История каждого народа отражается в достижениях материальной и духовной культуры. Наша история не является исключением. Строительство городов способствовало развитию процессов всей социально-экономической и культурной жизни каждого региона страны. Сама жизнь города изменяла его внешний вид. Так развивался и древний Пинск.
Писатель-декабрист Федор Глинка, на которого наш город произвел огромное впечатление, посвятил ему несколько стихотворений. Среди них есть такие строки:
Чудесный Пинск! Твои раздолья
Достойны лучших мастеров.
Нигде не видел я привольней
Твоих раскидистых лесов.
Здесь Припять волны гонит в дали
У древних стен, вдоль берегов.
Чего они здесь ни видали
Во глубине седых веков!
Эта вольная, но красивая аллегория заставляет внимательно присмотреться к “дедушке” городов Полесья.
Первое летописное упоминание о Пинске находим в “Повести временных лет” под 1097 годом. К середине XII века Пинск — крупный торговый город Туровского княжества, позднее, вплоть до XIV в., — центр самостоятельного княжества. В 1581 г. Пинск получил магдебургское право и герб от короля Речи Посполитой Стефана Батория: на красном поле щита — золотой лук со стрелой и натянутой тетивой. В грамоте, сопровождающей высочайшее повеление, содержалось предписание освободить подданных “приречного места Пинска от прав земских и звычаев посполитых”. Далее король, подчеркивая “сваю ласку” купцам, ремесленникам, обывателям и мещанам, велел проводить ежегодно четыре ярмарки: в первый день нового года, день Громниц — 15 февраля, день седьмой субботы перед Троицей и на день Успения 28 августа. Кроме того, разрешалось торговать каждый понедельник. Для приезжих купцов король обязал мещан построить гостиный дом. И надо сказать, гости сюда приезжали даже из Вильно и Варшавы, особенно по большим религиозным праздникам, которые превращались здесь в театрализованные действа.
Город наш богат на достопримечательности, богат своей особой культурой и отношением к ней. Вот история только нескольких памятников, которые всегда были полноправными “участниками” жизни Пинска.
Более чем 150 лет потребовалось последователям Франциска Ассизского — основателя католического монашеского ордена, чтобы из Италии распространить свое влияние и на Полесье. Не обремененные личным имуществом, беззаветно преданные вере, миссионеры-францисканцы уже обосновались в Европе. Однако в Великом княжестве Литовском, где влияние православия было достаточно сильным, на полных правах они появились только после Кревской унии (1385 г.).
Общепринятой датой основания костела францисканцев в Пинске считается 1396 г. Способствовал этому князь Пинска, Турова и Стародуба Зигмунд Кейстутович в память о своем крещении монахом-францисканцем. Освятил костел (вначале он был деревянный) виленский епископ Андрей Васила. К возведению каменного костела приступили только в 1510 г., используя материал пришедших в негодность городских строений. В этом удивительная особенность монументальных культовых и многих рядовых пинских построек. Костел стал истинно пинским святилищем, разделил вместе с городом выпавшие на его долю испытания. Неоднократно горел, подвергался разграблениям и осквернениям. Возрождаясь, восстанавливался почти заново. С 1712 по 1730 г. в очередной раз был отстроен, и вознесся над полесским простором барочный двухбашенный силуэт с высоким фигурным щипцом и маленькой сигнатуркой на покрытой буро-красной черепицей крыше, ставший для нас за прошедшие столетия привычным и родным.
Колокола “Пизанской башни”Полесская земля еще страдала от ран Отечественной войны 1812 г., когда рядом с францисканским костелом Успения Девы Марии в 1817 г. поднялась ввысь красавица-звонница. Спроектировал ее выпускник Болонской художественной академии К. Каменский. В августе 1921 г. губительный пожар уничтожил купол и все внутренние строения башни. В пламени погибли и часы — пинская знаменитость. В ходе восстановительных работ в 1930 г. был достроен четвертый ярус. Звонница стала еще лучше в архитектурном плане, превратилась в доминирующею точку города. Позже наблюдательные пинчане прозвали ее “Пизанской башней” за то, что она чуть-чуть наклонена от оси. К сегодняшнему дню в звоннице сохранены три колокола. Первый весом 1500 кг носит имя святого Зигмунда — в честь первого пинского епископа Зигмунда Лозинского. Второй, 384-килограммовый, записан под именем святого Андрея Боболи. Третий колокол имеет в весе 96 килограмм и наречен именем святой Терезы, также оставившей определенный след в духовной жизни Пинска. Колокола установлены в 1936 г.; есть предположение, что они отлиты в Польше.
Корпус иезуитского коллегиумаВ XVI веке в истории Европы произошло событие, оказавшее воздействие на судьбы многих народов: с целью борьбы с реформацией был образован орден Иисуса Христа. Для распространения своих идей иезуиты в различных странах начали создавать резиденции, среди которых распространенными стали коллегиумы-монастыри — школы, где ученики воспитывались в духе преданности делу ордена. Немногие сохранились до наших дней. Один из них — в Пинске. Коллегиум построен на средства Станислава Альберта Радзивилла, канцлера Великого княжества Литовского. После упразднения в 1773 г. ордена иезуитов здание служило в качестве православного монастыря, а с 1918 г. оно вновь стало собственностью католического прихода.
Во время археологических раскопок к юго-западу от площади Ленина были обнаружены майоликовые плитки, предназначенные для вымостки пола. В 1982 г. при исследованиях коллегиума найдены фрагменты здания в комплексе иезуитского коллегиума. С целью проверки такого предположения в 1985 г. на месте “теплой” церкви, разрушенной в начале XX в., были проведены раскопки. Оказалось, что “теплой” церковью являлась аптека при коллегиуме, возведенная во второй половине XVII в. из бороздчатого кирпича и перестроенная в XIX в. На разновременность возведения различных частей коллегиума указывают также и особенности использованного строительного материала. Ренессансная его часть от основания фундамента выложена из кирпича размером 33x17x9 см, который был распространен в Беларуси с конца XVI в. В середине XVII в. ему на смену приходит кирпич меньшего размера — 27x12x5 см. Именно из него и построены угловая башня-контрфорс, отдельные части третьего этажа и стены чердачной части. Помимо учебного заведения, очень известного в Великом княжестве Литовском, в коллегиуме и монастыре в разные годы работали аптека, типография, библиотека. Есть сведения, что эта аптека — первая в Беларуси. Она старше аптек, что стали теперь музеями, в Таллинне, Риге, Каунасе и Львове. Работает и сейчас. В 1953 г. здание коллегиума взято под государственную охрану.
Наш Пинск — город уникальный. Он, пожалуй, единственный в Беларуси сохранил свою средневековую планировку, возвратил многим своим более чем 300-летним памятникам архитектуры первоначальный облик. Здесь не декларируют свое отношение к историко-культурному наследию, его на деле почитают и охраняют.
И сейчас поражает гостей Пинска Варваринская церковь, костел Карла Баромея, возведенный в конце XVII в. ксендзами-коммунистами, пинский “мур” — дворец Бутримовича в стиле позднего барокко... Все это — история. Жители города стремятся сохранить облик своего древнего города с его величественным средневековым зданием коллегиума, зелеными набережными, уникальными барокальными шедеврами, равных которым найти в Беларуси невозможно.
Фото Виктор Седых