Камень всегда использовали в строительстве на территории Беларуси, хотя масштабы и принципы применения были различными в разных регионах и в разные времена.
Зодчие Гродненской школы ХІІ в. наряду с обычным для древнерусской архитектуры принципом чередования в кладке стен камня и плинфы (оборонительные стены Гродно) в храмах закладывали и колотый камень-валун, который устанавливали плоской стороной наружу (Нижняя и Борисоглебская (Коложская) церкви). Внешняя поверхность таких камней иногда полировалась. Их цветовая гамма очень богата: от светло-серых до черных, от розовых до темно-красных тонов. Это в сочетании с цветными глазурованными керамическими вставками обеспечивало индивидуальность образа храма. Полихромия, оригинальность геометрических композиций декора стен, разнообразие фактуры материалов, в том числе и камня, становились важнейшими средствами архитектурной композиции.
Камень широко применяли в оборонительных сооружениях ХІV–ХVІ вв.: в кладке фундаментов, нижних ярусов стен, башен (Кревский, Лидский, Мирский и другие замки). Строительство из каменных материалов было непростым делом, а в условиях феодального строя становилось тяжелой повинностью для народа, свидетельством чего служит сохранившаяся белорусская поговорка-пожелание недругу: “Каб ты каменні на Крэўскi замак цягаў”. Впоследствии расширяется строительство исключительно из кирпича. Примерами тому являются храмы оборонного типа (церкви в Мурованке и Сынковичах, костел в Гнезно) — наиболее известные и характерные представители древнего белорусского зодчества ХVІ в. Помимо выразительных объемно-пространственных решений зодчие искусно использовали возможности основного материала — кирпича в декоративном убранстве зданий. Именно из него выполнялось многообразие ниш, арок, карнизов и декоративных поясков. Лекальный кирпич был редким исключением. Кирпич специального обжига обогащал цветовую гамму массива стены, и благодаря ему в плоскости кладки можно было создавать выразительные орнаментальные сюжеты (Мирский замок). Все это позволяло вводить в архитектуру зданий различные детали, которые содействовали созданию определенного масштабного строя, выявлению тектонической основы зданий. С приходом на территорию Беларуси принципов архитектуры барокко оштукатуренные поверхности стали скрывать кирпичную кладку, исключая возможности активного включения фактуры природных стеновых материалов в формирование внешнего облика зданий.
В ХVІІІ – начале ХХ в. белорусские строители несколько раз возвращались к проблеме более активного использования естественных материалов, в частности камня. Вначале это было связано с романтизмом, искавшим новые формы через освоение народных и исторических стилей и обратившим в связи с этим внимание на местные строительные материалы.
В конце ХIХ – начале ХХ в. в этом направлении стали развиваться многие рестороспективные стили в Беларуси (в том числе модерн). Возродилось строительство кирпичных зданий без последующего оштукатуривания (церковь в Лунинце, усадебный дом в Россонах, костелы в Каменке, Видзах, Ракове и др.), из тесаного камня (костел в Липнишках) и колотого (костел в Лунно, хозяйственные и производственные постройки во многих усадьбах, ограды культовых сооружений). Широко использовались и сочетания этих материалов (костелы в Желудке и Иказни, церковь в Турце, часовня в Репле, Мире и др.).
Получил широкое распространение лекальный кирпич, значительно обогативший арсенал декоративных решений: многослойные карнизы, разнообразные пилястры, арки. Эти приемы стали основными в архитектуре многих жилых зданий, украшающих сегодня практически все города нашей страны. Изготавливались и индивидуальные кирпичные элементы, удачно дополнявшие стандартные решения (церковь и синагога в г.п. Рось, усадебный дом в Ольшево и др.). Архитектура этих сооружений свидетельствует о том, что и в период господства мировых стилей художественные традиции местных архитектурных школ не были утеряны и продолжали развиваться.
Возможно, этому обязано то многообразие архитектурно-конструктивных и художественных решений, которое характеризует творчество белорусских архитекторов конца ХХ – начала ХХI в. Известно, что на определенных этапах развития белорусской архитектуры больше внимания уделялось общим проблемам. Конкретные же вопросы, весьма существенные для создания художественного образа, отодвигались на второй план. Именно поэтому с середины 1950-х гг., в условиях приоритета жесткой экономии средств, практически была уничтожена архитектурная деталь как обязательная часть общего композиционного решения любого архитектурного объекта и как элемент творчества. А вместе с тем практически любой строительный материал предоставляет архитекторам многообразие возможностей для проявления фантазии в решении архитектурной деталировки. Тем более важны сегодня те работы, а они носят порой экспериментальный характер, которые через деталь возвращают в архитектуру дух архитектурного творчества. Они позволяют сохранять присущий белорусской архитектуре масштабный строй, уютность и человечность архитектурной среды, а когда необходимо, подсказывают направления создания монументальных образов.
Каменные материалы — прекрасное средство для усиления художественной выразительности любого современного сооружения. Неслучайно, что они сохранили ведущие позиции в отделке интерьеров общественных зданий, особенно представительских. Но последние годы отмечены расширением их использования и в отделке экстерьера построек. Наиболее широко в современной практике применяются:
— натуральный камень;
— керамические облицовочные материалы (традиционная керамическая плитка, керамогранит и т.п.);
— материал на основе бетона, имитирующий форму и фактуру натурального камня (блоки “Бессер”, искусственный камень и т.п.).
Натуральный камень, имеющий такие характеристики, как прочность, долговечность и высокие эстетические качества, остается предпочтительным материалом для наружных парадных лестниц общественных зданий. Большинство решений традиционны и обусловлены, как правило, нормативными требованиями. Однако встречаются и более неординарные подходы, например динамичная композиция входной лестницы в салоне красоты “Леди Гадива” по ул. Немиге (дизайнер Е. Матросова) (фото 1).
Натуральный камень является также излюбленным материалом отделки входных узлов банковских и многих других общественных зданий. Прочность и долговечность камня в данном случае символизирует солидность и надежность учреждения (см. фото 2–4).
Появление каменных деталей в экстерьере зданий — это прежде всего результат изменения отношения архитекторов и общества к композиции объема. Происходит укрупнение элементов формы, активнее выявляется тектоническая основа сооружения. Выразительные элементы и детали демонстрируют своеобразную аккумуляцию энергии и почти всегда противопоставляются достаточно спокойной плоской форме фасадов. Причем все чаще происходит не повтор одних и тех же деталей в разных сооружениях, а их индивидуализация, что позволяет смелее говорить о расширении творческих приемов. Используется натуральный камень исключительно в архитектуре общественных зданий, но есть примеры применения его и в высококомфортном индивидуальном жилье, где ему отводится в основном презентативная роль.
Керамические облицовочные материалы (традиционная керамическая плитка, керамогранит и т.п.) сегодня все чаще становятся альтернативой натуральному камню. Это обусловлено не только более низкой ценой, но и некоторыми другими характеристиками. Одна из них – небольшая (по сравнению с натуральным камнем) толщина изделий, позволяющая применять их при устройстве вентилируемых фасадов, получивших широкое распространение в современной отечественной строительной практике, особенно при реконструкции. Видовое, текстурное, цветовое многообразие керамических материалов существенно пополнило творческий инструментарий белорусского архитектора. Большую популярность завоевал керамогранит, близкий по своим свойствам к натуральному камню (см. фото 5–9).
Контрастное сочетание на фасадах матовых и глянцевых, текстурных и однородных, прозрачных и глухих поверхностей (стекло – камень – стекло; оштукатуренная светлая – каменная фактурная/глянцевая – стеклянная глянцевая поверхности), — пожалуй, основной композиционный прием, который обязательно должен учитывать условия освещения, особенно солнечного, и отражение в стеклянных поверхностях окружающих зданий и деревьев. Это позволяет максимально выявить эстетические особенности использованных материалов.
Материалы на основе бетона (блоки “Бессер”, искусственный камень и т.п.) позволяют удачно имитировать форму и фактуру натурального камня. Подобный “кладочный” материал обеспечивает масштабную соразмерность частей здания как между собой, так и с человеком. Это обстоятельство особенно ценно при формировании среды, обладающей чертами демократичности, широкой доступности.
Блоки “Бессер” используются в благоустройстве и во внешней отделке фасадов. Их производят крупными и мелкими, 6–7 цветовых оттенков, с гладкой и колотой поверхностью. Применяются в общественных и жилых объектах в качестве основного стенового материала и облицовочного. Наиболее популярные композиционные приемы построены на сочетании элементов различных размеров, фактур, цветов (см. фото 10–14).
Искусственный камень различных цветов и форм (кирпич, рваный, резаный, лапша, кость) нашел широкое применение в отделке входных групп ресторанов, кафе и в объектах малоэтажной коттеджной застройки (см. фото 15–17).
Опыт его использования, в том числе и удачный, показывает, что архитекторы еще не продемонстрировали все достоинства этого материала. Серьезные проблемы возникают на уровне выявления тектонической основы, причем проявляется это как при учете простого технического решения (перевязка швов в кладке), так и при решении вопросов размещения проемов, массивности простенков и т.д.
Подводя итоги использования каменных материалов в экстерьерах объектов современной архитектуры, следует отметить, что наблюдается прогресс в сторону обогащения творческих приемов архитектуры в целом. Выразительность этих материалов, конечно же, повлечет за собой не только плоскостные, но и объемные решения. Такие примеры уже есть в архитектуре малых форм, очевидно, появятся они и архитектуре гражданских зданий. Сегодняшний опыт показывает, что это будут решения, обеспечивающие архитектуре индивидуальность и уникальность.