УДК 674.4
В статье рассматривается мебель для общественных зданий, ее классификация, основные материалы изготовление. Проводится сравнительный анализ традиций и заимствования форм, а также некоторых технологических приемов в конторской мебели Беларуси 1960-70 гг.
The article examines public furniture for the purposes of mass production , its classification, main materials of construction. It conducts a comparative analysis of form traditions and holdings as well as some manufacturing methods of Belarussian office furniture in 1960-70’s.
ВведениеУспешное функционирование общественных зданий в значительной степени определяется удобным, красивым и экономичным оборудованием, одно из основных мест в котором принадлежит мебели. Значение и место мебели в комплексе оборудования общественных зданий является важным и динамично развивающимся аспектом современной культуры. Как часть материальной культуры, мебель оказывает активное влияние на формирование художественного вкуса и культурных навыков людей.
На протяжении всей истории мебели ее типы и разновидности, как и системы меблировки помещений, менялись в зависимости от социального уклада общества, назначения учреждений, технологических процессов, происходящих в них. Это в значительной степени определяло форму, размеры, конструкцию, материал и отделку мебели.
Оборудование общественных зданий всегда строилось и строится по принципу комплексной организации всего интерьера, что ограничивает самодовлеющую эстетическую роль одного предмета, каждый предмет становится частью общего ансамбля. В начале 1950-х годов, за рубежом появилось прогрессивное направление в развитии мебели, характерное выпуском функционально и конструктивно оправданных изделий простых форм. Эти тенденции как наиболее рациональные стали основой для проектирования и изготовлении мебели для общественных зданий во всем мире.
Основная частьПринципиально новый подход к проектированию и производству мебели для общественных зданий связан с коренными изменениями в строительстве в связи с Постановлением Совета Министров СССР (1959 г.) об устранении излишеств в отделке, оборудовании и внутреннем убранстве общественных зданий. Таким образом, был установлен новый порядок проектирования и изготовления мебели для общественных зданий. Проектировать и изготавливать изделия стали на основе принципа взаимозаменяемости и унификации деталей и элементов, с применением новых и традиционных материалов. Максимально использовались приемы трансформации: складирование, штабелирование, блокирование, объединение в агрегаты и уборка откидных предметов в шкафы-перегородки. Все виды трансформации должны были производиться просто, надежно и удобно с наименьшей затратой времени и сил: собранные комплекты должны занимать минимальный объем. Механизмы трансформирующихся изделий проектировали конструктивно надежными. Переносная и передвижная мебель выпускалась достаточно легкой и устойчивой.
В конструкции изделий учитывалась легкость ремонта и замена деталей. При проектировании мебели предусматривалось удобство ее расстановки, экономное использование внутреннего пространства помещения. Мебель имела минимальное количество опор и соединений между ними. Цвет, форма, фактура, рисунок дерева или других материалов, используемых для мебели, соответствовали ее назначению и решались с учетом психофизиологического воздействия на человека. Мебель производилась преимущественно в светлой гамме.
классификация мебели для общественных зданий как организующий фактор, необходимый при ее проектировании. Учитывая значительные площади, занятые мебелью в общественных зданиях на период 1960-70х гг, а также постепенный переход ряда функциональных зон из квартиры в общественный сектор, в 60 - 70-е годы предполагалось, что для общественных зданий мебели должно производиться больше, чем для жилья. Для определения необходимого количества и упрощения проектной документации была разработана единая терминология и классификация мебели для общественных зданий
По композиционно-конструктивным признакам мебель подразделялась на стационарную и мобильную. К стационарной мебели относили встроенные и пристроенные изделия. Мебель встраивается между изолирующими поверхностями или опорами, или между теми и другими, пристраивается к изолирующим плоскостям. Мобильная мебель бывает передвижной и переносной. Та и другая проектируется нескладывающейся и складывающейся. Мебель можно штабелировать надвиганием и надеванием одного изделия на другие, а также трансформировать (откидывать, выдвигать и т. п.). Изделия выпускались секционно-блочными и отдельно стоящими. В зависимости от характера мебели создавалась та или иная система меблировки: стационарная, мобильная или смешанная.
Конструктивное деление мебели определялась степенью ее разборности: сборно-разборные и целые изделия. Каждое изделие состоит из элементов, частей, а они, в свою очередь, из деталей. Существовавшее традиционное деление отдельного изделия на комбинаты (соединение нескольких узлов), узлы (соединение нескольких деталей) и детали, с позиций массового производства мебели 1960-70 гг., представлялось уже нелогичным. При классификации стали учитывать тенденции технического прогресса, проникшего в мебельное производство. Отдельные детали начали объединять в элементы, которые изготавливались в едином технологическом процессе.
Классификация изделий (корпусные шкафы, мягкие стулья), также претерпела изменения. Нелогичен стал сам принцип классификации, так как в основу ее брались разные свойства, например, корпус (предмет, тело), и мягкий (свойство) и т. д. В связи с этим мебель начали классифицировать следующим образом: по функциональным признакам мебель разделилась на разряды, а по предметным характеристикам — на группы. Внутри группы изделия классифицируются по типам, уточняющим зависимость предмета от функциональной зоны или вида службы. Типы изделий подразделяются на разновидности, которые определяют композиционно-конструктивные различия и материал элементов, технологию изготовления. Например: разряд — предметы для сидения; группа — стулья; тип — школьный № 8; вид— консольный из металла, сварной, штабелируемый и т. д. Такая классификация была предложена с целью создания единой схемы индексации изделий в пределах системы УДК.
Проекты мебели для функциональных зон разрабатывались, как правило, с учетом оборудования учреждений самого крупного типа. Для меблировки зданий с меньшим составом помещений наборы комплектовались путем исключения некоторых типов изделий или групп. Аналогичные функциональные зоны различных учреждений комплектовались только одинаковыми изделиями.
Проектирование мобильной и стационарной мебели проводилось одними и теми же проектными организациями. При определении конструктивно-композиционных схем и размеров мебели для определенного комплекса, стационарная мебель, связанная с параметрами помещения, архитектоникой и конструкцией здания, всегда выступала как исходное условие для мобильной мебели. Например, на основе секций шкафной перегородки должны были комплектоваться отдельно стоящие шкафы, тумбы и т.д.
Общую схему разработки мебели строили по таким этапам:
- определение функциональных зон и мест, обеспечивающих потребности человека;
- выбор рациональных систем меблировки и схем изделий;
- составление предварительной номенклатуры;
- группировка схем изделий по аналогичным производственно-технологическим признакам;
- разработка наборов унифицированных, по возможности взаимозаменяемых элементов;
- проектирование изделий.
Такие принципы проектирования требовали введения системы модульной координации для большого количества элементов и изделий, прежде всего встроенных. Введение системы модульной координации в проектирование указанной мебели позволило логически увязывать мебель с внутренними объемами и конструкцией здания, дало возможность проводить взаимозаменяемость, унификацию деталей и элементов, экономно раскраивать материал.
Для упрощения проектирования встроенной корпусной мебели, а также ее элементов, был принят укрупненный модуль 1,5 М—150 мм (разбивочный шаг). Этот модуль был выбран еще и потому, что 15 см были кратны размерам мест (по плану) для установки стационарной встроенной и пристроенной шкафной мебели в зданиях типовой кирпичной и каркасной конструкции. Модуль кратно укладывался по внешним габаритам изделий и их секций. Также нельзя исчислять модуль по осям изделий, так как при этом невозможно разместить секции из различных по толщине материалов между конструкциями здания, собирать из секций встроенной мебели (шкафных перегородок) отдельно стоящие мобильные изделия этих же габаритов.
Учитывая, что большинство стационарных и мобильных шкафных изделий имело корпусные элементы ящичного (коробчатого) типа и что наиболее рациональной конструкцией считалась щитовая (она в полтора раза дешевле каркасной), для сборки блокируемых секций была предложена определенная конструктивная схема. На ее основе из четырех типовых деталей плит, с неориентированной структурой, собирались четыре типовые секции, которые при блокировании не давали двойных перегородок. Все секции шкафов имели размеры, предусмотренные принятым модулем. Применение такого модуля упростило планировку и проектирование изделий с сохранением всех функциональных требований, предъявляемых к мебели, и дало возможность сократить количество типоразмеров элементов. Так, для всех видов шкафов было необходимо иметь всего 64 типоразмера щитов (34 вертикальных и 30 горизонтальных). Применяемые в настоящее время типоразмеры в связи с индивидуальным проектированием даже трудно подсчитать.
Практика эксплуатации мебели в общественных зданиях показывает, что лучшим материалом для каркасов является металл. Применение металла для несущих каркасов продлевает срок жизни изделий примерно в три раза, упрощает их конструкцию, сокращает количество опор, улучшает художественный облик предметов.
Проектирование унифицированных элементов проводилось по следующим группам:
- корпусные элементы секционно-ящичного типа и различные плоскости;
- несущие и другие виды каркасов, погонажные детали для всех групп, типов и видов изделий;
- все мягкие элементы проектируются и изготавливаются с расчетом их использования для всех групп, видов и типов изделий.
Специализация предприятий проводилась, основываясь на этой классификации.
В 1962 году был проведен Всесоюзный конкурс на мебель для наших учреждений. Специальные КБ при совнархозах и ведомствах экспонировали на конкурсной выставке большое количество различного оборудования. Многие образцы заслуживали внимания и были премированы.
В сентябре 1966 года лучшие фирмы 18-ти стран мира демонстрировали на Международной выставке «Интероргтехника-66» экспонаты разнообразной оргтехники, конторской мебели, светильников, некоторых видов инженерного оборудования. Экспозиция конторской мебели была столь широкой и разнообразной, что могла бы явиться предметом самостоятельной тематической выставки. Примеры мебели и проекты интерьеров конторских помещений приведены на рис.1 - рис. 6.
В основе конструктивного решения мебели фирмы «Трау» (рис.1), лежит вариантная схема, позволяющая с помощью ограниченного набора деталей получать всевозможные изделия и комбинации изделий с учетом функциональных требовании, вызванных различными условиями труда и реальными размерами помещений. Мебель фирмы «Оливетти» серии «Спацио» (рис. 2) из немногих основных деталей позволяет получить 24 комбинации письменных столов и 14 — книжных шкафов. Эта мебель рассчитана на использование различными категориями служащих — от руководителя учреждения до технических работников управленческого аппарата. В соответствии с назначением предусмотрено изменение компоновки столов — их габаритов, количества и оснащенности ящиков, материала отделки и пр.
Особого внимания заслуживает качество мебели. Исключительная точность изготовления способствует быстрой и правильной сборке при компоновке отдельных блоков мебели, а также надежности и удобству эксплуатации: легко и плавно открываются дверцы шкафов, в столах можно быстро изменить расположение тумб или комплектацию ящиков, приспособленных для различных видов работы.
При создании мебели учитывались потребности в дополнительных приспособлениях, например, в пластмассовых обрамлениях торцов и углов столешниц предусмотрены специальные отверстия. При желании в них можно вмонтировать настольную лампу, которая создана специально для этой мебели, или поворотную конструкцию для хранения текущих бумаг. При существующем разнообразии типов столов, кресел, стульев, шкафов и картотек, когда, кажется, все уже выдумано и сделано, дизайнеры смогли найти свой стиль, индивидуальное решение.
Определенных успехов добились проектировщики Всесоюзного проектно-конструкторского и технологического института мебели (ВПКИТИМ) и СПКБ мебели Ленинграда. Они представили целый комплект мебели на металлическом каркасе, выполненной на основе вариантной конструктивной схемы. Функциональные вопросы организации рабочих мест решены достаточно убедительно.
Выставка показала, что столы и шкафы современных административно-управленческих учреждений не просто абстрактная емкость для хранения бумаг. Мебель спроектирована для конкретного использования. Это позволяет предусмотреть максимальные удобства для работы.
ВыводыЗа период массового освоения производства мебели для общественной среды были разработаны основы проектирования данных изделий. Важным критерием стала дифференциация—по назначению, необходимость пересмотра таких показателей как высоты столов, размеры крышек, глубины ящиков, полок и т. д. Все это было приведено в соответствие с реальными условиями работы служащих и тестированными форматами документов.
Внедрение в производство элементов из легкого металлического несущего каркаса решило проблему унификации, сборности и блокировки, облегчило мебель, чего в целиком деревянной мебели очень трудно достичь. Кроме того, конструкция, заложенная в основу номенклатуры, предусматривала блокировку рабочего места с двумя или несколькими рабочими поверхностями под углом друг к другу, что является актуальным и по сей день.
Установлено, что комплекс требований технической эстетики и индустриального производства может быть удовлетворен лишь на основе создания единой системы всесторонне отработанных унифицированных элементов.
Только тогда можно будет успешно сочетать индивидуальные требования человека к организации своего рабочего места с индустриальными методами производства мебели.
Литература
- Барташевич, А.А. Конструирование мебели:учебник/ А.А. Барташевич, В.Д.Богуш. Мн.:Выш.Шк., 1998.343с.
- Гнедовский, Д. Методика проектирования конторских столов// Техническая эстетика и дизайн. ВНИИ- ТЭ-1969. -Вып.П.-С.8-П
- Нешумов, Б. Основные направления в проектировании и производстве мебели для общественных зданий// Техническая эстетика и дизайн. ВНИИТЭ - 1968. - Вып.8.-С. 18-21
- Сомов, Ю. Художественное конструирование конторского оборудования// Техническая эстетика и дизайн. ВНИИТЭ -1962. - Вып.2.-С.16-20
- Филенков, Ю. Конторская мебель на выставке «Интероргтехника 66» // Техническая эстетика и дизайн. ВНИИТЭ -1967. - Вып.2.-С.4
Статья поступила 18.09.2014 г.
Рис.1. Комплект мебели фирмы «Трау»
Рис.2. Комплкект мебели фирмы «Оливетти»
Рис.3. Стулья для учебных зданий на основе унифицированных элементов
Набор элементов для комплектации зрительных мест и оборудования холла. Набор элементов складируется. Авторы - художник Б.Нешумов, архитектор А.Гришин. Изделия выполнены художниками В.Ждановым, Г.Мюллером, М.Диком.
Рис.4. Набор складируемой мебели для комплектования зрительных мест и оборудования холлов
Интерьер бухгалтерии с общей стойкой для посетителей. Автор - художник Ю. Пономарев. Для стойки используются секции-картотеки индивидуального пользования. Каждый служащий имеет свой отсек.
Рис.5. Интерьер бухгалтерии с общей стойкой для посетителей. Для стойки используются секции-картотеки. Каждый служащий имеет свой отсек
Интерьер отдела, рассчитанного на 6 служащих. Автор—архитектор А. Хамцов. Столы пониженной высоты вдоль стен предусмотрены для работы на пишущих машинках. Картотечные секции блокируются со столом. рабочих крышек и тумб используются. Комплект ящиков тоже устроен по-разному, соответственно характеру работы машинистки.
Рис. 6. Интерьер отдела на 6 служащих. Картотечные секцции блокируются со столом. Комплект ящиков устроен соответственно характеру работы на пишущих машинках