16 декабря 1388 г.
в письменных источниках впервые упоминается Молодечно – в этот день в Молодечненском замке Новгород-Северским князем Дмитрием Ольгердовичем была подписана грамота на послушание великому князю литовскому Ягайле. В разные времена Молодечно принадлежал князьям Заславским, Мстиславским, Сангушкам, Кишкам. В начале ХVІІ в. владельцем был канцлер Великого Княжества Литовского Лев Сапега, в ХVІІІ в. – князья Огинские.
10 декабря 1589 г.
городу Кобрину дарован герб – на серебряном поле изображение двух женских фигур, одна из которых держит на руках дитя.
Впервые Кобрин упоминается в 1287 г., в 1589 г. получает самоуправление на основе Магдебургского права. Кобринчане отныне могли иметь собственный административный орган – магистрат во главе с бургомистром. Помимо герба Кобрину даровалась и печать.
Нынешний герб города и района утвержден указом Президента от 22 июля 2004 г. и представляет собой французский щит, в голубом поле которого представлен образ Девы Марии в одеждах красного цвета с младенцем в золотых одеждах; в золотой вольной части щита изображена праведная Анна в красных одеждах поверх голубого хитона.
25 декабря 1900 г.
в Минске открылась публичная библиотека им. А.С. Пушкина – старейшая библиотека города. В 1899 г. шла подготовка к празднованию 100-летия со дня рождения А.С. Пушкина. Созданная при Обществе любителей изящных искусств особая комиссия по составлению программы чествования подняла вопрос об открытии в Минске публичной библиотеки его имени. Предложение было поддержано, и вскоре комиссия обратилась к жителям города с просьбой пожертвовать для этой цели книги или денежные сбережения…
Спустя два дня после открытия библиотека встречала первых посетителей. Вначале она находилась на ул. Захарьевской (сейчас пр. Независимости), с 1904 г. – на ул. Крещенской (ул. Интернациональная).
В нынешнее здание (ул. Гикало, 4) библиотека переехала в ноябре 1971 г.
родился Якуб Оттонович Наркевич-Йодка (1847–1905), белорусский природовед, естествоиспытатель, медик, изобретатель электрографии и беспроводниковой передачи электрических сигналов. Член-корреспондент Русского географического общества, Института экспериментальной медицины в Петербурге, почетный профессор Сорбонского университета в Париже.
Многочисленные труды Наркевича-Йодки охватывают различные вопросы естествознания. Интерес к научной деятельности и медицине он стал проявлять еще в молодости. Получив необходимые знания по природоведению, физике и медицине в ряде университетов Европы, занялся научно-практической деятельностью.
В своем родовом имении Наднеман создал первую станцию метеорологического наблюдения и комплекс лабораторий, в которых проводились исследования по влиянию электричества на зерновые культуры. Анализируя метеорологические данные, он пришел к выводу, что атмосферное электричество положительно влияет на урожай. Через некоторое время Наркевич-Йодка начал изучать положительное воздействие электричества на организм человека, с его помощью диагностировал болезни и успешно их лечил.
Сегодня наука оценивает работы белорусского ученого по электрографии как крупное достижение конца прошлого века. Изучение электрографии вылилось в самостоятельное научное направление, имеющее большое значение для экспериментальной медицины.
10 декабря 1870 г.
в Богданове Ошмянского повета Виленской губернии в семье обедневшего шляхтича родился Фердинанд Эдуардович Рущиц (1870–1936), живописец, график, театральный декоратор, педагог.
Его детство и юность прошли в Минске. Следуя желанию отца, поступил на юридический факультет Петербургского университета, но через некоторое время подал прошение в Академию художеств с просьбой зачислить его вольнослушателем по отделу живописи. Ему посчастливилось учиться у И. Шишкина, А. Куинджи. После окончания академии в 1897 г. художник долгое время жил в родовой усадьбе в Богданово. Эти годы считаются наиболее плодотворными в его творчестве: он создает полотна “Земля” (1898), “У костела” (1899), “В свет” (1901). Все эти произведения – словно части одного повествования о судьбах простых людей. Символическим завершением темы стала картина “Эмигранты” (1902).
Критики сразу оценили Рущица как исключительного колориста, отметили простоту, лаконичность его композиций, помноженные на ощущение реальности пространства. Его работы выставлялись в Варшаве и Петербурге. Темы для них (“Мельница”, “Берега Вилейки” и др.) художник черпал из окружающей его жизни, из белорусской природы.
В 1904 г. Ф. Рущица пригласили на должность профессора живописи Краковской академии искусств, затем он работал профессором в Школе изящных искусств в Варшаве. В 1908 г. вернулся в Беларусь, в Богданово, где и прожил до 1917 г., создавая многочисленные этюды и зарисовки. После революции принимал участие в возобновлении деятельности Виленского университета. В 1920–1930 гг. являлся председателем комиссии по охране памятников древностей, ездил по Беларуси, делал зарисовки старинных замков, руин, оформлял книги, журналы, создавал также декорации к спектаклям.
Умер художник 30 октября 1936 г. в родном доме в Богданове.
родился Максим Богданович (1891–1917), белорусский поэт, публицист, литературный критик. Он прожил недолгую, но очень яркую и насыщенную жизнь, оставив богатое творческое наследие. Воспитанный на лучших образцах русской и мировой литературы, М. Богданович навсегда остался национальным белорусским поэтом. Он одним из первых стал использовать в белорусской литературе различные формы стихосложения: сонеты, триалеты, терцины и др.
Я хацеў бы спаткацца з Вамі на вуліцы
У ціхую сінюю ноч
І сказаць:
“Бачыце гэтыя буйныя зоркі,
Ясныя зоркі Геркулеса?
Да іх ляціць наша сонца,
І нясецца за сонцам зямля.
Хто мы такія?
Толькі падарожныя, – папутнікі сярод нябёс.
Нашто ж на зямлі
Сваркі і звадкі, боль і горыч,
Калі ўсе мы разам ляцім да зор?”
28 декабря
отмечается Международный день кино. В 1895 г. Луи и Огюст Люмьер получили патент на изобретенный ими аппарат “Синематограф”. 22 марта этого же года они показывали – правда, лишь узкому кругу друзей – коротенькую ленту “Выход рабочих с завода Люмьер”.
Широкой публике первый в мире короткометражный фильм Люмьеры представили 28 декабря 1895 г. в парижском кафе на бульваре Капуцинов. Это было легендарное “Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота” – первый в истории кинематографа фильм, показанный за деньги. Демонстрация его вызвала настоящую панику у зрителей: они вскакивали с мест и убегали из зала, боясь, что приближающийся на экране поезд раздавит их…
27 декабря 1912 г.
в г. Червень Минской области родился Владимир Адамович Король (1912–1980), народный архитектор СССР, заслуженный строитель БССР, действительный член Академии художеств СССР. С 1945 г. – зам. начальника, с 1951 г. – начальник Управления по делам архитектуры при Совете Министров БССР. С 1955 по 1979 г. – председатель Госкомитета БССР по делам строительства, зав. кафедрой градостроительства Белорусского политехнического института. В составе авторского коллектива участвовал в создании проектов планировки и застройки Центрального района (1945), Ленинского проспекта и Центральной площади (1948, сейчас пр. и пл. Независимости), здания Центрального телеграфа (1958), главпочтамта (с А. Духаном), монумента Победы (1951) и др. Автор и редактор трудов по архитектуре и градостроительству: “Новые города Белоруссии” (1956), “Микрорайоны Белоруссии” (1963), “Минск: послевоенный опыт реконструкции и развития” (1966). В 1970–1980 гг. являлся редактором бюллетеня “Строительство и архитектура Белоруссии” – прародителя журнала “Архитектура и строительство”.
на территории национального парка “Беловежская пуща” начала работать резиденция
Деда Мороза.