Вы здесь

Чиновники об уплотнении Минска: «Содержать зелень тоже приходится»

Представители минской мэрии, специалисты в области архитектуры, градостроительства и экологии переживают, что далеко не все представляют себе, каким образом возникают проекты уплотнения тех или иных территорий.

— Сегодня по городу пять проблемных площадок, которые обсуждаются общественностью, — отмечает председатель комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома Александр Петров. К примеру, до сих пор не решен вопрос с проектом застройки на пересечении улицы Цнянской и переулка Якуба Коласа. Достаточно серьезные вопросы по строительству в районе улицы Мельникайте, но там нежилая застройка.

Где справедливость? 

У части минчан по поводу уплотнения возникает вполне резонный вопрос: а для кого так стараются городские власти? Может, для "особо привилегированных"? Простые смертные — вон, в малообжитой Каменной Горке строятся. А тут — и дом новый, и район давно сложившийся, и коммуникации подведены, и инфраструктура давно готова.

— Хочу, чтобы все поняли: мы не пытаемся возводить жилье для людей, которые увеличивают население города, — говорит Александр Петров. — Жилье строится только для минчан — для тех, кто стоит в очереди, для детей тех, кто живет здесь давно. Они создали свои семьи, им надо расселяться.

По мнению Александра Петрова, есть еще нравственный момент. "Те, кто сегодня проживает в микрорайонах, получали жилье в 1970-е бесплатно, им обустроили территорию. А сегодня многодетные матери, которые хотят приобрести квартиру не по сумасшедшим ценам, а хотя бы по умеренной стоимости, выслушивают: "Поезжайте в города-спутники", "Заплатите в полтора раза дороже". Мне кажется, что в этом есть какая-то несправедливость".

Кстати, кое у кого, после того как "уплотнители" в микрорайоне Уручье ]]>получили поддержку в мэрии]]>, появился вполне резонный вопрос: а может, властям выгоден весь этот шум? Может, если с жильем не получится, то уже есть инвестор, готовый построить на "пустыре" какой-то другой объект?

 Могу заверить: никаких организаций, претендующих на эти участки, не было, нет и не будет, — уверяет Андрей Галь. — Заявляю это как заместитель председателя Мингорисполкома.

Александр Петров приводит интересные данные, касающиеся нормирования "заселенности" столичных территорий.

— Микрорайоны, построенные в 1960-е, самые низкоплотные. Тогда было много территории, пятиэтажки размещали с большим запасом. В 1970-е микрорайоны уплотнили, в 1990-е — еще немножко… На тех территориях, где сейчас ведется массовое строительство, – самая высокая плотность застройки. Но даже она не достигает предельных уровней. По последним нормативам, которые сегодня утверждены в Минске, в районах высокоплотной застройки данный показатель должен быть не ниже 9000 кв.м на гектар. Разработчики Генплана не пошли на это — мы остановились на 7600 кв.м. 7600 квадратных метров на гектар — это Каменная Горка, Лошица.

Как правило, минские районы очень хорошо озеленены. Возьмем "конфликтное" Уручье: там обеспеченность зелеными насаждениями общего пользования в пять раз больше, чем по нормативу: вместо 10 кв.м на человека там 50. Это, конечно, хорошо, но содержать эту зелень тоже приходится — ухаживать, подсаживать, производить компенсационные посадки. И никто ни с кого за это денег не берет! В подобных условиях любой житель Минска имеет равное право на жилье. Все платят квартплату одинаково, все платежи не зависят от степени озеленения. Когда делают проекты по размещению жилья в районах сложившейся застройки, учитываются все параметры.

Старые микрорайоны пустеют 

По мнению директора проектно-исследовательского КУП "Минскградо" Леонида Добыша, сегодня минчанам нужно прийти к пониманию, что ситуация с "наполняемостью", к примеру, т.н. спальных микрорайонов 20-30-40 лет назад и сейчас абсолютно разная.

— Ни одно решение о размещении жилого дома не принимается впопыхах и без тщательного градостроительного анализа, — говорит специалист. — На стадии детального планирования мы в обязательном порядка анализируем параметры озеленения, наличия объектов социального обслуживания, фиксируем фактическое состояние параметров территории: плотность населения, жилой фонд.

Вот по тому же Уручью-2: район сформирован в 1975-84 годы. Рассчитан на 20 000 жителей. Прошло 20 лет, идет естественный процесс разуплотнения жилого района. Семьи увеличиваются, потом подросшие дети уезжают на другие квартиры, и количество населения постепенно уменьшается. Из 20 000 жителей спустя 20-25 лет осталось около 17 000 человек. К чему это приводит? Остаются свободные места в детских садах, школах, уходит торговый бизнес. Поэтому уплотнение связано не только с тем, что именно в том или ином месте хочется "посадить" жилье. Это связано еще и с экономикой. Кстати, в микрорайонах Уручье-4, -5 количество магазинов, гипермаркетов и т.п. намного выше, чем в центральной части города.

— Есть понятия "плотность застройки" и "плотность жилого фонда", — добавляет Александр Петров. — Так вот, плотность застройки у нас намного ниже, чем в Европе. Те, кто оттуда приезжает и видит наши пустыри, говорят, что у нас все очень неухожено, в то время как там все аккуратно, каждый клочок досмотрен. Просто там каждый клочок имеет своего хозяина! Мы относим пустыри к зеленой зоне, но просто руки не доходят благоустроить ее. Ни финансовых возможностей, ни физических сил у города нет. Тот же водно-зеленый диаметр, которым мы очень гордимся, за 60 лет, прошедшие после войны, освоен менее чем на 40%. И в ближайшее время вряд ли мы ее освоим. Причина в том, что все, что было создано за последние лет пятьдесят, требует ремонта. Когда города отстраивали после войны, шли большие деньги из союзного бюджета. Сегодня же мы можем рассчитывать только на себя.

Вопрос вопросов: нужны ли общественные обсуждения?

— Общественные обсуждения предусмотрены законодательством, и пока в законодательство не внесены изменения, мы как исполнительная власть будем соблюдать существующие нормы, — утверждает заместитель председателя Мингорисполкома Андрей Галь. — Нельзя так просто отмахнуться от мнения людей, которые проживают в том или ином районе. Об этом свидетельствует и европейский опыт. Там тоже проходят подобные обсуждения. Например, в Швейцарии принятие решений об уплотнении порой затягиваются на десятилетия. Безусловно, мы придем к тому, что изменения нужно будет вносить и по существующему порядку обсуждения. Но я также надеюсь, что мы придем к взаимопониманию между жителями и городом. Мы должны друг друга слышать.

Главный архитектор Минска вносит "поправку на менталитет":

— Чем отличаются обсуждения в Цюрихе и Минске? Тем, что там точно знают, где чья собственность и где чья земля. Поэтому не возникает вопросов, где можно строить, а где нет. У них законодательством определены необходимые нормы — чтобы не доставлять неудобств соседям, чтобы не ухудшать вид из окна и т.п. Нашим же законодательством это не определено. И жители весьма смутно представляют себе, на что распространяются их права, а на что — нет. По закону у нас собственность проживающих в доме ограничивается пределами этого дома. Все остальное, даже в метре от дома, — это городская собственность. Они за нее не платят. Поэтому это тоже нужно понимать.

Мы пока стоим в начале пути к цивилизованному обсуждению градостроительных проектов, полагает Александр Петров: "Думаю, в будущем данный вопрос будет отражен в законодательстве. Но переходить к цивилизованному обсуждению проблем необходимо, потому что сегодня находиться без милиции на общественных обсуждениях небезопасно. Там бывают ситуации, за которые в других случаях дали бы 15 суток".

С тем, что правовой статус общественных обсуждений в нашей стране до конца не определен, согласен и председатель Минского городского комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Александр Боровиков.

— Ни в одном нормативном документе не записано, что, к примеру, если собрались жители Уручья-2, 300 человек, и все 300 человек решили, что они не согласны с новым строительством, то власти не должны строить этот дом, — говорит он. — Возможно, в каком-то случае власть и прислушается, потому что среди жителей есть и специалисты. Бывало, проектные решения меняли. Но так происходит далеко не всегда.

"Неудобства" — понятие временное

По мнению заместителя главы Мингорисполкома Андрея Галя, одна из причин резкого неприятия столичными жителями проектов уплотнения городской территории связана с тем, что строительство вызывает массу неудобств для местных жителей. Но законодательство не запрещает подобное строительство.

— Есть обращения организаций-застройщиков, которые самостоятельно находят площадки и в соответствии с президентским Указом №667 от 27 декабря 2007 года "Об изъятии и предоставлении земельных участков" по заявительному принципу обращаются с просьбой разрешить застройку, — говорит Андрей Вадимович. — И вот в таких случаях возникает противодействие жителей района. Следует знать, что сегодня в Минске площадки под жилую застройку можно разместить в основном либо на сносе, либо на реконструировании застройки. Поэтому любые новые проекты могут вызвать какие-то возражения.

— Практически все конфликтные объекты проходят через наш комитет, — говорит глава Минского городского комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Александр Боровиков. — И есть случаи, когда предложения застройщиков не принимаются. К примеру, так было в Ленинском районе — там не выдерживались требования по озеленению, парковке и т.п. Но то, что проходит экспертизу, соответствует всем экологическим нормам и требованиям.

Директор проектно-исследовательского КУП "Минскградо" Леонид Добыш рекомендует минчанам запастись терпением:

— Я сам живу в районе площади Якуба Коласа и помню, какие неудобства доставляло в свое время строительство метро. А сегодня метро — это благо. Та же ситуация сегодня и в районах уплотнения. Приходится немного помучаться, когда совсем рядом работают машины и механизмы. Но нужно понимать, что мы живем в большом городе, и подобные неудобства — неизбежность.

Александр Нестеров

Фото автора

Источник: ]]>interfax.by]]>


Чиновники об уплотнении Минска: «Содержать зелень тоже приходится»
Чиновники об уплотнении Минска: «Содержать зелень тоже приходится»
Чиновники об уплотнении Минска: «Содержать зелень тоже приходится»

 

 

 

 

Читайте также
01.09.2003 / просмотров: [totalcount]
Архитектура и градостроительство не терпят суеты. Литературное произведение можно переписать, живописную картину вновь загрунтовать и написать заново...
02.09.2003 / просмотров: [totalcount]
Для Республики Беларусь проблема реконструкции массовой жилой застройки 1960–1970-х годов приобретает особую значимость, учитывая то...
21.04.2004 / просмотров: [totalcount]
Освобожденный 3 июля 1944 г. Минск представлял страшную картину. Был разрушен центр города, железнодорожный узел, уничтожено 313 предприятий, 80%...