Памятники архитектуры в последнее время все чаще становятся объектами внимания общественности, властей, профессионалов. И не только потому, что воссоздание, реконструкция и сохранение историко-культурного наследия столь важны для нашего национального самосознания, но еще и потому, что возрождаются они в новом качестве и для новой жизни благодаря колоссальному труду строителей. Среди тех, кто строит новое и воссоздает утраченное, – одна из старейших организаций Минска СУ-3 ОАО «Стройтрест № 1». Значимым результатом их работы за 2012 г. стала реконструкция с реставрацией здания № 15 на пл. Свободы под художественную галерею с административными помещениями, признанная Объектом года по итогам конкурса «На лучшее достижение в строительной отрасли Республики Беларусь».
Строительное управление № 3 ОАО «Стройтрест № 1», согласно официальным документам, образовано 18 марта 1954 г. для ведения промышленного и гражданского строительства. Но история его своими истоками уходит в 1944 г., когда после освобождения Минска срочно требовались специалисты для строительства тракторного завода, и «фундамент» будущего управления был заложен уже тогда.
Без малого 60 лет коллектив создает здания жилищно-гражданского назначения всех уровней ответственности – жилые дома, школы, детские сады, больницы, поликлиники, промышленные предприятия. В перечне социально значимых объектов, играющих большую роль в жизнедеятельности города, – архитектурно-строительный факультет БНТУ, обелиск «Минск – город-герой», гостиница «Орбита», кинотеатр «Аврора», научно-исследовательский центр управления и информации МВД РБ, ГПТУ-53, молодежный центр в Шабанах, гостиница в РГЛЦ «Силичи» и многие другие.
Красной строкой среди них выделяются работы, в разные годы получившие почетные дипломы в номинации «Объект года» на республиканских конкурсах за вклад в восстановление исторического центра столицы. Это реконструкция дома по ул. Раковская, 38 под прокуратуру г. Минска (2008 г.), воссозданное здание церкви Святого Духа на пл. Свободы с размещением в нем концертного зала детской филармонии (2011 г.), художественная галерея Михаила Савицкого, созданная по поручению Президента Республики Беларусь (2012 г.).
Каждый из этих памятников имеет свою историю, собственную строительную биографию. Но их объединяет одно: труд предков – «мураляў» и «дойлідаў», возводивших сооружения в XVII–XIX вв., и специалистов СУ-3, которые сегодня вписали в судьбы этих зданий новые страницы. Чтобы не прерывалась связь времен…
Имея огромный опыт в строительстве и квалифицированные кадры, СУ-3 способно выполнить любую задачу, что оно постоянно доказывает своим плодотворным трудом (сертифицировано ассоциацией по сертификации «Русский регистр» по системе менеджмента качества на соответствие требованиям международных стандартов ИСО 9001–2000). И все же возрождение культурного наследия – особая ответственность. Здесь стандартный подход никого не удовлетворит, в первую очередь самих строителей, непосредственно соприкасающихся с историей. В каждом объекте есть своя изюминка, своя ахиллесова пята, и к их реконструкции приглашаются только грамотные, квалифицированные, творчески мыслящие специалисты. Именно такими показали себя профессионалы СУ-3, осуществившие на историческом памятнике масштабный объем работ, причем с опережением на 3 месяца нормативного срока строительства.
Учитывая новое функциональное назначение объекта – приспособление под художественную галерею, к существующему зданию проектом была запланирована пристройка нового корпуса в 4 этажа. Функционально и планировочно предусматривалось объединить их переходами по 1-му и 2-му этажам. Перед специалистами управления стояла сложная и одновременно интересная задача – в стесненных условиях, где не было возможности в полной мере задействовать технику, с применением современных материалов и технологий возвести сооружение, не диссонирующее, но гармонично дополняющее историческую постройку. Вот тут и проявилось мастерство строителей, сумевших за 9 месяцев, начав с нуля, построить и сдать его «под ключ», с отделкой. Работы велись вахтовым методом, без выходных, документация разрабатывалась параллельно строительству.
Действительно, реализовать этот проект в столь короткие сроки удалось только благодаря профессиональным навыкам, умению выстроить оптимальную схему ведения работ, согласованным действиям с генпроектировщиком и заказчиком. Не будет преувеличением сказать, что огромная роль в решении многих организационных и профессиональных задач, сопряженных с реконструкцией объекта, принадлежит начальнику управления Михаилу Константиновичу Сасковцу. Впрочем, не только этого. Его высокая квалификация руководителя и организаторские способности на протяжении многих лет являются залогом успешной деятельности коллектива, завоевавшего отличную репутацию в строительной отрасли.
С самого начала строители осознавали, насколько это сложный и ответственный объект, несмотря на его кажущуюся камерность. Поначалу был выполнен весь комплекс подготовительных работ: переведены сети, в первую очередь высоковольтные, от которых питалась трансформаторная подстанция ТП 3012, осуществлена ее реконструкция, вынесены из пятна застройки другие инженерные сети. И лишь после этого приступили к возведению нулевого цикла, параллельно выполняя усиление фундаментов и стен исторического здания с прилегающей стороны.
С учетом разных «индивидуальностей» места для устройства фундамента решено было применить буронабивные сваи. Однако в процессе их установки были обнаружены фундаменты ранее существующего здания, посредине места застройки проходили инженерные сети, и сваи пришлось монтировать частями. Еще одной особенностью технологии ведения работ являлось то, что монолитный каркас и монолитные плиты перекрытия возводились не по традиционному алгоритму, а подобно пирамиде. Пирамида предполагала возведение сначала 3/4 частей перекрытия, затем – 1/2, потом – 1/3. Такую схему диктовала необходимость установки на кровле системы кондиционирования, обеспечивающей нужный температурно-влажностный режим в историческом корпусе, который надо было сдать раньше нового блока.
Таких особенностей, нюансов, «секретов», требующих гибкости и обоснованности подходов к их решению, было много. Взять хотя бы монолитные колонны, каждая из которых выполнена индивидуально: их почти 40, и ни одна не повторяет другую! Или усиленное армирование монолитных конструкций – как самих колонн, так и плит перекрытий. А еще множество дополнительной работы, возникающей по причине зажатости строительной площадки, например прокладка инженерных сетей за ее пределами. Всего не перечесть…
Чтобы нагляднее показать уровень и объем выполненных работ, приведем несколько цифр. Общая площадь зданий составляет 3665,0 м2, из них площадь исторического здания – 1589,0 м2, нового корпуса – 2076,0 м2. Технически оснащенный конференц-зал рассчитан на 35–40 посадочных мест; фондохранилище (площадь 271,3 м2) – для комплексного хранения музейных предметов на 3000 единиц. Имеются фондохранилище для сменных выставок, научная библиотека, специально оборудованное помещение для приема экспонатов, служебные помещения для научных сотрудников, административно-хозяйственного и обслуживающего персонала. В новом корпусе галереи расположены основные технические и инженерные системы, обслуживающие оба здания, функционируют грузовой и пассажирский лифты, создана безбарьерная среда для людей с ограниченными возможностями.
Четырехэтажная пристройка размещена с северо-восточной стороны. Связь двух объемов решена таким образом, что большая часть фасада исторического здания остается открытой – это обеспечивает полноценное использование помещений в качестве экспозиционных залов. А единая цветовая гамма, пластика фасадов на фоне окружающей застройки выгодно подчеркивают композиционную целостность объекта…
…55 лет назад, в 1957 г., на ул. Ленина появилось замечательное по архитектуре и функциям здание, возведенное стройтрестом № 1 по проекту М. Бакланова, – картинная галерея (ныне Национальный художественный музей). Оно было принято «с отличной оценкой» и получило на конкурсе первую премию. Спустя десятилетия СУ-3, одно из ведущих подразделений стройтреста, сделало минчанам и гостям столицы свой «художественный» подарок – галерею Михаила Савицкого – элегантное, с классическими пропорциями здание, деликатно подчеркивающее ауру XVIII в. и изумительно вписавшееся в городскую среду века XXI. Традиции продолжаются…