Вы здесь

Сергей Атаев: “Пьешь воду — помни об источнике”

 

 

 

 

Заслуженный строитель БССР, доктор технических наук, профессор, академик Белорусской инженерной академии, Российской академии архитектуры и строительных наук, Украинской академии строительства, заслуженный деятель науки и техники Республики Беларусь, почетный член НТО СССР, лауреат премии Совета Министров СССР, обладатель международного звания “Выдающийся инженер XX века”. Награжден многими медалями СССР, орденом Трудового Красного Знамени, медалью Франциска Скорины. Все это — Сергей Сергеевич Атаев, один из старейших Строителей нашей страны.

 

 

Когда мы начали работать над темой восстановления Минска, в материалах, относящихся к истории треста “Белтракторострой”, постоянно встречалась фамилия главного инженера СУ-1 С.С. Атаева. В публикуемых в этом номере статьях авторы, вспоминая то далекое время, также называют его среди первых. И при встречах с людьми, знавшими и работавшими с Сергеем Сергеевичем Атаевым, разговор непременно заходил о нем. Имя его стало эталоном профессионализма — в самом высоком смысле этого слова, своего рода олицетворением воссозданной столицы Беларуси — и неразрывно связано с созданием мощнейшей в СССР белорусской строительной науки, которую он в свое время пропагандировал во многих странах мира.

Нас очень заинтересовал этот человек. Встретившисьс Сергеем Сергеевичем, мы попросили его рассказать о послевоенном строительстве Минска — событиях почти 60-летней давности. Вначале Сергей Сергеевич засомневался: “А нужно ли опять к этому возвращаться? Да, было время, в котором мы жили и работали, сейчас — время другого поколения, и они смотрят вперед, а не назад. А говорить о себе...”

И все же взаимопонимания в этом вопросе мы достигли и материал получили. Талантливый человек всегда многогранен. В ходе разговора с Сергеем Сергеевичем выяснилось, что он неоднократно пробовал себя в художественно-публицистическом жанре и пару лет назад опубликовал в журнале “Беларуская думка” воспоминания, в которых, по его словам, “с высоты прожитого и пережитого пытается взглянуть на прошлое. Взглянуть, чтобы лучше понять и ощутить настоящее”. Приобщимся и мы к тому уникальному времени, завесу которого приоткрывают нам его создатели.

…Солнечное подмосковное утро весны 1941 года, казалось, не предвещало ничего плохого. На строительство авиационного завода, куда я был направлен после окончания института, неожиданно приезжает Берия. Стройку из-за резкого сокращения пусковых сроков лихорадило. Почти все руководители уже были арестованы. Пожилой начальник технического отдела с помертвевшим лицом просит: "Сережа, иди доложи. Я не могу. Пойми, у меня семья..." Выхожу вперед.

— Кто такой, почему не представляетесь?

— Инженер Атаев.

— Почему срывается график строительства?

— Не хватает материалов, рабочих.

— А вода у вас есть?

— Нет (по роковому стечению обстоятельств именно в тот день ремонтировался водовод).

— Может быть, и воздуха у вас нет? — спросил он, зловеще поблескивая пенсне.

— Из воздуха можно строить только воздушные замки,— неудачно скаламбурил я.

Берия взбесился и нецензурно выругался.

На следующую же ночь меня арестовали, обвинив в попытке убить "товарища Берия". По тем временам меня ждал неминуемый расстрел.

Вначале была одиночка в Лефортово. Потом — Бутырка и наконец тюрьма в Саратове, в которой когда-то сидел Чернышевский. Спасти меня могло лишь чудо, и оно свершилось. Неожиданно в самый разгар войны меня послали на строительство в Среднюю Азию. И снова стройка, но уже в далеком Туркестане. Война близилась к победному концу, когда военкомат мобилизовал меня и направил на восстановление Минска. Мне выпало счастье в качестве главного инженера руководить возведением первенца крупного промышленного комплекса Беларуси — Минского тракторного завода, начиная от закладки фундаментов до завершения первой очереди строительства и выпуска тракторов. На стройку ручейками стекались люди со всех концов Советского Союза. Она была своеобразной визитной карточкой и полигоном технических новинок республики. Именно здесь был впервые внедрен ряд значимых технических новшеств, которые затем использовались на других стройках. Одним из них, например, стал метод подъема разрушенных перекрытий, промышленных зданий без их разборки, позволяющий экономить средства, материалы и, главное, время. Потом он широко использовался в России и Украине для скоростного восстановления предприятий.

Особо хочется сказать о восстановлении Минска. Хотя, пожалуй, не совсем уместно это слово — ведь фактически город строился заново, что открывало широкие возможности для творческой фантазии архитекторов. Свершилось подлинное чудо: как Феникс из пепла, вырос прекрасный современный город, не уступающий по своей стати многим европейским столицам.

Сегодня мы вряд ли можем себе представить Минск без величественного монумента, увенчанного орденом Победы. А ведь когда его воздвигли, многие долго не могли к нему привыкнуть, но потом полюбили и считают символом столицы.

Хочется до самой земли поклониться труженикам города, архитекторам и строителям, вложившим свой энтузиазм и талант в возрождение Минска. Нельзя не упомянуть ушедших в мир иной генералов от архитектуры и строительства — министра промышленного строительства И. Жижеля, заместителя председателя Совета Министров В. Каменского, председателя Госстроя В. Короля и многих других…

При восстановлении не обходилось, конечно, и без курьезов.

Всем минчанам известно здание художественного музея, фронтон которого увенчан бронзовой статуей женщины, символизирующей Беларусь. Мне довелось в числе многих других объектов строить и это здание.

Когда привезли статую, вдруг показалось, что шея у нее непропорционально длинная. Я тут же со свойственной молодости горячностью и скоропалительностью приказал вызвать мастера, чтобы укоротить ее на несколько сантиметров. К счастью, это не успели сделать.

На следующее утро застал у лежащей на земле статуи группу возбужденно жестикулирующих людей. Это были директор музея — утонченно интеллигентная Елена Васильевна Аладова, автор проекта здания архитектор Гегард и один из тогдашних руководителей города. После очень нелицеприятных упреков они доходчиво объяснили, что скульптор специально сделал так, ибо если смотреть снизу после установки статуи, то шея покажется нормальной.

Вспоминается и начавшаяся после выхода в свет очередного партийного постановления борьба с архитектурными излишествами. К ужасу авторов проектов, в приказном порядке убирались с фасадов недостроенных зданий детали, без которых зачастую терялся и их задуманный облик.

…С каждым годом возрастала потребность населения в жилье, однако используемые в то время традиционные методы возведения не позволяли быстро строить. Поэтому в жилищном строительстве Беларуси тех лет произошла подлинная технологическая революция — на смену традиционному пришел метод крупнопанельного домостроения. В Минске и областных центрах в короткие сроки возвели крупные высокомеханизированные комбинаты, начав серийный выпуск деталей и массовое возведение домов. Это позволило обеспечить тысячи молодых семей пусть не слишком удобными, но отдельными квартирами...

По сегодняшним меркам эти дома морально устарели, их эксплуатация связана с большим расходом энергетических ресурсов на отопление и неоправданно дорога. Неслучайно в Беларуси, впрочем, как и в некоторых европейских странах с очень рациональной экономикой (например, в Германии и Финляндии), вплотную приступили к модернизации старых домов за счет надстройки, частичной перепланировки, оснащения современным инженерным оборудованием и, конечно, утепления. Специалисты утверждают, что любые затраты при этом окупятся за счет не только социального, но и прямого экономического эффекта.

Интенсивный рост объемов строительства, в том числе жилищного, в Беларуси был бы невозможен без активного научного поиска и больших творческих усилий ученых, инженеров, архитекторов и строителей-производственников. Уже в начале 1960-х годов такой поиск начался в Институте строительства и архитектуры Академии наук, Белорусском политехническом институте, Белорусском институте строительных материалов и крупных проектных организациях республики. Тогда начались исследования по совершенствованию крупнопанельного домостроения, технологии производства нового белорусского материала — керамзита, создание экономичных строительных конструкций, а также усиленная подготовка ученых через аспирантуру.

…И сегодня белорусская архитектурно-строительная наука не утратила своих возможностей, а по ряду направлений продолжает занимать лидирующие позиции среди стран СНГ…

 


 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Геннадий Штейнман XVIII съезд Белорусского союза архитекторов завершил свою работу. Еще долго мы будем обсуждать его решения, осмысляя свои и чужие...
02.09.2003 / просмотров: [totalcount]
Центр Хабитат является органом, осуществляющим информационно-аналитическое обеспечение работ Минстройархитектуры по устойчивому развитию населенных...
02.09.2003 / просмотров: [totalcount]
Беларусь всегда была на передовых позициях в вопросах ценообразования в строительстве в бывшем СССР. Однако еще в конце 1980-х годов, когда страна...