форумы по темам проектов и виртуальные галереи, т.е. студенту не обязательно было ходить на консультации, а только использовать компьютер, подключенный к интернету.

 

Таким образом, можно говорить о новом движении в области архитектурного образования. Прогрессивным процессом может стать вхождение Беларуси в Болонскую образовательную систему, которая при совмещении с нашим опытом может дать более существенные результаты, чем на Западе, и преодолеть разрыв между теорией и практикой.

 

 

 

Литература

1. Миненков, Г.Я. Трансформация университета и учебный процесс: Методическое пособие для преподавателей. – Мн.: ЕГУ, 2004. – С. 18–25.

2. Университет как центр культуропорождающего образования. Изменение форм коммуникации в учебном процессе: Монография // ]]>http://charko.narod.ru/index38.html]]>, п. 2. 10.1.

3. Величко, А. Знакомьтесь: шведский учебный кружок // Адукатар. – 2004. – № 1.

 

Использованы фото из архива Белорусской ассоциации студентов-архитекторов


 

 

 

 

Читайте также
27.02.2004 / просмотров: [totalcount]
За последние несколько лет вечерний Минск волшебно преобразился, стал светлым, праздничным, нескучным. Проделана большая работа по подсветке города,...
01.03.2004 / просмотров: [totalcount]
Современный город. Его жизненное пространство перенасыщено знаками и значениями, связанными воедино, отсылающими друг к другу и одновременно ни к...
20.04.2005 / просмотров: [totalcount]
Несмотря на острую потребность предприятий строительной отрасли в обновлении производственных фондов, лизинг строительных машин и механизмов в...