Нынешний год в Беларуси проходит под знаком строительства жилья на селе. Президент страны поставил задачу ежегодно, начиная с 2004 г., вводить в среднем в эксплуатацию не менее 5 усадебных одноквартирных домов в каждом хозяйстве с учетом их потребности в трудовых ресурсах и перспектив развития. Этот процесс подчинен глобальной цели — вернуть молодежь в деревню, дать мощный импульс развитию современной аграрной экономики и возрождению привлекательности сельскохозяйственного труда у дипломированных специалистов. В целом по стране в 1959 сельскохозяйственных организациях к концу года появится 9795 благоустроенных жилых построек со всеми удобствами. Это значит, что новоселье справят почти 10тыс. семей молодых специалистов. Для сравнения: в 2003 г. было введено в строй 2300 домов для тружеников села.
На данном этапе принято, на мой взгляд, наиболее соответствующее ситуации решение строить небольшие и экономичные по затратам дома. Может быть, это и не архитектурные “шедевры”, но наши сельскохозяйственные организации, увы, не настолько богаты, чтобы позволить себе за счет кредитных ресурсов возводить дорогостоящие особняки. Они ложатся тяжелым бременем на экономику хозяйств на длительное время. Если посмотреть статистику прошлого года, то в каждом хозяйстве построено по 2,5 дома, средняя площадь которых равна 112 кв. м. Даже в 1990-м, когда жилье строилось за бюджетные средства, усадебные строения были “скромнее” почти в 2 раза — 67 кв. м. Поэтому в сегодняшних условиях возобладало мнение, что рациональнее уменьшить размеры домов, но увеличить их количество. Особенно если учесть тот факт, что на данный момент в хозяйствах страны ощущается нехватка почти 30 тыс. специалистов. Чтобы закрепить их на селе, необходимо создать привлекательные условия проживания, равноценные городским. Поэтому дома удобны, комфортны, обеспечены теплом, водой, канализацией, телефоном. А в перспективе есть возможность пристраивать к ним веранду или надстроить второй этаж.
В начале года проектными организациями страны разработаны и утверждены Минстройархитектуры свыше трех десятков типовых проектов 1-, 2-, 3-комнатных жилых домов усадебного типа (площадь из расчета 20 кв. м на члена семьи). Они соответствуют заданным стоимостным параметрам — в пределах 15–18 тыс. долларов США в эквиваленте. Дома строятся сугубо из материалов и с использованием инженерного оборудования только отечественного производства. Стены — из газосиликатных блоков, панелей ДСК, щитовых конструкций, крыши — из шифера. Кроме того, каждой области вменено в обязанность построить по 100 деревянных домов. На каждом приусадебном участке предусмотрены хозяйственная постройка и благоустройство.
Жилищное строительство в сельской местности осуществляется за счет льготных кредитных ресурсов. Из средств ОАО “Белагропромбанк” на эти цели выделяется 252 млрд рублей, ОАО “Беларусбанк” — 1,5 млрд рублей. Механизм кредитования выглядит следующим образом: хозяйство заключает договор с банком на обеспечение финансовыми ресурсами 95% стоимости усадьбы под 5% годовых, которые погашаются в течение 40 лет. При необходимости гарантом перед банком выступает местная власть. Что касается развития инженерно-транспортной инфраструктуры, эта часть работы ложится на местные бюджеты. Для ее финансирования предусмотрены жилищно-инновационные фонды, создающиеся на местах за счет отчислений с налога от оборота.
Построенное таким образом жилье считается служебным, и исключение его из этой категории произойдет только после полного погашения организацией банковского кредита. Оно предоставляется для проживания специалисту без права приватизации. В случае, если он изъявит желание жить и работать в хозяйстве постоянно, кредит может быть переоформлен на семью, и оставшуюся его часть она погашает самостоятельно, тогда жилье переходит в собственность.
На данный момент программа сельского строительства 2004 г. близится к завершению. Появляющиеся в составе существующих сел и деревень, преимущественно на центральных усадьбах хозяйств, новые дома привносят оптимистичный оттенок в привычный фон сельской застройки. Здесь очень важен момент обновления деревень, появление в них нового тонуса и оживления жизни. Строительство неминуемо влечет за собой благоустройство всего населенного пункта, прокладку коммуникаций и инженерных сетей. Тем самым дается импульс развитию сельских поселений, способствующий повышению комфортности не только нового, но и существующего жилья. В этом кроется дополнительный смысл программы строительства на селе.
Если вы проезжали сегодня по республике, то наверняка заметили, что многие новостройки уже заселены. За 9 месяцев в эксплуатацию сдано более 7тыс. домов. Строительство идет хорошими темпами и то, что задание будет выполнено в полном объеме, сомнений нет. Хотя, подчеркиваю, такого количества домов одновременно в стране еще не строили, основная нагрузка легла на строительные комплексы областей и районов.
Жилищное строительство — важнейшее направление социальной политики государства. В нынешнем году в республике планируется ввести в эксплуатацию до 3,5 млн кв. м общей площади, из них 960 тыс. кв.м — в сельской местности и малых городах.
Беларусь строит больше, чем страны СНГ. По последним данным в нашей стране в 2003 г. на тысячу жителей введено в среднем 300 кв. м общей площади жилья, в нынешнем — 350. В то время как в России этот показатель в прошлом году составил 252 кв. м, в Украине — 135.
Чтобы оценить масштаб и значимость сделанного сегодня, стоит обратиться к временам не столь далеким. Например, в 1991г. в РБ было введено в эксплуатацию 5млн 280тыс. кв. м жилья, из которых 83% финансировалось из республиканского бюджета и только 17% строилось за счет средств населения. Но инвестиционный кризис, в котором оказалась наша страна в период с 1992 по 1995 г., значительно сократил объемы жилищного строительства. В 1995 г. было введено только 1 млн 900 тыс. кв. м общей площади. Резкое сокращение в указанный период объемов бюджетных средств, выделяемых на льготное кредитование строительства жилья, потребовало поиска новых подходов к разработке механизма финансирования жилищного строительства, переноса акцентов на внебюджетные источники.
Уже с 1996 г. наблюдается стабилизация темпов жилищного строительства с ежегодным вводом в эксплуатацию порядка 3 млн кв. м общей жилой площади. Как свидетельствуют данные Минстата, объемы сельского строительства в их составе только с 1999 г. начали устойчиво превышать 30%-ный уровень. Так, в 2000г. они составляли 30,6%, в 2001 — 31,2, в 2002 — 31,7, в 2003 г. — 30,1%.
Проблемы, требующие решенияРазвитие жилищного строительства на селе является принципиально важным вопросом. С социально-политической точки зрения, безусловно, строить нужно. И специалистов в сельской местности не хватает, и качество жизни значительно хуже. Хотя в количественном отношении дела здесь, по крайней мере формально, обстоят лучше, чем в городе. Бесстрастная статистика говорит о том, что по состоянию на 01.01.2004 г. на учете в сельской местности состоит около 5% от общего числа нуждающихся в улучшении жилищных условий в целом по стране. На одного сельского жителя приходится около 27кв.м общей жилой площади, в то время как на одного горожанина — 19,5 кв. м. Однако качественные показатели жилых помещений в сельской местности не идут в сравнение с городскими по уровню благоустройства. Только 1/3 от общего числа сельского населения проживает в домах и квартирах, оборудованных водопроводом и центральным отоплением, еще меньше — канализацией, а горячим водоснабжением — менее 1/5. Из этого следует, что в сельской местности жилищная проблема в большей степени состоит не в улучшении жилищных условий граждан, а в улучшении условий их проживания.
И она будет обостряться, так как процессы индустриализации в сельском хозяйстве, укрупнение сельхозпредприятий, необходимость привлечения в них молодых кадров неминуемы. И потребует не только улучшения условий проживания в сельской местности, включая и малые города, но и оптимального размещения жилищного фонда и производственных мощностей. Эти вопросы пока слабо изучены и требуют научного обоснования, чтобы избежать ошибок в будущем, в том числе и ближайшем.
Сельские населенные пункты неоднородны по численности: 27,9% их в целом по стране насчитывают менее 20 человек, 22,9% — от 20 до 50 человек. Вместе с тем имеются крупные населенные пункты, в которых проживают 250–500 человек, в 4,8% — от 500 до 1000, есть и села с населением в несколько тысяч человек.
Подход к разным по численности жителей деревням и селам одинаковым быть не может. Поэтому нужно научно обосновать пути развития каждой группы населенных пунктов с учетом территориального размещения сельхозпроизводства и фактического проживания людей, изучить возможность и действительную необходимость обеспечения каждого поселения полной инфраструктурой, сделать соответствующие технико-экономические расчеты.
Процесс урбанизации не остановить, но им можно и нужно разумно управлять, создавая крупные центры в пределах реальной территориальной досягаемости сельхозпроизводства. Для привлечения на работу в сельскую местность молодежи необходимо решать вопросы инженерно-транспортной, социальной и культурной инфраструктуры, которые также требуют серьезного научного обоснования. Для их решения необходимы значительные, если не сказать огромные, средства.
Есть и еще одна проблема. В сельской местности имеются пустующие дома — 2,5млн кв. м общей площади, а также принадлежащие на правах собственности гражданам, которые постоянно в них не проживают. Эти строения включены в жилищный фонд и объективно искажают картину обеспеченности жильем сельского населения. Часть их находится в плохом состоянии, но есть и такие, где после ремонта и благоустройства можно получить хорошее жилье. Значит, нужно исследовать и классифицировать этот фонд и найти ему должное применение.
Требуют серьезной научной проработки механизмы финансирования строительства жилых помещений в сельской местности, варианты участия в этом процессе населения. Необходимо и тщательное изучение вопросов передачи построенного жилья работникам хозяйств на условиях возвратности вложенных в строительство средств при одновременном закреплении кадров.
Исходя из вышеизложенного, представляется актуальной разработка концепции развития инвестиций и строительства жилья на селе. Она должна послужить основанием для создания государственной программы строительства, реконструкции и модернизации жилых помещений в сельской местности.