Вы здесь

Несвижский дворцово-парковый ансамбль: судьба и время

Версия для печати

Несвижский дворцово-парковый ансамбль XVI–XIX вв. – один из четырех памятников материальной культуры Беларуси, включенных в Список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Его уникальность – в богатом культурно-историческом наследии, которое создавалось на протяжении более четырехсот лет представителями одной семьи.

История в цифрах и фактах

В начале XVI в. прежние владельцы Несвижа, Кишки, построили деревянный замок севернее современного дворца. После того как Несвиж перешел под власть Радзивиллов, замок был укреплен. На знаменитой гравюре Томаша Маковского начала 1600-х годов, изображающей Несвиж, он еще существует. Инициатива возведения каменного замка принадлежит первому несвижскому ординату (владельцу феодального имения) князю Николаю Христофору Радзивиллу «Сиротке» (1549–1616 гг.). Считается, что строительство началось 7 мая 1583 г., о чем свидетельствует каменная таблица с надписью на латинском языке. К началу XVIІ в. строительные работы в основном завершились.

Замок был построен в духе передовой на то время бастионной системы. Ее выбор обусловливался тем, что классические средневековые каменные замки больше не могли противостоять быстро развивающейся артиллерии. Вал высотой до 20 м был укреплен камнем, бастионы – дополнительными фортификациями. Подход к замку с запада оборудовали укреплением (шанцем), к которому вели две подъездные дороги. Вдоль главной оси находились каменная брама (ворота) с подъемным мостом и трехэтажный дворец с восьмигранными угловыми башенками. Слева от брамы стоял двухэтажный хозяйственный корпус, справа – трехэтажная казарма с большой дозорной башней. Кроме того, в комплекс замковых построек входили дом городничего, пекарня, конюшня, литейная мастерская. Учитывая, что строительство и перестройка дворцово-замкового ансамбля велись в ХVI–ХIХ вв., в нем сочетаются приемы средневекового зодчества со стилями позднего ренессанса, барокко, классицизма и самобытного искусства местных мастеров.

За время своего существования замок выдержал осады русских войск в 1654 и 1659 гг., но в 1706 г. после длительной осады был взят шведами, которые разрушили замковые постройки и бастионные укрепления. Во 2-й половине ХVIII – 1-й половине ХIХ в. его также неоднократно осаждали русские войска (1764, 1768, 1772, 1773, 1812 гг.).

Ремонтные, строительные и реконструкционные работы, начатые в 20-е годы ХVIII в., ознаменовали собой новый период в жизни комплекса. Он связан с деятельностью Михаила Казимира Радзивилла «Рыбоньки» (1702–1762 гг.), а также его сына Кароля Станислава Радзивилла «Пане Коханку» (1734–1790 гг.). Восстановительными работами руководил архитектор Казимир Жданович. Он же являлся автором проекта часовни и театрального зала (1748 г.) в одном из помещений комплекса. Специально к приезду короля Станислава Августа Понятовского (1784 г.) по проекту Л. Лютницкого был оборудован «королевский зал» (рядом с часовней). В это время интерьеры восстанавливались во многих помещениях замка. Формирование замкнутого комплекса, который во многом сохранился до нашего времени, было завершено строительством во 2-й половине ХVIII в. дополнительных корпусов, соединивших здания в единое целое.

Наибольшего расцвета Несвижский дворец достиг во время правления «Рыбоньки» и «Пане Коханку». Здесь хранился архив Великого Княжества Литовского, а замковая библиотека, украшенная бюстами философов, к началу 1770 г. насчитывала около 20 000 томов книг. Во 2-й половине ХVIII в. это была самая крупная частная библиотека на землях Речи Посполитой. Гордились магнаты и своей картинной галереей – в 1770 г. в ней находились 984 картины. Гетманский зал был хранилищем коллекций слуцких поясов и других произведений прикладного искусства.

Большую ценность представлял арсенал Несвижского замка. Кроме оружия и доспехов работы европейских мастеров в XVII в. там находилось несколько десятков орудий, многие из них, отлитые в несвижской мастерской, были настоящими произведениями искусства.

В сокровищнице хранились драгоценности, слитки металлов, фамильное золото и серебро, ковры и гобелены, а главное, дорогие сердцу Радзивиллов личные памятные вещи: подарки римских пап, монархов и тысячи других предметов.

Дворец был центром культурной жизни магнатов Великого Княжества Литовского. Здесь действовал один из первых театров в Речи Посполитой, на сцене которого показывали оперные и балетные представления, в радзивилловских мастерских производились предметы роскоши.

Стараниями Радзивиллов Несвиж стал уникальной сокровищницей бесценных памятников истории и культуры не только Великого Княжества Литовского, но и Польской Короны. Но эта сокровищница не раз подвергалась разграблению. Так, во время военных действий в 1812 г. вывезено 13 возов несвижских сокровищ – предметы роскоши, монеты и медали, библиотека и собрания картин.

Часть радзивилловских собраний оказалась в петербургском Эрмитаже, Успенском соборе в Москве, наиболее ценные памятники – в Оружейной палате Кремля. Монеты и медали были переданы университету в Харькове. Пропала коллекция драгоценных камней, редких колец, табакерок, а также гетманские булавы, гобелены и другие вещи. Многие ценные предметы находятся сейчас в музее Метрополитен (Нью-Йорк), Венском музее вооружения, Санкт-Петербургском музее артиллерии. Невозможно дать даже приблизительную оценку ценностей, которые хранятся в частных, в массе своей закрытых, коллекциях.

После событий 1812 г., когда несвижский ординат Доминик Иероним Радзивилл выступил на стороне Наполеона, дворец находился в запущенном состоянии до 1875 г. Масштабные реставрационные работы начали проводить только в последней четверти ХIХ – начале ХХ в. под руководством Марии Дороты де Кастелян Радзивилл. Это стало возможным после возвращения Радзивиллов в Несвиж. Дворцовый комплекс обновили в соответствии с требованиями времени, на потерявших значение бастионах разбили клумбы и высадили деревья, а вокруг дворца, на берегах прудов, заложили несколько величественных парков общей площадью 60 га. Каждый из пяти парков задумывался в собственном неповторимом стиле, однако замыслы создателей не были реализованы полностью – этому помешала Первая мировая война. В частности, карликовые деревья в Японском парке, которые следовало искусственно удерживать от роста, развивались как обычные деревья. Дворец и парк практически не пострадали во время этой войны, хотя примерно в 30 км от города в 1915 г. установилась линия фронта. В городе находился штаб 2-й армии Западного фронта, а во дворце расположился военный госпиталь.

После Рижского мирного договора 1921 г. дворцовый ансамбль вновь стал центром владений Радзивиллов и в 1939 г. взят под охрану государства. Во время Великой Отечественной войны он уцелел благодаря тому, что располагался вдали от стратегически важных объектов. После войны здесь разместился санаторий.

Новая жизнь замка

В 2001 г. дворцовый ансамбль был передан на баланс Национального историко-культурного музея-заповедника «Несвиж».Чтобы привести его в надлежащий и соответствующий мировому статусу вид (как уже отмечалось, после Великой Отечественной войны в бывшем дворце Радзивиллов находился санаторий), необходима была масштабная реставрационная работа.

Процесс восстановления начался в 2004 г., и через четыре года, в 2008 г., первый пусковой комплекс дворцового ансамбля принимал посетителей. Второй пусковой комплекс, который включал основные площади дворцового ансамбля, открыт для посещения в июне 2012 г.

Внешний вид дворца восстановлен на момент его последней существенной реконструкции середины XVIII в., убранство покоев и их музеефикация, согласно концепции, – в основном на конец ХIХ – начало ХХ в.

Каждое помещение представляет определенную идею, тематику, эпоху. Например, Вестибюль отражает зарождение рода Радзивиллов, включая мифологизированную версию истоков княжеской фамилии, Парадная лестница – идею восхождения рода и направленность ее на осуществление личных и государственных свершений, Гетманский зал – славу рода и его значение в военной истории, Театральный зал репрезентует историю дворцового театра.

Меньше всего трудностей с восстановлением интерьеров возникало в залах, реставрированных на начало ХХ в., благодаря существованию большой коллекции фотоснимков 1914–1939 гг. Экспозиция залов остальных исторических эпох формировалась согласно инвентарям и вещам того времени, которые хранятся в других отечественных и зарубежных музеях.

Опираясь на данные источники, музей-заповедник на протяжении пяти лет проводил поиск и закупку подобной по стилистике мебели и предметов декоративно-прикладного искусства. Начиная с 2007 г. для экспозиций дворца закуплено 292 музейных предмета, которые имеют историческую, культурную, художественную и музейную ценность. Основной проблемой музеефикации было насыщение экспозиции аутентичными предметами и техническое оснащение залов.

Концептуально музей продолжает реализацию идей, положенных в основу научного проекта реставрации комплекса. Своей целью он предусматривал не просто восстановление построек или интерьеров, но и возвращение функциональной логики давней княжеской резиденции. По этой причине архитектурные доминанты замка: дворец, галереи, каменица и арсенал – обретают новую жизнь в соответствии с исторически сложившимися функциями.

Дворец как наиболее репрезентативная часть комплекса представляет могущество и славу рода Радзивиллов. Здесь наряду с богатым убранством личных покоев семьи наиболее важны залы для торжественных приемов. Данную тему продолжают южная и восточная галереи, где находятся парадные столовые залы, бальный зал, портретная галерея, зал охотничьих трофеев. Эти музейные залы воссоздают атмосферу дворца того времени, аутентичность которой подчеркивают антикварная мебель, картины, гобелены, часы и интерьерные предметы XVII–XIX вв.

Иную роль в музейном показе играет другое замковое здание – каменица. Исторически здесь находились апартаменты для важных гостей и была расположена кухня. После реставрации – ресторан с историческими интерьерами и фресками в китайском стиле (шинуазри) и VIP-гостиница. С 2010 г. в замке проводятся фестивали оперной музыки, планируются организация международного музыкального конкурса и создание постоянной театральной площадки.

В ногу со временем

Отвечая на вызовы современности, Национальный историко-культурный музей-заповедник «Несвиж» стремится соответствовать самым высоким требованиям в организации не только музейной, но и информационной деятельности, которая должна быть образцовой по нескольким причинам: учреждение сегодня – один из лидеров по числу посещений, визитная карточка культурного туризма в Беларуси. А «членство» его в Списке Всемирного культурного и природного наследия ко многому обязывает.

Особенно важным для современного музея является информационное присутствие в интернете. Дело в том, что целевая аудитория (в первую очередь наиболее активная часть населения) привыкла получать информацию о новинках в культурном туризме из всемирной паутины. Исходя из этого представляется крайне необходимым расширять свое присутствие на рынке благодаря новым технологиям. С этой целью музей-заповедник разработал новый сайт niasvizh.by и приурочил его запуск к торжественному открытию второго пускового комплекса дворца Радзивиллов. Концептуальным замыслом для новой музейной площадки в интернете было расширение информационного наполнения туристического продукта для новых целевых групп.

Наполнение сайта происходит постоянно на четырех языках: белорусском, русском, английском и польском. По сути, проект является перманентно развивающейся структурой, его усовершенствование есть непрерывный процесс. Реализована система Visitor’s guide на 12 языках, которая позволяет потенциальным посетителям, не говорящим на основных языках проекта, получить базовую информацию о музее и посещении туристами.

Также музей-заповедник внедряет в городскую туристическую инфраструктуру QR-коды, через распознавание которых фотокамерами телефонных аппаратов с операционными системами Android и iOs можно получить широкую информацию о памятниках истории и культуры Несвижа. В настоящее время проходит разработка решения по внедрению данной системы и в экспозиционных залах дворца. Таким образом, Несвижский музей-заповедник станет первым в Беларуси учреждением подобного типа, оснащенным системой QR-кодов.

В 2012 г. после открытия всех экспозиций
дворец посетило 430 тысяч человек.
В дальнейшем дворцово-парковый ансамбль XVI–XIX вв.
планирует принимать не менее 500 тысяч туристов.

comments powered by HyperComments
Читайте также
23.07.2003 / просмотров: 9 991
В ряде стран Западной и Центральной Европы формируются природные парки регионального и местного значения, аналогов которым в Беларуси пока нет. Так...
23.07.2003 / просмотров: 5 742
Экотуризм уже завоевал популярность во многих странах мира, хотя что понимать под этим противоречивым понятием, еще до конца не выяснено. Прежде...
23.07.2003 / просмотров: 5 697
Съезд — это всегда событие, определенный рубеж, когда подводятся итоги и намечаются планы. А еще съезд — это творческий праздник, это...