Вы здесь

София. Интерарх-2009: Место встречи изменить нельзя

Версия для печати

Архитектура – величайшее из искусств и огромная объединяющая сила. Об этом в очередной раз во весь голос заявил XII Международный триеннале архитектуры “Интерарх-2009”, состоявшийся в Софии 17–21 мая. Столица Болгарии на четыре дня стала гостеприимным домом для сотни архитекторов, приехавших сюда со всех концов света. Звезды мировой архитектуры второй половины XX – начала XXI века, начинающие и маститые архитекторы, студенты Софийского университета архитектуры, строительства и геодезии, в стенах которого проходило мероприятие, – всех их собрала, объединила магическая “планета” под общим названием “Архитектура XXI века”.

Организаторами выступили Международная академия архитектуры, Союз архитекторов Болгарии, Софийский университет архитектуры, строительства и геодезии под эгидой Президента Республики Болгарии и ЮНЕСКО.

В работе триеннале принимала участие делегация Белорусского союза архитекторов.

Справка. Интерарх – открытый интернациональный форум с участием профессиональных архитекторов и теоретиков со всего мира, проводится в Софии. Основанный 27 лет назад (первый биеннале состоялся в 1981 г.), он регулярно (с периодичностью в два, затем три года) вовлекает в орбиту своего действия огромное количество зодчих, знакомит архитектурную общественность с наиболее значимыми тенденциями в градостроительном развитии и достижениями современной архитектуры. С 1991 г. конкурсы (триеннале) стали проводиться раз в три года. Мероприятие организовано под эгидой Международной академии архитектуры (МАА) и прежде всего по инициативе и благодаря неустанной деятельности народного архитектора Болгарии Георгия Стоилова, на протяжении более двух десятков лет возглавляющего эту организацию и консолидирующего лучшие архитектурные силы со всего мира.

Месяц назад Георги Стоилов отметил 80-летний юбилей. И естественно, что делегации стран-участниц не преминули воспользоваться случаем и поздравить этого замечательного человека со столь славной датой. Звучали теплые речи, проникновенные слова. От имени Министерства архитектуры и строительства, Белорусского союза архитекторов их полномочный представитель Леонард Москалевич вручил болгарскому коллеге и другу памятные подарки, среди которых юбилейный буклет, посвященный его жизни и творчеству, подготовленный редакцией журнала “Архитектура и строительство”.

 

Юрий Мамлин: “Первое утро в Софии…”

В конце февраля я принимал участие в архитектурном фестивале, который ежегодно проводит Департамент по архитектуре Краснодарского края. Мне была оказана честь провести мастер-класс – наряду с такими мэтрами, как Сергей Киселев, Сергей Чобан из Москвы и Георги Стоилов. По окончании презентации – это была ретроспекция всех моих построек и проектов, созданных на протяжении 20 лет работы в этом регионе, – Георги Стоилов подошел ко мне и предложил представить некоторые из них на предстоящем триеннале. Он и раньше видел мои работы – в Москве на фестивалях “Зодчество”, на других международных выставках – и, видимо, какое-то мнение у него сложилось. Но о том, что он задумал, ни полслова сказано не было. А поскольку я никогда в Софии не был, то с удовольствием откликнулся и вместе с коллегами из БСА отправился “других посмотреть и себя показать”.

Удивление, даже легкая растерянность охватили меня, когда на следующее по приезде утро мне позвонили и пригласили на заседание Ассамблеи. Там я и услышал, что по решению исполнительного комитета академии сначала номинирован, а потом единогласно избран профессором Международной академии архитектуры.

Вначале было чувство, что все это происходит не со мной. Окружение, в которое я попал, лица, которые увидел, имена, которые услышал… О них я читал, видел их произведения. Но чтобы так, рядом, на расстоянии вытянутой руки, доброжелательно улыбающихся… Это сильно меня потрясло. Тем более что “в профессора” на этой ассамблее приняли еще 7 человек, среди них представители Японии, Англии, России, Болгарии.

Таковы мои первые впечатления. Первое утро в Софии – и я (смеется Юрий Ефимович) проснулся уже профессором…

Архитекторы всех стран!..

XII Международный триеннале архитектуры “Интерарх-2009” стал одним из наиболее значимых событий нынешнего года. Как всегда, работа его началась с заседания Генеральной Ассамблеи МАА, которая согласно протоколу подвела итоги развития мировой архитектуры за прошедшие три года, наметила курс на будущее и, следуя академической традиции, объявила об избрании новых профессоров и академиков Международной академии архитектуры. Академиками стали известный французский архитектор Доминик Перо, Даниель Либескинд (США), Петер Айзенман (США), Алваро Сиза (Португалия), россиянин Андрей Боков. Чрезвычайно приятно было услышать с высокой трибуны и имя нашего соотечественника – белорусского архитектора, директора творческой мастерской Юрия Мамлина, избранного профессором МАА.

“Действие” XII триеннале разворачивалось по “обратному” сценарию. Дело в том, что жюри свою работу проделало еще до начала форума, – панели с проектами, согласно регламенту, должны были быть присланы до 15 апреля. Поэтому церемония официального открытия XII Всемирного триеннале архитектуры “Интерарх-2009” началась с вручения дипломов вновь избранным профессорам и академикам, вслед за этим были оглашены имена лауреатов конкурса. Но только оглашены. Награды ожидали своих героев еще четыре дня, которые прошли в плотном рабочем графике, наполненном выступлениями архитектурных мэтров, профессиональными диалогами и дискуссиями, обменом мнениями и впечатлениями.

Выставка-конкурс проектов и реализаций – одна из главных составных частей форума, и, следуя основной идее и требованиям Интерарха-2009, она отражала конкретные тематические направления:

  • архитектурные структуры будущего;
  • инновации и традиционная архитектура;
  • оригинальность архитектуры;
  • архитектура и окружающая среда;
  • устойчивые города.

В конкурсе приняли участие 240 архитекторов и архитектурных студий из 18 стран почти всех регионов мира. Беларусь была представлена работами четырех творческих мастерских: В.Н. Аладова (проект “Офисный центр в г. Минске”), В.В. Крамаренко и М.К. Виноградова (Национальная библиотека), Ю.Е. Мамлина (проекты “Горно-
рекреационный комплекс “Гора Семиглавая”, г. Туапсе и “Гостиничный комплекс “Белый парус” с конгресс-центром”, г. Сочи), Л.В. Москалевича (проект кафе в минском сквере имени Я. Купалы) и журналом «Архитектура и строительство». Забегая вперед, скажу, что все работы отмечены дипломами и, по традиции, остаются собственностью музея Интерарха.

Жюри (в его состав вошли Георги Стоилов (председатель, Болгария), Пьер Андре Дюфетель (Франция), Манфреди Николетти (Италия), Брайан Спенсер (США), Юрий Платонов (Россия), Ахмет Вефик Альп (Турция), Лило Попов (Болгария)) отметило огромные успехи зодчих в поиске новых идей архитектурной выразительности, в создании гармоничной жилой застройки, инновационные подходы в проектах на “экологическую” тему и определило победителей.

Гран-при и золотую медаль получила реализованная работа французского архитектора Жака Ружри “Подводный археологический музей в Александрии”. Трех первых премий МАА удостоены NEMESI Studio, Италия (проект Varyap Atasheir, Турция), Владимир Михов, Болгария (Residential building in Herakovo, Болгария) и SKYLINE ARCHITEKTEN-VIENNA, Австрия (Conference centre-hotel, Австрия). Еще 28 работ отмечены специальными призами, золотыми и серебряными медалями, почетными дипломами.

“И мы слушали, внимая…”

Презентации всемирно признанных мастеров – главная “фишка” софийских форумов. Не стал исключением и нынешний. Серию мастер-классов открыли вновь избранные академики – Алваро Сиза и Доминик Перо, с блеском, профессионально и изобразительно ярко представившие свои проекты – от первых карандашных зарисовок, эскизного решения до реализации.

Надо сказать, что вся работа триеннале была построена исключительно на презентационном показе. В кулуарах и со сцены звучало много известных имен, и присутствующие смогли на экране увидеть их проекты и постройки, оценить уровень, проследить, проанализировать, сравнить творческие поиски зодчих разных поколений, школ, национальностей. Почтенный Манфреди Николетти, невозмутимый Деннис Шарп, философично-проникновенный Ричард Инглэнд, безупречно интеллигентный Андрей Боков, мужественно-романтичный Вахтанг Давитая, обаятельный, располагающий к себе Брайан Спенсер, обстоятельно неспешный Ахмет Вефик Альп и многие, многие другие. Большинство из них представляли собственные работы, некоторые, как, например, Брайан Спенсер, рассказывали о творчестве своих коллег либо учителей – Петера Айзенмана, Фрэнка Ллойда Райта. Потрясающая лекция Спенсера о творчестве Райта – поиск им своего стиля в архитектуре, становление его как Мастера – явилась для всех слушателей-зрителей своего рода коллективным прочтением книги, которую они жаждали, но пока не смогли приобрести.

Когда по прошествии времени вспоминаешь мастер-классы этих всемирно известных зодчих, на первый план выступают эмоции и слова произносятся только в превосходной степени. Потому что это было действительно классно. Виртуозный показ и рассказ концептуального Доминика Перо, изящное и эмоциональное прочтение своего творчества Ричардом Инглэндом, который мечтает о том, чтобы “потолок дома стал горизонтом”, скупое мужское повествование Вахтанга Давитая, сопроводившего видеоряд национальной музыкой, как нельзя лучше подчеркивавшей характер его произведений… Все имена перечислить невозможно, а передать, раскрыть “содержание” работ тем более: ведь “…душу можно ль рассказать?..”. Но, кажется, благородная аура высокого искусства коснулась всех – а не это ли является импульсом к новым собственным поискам и свершениям?

Юрий Мамлин: Когда мы в течение четырех насыщенных дней общались с мэтрами, слушали и смотрели мастер-классы этих великих архитекторов, то действительно прочувствовали философию их творчества, понимание того, как рождается Архитектура.

Я сидел в зале рядом с Алваро Сиза, еще не зная, кто это. И видел, как он, совершенно отрешенный от всех и вся, делал эскизные наброски, торопливо прочерчивая линии и придавая им различные формы. Это были не просто зарисовки, за каждым рисунком – мысль, что архитектор блестяще продемонстрировал во время презентации музея, запроектированного им в Бразилии.

Каждый мастер, выступавший перед аудиторией, уникален. А некоторые даже заставили по-другому посмотреть на свою профессию.

Трудно по полочкам разложить собственные впечатления, но весь дух триеннале оставил в душе и мыслях много хорошего. Возможно, это прозвучит слишком патетически… однако после всего увиденного и услышанного душа стремится к новым горизонтам, рука тянется к “карандашу” и хочется творить, создавать ТАКОЕ, что по достоинству смогли бы оценить коллеги (покритиковать всегда повод найдется) и, может быть, когда-нибудь тоже приводить твою работу в качестве примера...

Что еще “архитектурного” происходило во время форума? Две презентации в рамках мероприятия провела российская делегация. В Русском доме развернулась оригинально представленная экспозиция выставки “АрхМаркет”, в которой собраны работы наиболее ярких, известных зодчих России, а в Софийском музее зарубежного искусства – передвижная Международная выставка победителей и номинантов 2008 года на соискание премии имени Якова Чернихова (номинировано 76 архитекторов из 20 стран). В разговоре с белорусскими коллегами Андрей Чернихов, президент Международного архитектурного благотворительного фонда имени Я. Чернихова, изъявил намерение привезти экспозиции этих двух выставок в Минск. Решение – за нами.

В этом же музее днем раньше хозяева форума знакомили нас с результатами конкурса на объявленный правительством Болгарии проект бизнес-центра “София-сити”, в котором приняли участие Норман Фостер, Заха Хадид, Массимилиано Фуксас, Доминик Перо, Георги Стоилов, Георги Бакалов. Для реализации выбран проект Доминика Перо. Пока это только проектные предложения, и хотя под возведение комплекса уже зарезервирована площадь в 60 га, сроки рабочего проектирования и строительства в связи с объективными причинами отодвинуты на неопределенное время…

Ярким и запоминающимся моментом архитектурного действа стала церемония награждения лауреатов конкурса, состоявшаяся в Центральном военном клубе. Ампирный интерьер дворца, идиллически звучащая национальная болгарская музыка в исполнении волынок, прожекторное изображение, дублирующее происходящее в зале, улыбки, эмоциональные беседы, искренние аплодисменты в честь лауреатов и их счастливые лица – все создавало праздничное настроение. В такие минуты становится понятным, почему ради того, чтобы прочувствовать атмосферу единения архитекторов всех стран, преодолеваются тысячи и тысячи километров. И спасибо идеологам-организаторам, сумевшим сохранить замечательную традицию собирать всех вместе и представлять лучшее, что создано в архитектурном сообществе.

Следующий, XIII Международный триеннале архитектуры состоится в 2012 году. И как всегда, в Софии. Рабочий язык – английский.

“Город умыт был весенними ливнями…”

Невозможно не сказать еще об одном “художнике”, показавшем высший мастер-класс и покорившем всех без исключения. Это город – очень разный, открыто показывающий свои достоинства и недостатки, солнечный и в стремительных струях дождя – каждый из нас открывал его по-своему. Подобно поэту-путешественнику Артюру Рембо (“Уйду бродить я голубыми вечерами // Коснется ветер непокрытой головы”), выкраивая редкие часы из дневной круговерти, мы отправлялись бродить по очаровательным софийским улицам, которые непременно “уводили” наш взор к опоясывающим город живописным горам с белеющим на их вершинах снегом, вдыхали изумительные запахи травы и цветов (казалось, все живое благоухает ими), завораживались великолепием пышных деревьев, обрамляющих зеленой аркой узкие улочки, покорялись величием, скромностью, достоинством памятников архитектуры разных веков и стилей – и постигали благодатность этой земли, всем сердцем убеждаясь: “Хороша страна Болгария...”.

Виктор Крамаренко, профессор МАА, дважды лауреат Государственной премии Республики Беларусь:

Стремительное развитие архитектурных процессов в Беларуси, интеграция республики с зарубежными странами позволили нам сделать качественный прорыв и выйти на международный уровень. Повышению профессионализма способствует появление в республике конкурентной среды. Причем конкурировать приходится не только в собственной стране, но и с зарубежными коллегами.

В последнее время в Минске наметилась тенденция привлечения иностранных архитекторов на инвестиционные проекты. С одной стороны, это подтверждение истины “…нет пророка в своем отечестве”, с другой – нам необходимо более активно заявлять о своих достижениях и не отводить себе роль провинциальных архитекторов. В прошлом году я был просто поражен, когда на Международном конгрессе архитекторов в Турине, на месте, отведенном для Беларуси, кроме таблички “Беларусь” не было ни одного планшета! Правда, здание Национальной библиотеки я все же нашел в выставочном отсеке, где на ее примере одна из иностранных фирм рекламировала …шторы. Значит, нам нужно быть инициативней и настойчивей в условиях конкурентной среды, иначе наша архитектура так и останется «зашторенной».

Выход в мировое архитектурное и информационное пространство – процесс очень непростой. Одним из способов заявить о градостроительных достижениях Беларуси является участие в международных форумах. Например, в 2003 году на Всемирном триеннале в Софии за оригинальную архитектуру железнодорожного вокзала мне и моему коллеге Михаилу Виноградову были вручены серебряная медаль и специальный приз, в 2006 году такой же награды был удостоен проект Леонарда Москалевича “Жилой район “Веснинка”. Это обнадеживает.

Но, конечно, самым ценным в подобных мероприятиях является общение с коллегами различных стран, возможность анализа творческих достижений архитектурной мысли и развития технологий. С этой точки зрения Всемирный триеннале в Софии представляет значительный интерес.

От имени белорусской делегации – Валентина Мартинович


comments powered by HyperComments
Читайте также
02.09.2003 / просмотров: 14 939
Кажется, что синусоида развития архитектуры, пройдя свою нижнюю точку, медленно начала подниматься вверх. По крайней мере разговоры про кризис в...
02.09.2003 / просмотров: 16 449
Система подготовки архитектурных кадров – это сложный и долговременный процесс и, конечно же, здесь нельзя говорить только о  годах...
26.10.2003 / просмотров: 5 230
2–3 октября город над Сожем принимал у себя гостей — участников Пятого национального фестиваля архитектуры “Гомель-2003”. В...