Ускоряться в профессиональном обучении, воссоздавать широкую сеть учебных центров по всей стране, повышая одновременно престиж строительных специальностей, – настоятельная необходимость сегодняшнего дня. Масштабные планы строительства жилья, уникальных сооружений, высотных зданий, техническое перевооружение организаций и предприятий, появление наукоемких производств, новых технологий и материалов требуют непрерывного совершенствования квалификации рабочих и служащих, занятых в этой сфере. Растет потребность в новых профессиях, все большее значение в условиях рынка приобретает овладение не одной, а комплексом смежных специальностей.
Учебный центр “Гомельучцентрстрой” – один из немногих в республике, кто в своей деятельности эффективно решает вышеуказанные проблемы. Сохранив традиции и многолетний опыт работы в области профессионального образования и используя новые, более современные методы и подходы к профессиональному обучению, он является безусловным лидером в этой сфере по многим направлениям. Конечно, визитная карточка центра – направленность на практическое обучение наиболее востребованным специальностям строительной отрасли. Но не только… В свое время оказавшийся на грани выживания учебный центр значительно расширил спектр образовательных услуг. Это спасло его тогда, помогает и сейчас.
То, что Гомельучцентрстрой уникальное учреждение образования, подтверждают и его истории, и сегодняшняя деятельность. Созданный в 1949 г. как школа мастеров-десятников для сельского строительства учебный центр долгое время входил в систему Белмежколхозстроя, впоследствии Белсельстроя. В 1960-е гг. готовил уже мастеров-строителей – так стали называть его выпускников. И когда было образовано Министерство архитектуры и строительства, учебный центр отошел в его подчинение. Этот период, однако, не стал лучшим в его истории. Фактическое восстановление старейшего учреждения образования и, не погрешим против истины, его расцвет связаны с передачей в областную коммунальную собственность и в еще большей степени с назначением в 2003 г. на должность директора Н.А. Морозько (на фото в центре).
– В следующем году учебному центру исполнится 60 лет. Мы тщательно собираем различные свидетельства о деятельности учреждения в первые и последующие десятилетия, по крупицам восстанавливаем давние события. Готовим материалы для большого стенда, реставрируем фотографии. Хоть это и банально звучит, но без знания своей истории нет будущего, – говорит Николай Алексеевич, бережно перекладывая на столе старые снимки. – Вот 4, 5, 8, 9, 10-й выпуски… Выяснилось, что в свое время преподавателем здесь 6 лет отработал отец премьер-министра С.С. Сидорского, проходил обучение отец нынешнего заместителя председателя облисполкома по строительству В.Г. Надточаева и множество других людей, отдавших строительству силы и знания.
Сегодня в учебном центре “Гомельучцентрстрой” одновременно могут учиться 800 слушателей на двух отделениях: строительного производства и промышленной безопасности. В прошлом году здесь прошли обучение около 5 тыс. человек. Кроме того, Гомельучцентрстрой имеет успешно работающий филиал в Новополоцке: в позапрошлом году в нем обучено 1200, в прошлом – 1350 человек. Cоздано отделение в Жлобине, оборудована всем необходимым учебная аудитория и в текущем году уже осуществлен выпуск 5 групп строителей, в июне открыто аналогичное отделение в Мозыре.
До 2003 г. Гомельучцентрстрой готовил только рабочих для строительной отрасли. Задача, которую поставил Н.А. Морозько, возглавив учреждение образования, состояла в том, чтобы в кратчайшие сроки создать высокопрофессиональный педагогический коллектив, способный готовить кадры для различных отраслей народного хозяйства. Сейчас учебный центр ведет подготовку и повышение квалификации рабочих и повышение квалификации специалистов. Ожидается, что в ближайшее время получит право на повышение квалификации руководителей по профилям и направлениям в соответствии с лицензией на образовательную деятельность.
Все учебные планы и программы профессионального обучения, предлагаемые слушателям, составлены с учетом максимально эффективного использования учебного времени, отрецензированы специалистами базовых строительных предприятий, соответствуют требованиям образовательного стандарта. В обязательном порядке они согласовываются с Минобразования, Минстройархитектуры, Госпромнадзором, Гостехнадзором, отличаются разносторонним подходом к процессу обучения, ориентированы на решение конкретных вопросов и проблем. Номенклатура и содержание программ постоянно совершенствуются. Слушателям выдаются учебно-методические материалы, литература, информация на электронных носителях. По окончании обучения каждый получает свидетельство государственного образца, а персонал и специалисты, подконтрольные Госпромнадзору, еще и удостоверения на обслуживание опасных производственных объектов.
Отделение строительного производства осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих, специалистов и руководящих работников для строительного комплекса по 130 специальностям. Главная задача, которую коллектив решает в повседневной работе, – обучение передовым и наиболее эффективным решениям строительных задач, новым технологиям применения современных строительных материалов, техники и оборудования. Ведется подготовка персонала, задействованного на всех этапах строительства, а также специалистов, оказывающих влияние на производителей работ.
– У нас есть специальности, – рассказывает Николай Алексеевич, – которым в республике никто, кроме нашего центра, не обучает – копровщик например, машинист башенных кранов, ответственный за техническое состояние и безопасную эксплуатацию автозаправочных станций, объектов хранения нефти и нефтепродуктов и др.
Сейчас строителей мы стали готовить намного больше, особенно каменщиков, машинистов башенных и автомобильных кранов, бульдозеров, экскаваторов, монтажников строительных конструкций. В зависимости от специальности, целевого курса сроки подготовки колеблются в диапазоне от недели до 6 месяцев. К примеру, недавно разработана программа по монтажу изделий из ПВХ и легкосплавных металлов сроком в неделю. Она предлагается как вариант повышения квалификации, овладения дополнительной специальностью для рабочих любых строительных профессий.
Учитывая потребности рынка труда, вводим новые, несвойственные нам ранее специальности, например, с прошлого года готовим каменщиков, монтажников строительных конструкций. Сотрудничая с крупными предприятиями, предлагаем организацию обучения на местах. Так, группу каменщиков из 25 человек обучили в Чечерске, по заявке ОАО “Строительный трест № 40” обучаем 30 человек в Жлобине, следующая группа из 30 человек будет обучаться на выезде в Мозыре по заявке “Полесьестрой”. Ценно то, что овладение профессиональными навыками проходит с использованием необходимых учебно-методических материалов в условиях конкретных строительных объектов, каждый слушатель получает в пользование книгу “Технология каменных и монтажных работ”.
По совету зампредоблисполкома В.Г. Надточаева возродили школу бригадиров. Отнеслись к подготовке со всей ответственностью, поскольку по опыту знаю: бригадир – ключевая фигура на стройке. Разработали рабочие планы, учебный план, программу, кроме теоретических знаний предложили видеоматериалы, ряд практических занятий, тренингов, экскурсий на объекты ОАО “Гомельпромстрой”, с которым тесно сотрудничаем. Первую группу выпустили, получив самые положительные отзывы. Дальше, к сожалению, дело не пошло. Возможно, строительным организациям при сегодняшнем кадровом дефиците сложно оторвать человека на месяц от работы на стройке. Но при таком подходе, на мой взгляд, проблему не решить.
…Когда Н.А. Морозько стал директором учебного центра, то первым делом приехал в Министерство архитектуры и строительства. Он не для красного словца называет его “родным”, потому что лучшие годы своей жизни отдал строительству, начав после окончания гомельского ГПТУ-22 строителей трудовую деятельность машинистом башенного крана и достигнув должности заместителя управляющего трестом. В то время ситуация была такова, что вопреки названию среди обучающихся в Гомельучцентрстрое было только 7% строителей. Парадоксально, но поначалу в министерстве отнеслись к его предложениям о совместной работе по подготовке кадров без особого энтузиазма: дескать, вы не наши… Решение общей проблемы, казалось бы, требовало объединения усилий, но мешала ведомственная разобщенность.
С приходом новой команды во главе с министром А.И. Селезневым кадровому обеспечению отрасли стало уделяться гораздо больше внимания, считает Н.А. Морозько, появились новые подходы, снимаются многие барьеры. И это его не только радует, но, как человека деятельного и энергичного, подвигло на конструктивное участие в процессе. Открылись новые перспективы, и Гомельучцентрстрой предпринимает целый ряд инициатив в русле решений совместной коллегии Минстройархитектуры и Минобразования, состоявшейся в октябре прошлого года.
В первую очередь здесь разработали комплексный план работы на год, стержнем которого стало укрепление кадрового потенциала отделения строительного производства и его учебно-производственной базы.
Нужно отметить, что ни вчера, ни сегодня здесь не учили людей “на пальцах”. Большинство учебных и методических пособий для обучения слушателей разрабатывается и издается силами педагогического коллектива.
В учебном центре неплохо оснащены мастерские и аудитории строительного производства, грузоподъемных кранов, охраны труда в строительстве, имеется немало оборудования, техники: автомобильные краны, погрузчик, бульдозеры, экскаваторы. Гомельучцентрстрой сегодня – современный, уютный и благоустроенный учебный городок с прекрасным учебным корпусом, полигоном, компрессорной, электрогазосварочной и механической мастерскими, библиотекой, столовой, 5-этажным общежитием со всеми удобствами.
Несмотря на то что уже почти пять лет Николай Морозько возглавляет центр и по сути дела является администратором, он по-прежнему остается строителем до мозга костей – строит, ремонтирует, перестраивает. От прежнего руководства “наследство” ему досталось незавидное. Глядя на сегодняшнее состояние в общем-то немалого хозяйства учебного центра, трудно поверить, что еще 5–6 лет назад учебный корпус и столовая были разморожены, кровли все текли, оборудование учебных мастерских распродано за долги. Из 6 зданий работало одно – общежитие: там и жили, и учились, приспособив кое-как помещения для учебных целей. За отопление платить нечем, на балансе теплотрасса в аварийном состоянии, которая должна была отапливать еще и весь жилой район. Средний возраст преподавателей – 58 лет, и только 7 из них имели высшее техническое образование и практический опыт работы на производстве. Как справились с таким ворохом проблем?
– Решать их пришлось поочередно и все сразу, – отшучивается директор. – Подготовили проектно-сметную документацию, прошли экспертизу, нашли заказчика, подрядчика, построили теплотрассу в предварительно изолированной трубе и передали на баланс областным тепловым сетям. Таким образом одну проблему ликвидировали. Затем учебный корпус отремонтировали, столовую запустили… и дальше продолжаем укреплять учебную базу.
Будучи по натуре человеком спокойным и уравновешенным, Н.А. Морозько живет и работает в очень напряженном ритме, заряжая энергией и подчиненных. Именно в личных качествах руководителя ответ на многие вопросы, которые невольно задаешь себе здесь. Что было бы с учебным центром, если бы руководитель с меньшей энергией и меньшим напором проводил здесь преобразования? Слишком много зависит нынче от того, как подходит к выполнению обязанностей тот или иной человек. Если добросовестно и умело, то и дела идут, а если равнодушно, без мысли и инициативы – приходят в упадок. Стандартов, увы, здесь нет никаких.
УО “Гомельучцентрстрой” повезло: в нем появился хозяин, и все это почувствовали, а, главное, увидели результат.
– Мы уже начали высвобождать некоторые аудитории для подготовки строительных кадров, – продолжает тем временем Николай Алексеевич, показывая нам учебный корпус. – В одном из помещений, к примеру, создаем самую современную аудиторию санитарно-технических систем и электромонтажных работ. Она будет состоять из 2 частей: первая – для теоретического обучения, а сообщающаяся с ней вторая – лаборатория, в которой установим котлы для автономного квартирного отопления, причем с обвязкой, на твердом и газообразном топливе, а также все новые системы сантехзаготовок. С управляющим трестом “Белсантехмонтаж” В.Э. Савицким, учитывая то, что проблема подготовки кадров – сантехников, сварщиков, слесарей по ремонту вентиляции и пр. – для них тоже остра, достигнута договоренность о помощи в обеспечении оборудованием.
В строительстве, как ни в какой другой отрасли, происходит очень резкий переход на новые материалы, технологии, и слушателям нужно показывать их в действии. Укрепление материально-технической базы – процесс перманентный, а из бюджета на эти цели центр не получает ни копейки. Директор стремится и находит пути и способы, чтобы мастерские и лаборатории оснащались действующими образцами самого современного оборудования, в том числе от ведущих мировых производителей. В этом направлении работает с иностранными фирмами, в частности КИЛ, которая передает инструменты и оборудование западных производителей для обучения. С компанией “Белевротрубпласт” договорились проводить на базе центра семинары и обучать рабочих и специалистов внедрению гибких предварительно изолированных трубопроводов для тепло- и водоснабжения в строительстве и коммунальном хозяйстве Гомельской области. Привезенные образцы с согласия компании будут использоваться в обучении слушателей.
Учебная площадка на территории центра, по замыслу директора, также будет обогащаться новыми секциями: грузоподъемных машин, грузозахватных приспособлений, тары и маркировки; перевозки опасных грузов и АЗС; двигателей внутреннего сгорания; погрузочно-разгрузочных машин; газоснабжения…
– Побывав по линии Международного центра новых технологий в строительстве, действующего при Минстройархитектуры, в учебных центрах Германии, – без ложной скромности признается Николай Алексеевич, – понял, что многое из увиденного там в собственном учреждении уже внедрил.
И этим были немало удивлены представители Департамента контроля качества знаний Минобразования, когда Гомельучцентрстрой проходил аккредитацию. К примеру, здесь всем слушателям независимо от того, рабочий он или специалист, преподают “Основы ЭВМ” в прекрасно оборудованных компьютерных аудиториях. Бывает, очень многие поначалу не знают, как мышку в руке держать, – для них организуются дополнительные занятия, и люди посещают их с удовольствием. Компьютер превратился в универсальное устройство, которое успешно служит профессиональным инструментом, и овладевать им необходимо. В учебном центре сегодня 100 электронных учебных программ. Одна из них, используемая для предаттестационного повышения квалификации кадров в области строительства и содержащая 4600 вопросов, специально переработана В.Ж. Березовским (РУП “Белстройцентр”) для обучения и проверки знаний слушателей. Как правило, при поступлении в учебный центр обязательно проводится входной контроль их знаний, чтобы определить направления, на которые необходимо обратить особое внимание при обучении, а при выпуске – квалификационный экзамен.
Из нестандартных нововведений, используемых в Гомельучцентрстрое, следует отметить курс психологии труда – для рабочих и психологии управления – для специалистов и руководителей, пользующийся, как подтверждает анкетирование, большой популярностью у слушателей. Читает курс талантливый преподаватель-психолог высшей категории О.Г. Мызникова, которую директор “переманил” с института повышения квалификации работников образования. По его глубокому убеждению, учебный центр технического профиля должен комплектоваться преподавателями с большим производственным опытом. Поэтому за некоторыми людьми он может “охотиться” годами, предлагая перейти на работу в центр. Так было, к примеру, с В.М. Рылевым, четверть века проработавшим на Гомсельмаше. В Гомельучцентрстрой, вняв настойчивым приглашениям Н.А. Морозько, он пришел с должности заместителя главного сварщика и сейчас основной преподаватель по этой теме, а мастер производственного обучения В.Б. Пономарцев – с треста “Гомельтехмонтаж”. Преподаватель А.Н. Лапуста также производственник с 14-го треста. Когда человек профессиональный, технический, он и объяснить, передать свои знания сумеет доходчиво и умело, считает Н.А. Морозько, и в общем-то не ошибается. Не жалеет средств директор на повышение квалификации преподавательских кадров, используя все существующие формы для их совершенствования.
В штате учебного центра 36 преподавателей, в их числе 2 кандидата наук (средний возраст работающих – 40 лет). Еще 86 человек, среди которых преподаватели вузов, имеющие ученые звания, и опытные специалисты-практики (БелГУТ, Госстройнадзор, Гостехнадзор, УКС) работают по гражданско-правовым договорам.
Информация к размышлению
Сегодня в дополнительном виде образования, как известно, конкуренция очень сильна. Свои услуги предлагают и бюджетные организации, и частные структуры, и учебные центры. Чтобы набрать слушателей в условиях системы подрядных торгов, конкурсов, экспертной процедуры определения заказчика, учреждения образования снижают цены на услуги, конечно же, в ущерб качеству: программы кроят и режут, делая их куцыми, не соответствующими образовательным стандартам.
Учебные центры изначально находятся в худшем положении, поскольку они являются хозрасчетными организациями. И помимо самостоятельного обеспечения своей жизнедеятельности, в отличие от бюджетных учреждений, должны платить еще и все налоги: на недвижимость, землю, прибыль, НДС... Себестоимость обучения у них, конечно, выше. Единственное конкурентное преимущество, которое они могут противопоставить, – качество обучения. Хорошо, что сегодня уже есть руководители, которые это понимают и направляют на обучение своих работников в те учебные учреждения, где лучше кадры, база, кто дает более серьезную подготовку. Ведь это в конечном счете конвертируется в такие экономические категории, как производительность и эффективность деятельности предприятия.
Гомельучцентрстрой знают на рынке образовательных услуг как надежного партнера, высокопрофессионально работающего над повышением кадрового потенциала республики и сотрудничающего с более чем 5 тыс. организаций. На семинары по охране труда, которые проводят здесь, приезжают с области, республики – решением Гомельского облисполкома центр определен базовым учреждением образования по вопросам охраны труда.
Сегодня Гомельучцентрстрой – по сути межотраслевой учебный центр. Помимо стройкомплекса он готовит кадры для жилищно-коммунального хозяйства, лесозаготовок, деревообработки, газоснабжения, предприятий промышленности, транспорта. Из них около 50% обучающихся – специалисты системы Госпромнадзора, обслуживающие опасные производственные объекты. Там, как известно, переобучение персонала обязательно в строго определенные сроки. Это да еще сотрудничество с такими крупными предприятиями, как БМЗ, Белоруснефть, Нафтан, Полимир и др., помогает поддерживать экономику и жизнедеятельность учебного учреждения на уровне, дает возможность развиваться дальше. В строительстве, к сожалению, такой жесткой системы переобучения кадров нет, хотя в последнее время ситуация меняется.
– Мы работаем с различными организациями, в том числе и негосударственной формы собственности, которые повышение квалификации кадров ставят на первое место, – говорит Николай Морозько. – Но к осознанию необходимости этого пришли далеко не все. Даже если не брать во внимание тех, кто предпочитает просто “перекупать” уже обученных за счет министерства, других организаций работников, проблема все еще существует. И заключается она в том, что большинство предприятий по-прежнему подходит к переобучению, повышению квалификации персонала по остаточному принципу. Руководитель прежде всего стремится вкладывать средства в развитие производства, новые технологии, материалы. Кадры? Да уж какие есть или как придется. Но в этой иерархии ценностей все должно быть наоборот: ведь неквалифицированный персонал может загубить даже самое высокотехнологичное производство. И укоренившийся в нашей практике “остаточный принцип” надо изживать, в противном случае экономика расставит все по местам.
Валентина Морозова