Вы здесь

Семя надмирного Древа

Вытирая лицо свое о холст с изображением древа‚
наш народ немо говорит о том‚
что он не забыл тайну древних отцов вытираться листвою‚
что он помнит себя семенем надмирного древа…
С. Есенин


Дерево, оно и в Африке дерево. И там оно издревле свидетельствует о вечном возрождении, за что навечно запечатлевается в камне (фото 1).

Дерево, оно и в Турции дерево. И там оно вольготно благоухает и одновременно тужится из последнего под иссушающим солнцем (фото 2).

Но только для обитателей нашей северной равнины оно испокон веку — ДЕРЕВО. И не только потому, что символически соединяет два мира — горний и дольний, но и в силу обладания магическими свойствами. Ведь нашим пращурам лес-урочище представлялся заповедником таинственных существ, мистических сил. На его неведомых дорожках запросто встречались “следы невиданных зверей”… Там чудеса… Избушка там… Там-оттуда, можно сказать, есть-пошло и наше зодчество, дома-грады древо-древесные.

Некогда, оставив шалаши-землянки, русичи взялись за бревенчатые срубы. И преуспели в своем новом ремесле, немало удивляя иноземцев: как это даже в древних стенах не оставалось ни малейшей скважины для мороза-жары (фото 3)? При этом дома дышали, выживая сырость-духоту. В придачу наполняли жилье-бытие особым ароматом: от молодого-терпкого, свежеструганного до спокойного, но многонасыщенного с годами-поколениями. Поэтому и неповторимого, как родовая отметина.

А еще радовало жить-поживать да добра наживать невыразимое духовное сродство, общность судеб с Древом. Ведь, как и всякий человек, оно появляется из семени-тьмы на свет, растет-расцветает, мужает-силится, дряхлеет-отходит обратно в темное лоно Земли-Матери. Значит-очевидно, они принадлежат одной надмирно-вселенской Жизни. Отсюда и народное зодчество некогда было сродни выращиванию, когда бревно приноравливалось-приживлялось к бревну, венец вырастал над венцом. Так же и города исстари не множились-увеличивались, но именно росли-прирастали своими “годовыми кольцами”, напоминая спил былинного Древа-великана с многочисленными побегами-слободками.

Иначе говоря, наши пращуры наполняли свой мир не просто строениями (от страивания, соединения вверху трех жердей для их устойчивости), но врождениями. Ибо словно росли-врастали вместе с человеком его деревянные творения на Земле-Матери под Небом-Отцом. И всякий раз, погружаясь в сон-иномир, последний взгляд застывал на Древе сучковато-звездного потолка-неба. Чтобы утром, благодаря Бога за еще один дарованный день, ступить на отполированное ногами предков Древо пола-земли.

Словом, раньше домострои не столько выгораживали-прятали домочадцев, сколько связывали-сращивали их с плодородным мирозданием. Укореняли в родной почве, да так, что расставание-разрыв с ней считалось вровень с гибелью. Никто и подумать не мог тогда о вырождении села.

С годами это врождение только крепло, и дом-семья вырастал в могучее, уверенное в себе Древо, которое может гнуться, но не прогибаться. Поскольку уверено, что оно тут навсегда – тутошнее, что живет своим умом-опытом, уходящим своими глубокими корнями в незапамятную пору язычества. Во времена Велеса, покровителя лесов-дубрав, где творились жертвоприношения, суды и люди, угрожаемые смертью, находили безопасное убежище. Из лесу, вестимо, питались и домашние очаги-печи, и древоделы всех мастей.

Так Древо закрепилось признаком вожделенного Места, ориентиром на пути к нему. Вот и вышивали издревле женщины на поясах-полотенцах череду Деревьев, и воздавали их мужчинам как самобытную карту возвратной дороги к Дому-деревне, как удостоверение общей врожденности. Поэтому не зря одним корнем переплелись “древо”, “деревня”, “древность”. Исходная, можно сказать, древность, ровесница “надмирного” ветхозаветного Древа, олицетворяющего Жизнь и Познание.

Ибо действительно учит оно Жизни, у которой должно быть некое ядро-сердцевина. На языческой местности – это деревянный кумир-истукан, преданно оберегающий от всяческих напастей – достаточно постучать по Дереву. 

Сердцевина крестьянского селения — деревянная церквушка. А в ней — резной ветвистый иконостас. Для семьи средоточие жизни – врожденный с ней Дом со своей, соответственно, сердцевиной – отполированные прикосновениями многих поколений лавы да стол, увенчанный рукодельной деревянной посудой. И все это осенено деревянной иконкой-образком, окончательно вросшей в Дом, а защищается, словно корой, деревянными крестами по окружности со старательно вырезанными шифрограммами, якобы отпугивающими любую нечисть: ДДДД — “Дерево добро досада Диаволу”.

Стоит ли поэтому удивляться особому уважению, которым были одарены деревянных дел мастера. И как знать, какую роль сыграл в привитии на Руси Библии-христианства тот факт, что Господь сначала вырастил Древо и только затем принялся за людей, что Иосиф, “обручник Пресвятой Девы Марии Богоматери”, по жизни древодел-плотник, что традиционно наследовалось по мужской линии?..

Учит еще Древо, что в каждом его изгибе-прожилке больше жизни-разнообразия, нежели в отформованно-типовом, без сучка-задоринки блоке-бетоне. И это разнообразие подвигает множить его на радость себе-людям (фото 4). Значит, оно навсегда выше-возвышеннее любой многоэтажки-небоскреба. Про то старый клен стучит в окно, нашептывая: “белая береза под моим окном” (фото 5). Даже преданное натруженное крыльцо, что вовсе не претендует на высоту, и то привечает всякий раз оригинальным скрипом-мелодией своих ступеней-клавиш, кротко замолкая лишь в час долгой разлуки (фото 6).

Учит-наставляет на собственном примере выглядеть в любом возрасте достойно, не пугать каждой новой морщиной-трещиной, но лишь добавлять жизнелюбия, уважения к заслуженной старости и тем подвигать волю к жизни. И даже когда жизненные соки покидают его, оно, вдоволь повидавшее виды, еще осматривается, подобно присмиревшему зверю: не появилась ли где рядом молодая поросль из общего семя-корня (фото 7).

Учит-доказывает в итоге: не сыскать домострою ничего более безвредного, гармоничного, нежели Дерево. Разве что войны-ристалища отдавали предпочтение Камню-крепости (фото 8). И то зачастую лишь Дерево спасало – землянкой в три наката хотя бы.

Но в мире-миру Древо нередко виртуозно заменяло Камень, и только небрежность людская обнаруживала это виртуозное перевоплощение (фото 9). А вот он никогда не подделает то тепло-жар, что впитано Древом от Земли-Неба и бескорыстно отдается нам с каждым к нему прикосновением. На нем-то и держится не просто обиталище, но глубокий символ вживания, выпестованного счастья-благополучия, что передается по наследству, как старинная задушевная песня. Но…

Новые песни-материалы придумала жизнь. И заставила буквально отвечать на вопрос: что нам стоит дом построить? Да и ответ, по сути, заготовила: подешевле-побыстрее. Здесь уж не до Дерева, которое не терпит суеты. В фаворе квадратные метры машинного изготовления. Вот только обречены они, крупнопанельные клети, остаться духовными времянками без “роду-племени”. В них трудно удержать постояльцев призывами и ссудами-кредитами. Потому как выхолощено врождение, а с ним издревний смысл жизни – заботливое выращивание Древа, Дома, Потомка.

Кто скажет, что при этом надо спешить и экономить? Здесь надо вызреть-укорениться сердцем-душой, для чего требуется Время-терпение. Судите не по черенкам Древо, но по плодам-семени его. Судите Дом не по срокам строительства-эксплуатации, а по духовной долговечности – по врождаемости. Подвигайте не роспись под дерево, но подпись “за” Древо.

…Смотрю на деревянное ранчо заокеанского президента, в которое он допускает немногих-избранных. Это родовое Древо его Жизни, и патриотизм его, уверен, начинается под этими вполне скромными, но живыми сенями, а не в железобетонной тени шикующих небоскребов.

…Смотрю на сруб, что растет-врождается, считай, посреди Минска, и слышу зов наших общих предков, которых не надо было учить любви к родным Местам (фото 10). Догадывается ли, помнит ли современный столичный зодчий-древодел, что и он “семя надмирного древа”?..

P.S. Не хочу быть у моды попутчиком, запишите меня в мечтатели

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Гольшаны, пожалуй, единственное в Беларуси местечко, которое сохранило свое архитектурное лицо. Что ни дом — то бывшая мастерская, или лавка, или...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Один из древнейших городов Беларуси – Заславль – уже давно приковывает внимание специалистов из разных областей науки – археологии...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Мядельщина. Никакими словами не передать величие и красоту этого прекрасного уголка белорусской земли, воистину края голубых озер. Живописные берега...