Вы здесь

Архитектура школьных зданий: Из творческого наследия архитектора Герасима Якушко

Версия для печати

Герасим Васильевич Якушко, белорусский архитектор, родился 3 марта 1900 г. в д. Поддубное Белыничского уезда Могилевской губернии в семье крестьян. В 1918 г. окончил Могилевское реальное училище, затем учился в институте гражданских инженеров в Петрограде (1918–1924 гг.). Дипломный проект выполнял под руководством известного петербургского архитектора А.С. Никольского (1884–1953 гг.). После окончания института был направлен на работу в Минск. Он прошел все этапы иерархической лестницы инженера-строителя: от инженера до технического директора треста Минстроя (1924 г. – инженер Минстроя; 1928 г. – прораб строительного треста; 1929 г. – технический руководитель Торгово-строительного треста, главный инженер треста; 1931–1933 гг. – технический директор треста Минстрой). В 1936–1941 гг. – главный архитектор города Минска.
Член Союза строителей с 1928 г., член Союза архитекторов с 1935 г.

Умер Г.В. Якушко 6 января 1942 г.
Похоронен на военном кладбище в Минске.

Декреты о всеобщем образовании и ликвидации неграмотности, издававшиеся в первые десятилетия после Октябрьской революции, способствовали активному строительству школьных зданий. Сложность их проектирования заключалась не только в нехватке специалистов-архитекторов, но и в том, что в тот период началось широкое реформирование учебных программ и методик воспитания. Наработанные приемы в области проектирования средних учебных заведений, существовавшие до революции, уже не соответствовали новым требованиям по многим причинам. Эпоха социальных трансформаций определила общее направление творческих исканий: необходимо проектировать и строить учебные здания нового типа.

Проведенный анализ архитектурно-планировочных структур средних учебных заведений Беларуси начала ХХ в. показал, что этот типологический ряд общественных сооружений находился в постоянном развитии, вопросы проектирования учебных зданий были хорошо отлажены. Этим занимались высококвалифицированные специалисты Виленского учебного округа. Среди них – опытные архитекторы А.А. Быковский и С.М. Волонсевич, оставившие замечательное архитектурное наследие в виде зданий гимназий и реальных училищ1. Совершенствовались функционально-планировочные решения, в структуру стали активно включаться дополнительные залы (рисования, пения, бальных танцев, гимнастики), а также кабинеты биологии, физики и др. Обязательным элементом являлась церковь. В планировочную структуру включались также квартира директора и инспектора гимназии2. Следует отметить, что количество подобных зданий было весьма ограничено, так как они предназначались для обучения детей только из состоятельных слоев общества. О высоком качестве их архитектуры свидетельствует тот факт, что до настоящего времени они выполняют свою первоначальную функцию, являясь учебными корпусами высших учебных заведений.

Строительству новых школ во многом способствовало Постановление СНК СССР от 15 мая 1934 г., в котором, в частности, указывалось: “В целях обеспечения четкой организации структуры и порядка в школе установить общие для всего СССР типы общеобразовательной школы: начальная школа, неполная средняя школа и средняя школа”. Этим постановлением были также установлены типы школьных зданий для городов вместимостью на 880, 400 и 280 учащихся. Была определена и стоимостная планка одного ученического места. Вместе с тем отмечалось, что архитектура средних учебных заведений наряду с просветительными и общественно-культурными функциями своей художественной образностью должна способствовать формированию цельности общественных центров населенных пунктов3.

Начиная с 1934 г. проектирование и строительство школ в Беларуси осуществлялись строго в рамках данного общесоюзного постановления. Из сохранившихся довоенных средних учебных заведений наиболее интересным примером может служить 2-комплектная школа № 4 в Минске архитектора Г.В. Якушко (1937 г.) – весьма значимая страница из творческого наследия мастера.

Градостроительная ситуация участка, предназначенного для строительства будущей школы (угол улиц Кирова и Красноармейской), представляла собой высокое плато с резким перепадом высот и активным понижением рельефа в сторону реки Свислочь. Близость центра и наличие на противоположной стороне ул. Кирова только что возведенного уникального здания Государственной библиотеки во многом способствовали выбору объемно-пространственной композиции. Следовательно, образный строй будущего сооружения выстраивался у зодчего постепенно, исходя из сложившейся ситуации – главного “зерна” художественного замысла, которое, вызревая, обрастало конкретной художественной формой.

Сегодня, когда приближаешься к ул. Красноармейской со стороны ул. Кирова, особенно если деревья стоят без своего зеленого наряда, попадаешь под мощное воздействие архитектурных форм, которые, словно классические пропилеи, приглашают в удивительный мир гармонии архитектуры конструктивизма и неоклассики.

Здание школы представляет собой 4-этажный объем Г-образной формы плана, с односторонней коридорной (рекреационной) системой, где пространства-рекреации имели многофункциональное назначение. В отличие от многочисленных примеров с прямоугольной формой плана Г-образная обладала целым рядом преимуществ, так как позволяла равномерно распределять потоки учащихся4. Она способствовала выявлению парадности вестибюльной группы. Трехмаршевая центральная лестница, торжественная и представительная, стала важным акцентом планировочной структуры здания. В противоположных торцах каждого блока расположены дополнительные эвакуационные лестницы. Сохранилась и дореволюционная традиция расположения на 1-м этаже в торце здания квартиры директора школы. Важной особенностью школьных зданий того периода являлось то, что все классные комнаты имели южную и западную ориентацию. По этой причине на северную сторону (ул. Кирова) выходили рекреации.

В целях экономии средств спортивный зал, расположенный на первом этаже блока, ориентированного на ул. Красноармейскую, имел многофункциональное назначение. При необходимости здесь можно было проводить общественные общешкольные мероприятия. В школе отсутствовали такие важные с позиций сегодняшнего дня структурно-планировочные элементы, как столовая, медицинские помещения, библиотека. Это было характерно для многих школьных зданий довоенного периода5.

Выявление сути и характера социалистической культуры, присущих ей новых взаимоотношений зодчего и зрителя, активной преобразующей роли архитектуры – магистральная линия творчества Г.В. Якушко. Художественная образность школы достигнута за счет обращения автора к традициям романтического символизма “пролетарской классики”, модного явления в архитектуре того периода. Здесь главным акцентирующим объемом является угловая раскреповка, решенная в виде мощных круглых колонн на уровне 2–3-го этажей, на которые опирался аттиковый этаж – полуциркульной формы со стороны ул. Красноармейской и прямоугольной – со стороны ул. Кирова.

“Пролетарская классика” в архитектурных произведениях Г.В. Якушко получила свою сугубо индивидуальную интерпретацию. Она импонировала зодчему, позволяла композиционно усиливать художественные акценты. Наряду с 4-й школой наиболее ярко это проявилось в 120-квартирном жилом доме, здании политехнического колледжа и др. Нетрудно заметить, что классические элементы, используемые архитектором, составляют лишь ударные акценты при полном отсутствии мелкой декоративно-художественной пластики. В результате созданные им архитектурные произведения благодаря удачно найденному масштабу, пропорциям, художественной выразительности объемных масс, их монументальности имеют ярко выраженный и легко запоминающийся внешний облик. Характерно, что большая часть объектов мастера органично вошла в градостроительную ткань городской застройки. Например, здание минской АТС, построенное по проекту зодчего (1927 г.), долгие годы фигурировало в специальной литературе как одно из лучших произведений авангарда в белорусской архитектуре 1930-х гг. Архитектурные произведения Г.В. Якушко по своему художественно-композиционному строю гармоничны, имеют ярко выраженную индивидуальную трактовку, а главное – созвучны эпохе. Они объективно отражают лучшие достижения белорусской архитектуры 1930-х гг.

Без традиций нет преемственности, без новаторства нет движения вперед. Хочется верить в то, что белорусская архитектурная школа со своими традициями и новаторством в проектировании средних учебных заведений – явление непреходящее.

Литература

1 Чернатов, В.М. Станислав Шабуневский / В.М. Чернатов. – Минск: Беларусь, 2005. – С. 21.

2 Чарнатаў, В.М. Архітэктура школьных будынкаў / В.М. Чарнатаў // Помнікі гісторыі і культуры Беларусі. – 1974. – № 4. – С. 36–40.

3 Аксельрод, А.И. Школы / А.И. Аксельрод. – М.: Изд. Акад. архитектуры СССР, 1948. – С. 11.

4 Алешин, П.Ф. Архитектура школьных зданий / П.Ф. Алешин, А.И. Маринченко, В.В. Колесников. – Киев: Изд. Акад. архитектуры Украинской ССР, 1952. – 99 с.

5 Степанов, В.И. Школьные здания / В.И. Степанов. – М.: Стройиздат, 1975. – 238 с.

 

Основные творческие работы:

1927 г. – здание АТС (автоматической телефонной станции в Минске), не сохранилось;

1930 г. – здание центральной рабочей поликлиники по ул. Мясникова в Минске;

1930 г. – здание средней школы в Борисове;

1930 г. – здание кинотеатра “Пролетарий” по ул. Советской в Минске, не сохранилось;

1931 г. – Республиканский творческий конкурс на лучший проект здания постоянной Всебелорусской выставки. 1-я премия (соавтор В.В. Струев);

1931 г. – проект гостиницы на 300 мест;

1932 г. – проект здания общежития для студентов БГУ и мединститута, в соавторстве с Г. Лавровым;

1932 г. – проект здания автодорожного техникума в Минске, в соавторстве с инженером Артюхиным;

1933 г. – проект здания финансово-экономического техникума в Минске (район Комаровки);

1933 г. – проект 2-комплектной школы на 80 учащихся для д. Масюковщина;

1933 г. – проект здания Минского цирка;

1934 г. – проект надстройки и приспособление здания по ул. Ленинградской № 6 для общежития студентов мединститута;

1935 г. – проект бани по ул. Московской в Минске;

1935 г. – проект 30-квартирного жилого дома для научных работников АН БССР, в соавторстве с архитектором Ст. Гейдукевичем:

1935 г. – реконструкция кинотеатра “Родина” на ул. Советской в Минске, не сохранилось;

1935 г. – проект здания школы № 4 в Минске;

1936 г. – проект реконструкции клуба им. К. Маркса в Минске;

1936 г. – проект дачи Мингорисполкома и горкома ВКП (б) Б;

1937 г. – проект здания Белпромбанка по ул. Пушкинской в Минске;

1937 г. – 120-квартирный жилой дом Горсовета (пр. Независимости, 43, 45);

1938 г. – здание Минского политехникума;

1938 г. – Всебелорусский конкурс на лучший проект драмтеатра для Могилева. 2-я премия, соавтор архитектор В.И. Гусев;

1939 г. – здание гостиницы БВО в Минске (пр. Независимости, 27);

1940 г. – здание бани по ул. Московской в Минске;

1940 г. – жилой дом НКВД в Могилеве;

1939–1940 гг. – проект корректировки генерального плана Минска, в авторском коллективе.

 


comments powered by HyperComments
Читайте также
23.07.2003 / просмотров: 9 996
В ряде стран Западной и Центральной Европы формируются природные парки регионального и местного значения, аналогов которым в Беларуси пока нет. Так...
23.07.2003 / просмотров: 5 747
Экотуризм уже завоевал популярность во многих странах мира, хотя что понимать под этим противоречивым понятием, еще до конца не выяснено. Прежде...
23.07.2003 / просмотров: 5 699
Съезд — это всегда событие, определенный рубеж, когда подводятся итоги и намечаются планы. А еще съезд — это творческий праздник, это...