Вы здесь

Устарел ли Старый Минск?

60 лет на моих глазах меняется облик исторического центра Минска. В 1940–1970-е годы его застройка несла постоянные потери, но за последнее десятилетие произошли отрадные изменения в лучшую сторону, главные из которых — восстановление кафедрального костела и ратуши. Можно было ожидать, что Старый город будет восстановлен во всей красе, градостроительные промахи прошлого исправлены и дальнейшие необходимые вкрапления в ткань застройки не будут наносить ущерба облику города. Однако на проведенном в конце 2004 года конкурсе проектов развития исторического центра Минска доминировала противоположная тенденция — кардинального изменения и даже осовременивания исторической среды.

Теперь, когда планируется активное строительство на этих территориях, важно вовремя выработать концепцию, которая будет гарантировать от неисправимых и трудноисправимых просчетов. Дальнейшие архитектурно-строительные изменения должны максимально выявить потенциал выразительности исторической застройки и отвести ей достойную роль в ансамбле центра.

Прежде всего это относится к застройке Верхнего города — ценной и выразительной архитектурной композиции, узнаваемой и неповторимой. В современных условиях его панорама может быть доступна для восприятия с множества видовых точек, ближних и дальних. В 1950-е годы вид на Верхний город с северо-востока был удивительно красив даже после сноса колоколен костела и башни иезуитского коллегиума. Над плотной массой зданий рядовой застройки доминировали вертикали кафедрального собора и Дом масонов. В панораме господствовал дух истории. Это ощущение было грубо нарушено зданием Белпромпроекта, чужеродным вторжением, исказившим исторический силуэт. Отрицательный эффект усилился после реконструкции, усложнившей объем этого здания. Очевидно, что предлагаемая в проектах №1 и 2 (условная нумерация согласно порядку их публикации в журнале “Архитектура и строительство”) дальнейшая надстройка с изменением абриса совершенно неуместна. В таком случае архитектурно-историческая ценность этой панорамы была бы фактически утрачена. К сожалению, с годами вид на Верхний город с данного направления все больше скрывают стихийно разрастающиеся деревья. За ними уже трудно рассмотреть архитектуру, особенно летом. Когда Верхний город приобретет достойный облик, возникнет необходимость в активном прореживании насаждений и подрезке крон.

С воссозданием кафедрального костела и ратуши архитектурный образ Верхнего города обрел большую выразительность также с северных и северо-западных видовых точек. В ближайшее время свою лепту внесет отреставрированное здание Гостиного двора. В перспективе возможно и восстановление башни бывшего иезуитского коллегиума, что даст убедительное сочетание исторических акцентов силуэта, не требующее революционных дополнений.

К сожалению, сегодня в силуэте Верхнего города, видимом с этих направлений, доминирует чужеродный элемент — здание Белпромпроекта. Построенное в 1960-е годы, оно было призвано разнообразить силуэт застройки, обедненный сносом исторических вертикалей. Теперь оно своей массой, высотой и местоположением не сочетается с воссозданной исторической средой, принижает вертикали Верхнего города. К тому же оно закрывает вид на кафедральный костел с важных видовых точек. Поэтому явно неуместна реконструкция этого здания с увеличением объема и высоты, как задумано в проектах № 1 и 2.
В проекте № З предлагается его снести, но на этом месте построить современное здание шарообразной формы. Монтаж “картинок” наглядно демонстрирует главные недостатки этого решения: чужеродное геометрическое тело, привлекающее к себе повышенное внимание, разбило на части исторический ансамбль. Между тем, если исходить не из эстетики макета, рассматриваемого сверху, а из эстетики городской среды в натуре, то на этом месте не напрашивается появление какого-либо сильного архитектурного акцента, чего-то броского и ультрасовременного. Самое естественное в данной ситуации — скромная невысокая застройка, подчеркивающая рельеф местности, ступенями спускающаяся к Немиге, что не исключает высокого архитектурного мастерства. Это решение поддержало бы градостроительную ситуацию, складывающуюся силой обстоятельств с левой стороны склона после появления там парадных лестниц и запланированного размещения Духовно-образовательного центра.

Неудачным представляется предложенное в проекте № 4 сохранение здания Белпромпроекта и дополнение его современным объемом, призванным отрезать пространство площади Свободы от Нижнего города. Исторически недостоверен фрагмент застройки с северо-восточной стороны от путепровода. Такая композиционно не оправданная импровизация абсолютно неуместна на первом плане перед застройкой подлинной.

Что касается Замчища, то частичное его воссоздание с отображением конфигурации и характера застройки средствами благоустройства, с макетом его изначального облика оставит место для работы воображения и окажет большее эмоциональное воздействие на зрителей, чем предлагаемая в проектах № 2 и З застройка в далеких от исторической достоверности, приукрашенных формах. Неизбежный в этом случае дух театральной бутафории повредил бы всему историческому центру, провоцируя сомнения в его подлинности.

К приемам, разрушающим образ исторической среды, относится и предлагаемое в нескольких проектах устройство прозрачных перекрытий над улицами Старого города. При таком решении перекрытые участки выпадают из единого пространства, а облик фасадов, попавших под крышу, нивелируется. Без всякого ущерба пассажи с подобными перекрытиями можно разместить внутри кварталов, что подтверждает обширный мировой опыт.

Не вызывает сомнения, что за основу работ по развитию исторического центра Минска должно быть принято подлинное, а не декларативное уважение к культурно-историческому наследию, тактичное и научно обоснованное отношение к нему. Чтобы избежать ошибок, дальнейшее проектирование должно сопровождаться точным компьютерным анализом восприятия предлагаемых дополнений застройки с самых различных ракурсов на уровне глаз пешехода.

Если же упростить задачу и пойти по пути близорукой коммерциализации, которая вытеснит подлинный дух истории, притягательность этой части города будет утрачена, что нанесет ущерб не только культуре, имиджу столицы, но и бизнесу.

И еще один аспект проблемы: сегодня все модные архитектурные формы очень быстро тиражируются по всему миру и превращаются в банальность, а созданное нашими предками архитектурное наследие – это национальная ценность, которую не скопирует никто. Старый Минск, не меняющий своего лица, бережно приспосабливаемый к постоянно меняющимся потребностям, никогда не устареет!

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Гольшаны, пожалуй, единственное в Беларуси местечко, которое сохранило свое архитектурное лицо. Что ни дом — то бывшая мастерская, или лавка, или...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Один из древнейших городов Беларуси – Заславль – уже давно приковывает внимание специалистов из разных областей науки – археологии...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Одесса… Удивительный город! Даже не знаю, с чего начать рассказ о нем… С того, что почти вся его старая часть построена 160—200...