Далеко не каждый житель столицы, кроме разве специалистов, ответит на вопрос, кто автор того или иного здания, даже самого известного, того или иного микрорайона. Но есть в Минске предприятие, о котором знают все, поскольку ежедневно пользуются плодами его деятельности. Это ОАО «Минскметропроект» – уникальный, единственный в своем роде институт, по чьим проектам построены все ныне действующие линии Минского метрополитена, проектируются и вводятся в строй новые. «За выдающиеся проекты и строительство по ним» институт дважды (в 1987 и 1989 гг.) награждался премиями Совета Министров СССР, а 16 специалистов стали лауреатами этих премий. Неоднократный победитель республиканских конкурсов «На лучшее достижение в строительной отрасли Республики Беларусь» в номинациях «Организация года», «Руководитель года», «Объект года», по результатам 2012 г. стал обладателем Почетного диплома в номинации «Экспортер года».
Минскметропроект создан в 1977 г. как Минский филиал всесоюзного государственного проектно-изыскательского института «Метрогипротранс» (с 1991 г. – АП «Минскметропроект», с 2000 г. – ОАО «Минскметропроект») для проектирования и строительства Минского метрополитена, и это было основным и единственным направлением его деятельности. Со временем организация значительно расширила свои функции и теперь является ведущей не только в области метростроения, но и занимает лидирующие позиции в дорожном строительстве – проектирование транспортных сооружений, тоннелей различного назначения, а услуги ее востребованы в стране и за ее пределами. Уверенно заявил о себе Минскметропроект и как автор разнообразных подземных сооружений, объемной архитектуры. В его творческую сокровищницу входят такие знаковые объекты, как административно-гостиничный комплекс в Сочи, подземный торгово-развлекательный центр «Столица» и воссозданное здание церкви Святого Духа с размещением в нем концертного зала детской филармонии (Объект года-2011) в Минске, многие другие объекты, отличающиеся мастерством и талантом их создателей. Но главным вектором развития все же остается метро.
Метро – это наше всё
Роль Минскметропроекта в решении одной из самых грандиозных задач современности – преодоление транспортных проблем – неоспорима. Он стал первопроходцем и первооткрывателем новой для Минска дороги – подземной. Сегодня Минский метрополитен перевозит более трети всех пассажиров столицы, и по всем стандартам, нормам и параметрам, предъявляемым к сооружениям подобного рода, признан одним из наиболее комфортных и безопасных в мире. Этот вид городского общественного транспорта со своей особенной инфраструктурой, никому «не переходя дорогу», живет по своим внутренним законам, в то же время являясь своеобразным «кольцом» (а Минскметропроект – его властелином!), объединяющим человека и город.
Десятки километров тоннелей, 28 станций метро, 2 электродепо, сложнейшие инженерные коммуникации, развитая социальная инфраструктура: подземные переходы, торговые центры и павильоны – все это – «золотой актив» института, наработанный за десятилетия плодотворного труда. Кстати, три последние станции – «Михалово», «Грушевка», «Петровщина», которыми прирос Минский метрополитен, введены в эксплуатацию совсем недавно, в ноябре 2012 г., и вызвали широкий профессиональный и общественный резонанс, настолько хороши оказались и в конструктивно-техническом, и в архитектурном исполнении.
Ярких творческих начинаний, которые родились в стенах института и стали неотъемлемой частью жизни города, немало. Многие из них на виду у всех, многие продолжают воплощаться. А планов у коллектива – громадье! В стадии завершения находится ст. «Малиновка» (1,8 км, первая линия), которую планируется сдать в эксплуатацию в нынешнем году, проектируется еще один участок протяженностью 2,8 км с одной станцией в микрорайоне «Щемыслица» – он вступит в строй в 2014 г.
Разворачиваются масштабные действия – иначе их и не назовешь! – по проектированию третьей линии Минского метрополитена протяженностью 17 км с 12 станциями, большим электродепо для обслуживания поездов, которая соединит Курасовщину с Зеленым Лугом. На ней предусмотрены две пересадочные станции на вторую и первую линии. Тем самым в центре города сформируется пересадочный треугольник, что позволит пассажиру доехать до любого района столицы всего с одной (!) пересадкой.
На данный момент уже разработано обоснование инвестирования первого участка от ст. «Площадь Юбилейная» до ст. «Слуцкий Гостинец» (более 7 км), и ввод ее намечен на 2017 г. Полностью третья линия будет построена к 2025 г., конечно, при условии достаточных объемов финансирования и темпов строительства. Общая протяженность трех линий составит 59 км и 45 станций.
В отдаленной перспективе – создание четвертой линии. Конкретные проработки еще не ведутся, но путь трассы уже намечен и определены точки, где будут находиться новые станции.
Лицо Минского метрополитена – ее станции, в которых нашел отражение синтез архитектурных и инженерно-технических решений. Каждая из них имеет свой неповторимый облик, отличается своим объемно-планировочным решением, архитектурно-художественным оформлением. Благодаря эстетической составляющей, прекрасному дизайну не только архитектурных, но и конструктивных элементов человек, спустившись в подземку, окунается в гармоничную, высокохудожественную и к тому же нескучную, много «говорящую» среду, и «дорога домой» оказывается совсем недлинной.
Перечислять достоинства и восхищаться прекрасным обликом станций, говорить об их комфорте и качестве можно бесконечно. Но как измерить интеллектуальный потенциал, работу человеческой мысли, дни и ночи напряженного труда, в результате которого появляется «творение рук моих»? Творение по Витрувию, где есть и польза, и прочность, и красота.
Метро построить – не поле перейти. Сложнейшие градостроительные и инженерно-геологические условия, в которых работают проектировщики, ответственность за «конечный продукт» требуют высочайшего профессионализма, самого пристального внимания к техническим и технологическим приемам. И для каждого объекта разрабатывается не один, а целый ряд уникальных проектных решений. Учитывая, что Минский метрополитен мелкого заложения, специалисты ищут свои, особые пути их исполнения. Например, впервые много лет назад была применена технология «стена в грунте» не только для крепления котлована, но и в качестве постоянной несущей конструкции станций. В особо сложных геологических условиях приходится «сажать» конструкции на буронабивные сваи, как на станции «Могилевская». Творческий подход к использованию новаторских технологий, материалов и строительных приемов позволил организовать многоуровневую планировку станций и сократить их длину (кто из нас знает, что ст. «Автозаводская» выполнена в четырех уровнях?).
Сегодня в строительной практике повсеместно внедряются новейшие инженерные решения, в корне меняются классические подходы к отоплению, системам кондиционирования и т.д., и метростроевцы во избежание дорогостоящих мероприятий закладывают в проектную документацию наиболее адекватные технологии и материалы. К примеру, для обогрева служебных помещений в вестибюлях станций используются системы автономного теплоснабжения (на самих станциях автономное теплоснабжение действует в комплексе с резервными системами электрического обогрева). Внешнее теплоснабжение уже много лет не применяется, за счет чего достигается значительное энергосбережение.
Нормой для минского метро стало применение современных систем насосного оборудования для водоотливных установок, особое внимание уделяется оснащению его современными системами управления и связи. Среди первостепенных направлений, культивируемых в 2012-м и нынешнем году, – принятие технических решений, направленных на снижение материалоемкости и стоимости строительства.
Главный потенциал
Преобразование Минскметропроекта в современную многопрофильную проектную организацию, способную на высоком техническом уровне, продуктивно решать поставленные задачи, во многом связано с целенаправленно ведущейся работой по совершенствованию технологий, техническому перевооружению. На модернизацию основных фондов (а это компьютерная техника, программное обеспечение) затрачивается около 400–500 млн руб. в год. Ежегодно обновляется около 20% парка компьютеров, весь комплекс работ по проектированию и выпуску проектной документации осуществляется с использованием ПК, объединенных в локальную сеть.
Реализуются планы по реконструкции административного здания с надстройкой двух этажей и пристройкой 5-этажного блока, начатые в 2011 г. Это позволит увеличить численность персонала и нарастить объемы проектных работ.
Основной показатель – рост объема проектно-изыскательских работ – институт постоянно перевыполняет. Например, только в 2012 г. объем проектных работ, выполненных собственными силами, составил 209,5%, т.е. по отношению к 2011 г. он вырос вдвое. Рост объемов на экспорт достиг 240,1% в белорусских рублях, а в целом выполненные в 2012 г. на экспорт работы составили 85,5% от общего объема проектно-изыскательских работ. Система менеджмента качества, внедренная в институте, соответствует требованиям СТБ ISO 9001–2009, действующим на территории РБ и РФ, и DIN EN ISO 9001:2008, действующим на территории стран Европы.
Инвестиции в развитие, расширение и обновление производственной базы, правильная социально-кадровая политика являются тем стержнем, на котором основывается экономическая стабильность предприятия. И все же для продвижения своих проектов, успешной работы необходима не только грамотная стратегия развития, но и знание алгоритма успеха профессиональной команды. А команда в Минскметропроекте – как и дело, которому она служит: крепкая, надежная, фундаментальная, упорная в достижении поставленных целей. И, наверное, говорить о том, что специалисты неустанно трудятся над самосовершенствованием, повышают квалификацию, оттачивают мастерство, излишне.
Сегодня коллектив, который за 35 лет вырос вдвое (не только количественно, но и качественно), насчитывает 260 человек. Из них 10 работают здесь с первого дня, более 50 человек имеют 20-летний стаж, и каждый из них внес огромный вклад в становление и развитие института, который по большому счету стал для них родным домом. Именно они составляют «золотой фонд» предприятия, являются хранителями истории славных метростроевских дел. В числе самых опытных и творческих – Виктор Петрович Полищук, главный инженер института; Николай Владимирович Шидловский, главный специалист отдела ПТ; Александр Николаевич Миранович, начальник отдела электротехнических устройств; Алексей Семенович Терехов, заместитель главного инженера; Александр Дмитриевич Журик, главный специалист по проектированию технических устройств, и многие другие.
Высокие стандарты работы задает директор – волевой, творческий человек и очень ответственный руководитель, авторитет которого здесь непререкаем. Валерий Владимирович Чеканов, лауреат премии Совета Министров СССР, заслуженный строитель Республики Беларусь, кавалер знака «Почетный строитель Российской Федерации» – один из той десятки, которые пришли в институт с момента его образования. Предприятие возглавил в 1984 г., поработав до этого руководителем группы и главным инженером проектов. Первый главный инженер проектов 1-го участка 1-й линии Минского метрополитена, лично проектировал первый тоннель метро от станции «Парк Челюскинцев» до станции «Московская». В.В. Чеканов является инициатором внедрения прогрессивных технических решений: монолитно-прессовая обделка, сборная железобетонная обделка, обжатая в породу, конструкция односводчатой полносборной железобетонной станционной обделки, строительство несущих конструкций методом «стена в грунте», которые впервые были использованы в практике проектирования и строительства метрополитена в Минске и городах бывшего СССР.
На земле и под землей
В Беларуси Минскметропроект – естественный монополист в метростроении, но без преувеличения можно сказать, что он один из самых востребованных экспортеров своих услуг, особенно на российском рынке. Еще в середине 1990-х, прекрасно осознавая свою узкую специализацию и то, что в Минске снизились темпы строительства метро, предприятие проводит дальновидную политику по расширению сферы производственной деятельности и перечня предлагаемых проектных услуг, налаживает «мосты» для сотрудничества в городах и республиках бывшего Советского Союза. Благо опыт работы в Москве и других городах у него уже был, имелись связи с заказчиками и подрядчиками, и руководство приложило максимум усилий для активизации деятельности в России и странах СНГ. Работали в Казахстане, Азербайджане, Украине, Литве, Польше и Афганистане, с конца 1990-х годов появились регулярные проекты в Сочинском регионе, которые продолжаются и по сей день.
Именно там специалисты-метропроектовцы получили возможность попробовать себя в технике проектирования горных тоннелей, изучить особенности дорожного строительства в горной местности. Уже первые запроектированные Минскметропроектом и введенные в эксплуатацию в 2002 г. тоннели на трассе автодороги Адлер – Красная Поляна стали своеобразной визитной карточкой предприятия, свидетельствующей о высоком профессионализме и компетентности, и практической, зримой рекомендацией себя в качестве надежного партнера в среде потенциальных инвесторов. Государственная комиссия, принимавшая объекты, дала им высокую оценку по техническому уровню и качеству исполнения, особо отметив «единство внешнего облика искусственного инженерного сооружения с естественным природным окружением».
Впрочем, это качество отличает все созданное Минскметропроектом. Его особенный профессиональный почерк в полную силу проявляется там, где на первый план выходят законы прочности, надежности, технологичности, защиты. Обустройство горной дороги требует особого, взвешенного подхода, и институт ярко демонстрирует способность брать на себя ответственность не только за проектирование, но и эффективность эксплуатации, на деле доказывая, что ему по плечу любые масштабные задачи. Об этом красноречиво говорят его работы: проект инженерной защиты от камнепадов на участке 22–24 км автодороги Адлер – Красная Поляна, автомобильная дорога Алагир (автомобильная дорога «Кавказ») – Нижний Зарамаг в Северной Осетии до границы с Грузией с двумя тоннелями (2-й и 3-й этапы), реконструкция автодороги Георгиевск – Новопавловск от автодороги Кочубей – Зеленокумск – Минеральные Воды (1-я очередь), два тоннеля под главными путями СКЖД на перегоне Виноградная – Георгиевск. Очень показательны инвестиционные проекты в Сочи, где внедрены современные системы безопасности, обслуживания и управления тоннелями, применены эффективные технические решения по их проходке, многие из которых уже вошли в постоянную практику. И что существенно, все проекты сопровождаются действенным и эффективным авторским надзором, а это обеспечивает своевременное введение объектов в эксплуатацию, их качество и соответствие проектно-сметной документации.
Самым большим достижением последних лет директор института В.В. Чеканов считает строительство автодороги Джугба – Сочи – 2-я очередь строительства обхода г. Сочи, которая включает тоннель № 6 с подходными мостами, эстакадами, дорожной частью. На этом объекте Минскметропроект выступил в качестве генпроектировщика, и имя его прозвучало на всю Россию:
– Вы думаете, тоннель в горах – это просто отверстие? Ничего подобного – он тоже, как и метро, насыщен инженерными системами. В данном случае были разработаны специальные технические условия МЧС России, и под них запроектирован тоннель протяженностью 2 км 630 м согласно современным требованиям инженерного обеспечения. Он оснащен по последнему слову техники, там установлены шесть вентиляторов в двух камерах дымоудаления диаметром по 3 м и т.д. Мы гордимся, что по нашему проекту построен этот уникальный тоннель …
Благодаря высокому профессионализму и общепризнанной репутации надежного партнера портфель заказов не оскудевает. Масштабный проект разворачивается в Москве – начиная с 2011 г. институт участвует в реализации программы по строительству Московского метрополитена, рассчитанной до 2020 г. Запроектированы и уже в декабре 2012 г. в эксплуатацию сданы два объекта: продление линии от станции «Красногвардейская» до «Алма-Атинская» Замоскворецкой линии и реконструкция электродепо «Печатники». Это было комплексное проектирование, включающее организацию строительства, конструкции, сантехнический, электротехнический разделы, слаботочные устройства, автоматику и т.д. Подобная задача решается сейчас и в Баку.
Совершенно очевидно, что участие Минскметропроекта в развитии строительной отрасли России достаточно весомое – он уже давно стал здесь идеальным и желанным партнером, обеспечив себе хорошее имя. А по труду и почет. В 2010 г. в связи с празднованием 200-летия существования транспортного ведомства в России директор ОАО «Минскметропроект» Валерий Владимирович Чеканов был награжден памятным юбилейным знаком. В 2012 г. «за большой вклад в развитие экономики СНГ и строительство олимпийских объектов в Сочи» Экспертный совет Русского биографического общества удостоил институт премии «Человек года-2012» в номинации «Организации и компании года». На международной выставке «Подземный город-2012» Тоннельная ассоциация России определила ОАО «Минскметропроект» победителем конкурса «За внедрение передовых технологий при строительстве тоннелей и подземных сооружений» сразу в трех номинациях: «Безопасность при строительстве и эксплуатации подземных сооружений»; «Технологии при проходке тоннелей и строительстве подземных сооружений открытым способом»; «Временные и постоянные конструкции для крепления выработок котлованов, различных сооружений».
Впрочем, такой авторитетный послужной и наградной список лишь подтверждает, что главным стратегическим направлением деятельности института на протяжении вот уже более 35 лет является обеспечение проектных услуг на самом высоком уровне.
– Запроектировать тоннель, станцию метро, лавинозащитное сооружение – это наша работа. Но только одна ее часть – часть крайне важная, но не полная, – сказал как-то в интервью российской газете «Экспорт – импорт» Валерий Владимирович Чеканов. – Мы вкладываем в проекты не только надежность, практичность и комфортность – мы ищем в них инженерный смысл и красоту, отражая ее в выразительных архитектурных формах. Стремясь сохранить нашу Землю чистой и красивой, работаем в соответствии с требованиями системы управления окружающей средой… Каждый проект – это возможность что-то усовершенствовать, создать новое…
В этом заключается высшая правда, суть деятельности ОАО «Минскметропроект», секрет его профессиональных успехов.