Вы здесь

Cреда для детей: проекты и реальность

В тот день, когда мы с полной ответственностью сможем сказать,
что все дети планеты — наши дети, на Земле воцарится мир.
Г. Гмайнер

Основной социальной группой, в которой проходит становление личности ребенка с первых дней жизни, является семья. Именно в рамках семьи организуется его деятельность и общение, происходит освоение социокультурного опыта.
Современный европейский идеал семьи предполагает, что брачные, родственные и заменяющие их отношения в эмоциональном плане выступают как взаимная любовь, взаимная поддержка, защита, помощь, вера друг в друга, гордость друг другом, ответственность друг за друга и т.д. В тех семьях, где этот идеал хотя бы частично реализуется, где родители исполняют традиционные роли матери и отца, складывается благополучная эмоциональная атмосфера для социализации детей — атмосфера гармонии, тепла, эмпатии, надежной защищенности от внешних бед. Такая атмосфера в максимально возможной степени благоприятна для душевного состояния ребенка, для формирования у него чувства своей востребованности, защищенности, достаточно высокой самооценки и чувства собственного достоинства. В семье у детей происходит постоянное общение, круг которого может быть очень богат, включать людей разного возраста, пола, интеллектуального уровня, социального статуса, ролевых сценариев, скрепленных общим семейным микрокультурным стереотипом и чувством взаимной ответственности.

Значительная часть семей существенно отличается от идеальной. Причины этого разнообразны. Тем не менее, по мнению специалистов, в большинстве своем даже далекие от идеала семьи могут дать для социализации детей больше, чем любые интернаты. Недаром “Конвенция о правах ребенка” признает, что “ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении”.
Домашнее воспитание в современных условиях включает посещение детьми детского сада, школы, учреждений внешкольной работы. Кроме того, домашние дети общаются с соседями, родственниками, случайными людьми (в магазинах, учреждениях культуры, общественном транспорте), включаются в неформальные дружеские компании, детские общественные объединения. Таким образом, сфера социализации домашних детей расширяется за счет множества доступных им внесемейных групп, в рамках которых они могут выполнять различные виды деятельности, осуществлять разнообразное общение с другими детьми и взрослыми, осваивать различные предметно-пространственные комплексы.
В условиях интерната детям не хватает того, что им могла бы дать семья, — любви, тепла, защиты, опыта семейных отношений, семейного общения. Здесь может быть исключено общение братьев и сестер разного возраста или состояния здоровья, даже если они воспитываются в одном учреждении; общение детей с отдаленными от них (больными, заключенными в тюрьму и т.п.) родителями, бабушками и дедушками, между детьми и дальними родственниками. Кроме того, для этих детей сужен круг доступных им детских учреждений, других объектов, открытых пространств поселения. В результате уменьшаются возможности приобретения и накопления индивидуального социокультурного опыта. Для детей, живущих в семейных детских домах и детских деревнях, данная проблема значительно менее остра, поскольку это “открытые” учреждения, и члены их общаются с внешним миром.
Свой вклад в формирование современной системы воспитания сирот внес известный немецкий врач-педиатр Альбрехт Пейпер, считавший, что “вредности госпитализма” — заболевания детей, оказавшихся без матери в больнице или в интернатном учреждении, — “тем меньше, чем больше жизнь в учреждении приближается к жизни в семье”.
В практику эти идеи успешно внедрил австрийский врач Герман Гмайнер, создавший систему SOS-детских деревень. Основной их принцип — воплощение права каждого ребенка на семью и домашнее окружение. Как правило, все детские деревни состоят из 10–15 коттеджей на одну “семью”, которой руководит “мать”, воспитывающая группу из 8–9 детей разного возраста. Деревенский “отец”, или “дорфляйтер”, является образцом отца и верховной власти в деревне.
Первая SOS-детская деревня была построена в 1953 г. в Имсте, Тироль, первый SOS-детский дом — в 1955 г. в Инсбруке. В 1959 г. в Европе их было уже 10. Сегодня функционирует более 300 детских деревень и более 1000 смежных учреждений (детских садов, школ, медицинских, социальных и образовательных центров) модели Г. Гмайнера в 130 странах мира.
В детских деревнях участок используется коллективом воспитанников и должен включать общую административную, хозяйственную, рекреационную и парадно-декоративную зоны. Семьи в составе детской деревни могут иметь свои придомовые участки, в том числе и для ведения личного подсобного хозяйства.
В Беларуси функционируют две SOS-детские деревни — в Боровлянах и Марьиной Горке, каждая из которых состоит из двухэтажных коттеджей, где проживают “мамы” с воспитанниками, административно-культурного центра, блока гаражей и хозяйственных построек, а также коттеджей-гостиниц для семей с детьми, проходящими амбулаторное лечение в близлежащем детском онкологическом центре (Боровляны), либо гостевых коттеджей и домов персонала (Марьина Горка). В SOS-детской деревне в Боровлянах выделяются парадно-декоративная, административная, хозяйственная, спортивная, рекреационная зоны. Кроме того, каждая “семья” имеет небольшие придомовые участки. Используются они для личного подсобного хозяйства (огород, ягодник) или как декоративные цветочные клумбы, розарии, малые садики и т.п.
Еще одна детская деревня — в Кобрине — реализует несколько иную педагогическую модель, что, впрочем, мало отражается на общей функционально-планировочной организации объекта.
Наиболее развитая функциональная программа участка складывается в “закрытых” учреждениях (например, в школах-интернатах), где дети проводят длительное время. Мир, в котором протекает их социализация, ограничен зданиями и участком.
Поэтому на участке необходимо формировать зоны для всех видов деятельности и выносить их на открытые пространства достаточных размеров и удобной для соответствующей деятельности конфигурации. Взаимное расположение зон и характер границ должны обеспечивать удобные связи между зонами и их необходимую изоляцию.
Все функциональные зоны участка одновременно являются зонами общения воспитанников (одного возраста, разных возрастов) между собой, воспитанников и воспитателей, воспитанников и обслуживающего персонала, воспитанников и гостей (родителей, родственников, шефов, спонсоров, друзей и т.д.). В то же время в подростковом возрасте у детей формируется, во-первых, потребность в периодическом уединении, во-вторых, отрицательное отношение к любому внешнему надзору, в-третьих, тяга к независимости, созданию “закрытых”, “подпольных” групп. Для обеспечения коммуникативного комфорта на участке учреждений внедомашнего воспитания сирот необходимо дополнить открытые для наблюдения зоны (парадную, спортивную) зонами полузакрытыми (например, зоной приключений) и “секретными”, хотя и доступными для воспитателей (зона тихого отдыха).
Информационно-познавательная комфортность участка тем выше, чем разнообразнее состав доступных воспитанникам предметно-пространственных комплексов, чем сложнее каждый из них и чем больше он предоставляет вариантов истолкования и использования. Участок (в значительной своей части) должен выполнять роль “краеведческой” площадки, на которой представлены элементы ландшафта (“поле”, “лес”, “река”, “гора”, “ров” и т.п.). Это не обязательно макет ландшафтных сюжетов: чтобы воспринять гору как перепад рельефа, ребенку надо не только посмотреть на нее, но и взобраться на вершину, спуститься или скатиться по склону, в ручье намочить ноги, в лесу спрятаться и т.п.
Малые формы могут быть как функциональными (оборудование детских площадок, элементы наружного освещения, ориентиры и вспомогательные средства, обеспечивающие достаточную безопасность и скорость передвижения, что особенно важно для детей с физическими и психическими недостатками, имеющих нарушения сенсорного восприятия), так и чисто декоративными.
Реализация этих положений стала одной из учебных задач на архитектурном факультете БНТУ. Под руководством авторов в 2003/04 и 2004/05 учебных годах проведены конкурсы эскизных проектов по благоустройству территории и разработке интерьеров помещений школы-интерната для глухих и слабослышащих детей в пос. Ждановичи Минского района.
Студентам было предложено разработать проект генерального плана школы, организовав своеобразный кольцевой “туристский маршрут” вокруг зданий с различными площадками-“стоянками”, где дети смогли бы познавать окружающий мир, знакомиться с бытовой культурой и традициями своего народа, разнообразием белорусской природы и ландшафта, развивать свои способности. Здесь же планировалось устраивать летние лагеря для школьников и студентов из других стран.
В студенческих работах представлены различные решения — от концепции глобального комплексного преобразования территории с вычленением четырех зон: Запада (площадка для развития тактильных ощущений с использованием мотивов античной архитектуры), Востока (розарий, дендрарий, опытная площадка лекарственных растений, пасека и водоем с включением элементов японского сада), Севера (игровые площадки, на которых ребят ждет встреча с героями русских и белорусских сказок) и Юга (детские игровые площадки с тематикой африканской фауны) до детальной разработки малых архитектурных форм, игрового оборудования, схем рассадки растений. Были предложены разнообразные тематические “стоянки”: “Я познаю Вселенную”, “Все внимание травам”, “Я — садовник”, “Водный мир”, “Зеленый лабиринт”, “В гостях у сказки” и другие. В результате обсуждения представленных работ учащимися школы один из проектов (студенты А.Б. Бакштаев, Д.Н. Ботузова, А.И. Горовой, К.А. Кратович) был выбран для реализации и частично воплощен (рис. 1–3).
Когда студенты получили задание на разработку интерьеров этой школы-интерната, они оказались перед необходимостью решать комплекс художественных, технических и социальных задач. Авторы очень точно уловили, что детям в среде государственного учреждения не хватает возможности побыть в одиночестве — предаться воспоминаниям и мечтам, подумать, погрустить. Поэтому одной из основных тем стало выделение в больших помещениях малых подпространств, трансформация пространства и мебельных модулей, привнесение природных образов и элементов (рис. 4–10).
Вот описание концепции одной из студенческих работ: “Сказка и реальность так редко похожи; хотелось бы создать сказку, в которой захочется жить, обстановку, располагающую к общению и пробуждающую фантазию. И даже в пасмурный день яркие цвета могут создать солнечное настроение, а мягкие материалы на полу и на стенах, на мой взгляд, создают уют” (О. Орловская, рис. 11, 12).


 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Давайте попутешествуем во времени, «пробежимся» по разным уголкам Земли и пристально вглядимся в свои родные места, полюбуемся и восхитимся...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Туризм – одно из наиболее динамичных явлений современного мира. В последнее время он приобрел колоссальные темпы роста и масштабы влияния на...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
В ряде стран Западной и Центральной Европы формируются природные парки регионального и местного значения, аналогов которым в Беларуси пока нет. Так...