УДК 726.71(476)(091)
В культовой архитектуре Беларуси особое место принадлежит крупным градостроительным комплексам монашеского ордена иезуитов. В прошлые века орден, известный своей широкомасштабной просветительской и строительной деятельностью, повсеместно на белорусских землях создавал миссии в местечках и деревнях, а в городах резиденции и коллегиумы. Комплексы формировались в течение длительного периода времени, перестраивались и достраивались. Стиль барокко стал основным художественным направлением в архитектуре многих орденских монастырей Беларуси XVII -XVIII веков, в том числе и ордена иезуитов, который стоял у истоков стиля. Комплексы иезуитов воплотили также принципы художественного направления - классицизм и известны сложной планировочной структурой. Несмотря на то, что некоторые здания из состава монастырской застройки не сохранились до наших дней, но и сегодня их костелы определяют исторический центр городов, являются композиционными до- минатами. Минский, гродненский и полоцкий комплексы ордена иезуитов являются наиболее показательными с архитектурной точки зрения из сохранившихся сегодня культовых сооружений на территории Беларуси.
ВведениеОрден иезуитов вел в белорусских городах масштабную строительную деятельность, его комплексы с костелами и коллегиумами занимали в городской застройке крупные кварталы, в состав которых входили здания и сооружения, обеспечивающие автономную жизнь братьев, а также такие здания как приюты, больницы, школы и аптеки, открытые для прихожан. Архитектура комплексов часто являлась предметом исторических исследований, среди которых работы Е. Квитницкой [1-4], В.А. Чанту- рии [5]. Информационной базой по вопросам истории возникновения ордена, жизни и общественной деятельности иезуитов, является множество литературных источников на русском и иностранных языках. Среди них известные труды Г Бемера, А.А. Быкова, Ж. Губера, посвященные общественной, в том числе образовательной, а также строительной деятельности ордена [6-11]. На белорусских землях экономическая сторона деятельности ордена наиболее полно рассмотрена в работе Я.Н. Мараша «Ватикан и католическая церковь в Белоруссии (1569-1795 гг.)» [12], где освещены вопросы формирования землевладения. Исследования искусствоведа Т.В. Габрусь по проблеме стилистики барокко и разрабатываемой ей стилистической специфики барокко - «виленского барокко» [13] также затрагивают вопросы специфики формирования архитектуры костелов ордена. Длительный период формирования комплексов сказался на изменении стилистики, прежде всего, зданий костелов и корпусов коллегиумов, являющимися наиболее презентабельными зданиями в монастырской застройке. На протяжении XVII - XVIII вв. комплексы формируются в рамках стиля барокко и сменяющего его стиля классицизм со второй половины XVIII века и до первой половины XIX века, когда орден прекратил свое существование на белорусских землях. Классицизм изучен в ряде работ отечественных и зарубежных авторов (M. Мореловский,
В.Ф. Морозов, Ю.В. Чантурия и др.) [14-16]. Вопросы взаимовлияния восточной и западной архитектурной традиции в зодчестве ордена затронуты в монографии И.Н. Слюнь- ковой [17]. Критический анализ существующих литературных источников дает основание констатировать, что на сегодняшний день не сформировано отдельное исследование архитектуры ордена иезуитов, что определяет необходимость проведения дополнительных исследований для формирования полной картины. В настоящей статье прослежены ключевые моменты формирования архитектуры ордена иезуитов в Минске, Гродно и Полоцке.
Исследование монастырского зодчества иезуитов базируется на историческом анализе наиболее характерных примеров монастырей в Минске, Гродно и Полоцке, сформированных на территории этнической Беларуси в XVII - начале XIX века.
Основная частьВ XVII - начале XIX века Беларусь не имела своей государственности, являлась частью Великого княжества Литовского и со времени заключения Люблинской унии 1569 г. и до разделов между Пруссией, Австрией и Россией в 1772, 1793, 1795 гг. входила в состав Речи Посполитой (Rzeczpospolita). В XIX веке позиция монашеских орденов постепенно ослабевала, и их деятельность, в том числе строительная по возведению новых зданий и сооружений постепенно прекращаться к середине XIX века.
Монашеский орден иезуитов с самого начала провозгласил себя как «орден ученых» и иезуиты получили под свое руководство духовные семинарии, созданные после Триден- ского собора (1545-1563 гг.). Папа Павел III (1534-1549 гг.) видел в новом ордене католической церкви ее обновление, в основе которого легла концепция воспитания и духовного руководства через преподавание, науки и искусства. Кроме того, иезуиты не придерживались требования, регламентирующего постоянное проживание монашествующего в монастыре «stabilitas loci» (постоянство места, лат.), заменив его условием члена ордена проживания в пределах определенной территории, что способствовало их просветительской деятельности. В Западной Европе орден иезуитов стал повсеместно осуществлять подготовку священников, основывая гимназии, коллегии и высшие учебные заведения.
На белорусских землях иезуитами был создан ряд учебных заведений (коллегиумов). Коллегии постепенно организовывались в различных населенных местах: в Гродно - Самуэль Лоза и Констанция Лоза в 1677 г., в Минске - смоленский бискуп Героним Сагнушка в 1654 г. и пр. Коллегиумы, создаваемые иезуитами, по своему устройству были ближе к учебным заведениям, нежели к монастырям других орденов. Особая организация коллегиума определяла и его планировку, зачастую сложную с множеством помещений, залов и пр. При коллегиумах иезуитов часто открывались школы, организовывались библиотеки с типографиями, существовали «бурсы» - общежития для бедных студентов. При организации комплексов иезуитов нередко лечебным учреждениям отводились места более доступные для прихожан. После закрытия ордена, функции образования были переданы пиарам, затем доминиканцам.
Самый крупный из иезуитских коллегиумов был в Полоцке (в камне отстроен в 1750 г.) и исполнял роль монастыря с учебным комплексом, включая в свою застройку помимо зданий костела и корпусов коллегиума, целый ряд помещений, в которых размещались: театр, музей, картинная галерея, типография, книжная лавка, аптека, общежитие и др. Король Стефан Баторий содействовал иезуитам в открытии коллегий: в Полоцке - в 1579 г. он основал свою резиденцию, потом передал ее иезуитам (в 1581 г. основано П. Скаргом среднее учебное заведение). В соответствии с королевской грамотой от 20.1.1582 г. коллегия в Полоцке была основана для воспитания иезуитами юношества в католической вере, в 1585 г. преобразована в коллегию, а с 1812 г. - в иезуитскую академию наук, приравненную к университету, с подчинением ей коллегиумов иезуитов Российской империи.
Чертежи домов, хоз. строений, разбивки садов составил литовскй подскарбий Ф. Скулин. После пожара в нач. 17 в. деревянные костёл и здания коллегии возведены между городом и замком. В 1625 - 1632 строительство возглавлял виленский мастер В. Будак, в кон. XVIII в. - архитектор Г Ленкевич. Костел в камне возведен на месте деревянного (в 1733-1735 гг., архит. К. Мателаковский, в 1738 - 1746 гг. мастер Б. Месмер). Храм освящен в 1745 г. во имя св. Станислава, но в 1956 г. взорван.
Костел - 3-нефная 2-башенная базилика (24x47 м в плане) с трансептом и куполом над средокрестием. На башнях находились колокола и часы с боем виленского мастера Г. Мудни (повреждены при разборке башен в 1836 г.). Во 2-й пол. XVIII в. в Полоцке мастером по резьбе работал иезуит Лазуревич, живописцем иезуит Морелевский. Алтари украшены стуком и живописью, позолоченной и посеребренной медью, своды и стены расписаны фресками, пол покрыт тесаным камнем, в пресбитерии пол из черных и белых мраморных плит, выложенных в шахматном порядке.
Деревянный коллегиум после пожара 1750 г. был отстроен в камне на участке 7180 кв. м. (частично сохранился) и включал регулярный террасированный сад, спускавшийся к Западной Двине. Коллегиум был 3-этажный Е-образный в плане и включал кельи, трапезную, библиотеку. В основании главного здания были сооружены подземные каменные водостоки, в стенах - вентиляционные ходы, подвалы снабжены водоспусками, полы были кирпичные и изразцовые с отопительными каналами, перекрытия этажей сводчатые. К 1778 г. с южной стороны костела построен 3-этажный корпус: на 1-м этаже находились типография с книжной лавкой, 2-м - училище, 3-м - театр с уборными для актеров. С северной стороны костела пристроен 2-этажный конвикт. В 1733-80 гг. возведены 1- и 2-этажные хозяйственные постройки: амбары, конюшня, каретник, пекарня, коптильня, пивоварня, мастерские и суконная фабрика. Участок с северной и западной сторон от костела завершался 2-этажным флигелем, аптекой с лабораторий и брамой. В 1784 г. (по другим источникам в 1786 г.) по инициативе Г Грубера построены два флигеля на южной стороны от аптеки с бурсой и богадельней и новый корпус, соединивший главный и 3-этажный корпуса. В нем разместились физико-математический музей, химическая лаборатория, картинная галерея, обсерватория и учебные кабинеты.
Известно, что курс архитектурного обучения проводился по двум факультетам: гражданской и военной архитектуры. Коллегиум иезуитов работал до 1820 г., с 1822 г. здания занимали монахи ордена пиаров. В 1830-35 гг. коллегиум был реконструирован и возведен новые корпуса (архит. А. Порта). Сохранилось несколько корпусов, флигель у западного крыла главного здания. В 1836 здания быв. коллегиума занял Полоцкий кадетский корпус. С 2005 г. здесь располагаются подразделения Полоцкого государственного университета.
Комплекс иезуитов в Гродно к середине XVIII в. сформировал квартал в городской застройке с костелом, коллегиумом и большим садом, включая здание школы и театра, а также многочисленные сооружения хоз. дворов, флигели (мастерские, конюшни, сараи для телег), ограждающие территорию с тыльной стороны и пр.
Учреждение коллегиума инициировано королем Речи Посполитой Стефаном Баторием в 1585 г. В 1621 г. гродненский староста Станислав Кособудский (Stanislaw Kosobudzki) завещал ордену иезуитов, на случай своего невозвращения с войны, деревню Сухая Баля. Орденом сначала была основана миссия, при которой была открыта грамматикальная школа. Первыми в новую фундацию были назначены ректор коллегиума Адам Колозембский (Kolozembski, ок. 1577 - 1650 гг., в ордене с 1596 г.) и о. Захарий Скорульский (Skorolski Zachariasz, ок. 1589 - 1639 гг., в ордене с 1606 г.). В 1630 г. в школе была учреждена Марианская Конгрегация студентов и основана бурса музыкантов, которая была размещена при главной браме с дубовыми воротами и первоначально обеспечивала содержание 5 мальчиков.
Середина XVII в. отмечена рядом военных действий, которые приостановили развитие коллегиума, особенно тяжелыми были 1655-62 гг., когда город был полностью сожжен и опустошен. В 1664 г. школа Товарищества Иисуса в Гродно открылась в ранге коллегиума.
Сам основатель ордена иезуитов Игнатий Лойола требовал от провинциалов и ректоров особой заботы о высоких санитарных нормах учебы и быта учащихся и учащих в коллегиумах. Поэтому, когда община иезуитов в Гродно сильно разрослась, для обслуживания потребностей своих членов понадобилось новое структурное подразделение - аптека, основанная в 1687 г. Здание аптеки (построено в 1700-09 гг., 2-й этаж в 1763 г. на средства иезуита Эдера) было размещено рядом с костелом, через небольшой внутренний дворик. Аптеку с комплексом коллегиума связывали коридоры на уровне 1-го и 2-го этажей. Само здание аптеки представляет собой 2-этажный, прямоугольный в плане корпус с мансардой и на фасаде, выходящем во двор - галерею на уровне 2-го этажа. На 1-м этаже имелись спуски в склеп и было расположено 4 помещения и кухня, на 2-м этаже - 7 помещений, сени, малая кухня, помещение для хранения «заморских лекарств».
В день инаугурации учебного года (3 августа 1664 г.) члены Марианской Конгрегации студентов торжественно перенесли из деревни Кульбаки около Гродно в костел икону Пресвятой Девы Марии Снежной, писанную на меди копию с римского оригинала, привезенную ранее из Рима Альбрехтом Радзивиллом, которая и сегодня находится в костеле и носит название икона Пресвятой Девы Марии Конгрегатской или Студенческой.
Старый костел (vetus tempellum) иезуитов св. Петра и св. Павла был переделан в школу в 1700 г. Новый костел во имя св. Франциска Ксаверия (исп. Francisco (de) Javier, 1506 - 1552 гг.), гродненские иезуиты строили в 1678-1705 гг. Епископ Николай Слуцкий 21.04.1678 г. освятил угловой камень костела. Торжественная консекрация костела состоялась 6 декабря 1705 г. епископом Теодором Полоцким в присутствии монархов короля Речи Посполитой Августа II и российского царя Петра I. Кафедральный костел св. Франциска Ксаверия стал доминантой не только иезуитского коллегиума, но и городской площади. Костел - 3-нефная крестово-купольная базилика (длина 60 м, ширина 30 м, высота 54) с полуциркульной апсидой и пристроенными по ее сторонам двумя часовнями - Архангела Михаила и Богоматери Студенческой. Главный фасад расчленен на 3 яруса: в 1-м ярусе на арочных нишах установлены скульптурные изображения апостолов Петра и Павла, во 2-м ярусе над входом размещен балкон с ограждением и высокое арочное окно в глубокой нише, 3-й ярус декорирован конховой нишей со скульптурой св. Франциска Ксаверия и завершен фронтоном. Резные деревянные фигуры выполнены скульптором Георгием Гисом. Башни, фланкирующие фасад костела возведены к 1752 г. В 1725 г. в северной башне костела установлены механические башенные часы, перемещенные из городской ратуши. Перед входом в костел в нач. XX в. была сооружена лестница, на парапете которой установлена скульптура Христа. Интерьер костела украшают главный алтарь (высотой в 21 м) и 12 боковых алтарей (св. Архангела Михаила, Богоматери Студенческой, св. Троицы, Богоматери Ружанцевой, св. Станислава Костки, св. Казимира, св. Тадеуша, Иисуса Христа, Богоматерь Неустанной Помощи, св. Йосафата Кунцевича, Богоматери Шкаплерной, св. Юзева). Главный алтарь был создан в 1736 - 1738 гг. по проекту прусского скульптора К. Паукера резчиками по дереву под началом Яна Христиана Шмидта из Решля (Jan Chrystian Schmidt z Reszla). В трехъярусной композиции алтаря применена сложная группа колонн и пилястр коринфского ордера. Главный алтарь 2-ярусный и завершен Глорией, обрамляющая окно под сводами алтарной части, перед ней склоняют головы символические изображения четырех континентов: в 1-м ярусе установлены скульптура св. Франциска Ксаверия (в центре) и десяти апостолов, по сторонам перед пилястрами расположены фигуры св. Самуэля и св. Констанции; во 2-м ярусе скульптуры Христа (в центре), четырех евангелистов и шести святителей.
Коллегиум строился в несколько этапов: старый каменный в 1677-84 гг., а новый каменный в 1691 г. (1-й этаж) и в 1722-44 гг. (2-й и 3-й этажи). Коллегиум имел сложную планировку-на стыке нового и старого коллегиумов была возведена трапезная (архитектор Руоф), над которой размещалась библиотека с большими сенями, над ними - каплица: главное 3-этажное крыло нового коллегиума имело мансардный этаж, западное 2-этажное крыло соединяло новый коллегиум с костелом, 3-этажное крыло старого коллегиума имело коридорную планировку с 2-стронним размещением помещений. В 1709 г. в коллегиуме стал преподаваться курс философии, который относил коллегиум к высшей школе и способствовал обустройство в 1713 г. нового помещения библиотеки и увеличения собрания книг. В 1737-38 гг. введена образовательная программа моральной теологии, приближающая коллегиум к уровню академии (университета), а в 1762 г. расширено содержание курса теологии и учреждено Братство Найсвятейшего Сердца Иисуса. В 1772 г. в коллегиуме насчитывалось 37 иезуитов. В 1820 г. указом русского императора Александра I коллегиум был упразднен, с открытием на его месте тюрьмы. Сохранился костел, аптека, здания старого и нового коллегиума, бурса, трапезная, библиотека и некоторые хозяйственные сооружения.
Иезуитский комплекс в Минске становится доминантой в застройке Верхнего города во 2-й половине XVII - XVIII вв. с обращенным к площади Верхнего рынка (площадь Свободы) костелом Иисуса, Марии и Барбары (освящен в 1710 г), а также коллегиумом и многочисленными хозяйственными и прочими зданиями и сооружениями, возведенными внутри квартала городской застройки центра города: от площади Верхнего рынка, до ул. Койдановской (теперь ул. Революционная) и от Фелициановской на севере (ул. Комсомольская), до ул. Сборовой (Интернациональной) на юге.
История коллегиума начинается в 1654 г., когда смоленский Иероним Сонгушка подарил отцам общества Иисуса каменный 2-этажный дом Егора Гегера для создания миссии, которая с 1686 г. приобретает статус резиденции, а с 1714 г. - коллегиума. К 1683 г. рядом с домом возводится деревянный костел и школа (в 1699 г. возведена 2-этажная в камне). В 1700 г. супериор иезуитов Антоний Бжастов- ский освятил угловой камень нового костела. К 1705 г. заканчивается возведение сводов, к 1708 г. - интерьер, к 1731 г. - двух башен-колоколен главного фасада. В 1723-50 гг. дома Гегера реконструируется под 2-этажное здание коллегиума, находящееся справа от костела и соединенное с ним коридором (возведен в 1733-47 гг.). В 1745 -46 гг. по ул. Койдановской пристроено 3-х этажное крыло, в котором размещались трапезная, кухня и пр. В 1738-50 гг. на главном фасаде, выходившем на площадь Верхнего рынка, была возведена 3-ярусная башня-колокольня с завершением в виде купола сложной формы в стиле барокко (утрачен при переустройстве под пожарную каланчу). До 1820 г. коллегиум занимали «присутственные места», после - городская Дума, а с 1852 г. - казенная палата.
Здание школы, находящейся слева от костела, реконструировано в 1770 г. Вход был отмечен квадратной в плане башней с куполом. С 1799 г. по 1917 г. в здании разместился дом губернатора, перестроенный в стиле классицизм. После в здании размещались различные гос. учреждения, в том числе музыкальная школа, для которой в 1968 г. была проведена реконструкция с настройкой 3-й этажа.
Костел - 3-нефная 6-столпная базилика с полуциркульной апсидой, ориентированной на запад. Костел возведен с отступом от линии застройки, что организовало небольшой курдонер. По бокам пресбитерия расположены две каплицы: южная, св. Троицы, построена на средства Циприана Бжастовского и северная, св. Фелициана, основана в 1722 г. на средства рода Завишей как место хранения реликвий святого. Как и многие костёлы стиля барокко, наиболее насыщен декоративными элементами главный фасад, имеющий трехчастное деление по вертикали и горизонтали. Главный фасад фланкируется двумя пятиярусными башнями колокольнями и завершается декоративным фигурным фронтоном с сигнатуркой и двумя вазами. На одной из башен раньше располагались городские куранты и часы, сделанные в Гданьске, а во 2-м ярусе колоколен ниши со скульптурами апостолов Петра и Павла. Фасады декорированы карнизами сложного профиля, пилястрами и колонами ионического ордена, спирали валют капителей, которых написаны красками, а не выполнены резьбой. В интерьере центральный неф перекрыт цилиндрическим сводом с подпружными арками, прорезан лучковыми окнами с распалубками. Неф опоясан профилированным карниз с орнаментным фресковым фризом и обходной галереей с кованым ограждением. Боковые нефы перекрыты крестовыми сводами.
До закрытия костела в 1934 г. в нем находились алтари: главный размещался в апсиде с образом Божьей матери (образ располагался в ротонде с полусферическим куполом, опирающейся на шесть ионических колонн, врезающейся в портик на четырех коринфских колоннах), 2 алтаря - в каплицах, 2 - на месте иезуитских амвонов, снятых в 1853 году, в пресбитерии, 6 - при колоннах, один в крипте костела, один в бабинце. Убранство храма было утрачено, сохранились полихромные росписи (сегодня частично открыты), которые были созданы в 1798-1800 гг. К. Антошевским в связи с приобретением костелом статуса кафедрального собора Минской диоцезии по заказу епископа Якуба Дадэрки. Роспись была обновлена в 1850-е гг. виленским художником Волосевичем. В 1934 г. костел закрыли, в 1951 г. были разобраны башни и здание костела было перестроено в спорткомплекс товарищества «Спартак», в 1994 г. костел вернули верующим.
К концу XVIII в. Фактически полностью сформировался минского иезуитского коллегиума. С точки зрения пространственной организации среды, комплекс иезуитов получил раскрытую композицию, выходившую на западную сторону площади, что значительно его отличало от прочих монастырей монашеских орденов, которые имели замкнутую структуру с внутренним двориком - клуатром.
ЗаключениеВ XIV-XVI веках в городах Беларуси в рамках изменяющейся градостроительной системы, центром которой становились объекты духовного, социального и экономического факторов общественных отношений, коллегиумы иезуитов постепенно приобретали доминирующее положение в городской застройке, что в полной мере выразилось к концу XVII в., когда под влиянием стиля классицизм коллегиумы занимали целый городской квартал и формировали центральную городскую площадь. Архитекторы- иезуиты привнесли в архитектуру костелов белорусских земель новую римскую базиликальную систему и схему главного фасада с большим ордером, воплотившуюся в первом барочном костеле в Несвиже и ставшую образцом для последующих костелов ордена. Комплексы бывших иезуитских коллегиумов в Минске, Полоцке и Гродно, несмотря на неполную их сохранность, несомненно являются яркими примерами историко-культурного наследия края. Архитектура каждого из них отражает общую концепцию ордена, но в объемно-пространственной композиции есть интерпретации, обусловленные местными традициями зодчества, в зданиях прослеживаются приемы светской архитектуры эпохи классицизма в Беларуси.
Литература
- Квитницкая, Е. Д. Планировка Гродно XVI - XVIII вв. / Е. Д. Квитницкая // АН. - М.: Стройиздат, 1964. - № 16. - С. 11-38.
- Квитницкая, Е.Д. Коллегиумы Белоруссии XVII в. / Е. Д. Квитницкая // АН. - М.: Стройиздат, 1969. - №18. - С. 3-17.
- Квитницкая, Е.Д. Белорусские коллегиумы XVIII в. / Е.Д. Квитницкая // АН. - М.: Изд-во лит. по строит., 1972. - № 19. - С. 12-26.
- Квитницкая, Е.Д. Центры городов Белоруссии в XVI- первой половине XIX в. / Е.Д. Квитницкая // АН. - М., 1983. - № 31. - С. 28-50.
- Чантурия, В.А. История архитектуры Белоруссии: Дооктябрьский период. / В.А. Чантурия. - 3-е изд. - Мн.: Выш. шк., 1985. - 296 с.
- Бемер, Г. История ордена иезуитов / Г. Бемер; пер. с нем. Н. Попова. - Смоленск: Русич, 2002. - 455 с.
- Быков, А.А. Игнатий Лойола: Его жизнь и общественная деятельность: биогр. очерк. /А.А. Быков. - 2-е изд. - СПб.: Тип. т-ва «Общественная польза», 1894. - 77 с.
- Губер, Ж. Иезуиты. Их история, учение, организация и практическая деятельность в сфере общественной жизни, политики и религии /Ж. Губер; пер. В.И. Писаревой. - СПб.: Изд-во «Павленкова», 1898. - 320 с.
- Лявшук, В.Е. Организационные аспекты образовательной модели иезуитского коллегиума: моногр. / В.Е. Лявшук. - Гродно: ГрГУ, 2010 - 239 с.
- Саяпин В. Гродненские костелы: послевоенная история: Документы и фотографии. Гродно: Юрсапринт (Минск: Оргстрой), 2012. 136 с.
- Трусов, И. Г. Гродненские архитекторы и строители 12 - 18 веков /И.Г.Трусов. - Гродно : ЮрСаПринт, 2012. - 72 с.
- Мараш, Я.Н. Ватикан и католическая церковь в Белоруссии (1569-1795) / Я.Н. Мараш. - Мн.: Вышэйшая школа, 1971. - 272 с.
- Габрусь, Т.В. Мураваная сакральная архтэктура беларускага барока (генезт i эвалюцыя): дыс. ...д-ра мастацтвазнауства: 17.00.04. / Т.В. Габрусь.- Мн., 2002. -234 с.
- Morelowski, M. Zarysy syntetyczne sztuki Wilenskiej od gotyki do neoklasycyzmu /М. Morelowski. - Wilno: Grafi- ka, 1938-1939. - 162 s.
- Морозов, В.Ф. Классицизм в архитектуре Беларуси: дис. ...д-ра арх-ры: 18.00.01. / В.Ф. Морозов. - Минск, 2001. - 260 с.
- Чантурия, Ю.В. Развитие градостроительства Беларуси (вторая половина XVI- первая половина XIX в.): дис. ...д-ра арх-ры: 18.00.04. /Ю.В. Чантурия.-Минск, 2003. - 241 с.
- Слюнькова, И.Н. Монастыри восточной и западной традиций. Наследие архитектуры Беларуси / И.Н. Слюнькова. - М.: Прогресс-Традиция, 2002. - 600 с.
Architecture of churches and collegium of the Jesuits in Minsk, Grodno and Polotsk
Kolosovskaya A.N., candidate of Architecture, Associate Professor of the BNTU
Yaroshevich N.Y., Tataritskaya B.O., students of the BNTU
In religious architecture Belarus special place belongs to the large urban complexes of the monastic order of the Jesuits. In the past century, the order, known for his large-scale education and construction activity everywhere in the Belarusian lands created missions in towns and villages, and cities in the residence and Collegium. Complexes were formed over a long period of time, and were completed rebuilt. Baroque style became a maj or artistic direction in the architecture of many monasteries monastic order in Belarus XVII-XVIII centuries, including the Jesuits, who was at the forefront of style. Complexes Jesuits embody the principles of artistic direction - known classicism and complex planning structure. Despite the fact that some of the buildings from the monastic buildings have not survived to our days, but today their churches define the historic city center are composite dominate. Complexes former churches and Collegium of the Jesuits in Minsk, Grodno and Polotsk are the most revealing in terms of architecture of religious buildings extant today in Belarus.
Поступила в редакцию 18.07.2017 г.