Заказчик: КУП “Мінская спадчына”
Генпроектировщик: ПКУП “Минскпроект”
Разработчик: ООО “Центр по регенерации историко-культурных ландшафтов и территорий”
Научный руководитель: А. Кропотов
Архитекторы: Д. Савельев, О. Ширченко, А. Гомза
Визуализация: С. Безенсон
Троицкое предместье существовало уже в XII в. Свое название оно получило от монастыря Св. Троицы, который располагался некогда на одном из склонов Троицкой горы. Размещение на судоходной в те времена реке Свислочь, а также на пересечении различных направлений дорог на Смоленск, Полоцк и Вильно определило значимость этого места для города и сделало его одним из важных коммуникационных коридоров со своей инфраструктурой, причалами, хозяйственными постройками, складами. Будучи частью Минска и в то же время самостоятельной планировочной структурой, предместье имело и собственный центр, где находились храмы, монастыри, синагога. На самом высоком месте Троицкой горы располагался Троицкий рынок – главная точка пульсации жизни. В XIX в. предместье застраивается и перестраивается в соответствии с разработанными генеральными планами. Среди многочисленных деревянных зданий появляются каменные.
В советское время культ торговли был заменен на культ искусства. На месте рынка возведен Национальный академический Большой театр оперы и балета, который стал новым важным центром предместья и одной из городских достопримечательностей.
В послевоенные десятилетия происходит постепенная утрата исторического центра Минска: исчезает деревянная и каменная застройка вдоль Коммунальной Набережной и улицы Старовиленской, жилые деревянные дома уступают место новому выставочному комплексу, кардинально преобразуется культурный ландшафт – расширяется русло реки, а там, где прежде размещались “татарские огороды” и стадион, создается озеро.
В 1980-е гг. группа архитекторов под руководством Л. Левина и С. Багласова предприняла попытку воссоздать исторический уголок старого Минска. Фактически получился музей зодчества под открытым небом с экспонированием архитектуры конца XIX – начала XX в. “Театрализация” ее выразилась в эклектичности и схожести с архитектурой исторических центров Вильно, Варшавы, Стокгольма, но в то же время придала городу новый вид, дух свободы и “налет” европейскости.
С этого момента Троицкое предместье стало ассоциироваться не с убогими заброшенными трущобами, а с вполне уютными двориками, улицами и набережными для прогулок и отдыха. Оно стало одним из самых запоминающихся образов Минска, который до сих пор тиражируется на открытках, марках, сувенирной продукции, на страницах интернета. Однако ряд причин не позволил в конце 1980-х гг. завершить начатое возрождение предместья. К этому вопросу уже в контексте возрождения исторического центра Минска архитекторы вернулись в середине 2000-х гг.
Сегодня в развитии всего города и Троицкого предместья в частности наступает новый этап. Идет переоценка имеющихся и существовавших ценностей. Есть надежда, что в квартале между улицами Сторожевская и Заборского будет возрожден православный монастырь, а также дом, где родился и жил один из самых романтических белорусских “паэтаў-адраджэнцаў” Максим Богданович. Также возможно частичное возрождение утраченных функций предместья как места торговли и отдыха. Предпосылкой к этому служит новое понимание функции общественного пространства, каковым и является пространство предместья.
Общественное пространство – важная часть в структуре европейского города, которое издревле ассоциировалось с реализацией духовных и материальных потребностей. Например, можно было пойти в храм для молитвы или же приобрести, обменять материальные товары на рынке. Но еще кое-что заставляло людей собираться здесь – возможность общения, обмена новостями и знаниями.
Что касается организации общественных пространств набережных, то анализ зарубежных примеров показывает, что там, как правило,
- имеется большое количество объектов торговли и общепита;
- существует возможность водного отдыха на катере, лодке, катамаране или иного активного отдыха (беговые и велодорожки);
- возможность релаксации и отдыха (скамейки для отдыха, шезлонги для солнечных ванн);
- объекты торгового обслуживания дополняются жилыми функциями, т.е. пространство живет круглосуточно;
- на таких пространствах часто проводятся различные инсталляции, выставки, концерты, другие культурные мероприятия.
Всеми этими достоинствами так или иначе обладает Троицкое предместье. Здесь всегда много туристов, молодежи, а в выходные дни это место паломничества для молодоженов. И как показывают наблюдения, потенциал в развитии общественных функций имеется огромный, а значит, необходимо обеспечить их рост в соответствии с требованиями времени.
Перед группой архитекторов под руководством А. Кропотова была поставлена задача создать между фронтом домов вдоль улиц Старовиленской и Коммунальная Набережная и рекой Свислочь общественное пространство с достаточным количеством объектов торговли и обслуживания для жителей и туристов. В ходе работы была отмечена нерациональность размещения в этом месте какой-либо застройки. Однако постепенное развитие ряда общественных функций (павильоны общепита вдоль набережной, плавучая баржа) и исторически сложившееся размещение вдоль набережной построек временного хозяйственного назначения, причалов для лодок дали уверенность в том, что объекты общественного назначения, служащие горожанам, также имеют право здесь существовать. Таким образом, пришло понимание дальнейшего совершенствования общественного пространства вдоль набережной реки Свислочь.
Авторами разработаны два варианта застройки набережной. В них предлагается размещение встроенных в откос склона ряда типовых павильонов, сходных по форме, но отличающихся фасадами. За основную форму воссоздаваемых строений приняты два метатипа деревянного строения каркасно-щитовой конструкции с двускатными и односкатными крышами, сдвоенными фасадами (вариант 1 – 4х4х5, 6х6х5 м, вариант 2 – 4,8х4,8х6 и 7,2х7,2х6 м). Задняя часть конструкции, которая входит в склон, является кирпичной. Силуэт фасада стилизован под типичный фасад исторического жилого дома.
В качестве строительных материалов павильонов предлагается использовать дерево, природный камень и литракон – новый вид бетона со светопропускающей структурой. Крыши павильонов могут быть выполнены из дранки, камыша или травяного ковра, вписываемого в откос склона. Внутренняя структура павильонов за счет рационального пространственного использования имеет большую вместимость для посетителей и оборудования, а также может легко трансформироваться под различные функции.
Функция, которая придается таким строениям, может иметь особое значение, поскольку именно она позволяет целостно воспринимать их в пространстве и вписаться в образ Троицкого предместья, став его органичной частью.
С одной стороны, реализуются исключительно утилитарные функции: имеются объекты общепита с барами, кавярнями, объектами сервиса (например, сувенирный павильон, цветочный магазинчик, фотосервис), место для причала лодок, катамаранов, легких парусных судов. Но павильоны могут также и дополнять предместье, раскрывая его метафизический смысл. Речь идет в первую очередь о названии самого предместья и улиц Сторожевская, Старовиленская и Коммунальная Набережная (бывшая Александровская Набережная). Сильная топонимическая связь с религиозным наследием позволяет укрепить эту духовную составляющую и создать в зоне многофункционального пространства между несколькими павильонами открытый бассейн для светских и религиозных нужд. Архитекторами найдена еще одна топонимическая функция: здесь разместится павильон так называемой Скарынотеки – небольшой модуль с доступом к электронной библиотеке и другим мультимедиаресурсам по науке, искусству, к архивам, виртуальным музеям. Он призван широко пропагандировать белорусскую культуру среди жителей города и туристов.
Развитие такой застройки может иметь продолжение на набережной вдоль 2-й клинической больницы и в районе выставочного павильона, что позволит в полной мере использовать возможности этой транзитной зоны предместья в предоставлении общественно-бытовых услуг населению и туристам.