Вы здесь

Дизайн архитектурной среды для людей со специфическими требованиями

Версия для печати

Необходимость приспособить среду под специфические требования людей с ограниченными возможностями зачастую вызывает раздражение. Это и сетование на повышение стоимости строительства, усложнение проектных работ, на “ухудшение” эстетических качеств архитектурных объектов. И остается за гранью понимания тот факт, что помимо официально признанных инвалидами в группу людей со специфическими требованиями входят дети и состарившиеся родители, и практически здоровые люди, заболевшие или получившие травму. Общество обязано учитывать их требования, если оно считает себя цивилизованным.


Дизайн архитектурной среды предполагает комплекс мероприятий по обеспечению архитектурными средствами доступности, универсальности, экологической целесообразности среды человеческой деятельности.
Доступность среды — это не только снятие барьеров при передвижении по территории поселения, но и обеспечение доступа ко всем помещениям квартиры, элементам мебели и оборудования, беспрепятственность перемещений из квартиры и из дома наружу и обратно.
Под универсальностью среды понимается необходимость учета эргономических нормативов и типологических законов формирования среды, оптимальность светового и цветового режимов, техническое совершенство и красота мебели и оборудования, разнообразие тактильных ощущений, мир запахов и звуков.
Экологическая целесообразность среды включает комплекс условий для обеспечения физического здоровья и душевного равновесия:
учет первичных и вторичных антропометрических признаков, характерных для инвалидов различных нозологических групп;
формирование персональных пространств с учетом радиусов досягаемости и характеристик оптимального поля зрения;
стремление к использованию экологически чистых конструкционно-отделочных материалов. Человек стремится окружить себя природными материалами. Ему нужно видеть вокруг себя натуральное дерево и ткани из натуральных волокон, композиции из живых растений и камней. Контакт с природой физически ослабленного человека способствует лечебному процессу и становится терапевтическим средством. О том, какое влияние оказывают на человека природные цвета и их сочетания, свидетельствует цветотерапия. Лечение цветом было известно и широко использовалось в Древней Греции и Египте, Индии и Китае. Природные цвета трактуются как космическая жизненная энергия, способствующая гармонии и внутреннему равновесию живого организма. Построенные по законам природных гармоний цветовые группы могут возбуждать и успокаивать, вызывать ощущение прохлады или тепла, усиливать или приглушать шум, смягчать и усмирять боль;
влияние цветов неотделимо от влияния света, его интенсивности и спектрального состава. Это касается естественного света, плавно меняющегося на протяжении дня и стимулирующего биоритмы человека, и света искусственного;
учет психологических особенностей физически ослабленных лиц, для которых очень важно, чтобы среда жизнедеятельности была не только удобна в функциональном отношении, но и не отличалась по внешнему виду от среды для практически здоровых людей, чтобы она формировалась по архитектурным законам в рамках существующего стилевого направления.
Информационная достаточность выступает как универсальное средство для оптимизации деятельности людей с ограниченными возможностями при помощи предупреждающих и стимулирующих знаков. Язык знаков складывается из цветовых схем, пиктограмм (рис. 1),

 Рис. 1. Пиктограмма, обозначающая вход, доступный инвалидам

тактильных раздражителей, звуков, запахов. Использование этих языков позволяет решить целый комплекс информационных задач: ориентировать, предупреждать об опасностях и препятствиях, помогать найти путь и запомнить маршрут, стимулировать и облегчать деятельность, снижать зрительное утомление, попеременно воздействуя на различные цветовоспринимающие окончания зрительного анализатора. Каждый язык отличается своим способом кодирования.
Цветовое кодирование позволяет решить следующие архитектурные задачи:
— выделить входные узлы;
— обозначить зоны:
применив цвет для обозначения начала и конца лестничного марша или пандуса, части пола перед входом в лифт;
покрасив в разные цвета одинаковые (похожие) помещения, расположенные на одном уровне;
использовав цвет мебели и оборудования для выделения различных зон;
— наметить трассы движения людей:
используя изменение цвета пола для выделения пути следования посетителей (рис. 2);

 Рис. 2. Сочетание цветовых полос на полу и скульптурной композиции, показывающее изменение направления движения
нанеся на полу цветные линии со стрелками, обозначающими направление движения;
применяя цвет для выделения направляющих поручней;
используя цветные полосы на боковых стенах по основному пути движения;
обозначив цветом направление открывания двери и положение ручки на ней;
выделив дверные наличники и (или) дверные полотна;
— обозначить уровни.
Тактильное кодирование построено на том, что пространство активно осваивается при помощи осязания. Фактура поверхности позволяет использовать ее в качестве ориентира для распознавания функциональных зон, изменение фактуры может предупредить о потенциальной опасности. Различные материалы покрытия полов, парапетов, бордюров, декоративных изгородей (рис. 3, 4),

 Рис. 3. Сочетание цветовых полос, бордюров, зеленой декоративной изгороди, показывающих направление движения

 Рис. 4. Сочетание фактуры пола, живых цветов с характерным запахом, полихромной подвесной композиции для выделения зоны отдыха

направляющих поручней помогают при движении. В местах, где имеются опасные зоны (перед переходами в зонах интенсивного движения автомобилей, возле транспортных зон посадки и высадки пассажиров, в начале и конце пандуса и лестничного марша, перед входами на лестничную клетку, перед дверью лифта, перед поворотом коммуникационных путей и т.п.), на покрытии земли или поверхности пола должны быть установлены тактильные индикаторы в виде выступающих полусфер, обозначающих “опасность”. В местах, где требуется обозначить направление движения, применяются тактильные индикаторы в виде продольных выступающих линий. Тактильные индикаторы названного типа могут изготовляться из резины, каменных или керамических плиток, нержавеющей стали, пропилена.
В качестве тактильных маркеров могут с успехом использоваться элементы растительного мира. Слепые и люди с ослабленным зрением легко определяют различие в форме и размерах листьев (клен — рябина), фруктов и овощей (яблоки — тыква), цветов (колокольчик — ромашка), стеблей (тростник — злаковые); различие в характере поверхности листьев, стеблей, цветов (мягкий и пушистый фенхель, бархатистая и глянцевитая мать-и-мачеха).
Небольшие скульптурные композиции, элементы оборудования, мебель могут также использоваться как тактильные ориентиры, причем одна из задач архитектора-дизайнера — свести к минимуму риск того, что пользователи могут прищемить пальцы конечностей, травмироваться.
Тактильные знаки, использующие выступающие буквы, шрифт Брайля (рис. 5, 6),

 Рис. 5. Выделение цветом, размером и материалом панели кнопок
вызова лифта

 Рис. 6. Дублирование шрифтом Брайля и крупным размером кнопок на лифтовой панели

пиктограммы необходимы для слепых людей, зрения которых достаточно лишь для того, чтобы определить нахождение знака. Первичные тактильные раздражители должны быть превращены в комплексные и окажутся более действенными, если:
их цвет будет контрастировать с цветом поверхности, на которой они расположены;
не будут отражать свет и бликовать;
будут устанавливаться на удобной для восприятия высоте и в оптимальной зоне различения.
Важным средством обеспечения информационной достаточности среды выступает обоняние. Запах является сильным сенсорным ощущением, помогающим ориентироваться в пространстве, причем слепым и слабовидящим людям присущи острота обоняния и тонкое умение различать запахи. На этой особенности основывается активное использование в качестве ориентиров разнообразного ассортимента природных элементов, имеющих специфические, знакомые людям запахи — растений, воды в пруду, скошенной травы, осенних листьев. Большое внимание следует уделять ароматическим растениям, запахи которых наполняют воздух и могут ощущаться без прикасания к растению (например, розы, жимолость, жасмин, сирень и т.п.); растениям, запахи которых ощущаются на близком расстоянии (фиалка, примула, нарцисс); активизированным запахам, которые распространяются в результате разминания частей растения (например, герань, кулинарные травы).
Звук оказывает на человека психологическое и физиологическое влияние. Натуральные звуки дождя, легкого ветерка, бегущей воды и певчих птиц могут успокаивать и создавать хорошее самочувствие. Для людей с ослабленным зрением звук является еще и составляющей ориентационной программы. “Звуковые изгороди”, активизируемые путем перемещения палочки вдоль вереницы длинных цилиндров, издают мелодичные звуки и одновременно служат искусственным ограждением опасных зон. Скульптуры с подвижными частями, фонтаны с разнообразными звуками падающей, журчащей, капающей воды (рис.7, 8),

 Рис. 7. Комплексное воздействие звуков журчащей воды, цветовых пятен в виде гигантских бабочек и аромата живых цветов

 Рис. 8. Комплексное воздействие звуков капающей воды, усиленного кессонным потолком, скульптурной композиции, аромата живых цветов декоративного бордюра

звуковые маячки используются как ориентационные маркеры. Да и сам интерьер помещения может быть наполнен звуками, способствующими ориентации и облегчающими самообслуживание.
Помимо сигналов, предупреждающих об опасности, человек реагирует на изменения акустических свойств помещения. Так, подвесные потолки и изменение высоты помещения приводят к акустическим изменениям в отдельных зонах квартиры, что способствует ориентации. Покрытие пола материалами с разной фактурой, в свою очередь, также способствует ориентации, так как изменяет звуки шагов, поэтому и не рекомендуется использовать единое покрытие пола от стены до стены.
Итак, сочетание света, цвета, фактуры, звуков превращает агрессивную внешнюю среду в среду щадящую, сочетающую утилитарное и духовное начало, помогающую выжить и сохранить человеческое достоинство в любой ситуации. В то же время среда для людей с ограниченными возможностями оптимальна также и для практически здоровых людей. Поэтому приемы, о которых мы рассказывали в этой статье — акцентирование входов, выделение уровней, введение ориентационных знаков и ориентирующих доминант, встречаются практически в каждом архитектурном объекте.

 



comments powered by HyperComments
Читайте также
23.07.2003 / просмотров: 21 721
Давайте попутешествуем во времени, «пробежимся» по разным уголкам Земли и пристально вглядимся в свои родные места, полюбуемся и восхитимся...
23.07.2003 / просмотров: 15 503
Туризм – одно из наиболее динамичных явлений современного мира. В последнее время он приобрел колоссальные темпы роста и масштабы влияния на...
23.07.2003 / просмотров: 9 951
В ряде стран Западной и Центральной Европы формируются природные парки регионального и местного значения, аналогов которым в Беларуси пока нет. Так...