Интересно решенная набережная – это структурный ансамбль, соединяющий в единый организм городской и ландшафтный дизайн. Правильно организованная композиция набережной способствует созданию неповторимого архитектурного облика города.
В белорусской столице достаточное количество естественных и искусственных водоемов, набережные которых выполняют весьма разнообразные функции. На них выходят городские и районные центры, береговые территории служат местами панорамного восприятия городской среды. Это можно наглядно проследить на примере набережной реки Свислочь в районе ул. Немиги. Отсюда открываются лучшие панорамы города: Старовиленская улица с Коммунистической набережной и Троицким предместьем (рис. 1), вид на памятник А.С. Пушкину на фоне фасадов зданий по ул. Коммунистичеcкой (рис. 2) и др.
Традиционный и наиболее распространенный вариант организации набережной – расположение на ее территории парков, бульваров и зон отдыха. Удачным примером является наиболее посещаемый парк города Минска – парк им. М. Горького (рис. 3).
Выступая в качестве своеобразного противовеса городской урбанизированной среде, парковое пространство с помощью ландшафтного дизайна выстраивается в композицию, где основой служит естественное природное разнообразие с произвольным размещением групп растительности и включением плоскостных сооружений (игровые и спортивные площадки). Свободный выбор направления движения по газонному покрытию позволяет жителю города выйти из традиционной застройки жилых пространств, имеющих узкие пешеходные дорожки с твердым покрытием. “Неформальность” парковой зоны на фоне городской застройки отвечает интересам общения человека с природой, однако эстетическая выразительность среды на сегодняшний день недостаточна – однообразные пешеходные покрытия, массивное каменное ограждение реки, препятствующее ее обзору, неприглядные скамьи для сидения и т.д. В этой связи вспоминается одна из польских набережных (рис. 4), где фонари, необычный дизайн скамей и открытость водного пространства делают ее особенно привлекательной для прогулок и отдыха.
Нередко набережные используются как транспортные коммуникации. Это демонстрируют проезды по набережным рек в С.-Петербурге, Дрездене (рис. 5). В Минске же такие примеры отсутствуют. Пересечение акваторий осуществляется по мостам, которых в столице довольно много. Это мост по ул. М. Богдановича в районе станции метро “Немига” (рис. 6), по пр. Машерова в районе спорткомплекса “Динамо”, пр. Независимости в районе парка Горького и многие другие.
Акватории Минска стали связующим звеном между старой и новой застройкой города. Относительно тактично эта связь выявлена и решена в районе острова Слез на реке Свислочь. Набережная соединяет постройки Троицкого предместья и здания Сторожевской улицы в единый фасад береговой территории. Река служит связующим звеном Троицкого предместья и здания Дворца спорта на противоположном берегу.
Комплексное освоение набережной – это не только преобразование природной составляющей, но и внесение в ее структуру различных элементов, способствующих созданию целостного градостроительного образа. Объемно-планировочный комплекс минских набережных включает и естественные (береговые склоны, террасы, озеленение) (рис. 7), и искусственные элементы (жилая и общественная застройка, малые архитектурные и гидротехнические формы, инженерное оборудование) (рис. 8).
В целом силуэт застройки набережных имеет важное значение для города, особенно там, где она организует большие открытые пространства, как, например, застройка по ул. Сторожевской, фасад которой выходит на набережную Свислочи (рис. 9). Невысокие постройки Троицкого предместья, расположенные практически у воды, создают спокойную и уютную атмосферу, за что и пользуются популярностью у горожан.
В Минске есть водоемы, освоение которых охватывает не всю береговую территорию. Яркий пример такой организации – водохранилище Лошица. Водоем, расположенный между жилой застройкой и парком Курасовщина, предполагает тихое, с максимально сохраненным природным пейзажем место отдыха. Береговые территории водохранилища частично освоены, приспособлены для отдыха. На одном берегу водоема есть насыпи для катания на лыжах в зимнее время, плиточное покрытие, постройки для отдыха (рис. 10). Однако остальная часть берега либо утратила черты былой организации, либо не была благоустроена вовсе. Если интересная форма и пластика отдельно стоящих зданий создает своеобразный акцент восприятия ландшафта (рис. 11), то несовместимость “серой массы” застройки и зеленых насаждений на противоположном берегу остается нерешенной проблемой (рис. 12).
Это касается и Цнянского водохранилища. Несмотря на широкую популярность, особенно в летнее время (здесь разрешено купание), водоем не имеет достаточного оснащения береговых и пляжных территорий (рис. 13). Расположенные здесь скамьи и кабины для переодевания морально и физически устарели. Не решены должным образом стоянка и подъезд с ул. Выготского.
Нельзя забывать, что набережные должны быть беспрепятственным каналом поступления свежего воздуха в городскую среду и в целом служить охране природы. Поэтому особенно недопустимо загрязнение водоемов мусором, поверхностными и ливневыми стоками с промышленных дворов, проезжей части улиц. По данным государственного водного кадастра, Свислочь – наиболее загрязненная река Беларуси. Проблема постепенно разрешается путем ее оздоровления (последнее было проведено в мае 2004 г.), а также других загрязненных водоемов.
Не менее важна и грамотная эксплуатация набережных. Можно осуществить великолепные архитектурно-планировочные решения, учитывающие и функциональные, и эстетические стороны, но без должного, правильного ухода все эти достижения деградируют.
В зависимости от состояния набережных должны быть выбраны адекватные мероприятия по их архитектурно-ландшафтной реорганизации:
1. Максимальное сохранение природной составляющей. Особенно эффективно это на территориях, свободных от интенсивной функциональной нагрузки (отдаленных от магистральных путей сообщения и городского центра (Цнянское водохранилище, водохранилище Лошица)).
2. Полное преобразование береговой территории, что характерно для общественных центров города (река Свислочь).
В Минске имеются благоприятные предпосылки для дальнейшего гармоничного развития набережных. Это, в частности, обусловлено и тем, что Минский горисполком выделяет средства на частичное обновление и реконструкцию берегов реки Свислочь. Работы осуществляют организации ОАО “Минскводстрой” и ОАО “Минскзеленстрой”.
1. Баранов, Н.В. Градостроительство. – М.: Госстройиздат, 1963. – 143 с.
2. Будин, Я.А., Демина, Г.А. Набережные. – М.: Стройиздат, 1979. – 210 с.
3. Вергунов, А.П. Формирование парковых систем в крупных городах. – М.: ГОСИНТИ, 1972. –165 с.
4. Иконников, А.В. Основы архитектурной композиции. – М.: Стройиздат, 1971. – 140 с.
5. Кабакова, С.И. Градостроительная оценка территории города.– М.: Стройиздат, 1973. – 196 с.
6. Леснов, О.В. Застройка приречных территорий городов. – Киев: Будивельник, 1977. – 112 с.
7. Николаевская, З.А. Водоемы в ландшафте города. – М.: Стройиздат, 1975. –174 с.