Национальные приоритеты Республики Беларусь
в области территориального развития
и градостроительства:
– рациональное использование имеющихся территориальных ресурсов населенных пунктов на основе их экономической оценки;
– первоочередное развитие жилищного строительства и его
наращивание в малых городах и сельских населенных пунктах;
– развитие и совершенствование социальной, производственной, транспортной и инженерно-технической инфраструктур;
– улучшение экологических условий проживания населения
в городах и на территориях, подвергшихся загрязнению
окружающей среды;
– охрана историко-культурного наследия и
рациональное использование природных ресурсов.
Современный этап развития белорусской архитектуры характеризуется возрастанием значения градостроительного начала, новыми принципами пространственной организации населенных мест, комплексностью осуществления градо- строительных мероприятий. В связи с этим Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь осуществляется активная разносторонняя деятельность по совершенствованию основ государственной градостроительной политики, комплексному развитию населенных пунктов и регионов страны.
Создание благоприятных условий для улучшения качества среды белорусских городов и сел, обеспечения их устойчивого развития является одним из приоритетных направлений министерства, местных органов управления архитектурной и градостроительной деятельностью.
Государственная градостроительная политика, проводимая на национальном, региональном и местном уровнях, подчинена целям устойчивого развития городских и сельских поселений республики, создания здоровой, безопасной, эстетически совершенной среды жизнедеятельности.
Важное место в этом процессе занимает выработка законодательной основы территориального обустройства государства и механизмов реализации выбранного направления градостроительной политики.
От Национального плана –
к генеральным планам городов
После принятия в 1993 г. Закона "Об основах архитектурной и градостроительной деятельности в Республике Беларусь" в течение 1993–2002 гг. была сформирована развернутая система нормативного правового обеспечения разработки, согласования и утверждения градостроительной документации, методических и нормативно-технических документов, обязательных для применения при проектировании, строительстве и функционировании объектов.
В соответствии с действующим законодательством в 1999 г. разработан основной градостроительный документ – Государственная схема комплексной территориальной организации Республики Беларусь (ГСКТО), или Национальный план республики, одобренный постановлением правительства в 2000 г. В нем определены подходы к формированию территориально-пространственной структуры республики, а также приоритеты и дифференцированные стратегии развития регионов, городов различного типа и функционального назначения на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный этапы развития. В настоящее время процесс реализации ГСКТО увязывается с практикой разработки отраслевых научно-технических программ развития архитектуры и градостроительства, рассчитанных до 2005 г.
В рамках реализации ГСКТО ведется разработка схем комплексной территориальной организации областей, генеральных планов городов, схем развития и размещения отдельных отраслей и ряд других проектов, являющихся основой для подготовки и принятия решений по эффективному использованию и сбалансированному развитию населенных пунктов и территориального потенциала республики в целом.
Существенным шагом в этом направлении явилось принятие в апреле 2002 г. постановления Правительства Республики Беларусь "О первоочередных мерах по градостроительному развитию городов и территорий Республики Беларусь", которым утверждена Программа, содержащая комплекс первоочередных мер до 2005 г.
В числе наиболее важных мероприятий Программы – участие министерства в подготовке новой редакции проекта Закона Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "Об основах архитектурной и градостроительной деятельности в Республике Беларусь". Законопроект согласован со всеми заинтересованными и внесен в установленном порядке в Совет Министров для рассмотрения в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь.
Принятие закона в новой редакции позволит регулировать отношения как в сфере архитектурной, градостроительной, так и строительной деятельности, обеспечит его соответствие действующему законодательству, требованиям унификации законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации, в значительной мере расширит правовую базу в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
Накопленный за последние годы градостроительный опыт и проводимые министерством исследования позволили включить в перечень мероприятий Программы разработку Национальной градостроительной доктрины, которая завершена в прошлом году. Кроме того, выполнение этих мероприятий будет способствовать последовательному переходу к разработке градостроительной документации нового поколения, повышению эффективности и жизнеспособности заложенных в них градостроительных решений в целях устойчивого социально-экономического развития населенных пунктов и территорий Республики Беларусь.
Важнейшим условием успешного решения территориальных проблем городов является своевременная разработка их генеральных планов.
Поэтому не случайно в августе 2002 г. на совещании у Президента Республики Беларусь были подняты вопросы территориального развития белорусских городов на примере г. Минска. Итогом совещания стал протокол поручений Президента Республики Беларусь о градостроительном развитии г. Минска и пригородной зоны, которым установлены конкретные сроки разработки и внесения на рассмотрение Президента Республики Беларусь генеральных планов Минска и пяти областных центров.
Генеральный план является не только стратегическим планом действия органов управления, но и регламентирует инвестиционно-строительную деятельность на территории города. В связи с этим переход к зонированию городов – одна из важнейших задач в работе министерства на ближайшие годы. Уже подготовлена долгосрочная программа разработки планов зонирования территорий населенных пунктов с одновременным установлением регламентов градостроительного развития и использования их территорий. Первыми городами, для которых разрабатываются электронные планы зонирования, являются Минск и Борисов.
Вопросы своевременной разработки и корректировки градостроительной документации находятся под постоянным контролем Министерства архитектуры и строительства, соответствующих местных органов управления. Что касается генеральных планов столицы и областных центров, то их разработка находится под контролем главы государства и правительства.
По итогам августовского совещания Президент Республики Беларусь 16 декабря 2002 г. подписал Декрет "О некоторых мерах по совершенствованию порядка утверждения генеральных планов городов". Декретом введена новая процедура утверждения: генеральные планы Минска и областных центров – президентом, генеральные планы городов областного подчинения – правительством. Определен перечень городов областного подчинения (их всего 15) и сроки разработки и утверждения их генеральных планов.
Генеральный план столицы Беларуси – г. Минска утвержден Указом Президента Республики Беларусь в апреле 2003 г. В настоящее время Минстройархитектуры совместно с Мингорисполкомом приступили к разработке плана организационных мероприятий по его реализации. Институтом "БелНИИПградостроительства" осуществляется разработка генеральных планов городов – областных центров. Все они будут представлены на утверждение к 1 июля 2003 г.
Благоустройство территорий –
прерогатива градостроителей
В ряду приоритетных направлений деятельности Министерства архитектуры и строительства, а точнее, объектом его пристального внимания является реконструкция и благоустройство городских и сельских территорий. 2003 год объявлен Годом благоустройства. Во исполнение постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2002 г. "О благоустройстве территорий населенных пунктов и наведению порядка на земле" Министерством архитектуры и строительства разработана соответствующая комплексная программа, в которой сконцентрированы конкретные мероприятия по вопросам благоустройства и формирования архитектурного облика городов и населенных пунктов, производственных зон, районов индивидуальной застройки, зон отдыха, создания эталонов эстетического оформления и благоустройства территорий, совершенствования городского дизайна, эстетического обустройства набережных, пляжей, автомобильных дорог и расположенных на них объектов сервиса и др. Она принята в качестве Плана мероприятий рабочей группы по контролю за ходом выполнения Республиканской программы проведения Года порядка и благоустройства.
Каждое из этих мероприятий внесет свой вклад в преображение наших городов и поселков. Следует сказать, что это не начало, а продолжение той огромной работы, которую уже не первый год проводит министерство совместно с архитекторами, строителями, дизайнерами. Среди белорусских городов, которые обрели новое "лицо", – Новогрудок и Мир с памятником мирового значения – Мирским замком, Шклов и Молодечно. Похорошели и "омолодились" Гродно и Витебск, Гомель и Брест. Начались реставрационные работы в Несвиже, благоустраиваются Пружаны, Пинск, Заславль. Силами проектных и подрядных организаций, творческих мастерских создается своеобразная градостроительная инфраструктура, которая позволит сделать каждый город неповторимым, даст ему возможность полнокровного развития и этим самым соз- даст предпосылки для реализации концепции развития туризма в нашей стране.
Национальные приоритеты
стран Содружества в области
градостроительства
Кроме решения национальных задач по сбалансированному социально-экономическому и экологическому развитию населенных пунктов и территорий республики, Минстройархитектуры Беларуси в рамках Комиссии по градостроительству координирует реализацию Градостроительной хартии в странах Содружества.
Приложение к Градостроительной хартии содержит Перечень межгосударственных соглашений, совместных программ и проектов, направленных на взаимоувязанное развитие приграничных регионов, транспортно-коммуникационных систем, определение градостроительных принципов развития столиц, создание национальных геоинформационных систем, ведение мониторинга устойчивого развития населенных пунктов, обустройства территорий.
В настоящее время Программа деятельности национальных органов управления в области строительства и градо- строительства по реализации Градостроительной хартии Содружества Независимых Государств, поддержанная членами Межправительственного совета, по сути, является планом работы Комиссии по градостроительству до 2003 г.
В соответствии с решением Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной деятельности стран СНГ с 2001 г. началась разработка проектов, закрепленных за государствами.
Выполняя свои обязательства, Мин- стройархитектуры Беларуси с учетом предложений заинтересованных организаций Содружества разработало все закрепленные за республикой документы, в том числе:
– проект "Комплексной научно-технической программы по приоритетным направлениям градостроительной деятельности";
– проект "Соглашения о системе подготовки и переподготовки в государствах Содружества специалистов органов управления, научных, проектных и педагогических кадров в сфере градостроительной деятельности";
– проект "Перечня головных (ведущих) национальных и межгосударственных научно-исследовательских, проектных и учебных организаций в сфере градостроительной деятельности, создания и ведения государственного градостроительного и территориального кадастров в государствах Содружества";
– проект "Соглашения о разработке и порядке согласования представляющих взаимный интерес программ и проектов по строительству отдельных объектов (комплексов), развитию приграничных территорий (регионов) и зон влияния трансграничных транспортно-коммуникационных коридоров государств Содружества".
Все эти документы согласованы в национальных органах управления в области архитектуры, строительства и градостроительства стран СНГ. В 2003 г. Минстройархитектуры планирует издать и распространить "Перечень головных (ведущих) национальных и межгосударственных научно-исследовательских, проектных и учебных организаций в сфере градостроительной деятельности, создания и ведения государственного градостроительного и территориального кадастров в государствах Содружества".
Все страны Содружества также активно работали по соответствующим направлениям. Республикой Армения подготовлен проект Соглашения, касающийся развития сельских населенных пунктов. В ходе разработки этого проекта Минстройархитектуры Беларуси оказало армянским коллегам консультационное содействие.
Комитетом по делам строительства Мин- экономторга Республики Казахстан выделены финансовые средства и ведутся работы по казахской части проекта "Конвенции о принципах формирования и взаимодействия национальных информационных систем о градостроительных и территориальных (земельных) кадастрах государств Содружества".
Министерством экологии, строительства и развития территорий Республики Молдова, как соисполнителем ряда проектов, представлены информационные материалы в соответствующие министерства Армении и Беларуси.
К разработке проекта "Соглашения о взаимопризнании государствами Содружества групп населения, нуждающихся в обеспечении социальным (муниципальным) жильем" Госстрой Украины приступит после принятия Жилищного кодекса Украины, который включает правовые положения о социальном (муниципальном) жилье.
Проекты, закрепленные за Российской Федерацией, Госстрой планирует осуществить в текущем и последующих годах.
Московская декларация, принятая
5 июня 2002 г. на Всероссийском совещании по устойчивому развитию городов России в поддержку Повестки дня Хабитат и Всемирного саммита по устойчивому развитию, подчеркнула важность принятия Градостроительной хартии СНГ и других руководящих документов в достижении гармонизации процесса урбанизации в странах с экономикой переходного периода и в мире в целом.
Минстройархитектуры Беларуси предлагает национальным органам управления в области строительства и градостроительства мобилизовать усилия и завершить в 2003 г. разработку проектов, закрепленных за государствами, в рамках реализации Градостроительной хартии стран СНГ.