Вы здесь

О некоторых социально-психологических аспектах восприятия аксонометрии и перспективы

К XIX в. складывается по сути современная система средств проектного моделирования, основные компоненты которой — многочисленные разновидности плоскостных и объемных моделей — активно функционируют и в настоящее время. На протяжении длительного исторического периода эти средства “мирно сосуществовали” и лишь в зависимости от той или иной задачи выступали на первый план в творческой деятельности архитектора. Сегодня важное место среди средств проектного моделирования занимает многоликий комплекс аксонометрических и перспективных изображений, раскрывающий геометрический, конструктивный и образный строй архитектуры. Объяснение социально-психологических аспектов выбора средств проектного моделирования архитекторов (в частности, выбора между аксонометрией и перспективой) и стало целью данной статьи.
В основе любого выбора лежит мощная психологическая мотивация. Нетрудно предположить, что и в основе выбора архитектора между аксонометрией и перспективой лежит тоже психологическая мотивация, относящаяся к фундаментальному слою человеческого сознания и его способности вообще что-либо пространственно воспринимать. В данном случае мы имеет дело и с такой формой воспринимающего сознания, которое вернее всего было бы определить как аксонометрическое сознание. В ходе своего профессионального созревания архитектор приобретает способность перспективно оценивать окружающую среду, т.е. способность выделять ориентиры и направления в пространстве. Но эта способность становится лишь как бы частным навыком его профессионального инструмента. Изучение перспективы не превращает еще аксонометрическое сознание в перспективное. Такую метаморфозу, видимо, не под силу осуществить ни одной архитектурной школе. Лишь смена исторических эпох и социально-психологических условий, на наш взгляд, определяет, какая форма сознания, аксонометрическая или перспективная, является лидирующей в конкретный временной отрезок.


Первобытное доисторическое время было временем как доаксонометрическим, так и доперспективным. Основы аксонометрического сознания только лишь начали закладываться в первобытном обществе. Аксонометрическое сознание возникло вместе с первой космогонией, первой моделью мироустройства. Для аксонометрического сознания всегда была и есть характерной психологическая установка на взгляд со стороны, на “взгляд из космоса”, даже если человек смотрит на себя глазами творца-демиурга, даже если космогония заменяется теогонией, как это произошло в средневековой культуре. Но аксонометрическое восприятие среды (мира) уступает место перспективному восприятию в узловые моменты истории, связанные с ломкой привычных социальных моделей, низведением, так сказать, Бога на землю, с выявлением социальной перспективы, социального идеала и, как следствие, гуманистической идеологии.
Впервые перспективное сознание проявляет себя в эпоху, названную Возрождением. В это время профессия архитектора становится уже деятельностью по идеальному формированию пространства, т.е. архитектурным проектированием. Хотя архитектурное сооружение и воспринимается еще как компромисс между “божественной” по происхождению идеей художника и ограниченными материальными возможностями ее воплощения, но проектирование уже возникло, а вместе с ним возникли самостоятельные средства реализации художественного замысла — графический эскиз, объемный макет и перспектива. Следующий “взрыв” перспективного сознания в начале XX в. опять привел к перевороту архитектурных ценностей и добавил к перспективе Возрождения макет как средство анализа пространства, преобразовавшийся впоследствии в объемно-пространственную композицию.
Однако здесь все же нужно отметить, что носителями перспективного сознания всегда были отдельные личности и никогда — широкие массы. К примеру, психология и образ существования большинства людей, живших в Европе в эпоху Возрождения, были вполне средневековыми, соответствующими, как мы бы сказали, их аксонометрическому сознанию. Сами гуманисты носили амулеты против дьявола, а вершина Ренессанса ознаменовалась изданием “Молота ведьм” и расцветом инквизиции.
И тут мы делаем первый вывод: основной формой восприятия пространства является аксонометрическое восприятие, т.е. вид сверху без перспективных уменьшений. Второй вывод гласит, что аксонометрическое сознание по основным своим характеристикам соответствует первичным психическим образованиям человека, связанным с восприятием пространства. Третий вывод проводит параллель между аксонометрическим сознанием и массовым сознанием общества потребления, при этом мы пользуется предположением, что общество потребления существовало всегда, начиная с древнейших времен, а менялись лишь его исторические типы.
Основная мотивация человека современной механически-потребительской цивилизации — удовлетворение своих потребностей через потребление товаров, услуг и информации. Причем зачастую эти потребности искусственно сформированы СМИ. Этими же СМИ традиционная архитектурная среда превращена в поп-среду — такую среду, где потребитель, он же носитель массового аксонометрического сознания, может найти нужную для себя вещь. Сама архитектура в такой среде воспринимается либо как контейнер для вещей, либо как образец престижности и успеха, но вовсе не как образец эстетических вкусов современников. В поп-среде выглядеть модно стремятся не только люди, но и архитектура. Так называемый “парад стилей” в архитектуре — единственное условие и демонстрация творческой состоятельности в сверхподвижном аудиовизуальном континууме. Конечно, массовому сознанию не под силу изменить фундаментальные законы архитектуры, ее масштабность или требование конструктивной целесообразности. Поэтому превращение архитектуры в вещь-товар есть скорее факт психологический, а не материальный. И потребление такой вещи происходит под действием определенных психических механизмов, обеспечивающих эстетическое восприятие окружающей среды, причем в этой среде архитектура не познается и не переживается как формирующий городское пространство элемент, а является лишь набором ориентиров-контейнеров, вмещающих в себя нужные человеку вещи, все то, к чему применимо определение “мой”.
Перспективное восприятие архитектурной среды возможно, но архитектурной среды, превращенной магическим действием СМИ в поп-среду — нет. Для потребителя механизм эстетического восприятия запускается тогда, когда он рассматривает товар у витрины. Смотреть на вещь-товар сверху — наиболее типичный способ восприятия у человека с аксонометрическим сознанием, причем зачастую разглядывание ограничивается только упаковкой-контейнером, которая отождествляется с товаром. Возникновение первичных эмоций, окрашенных чувством удовольствия-неудовольствия — неотъемлемое психологическое условие восприятия всего, что может быть увидено и узнано. В поп-среде узнается только вещь. Архитектура в поп-среде не узнается как самостоятельный предмет любования, созданный по законам красоты. Поп-среда становится миром самовыражения потребительской души, слепой к миру выразительного языка, который дано увидеть лишь человеку с перспективным сознанием. Поп-среда может быть воспринята лишь как образчик модного вкуса и, как правило, первоначально при посредничестве СМИ, т.е. того сигнала, который единственный только и может указать потребителю на ценность архитектурного объекта. И лучше всего, если этот архитектурный объект будет изъят из своего градостроительного контекста и показан в уменьшенном виде со всех сторон и сверху, т.е. в аксонометрии или макете. А все потому, что аксонометрия не уменьшает архитектуру. Она “увеличивает” человека, воспринимающего ее.
Еще более явственно выявленные аспекты можно наблюдать в учебном проектировании. Выбирая аксонометрию как якобы наиболее простой способ передачи трехмерности архитектурного объекта, архитектор на самом деле лишь проявляет функцию массового аксонометрического сознания. Аксонометрическое сознание, соответствуя бытовому сознанию, соответствует и таким его ценностям, как порядок, устроенный быт, благочиние, иерархия, при которых только и возможно существование потребительского общества. Для перспективного восприятия необходимо точное понимание социальной природы и социальной функции улицы, дороги, площади и т.д., чего нет еще у студента-архитектора в силу объективных причин. Аксонометрическое изображение — это форма социализации и идентификации себя с обществом потребителя. “Аксонометрический” взгляд студента на архитектуру — это феномен инфантильного самолюбования творца-дилетанта в своем сознании. Аксонометрия наилучшим образом способствует псевдоэстетическому восприятию “покупающим” и “продающим” сознанием вещи-архитектуры.
И сложившиеся, так сказать, традиционные формы проектного моделирования, и возникшие на базе ЭВМ новые возможности выступают как средствами “обработки” пространства, так и средствами формирования пространственного видения действительности. Социально-психологическое обоснование такого формирования позволяет вырабатывать соответствующие методики, делающие процесс подготовки архитектора более эффективным. Поэтому развернутая социально-психологическая характеристика непосредственно процесса профессионального проектного моделирования является важнейшим исследовательским этапом в понимании условий развития профессионального сознания архитекторов.

Примечание.
Аксонометрия — способ изображения предметов на чертеже при помощи параллельных проекций, состоящий в том, что предмет изображен на плоскости вместе с пространственной системой координат, к которой он отнесен, и его проекцией на одну из координатных плоскостей (Большой энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова. М., 1998).
Перспектива — искусство изображать на плоскости трехмерное пространство в соответствии с тем кажущимся изменением величины очертаний, четкости предмета, которое обусловлено степенью отдаленности их от точки наблюдения (Краткий популярный словарь архитектурно-строительных терминов // ПГС. 1993. № 10).

 


 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Давайте попутешествуем во времени, «пробежимся» по разным уголкам Земли и пристально вглядимся в свои родные места, полюбуемся и восхитимся...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Туризм – одно из наиболее динамичных явлений современного мира. В последнее время он приобрел колоссальные темпы роста и масштабы влияния на...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
В ряде стран Западной и Центральной Европы формируются природные парки регионального и местного значения, аналогов которым в Беларуси пока нет. Так...