Вы здесь

Архитектура костелов и коллегиумов иезуитов в Минске, Полоцке И Гродно

Версия для печати

УДК 726.71(476)(091)

В культовой архитектуре Беларуси особое место принадлежит крупным градостроительным комплексам мо­нашеского ордена иезуитов. В прошлые века орден, известный своей широкомасштабной просветительской и стро­ительной деятельностью, повсеместно на белорусских землях создавал миссии в местечках и деревнях, а в городах резиденции и коллегиумы. Комплексы формировались в течение длительного периода времени, перестраивались и достраивались. Стиль барокко стал основным художественным направлением в архитектуре многих орденских монастырей Беларуси XVII -XVIII веков, в том числе и ордена иезуитов, который стоял у истоков стиля. Комплексы иезуитов воплотили также принципы художественного направления - классицизм и известны сложной планиро­вочной структурой. Несмотря на то, что некоторые здания из состава монастырской застройки не сохранились до наших дней, но и сегодня их костелы определяют исторический центр городов, являются композиционными до- минатами. Минский, гродненский и полоцкий комплексы ордена иезуитов являются наиболее показательными с ар­хитектурной точки зрения из сохранившихся сегодня культовых сооружений на территории Беларуси.

Введение

Орден иезуитов вел в белорусских городах масштаб­ную строительную деятельность, его комплексы с косте­лами и коллегиумами занимали в городской застройке крупные кварталы, в состав которых входили здания и со­оружения, обеспечивающие автономную жизнь братьев, а также такие здания как приюты, больницы, школы и ап­теки, открытые для прихожан. Архитектура комплексов часто являлась предметом исторических исследований, среди которых работы Е. Квитницкой [1-4], В.А. Чанту- рии [5]. Информационной базой по вопросам истории воз­никновения ордена, жизни и общественной деятельности иезуитов, является множество литературных источников на русском и иностранных языках. Среди них известные труды Г Бемера, А.А. Быкова, Ж. Губера, посвященные общественной, в том числе образовательной, а также стро­ительной деятельности ордена [6-11]. На белорусских зем­лях экономическая сторона деятельности ордена наиболее полно рассмотрена в работе Я.Н. Мараша «Ватикан и като­лическая церковь в Белоруссии (1569-1795 гг.)» [12], где ос­вещены вопросы формирования землевладения. Исследо­вания искусствоведа Т.В. Габрусь по проблеме стилистики барокко и разрабатываемой ей стилистической специфики барокко - «виленского барокко» [13] также затрагивают вопросы специфики формирования архитектуры костелов ордена. Длительный период формирования комплексов сказался на изменении стилистики, прежде всего, зданий костелов и корпусов коллегиумов, являющимися наиболее презентабельными зданиями в монастырской застройке. На протяжении XVII - XVIII вв. комплексы формируются в рамках стиля барокко и сменяющего его стиля класси­цизм со второй половины XVIII века и до первой полови­ны XIX века, когда орден прекратил свое существование на белорусских землях. Классицизм изучен в ряде работ отечественных и зарубежных авторов (M. Мореловский,

В.Ф. Морозов, Ю.В. Чантурия и др.) [14-16]. Вопросы взаи­мовлияния восточной и западной архитектурной традиции в зодчестве ордена затронуты в монографии И.Н. Слюнь- ковой [17]. Критический анализ существующих литера­турных источников дает основание констатировать, что на сегодняшний день не сформировано отдельное исследова­ние архитектуры ордена иезуитов, что определяет необхо­димость проведения дополнительных исследований для формирования полной картины. В настоящей статье про­слежены ключевые моменты формирования архитектуры ордена иезуитов в Минске, Гродно и Полоцке.

Исследование монастырского зодчества иезуитов ба­зируется на историческом анализе наиболее характерных примеров монастырей в Минске, Гродно и Полоцке, сфор­мированных на территории этнической Беларуси в XVII - начале XIX века.

Основная часть

В XVII - начале XIX века Беларусь не имела своей государственности, являлась частью Великого княжества Литовского и со времени заключения Люблинской унии 1569 г. и до разделов между Пруссией, Австрией и Росси­ей в 1772, 1793, 1795 гг. входила в состав Речи Посполитой (Rzeczpospolita). В XIX веке позиция монашеских орденов постепенно ослабевала, и их деятельность, в том числе строительная по возведению новых зданий и сооружений постепенно прекращаться к середине XIX века.

Монашеский орден иезуитов с самого начала провозгла­сил себя как «орден ученых» и иезуиты получили под свое руководство духовные семинарии, созданные после Триден- ского собора (1545-1563 гг.). Папа Павел III (1534-1549 гг.) видел в новом ордене католической церкви ее обновление, в основе которого легла концепция воспитания и духовного руководства через преподавание, науки и искусства. Кроме того, иезуиты не придерживались требования, регламенти­рующего постоянное проживание монашествующего в мона­стыре «stabilitas loci» (постоянство места, лат.), заменив его условием члена ордена проживания в пределах определен­ной территории, что способствовало их просветительской деятельности. В Западной Европе орден иезуитов стал повсе­местно осуществлять подготовку священников, основывая гимназии, коллегии и высшие учебные заведения.

На белорусских землях иезуитами был создан ряд учебных заведений (коллегиумов). Коллегии постепенно организовывались в различных населенных местах: в Грод­но - Самуэль Лоза и Констанция Лоза в 1677 г., в Минске - смоленский бискуп Героним Сагнушка в 1654 г. и пр. Колле­гиумы, создаваемые иезуитами, по своему устройству были ближе к учебным заведениям, нежели к монастырям других орденов. Особая организация коллегиума определяла и его планировку, зачастую сложную с множеством помещений, залов и пр. При коллегиумах иезуитов часто открывались школы, организовывались библиотеки с типографиями, су­ществовали «бурсы» - общежития для бедных студентов. При организации комплексов иезуитов нередко лечебным учреждениям отводились места более доступные для при­хожан. После закрытия ордена, функции образования были переданы пиарам, затем доминиканцам.

Самый крупный из иезуитских коллегиумов был в По­лоцке (в камне отстроен в 1750 г.) и исполнял роль мона­стыря с учебным комплексом, включая в свою застройку помимо зданий костела и корпусов коллегиума, целый ряд помещений, в которых размещались: театр, музей, картин­ная галерея, типография, книжная лавка, аптека, общежи­тие и др. Король Стефан Баторий содействовал иезуитам в открытии коллегий: в Полоцке - в 1579 г. он основал свою резиденцию, потом передал ее иезуитам (в 1581 г. основа­но П. Скаргом среднее учебное заведение). В соответствии с королевской грамотой от 20.1.1582 г. коллегия в Полоц­ке была основана для воспитания иезуитами юношества в католической вере, в 1585 г. преобразована в коллегию, а с 1812 г. - в иезуитскую академию наук, приравненную к университету, с подчинением ей коллегиумов иезуитов Российской империи.

Чертежи домов, хоз. строений, разбивки садов со­ставил литовскй подскарбий Ф. Скулин. После пожара в нач. 17 в. деревянные костёл и здания коллегии возведены между городом и замком. В 1625 - 1632 строительство воз­главлял виленский мастер В. Будак, в кон. XVIII в. - ар­хитектор Г Ленкевич. Костел в камне возведен на месте деревянного (в 1733-1735 гг., архит. К. Мателаковский, в 1738 - 1746 гг. мастер Б. Месмер). Храм освящен в 1745 г. во имя св. Станислава, но в 1956 г. взорван.

Костел - 3-нефная 2-башенная базилика (24x47 м в пла­не) с трансептом и куполом над средокрестием. На башнях находились колокола и часы с боем виленского мастера Г. Мудни (повреждены при разборке башен в 1836 г.). Во 2-й пол. XVIII в. в Полоцке мастером по резьбе работал иезуит Лазуревич, живописцем иезуит Морелевский. Алтари укра­шены стуком и живописью, позолоченной и посеребренной медью, своды и стены расписаны фресками, пол покрыт те­саным камнем, в пресбитерии пол из черных и белых мра­морных плит, выложенных в шахматном порядке.

Деревянный коллегиум после пожара 1750 г. был от­строен в камне на участке 7180 кв. м. (частично сохра­нился) и включал регулярный террасированный сад, спу­скавшийся к Западной Двине. Коллегиум был 3-этажный Е-образный в плане и включал кельи, трапезную, библи­отеку. В основании главного здания были сооружены подземные каменные водостоки, в стенах - вентиляцион­ные ходы, подвалы снабжены водоспусками, полы были кирпичные и изразцовые с отопительными каналами, перекрытия этажей сводчатые. К 1778 г. с южной стороны костела построен 3-этажный корпус: на 1-м этаже находи­лись типография с книжной лавкой, 2-м - училище, 3-м - театр с уборными для актеров. С северной стороны косте­ла пристроен 2-этажный конвикт. В 1733-80 гг. возведены 1- и 2-этажные хозяйственные постройки: амбары, конюш­ня, каретник, пекарня, коптильня, пивоварня, мастерские и суконная фабрика. Участок с северной и западной сторон от костела завершался 2-этажным флигелем, аптекой с ла­бораторий и брамой. В 1784 г. (по другим источникам в 1786 г.) по инициативе Г Грубера построены два флигеля на южной стороны от аптеки с бурсой и богадельней и но­вый корпус, соединивший главный и 3-этажный корпуса. В нем разместились физико-математический музей, хими­ческая лаборатория, картинная галерея, обсерватория и учебные кабинеты.

Известно, что курс архитектурного обучения прово­дился по двум факультетам: гражданской и военной ар­хитектуры. Коллегиум иезуитов работал до 1820 г., с 1822 г. здания занимали монахи ордена пиаров. В 1830-35 гг. коллегиум был реконструирован и возведен новые кор­пуса (архит. А. Порта). Сохранилось несколько корпусов, флигель у западного крыла главного здания. В 1836 зда­ния быв. коллегиума занял Полоцкий кадетский корпус. С 2005 г. здесь располагаются подразделения Полоцкого государственного университета.

Комплекс иезуитов в Гродно к середине XVIII в. сфор­мировал квартал в городской застройке с костелом, колле­гиумом и большим садом, включая здание школы и театра, а также многочисленные сооружения хоз. дворов, флигели (мастерские, конюшни, сараи для телег), ограждающие территорию с тыльной стороны и пр.

Учреждение коллегиума инициировано королем Речи Посполитой Стефаном Баторием в 1585 г. В 1621 г. гродненский староста Станислав Кособудский (Stanislaw Kosobudzki) завещал ордену иезуитов, на случай своего невозвращения с войны, деревню Сухая Баля. Орденом сначала была основана миссия, при которой была откры­та грамматикальная школа. Первыми в новую фундацию были назначены ректор коллегиума Адам Колозембский (Kolozembski, ок. 1577 - 1650 гг., в ордене с 1596 г.) и о. За­харий Скорульский (Skorolski Zachariasz, ок. 1589 - 1639 гг., в ордене с 1606 г.). В 1630 г. в школе была учрежде­на Марианская Конгрегация студентов и основана бурса музыкантов, которая была размещена при главной браме с дубовыми воротами и первоначально обеспечивала со­держание 5 мальчиков.

Середина XVII в. отмечена рядом военных действий, которые приостановили развитие коллегиума, особенно тяжелыми были 1655-62 гг., когда город был полностью сожжен и опустошен. В 1664 г. школа Товарищества Иису­са в Гродно открылась в ранге коллегиума.

Сам основатель ордена иезуитов Игнатий Лойола тре­бовал от провинциалов и ректоров особой заботы о высо­ких санитарных нормах учебы и быта учащихся и учащих в коллегиумах. Поэтому, когда община иезуитов в Гродно сильно разрослась, для обслуживания потребностей своих членов понадобилось новое структурное подразделение - аптека, основанная в 1687 г. Здание аптеки (построено в 1700-09 гг., 2-й этаж в 1763 г. на средства иезуита Эдера) было размещено рядом с костелом, через небольшой вну­тренний дворик. Аптеку с комплексом коллегиума связы­вали коридоры на уровне 1-го и 2-го этажей. Само здание аптеки представляет собой 2-этажный, прямоугольный в плане корпус с мансардой и на фасаде, выходящем во двор - галерею на уровне 2-го этажа. На 1-м этаже имелись спу­ски в склеп и было расположено 4 помещения и кухня, на 2-м этаже - 7 помещений, сени, малая кухня, помещение для хранения «заморских лекарств».

В день инаугурации учебного года (3 августа 1664 г.) члены Марианской Конгрегации студентов торжествен­но перенесли из деревни Кульбаки около Гродно в костел икону Пресвятой Девы Марии Снежной, писанную на меди копию с римского оригинала, привезенную ранее из Рима Альбрехтом Радзивиллом, которая и сегодня нахо­дится в костеле и носит название икона Пресвятой Девы Марии Конгрегатской или Студенческой.

Старый костел (vetus tempellum) иезуитов св. Петра и св. Павла был переделан в школу в 1700 г. Новый костел во имя св. Франциска Ксаверия (исп. Francisco (de) Javier, 1506 - 1552 гг.), гродненские иезуиты строили в 1678-1705 гг. Епископ Николай Слуцкий 21.04.1678 г. освятил угло­вой камень костела. Торжественная консекрация костела состоялась 6 декабря 1705 г. епископом Теодором Полоц­ким в присутствии монархов короля Речи Посполитой Августа II и российского царя Петра I. Кафедральный костел св. Франциска Ксаверия стал доминантой не толь­ко иезуитского коллегиума, но и городской площади. Ко­стел - 3-нефная крестово-купольная базилика (длина 60 м, ширина 30 м, высота 54) с полуциркульной апсидой и пристроенными по ее сторонам двумя часовнями - Архан­гела Михаила и Богоматери Студенческой. Главный фасад расчленен на 3 яруса: в 1-м ярусе на арочных нишах уста­новлены скульптурные изображения апостолов Петра и Павла, во 2-м ярусе над входом размещен балкон с ограж­дением и высокое арочное окно в глубокой нише, 3-й ярус декорирован конховой нишей со скульптурой св. Франци­ска Ксаверия и завершен фронтоном. Резные деревянные фигуры выполнены скульптором Георгием Гисом. Башни, фланкирующие фасад костела возведены к 1752 г. В 1725 г. в северной башне костела установлены механические ба­шенные часы, перемещенные из городской ратуши. Перед входом в костел в нач. XX в. была сооружена лестница, на парапете которой установлена скульптура Христа. Инте­рьер костела украшают главный алтарь (высотой в 21 м) и 12 боковых алтарей (св. Архангела Михаила, Богоматери Студенческой, св. Троицы, Богоматери Ружанцевой, св. Станислава Костки, св. Казимира, св. Тадеуша, Иисуса Христа, Богоматерь Неустанной Помощи, св. Йосафата Кунцевича, Богоматери Шкаплерной, св. Юзева). Главный алтарь был создан в 1736 - 1738 гг. по проекту прусского скульптора К. Паукера резчиками по дереву под началом Яна Христиана Шмидта из Решля (Jan Chrystian Schmidt z Reszla). В трехъярусной композиции алтаря применена сложная группа колонн и пилястр коринфского ордера. Главный алтарь 2-ярусный и завершен Глорией, обрамля­ющая окно под сводами алтарной части, перед ней скло­няют головы символические изображения четырех конти­нентов: в 1-м ярусе установлены скульптура св. Франциска Ксаверия (в центре) и десяти апостолов, по сторонам перед пилястрами расположены фигуры св. Самуэля и св. Кон­станции; во 2-м ярусе скульптуры Христа (в центре), четы­рех евангелистов и шести святителей.

Коллегиум строился в несколько этапов: старый камен­ный в 1677-84 гг., а новый каменный в 1691 г. (1-й этаж) и в 1722-44 гг. (2-й и 3-й этажи). Коллегиум имел сложную планировку-на стыке нового и старого коллегиумов была возведена трапезная (архитектор Руоф), над которой разме­щалась библиотека с большими сенями, над ними - капли­ца: главное 3-этажное крыло нового коллегиума имело ман­сардный этаж, западное 2-этажное крыло соединяло новый коллегиум с костелом, 3-этажное крыло старого коллегиума имело коридорную планировку с 2-стронним размещением помещений. В 1709 г. в коллегиуме стал преподаваться курс философии, который относил коллегиум к высшей школе и способствовал обустройство в 1713 г. нового помещения би­блиотеки и увеличения собрания книг. В 1737-38 гг. введена образовательная программа моральной теологии, прибли­жающая коллегиум к уровню академии (университета), а в 1762 г. расширено содержание курса теологии и учреждено Братство Найсвятейшего Сердца Иисуса. В 1772 г. в колле­гиуме насчитывалось 37 иезуитов. В 1820 г. указом русского императора Александра I коллегиум был упразднен, с от­крытием на его месте тюрьмы. Сохранился костел, аптека, здания старого и нового коллегиума, бурса, трапезная, би­блиотека и некоторые хозяйственные сооружения.

Иезуитский комплекс в Минске становится доминантой в застройке Верхнего города во 2-й половине XVII - XVIII вв. с обращенным к площади Верхнего рынка (площадь Свобо­ды) костелом Иисуса, Марии и Барбары (освящен в 1710 г), а также коллегиумом и многочисленными хозяйственными и прочими зданиями и сооружениями, возведенными внутри квартала городской застройки центра города: от площади Верхнего рынка, до ул. Койдановской (теперь ул. Революци­онная) и от Фелициановской на севере (ул. Комсомольская), до ул. Сборовой (Интернациональной) на юге.

История коллегиума начинается в 1654 г., когда смо­ленский Иероним Сонгушка подарил отцам общества Ии­суса каменный 2-этажный дом Егора Гегера для создания миссии, которая с 1686 г. приобретает статус резиденции, а с 1714 г. - коллегиума. К 1683 г. рядом с домом возводится деревянный костел и школа (в 1699 г. возведена 2-этажная в камне). В 1700 г. супериор иезуитов Антоний Бжастов- ский освятил угловой камень нового костела. К 1705 г. за­канчивается возведение сводов, к 1708 г. - интерьер, к 1731 г. - двух башен-колоколен главного фасада. В 1723-50 гг. дома Гегера реконструируется под 2-этажное здание кол­легиума, находящееся справа от костела и соединенное с ним коридором (возведен в 1733-47 гг.). В 1745 -46 гг. по ул. Койдановской пристроено 3-х этажное крыло, в кото­ром размещались трапезная, кухня и пр. В 1738-50 гг. на главном фасаде, выходившем на площадь Верхнего рынка, была возведена 3-ярусная башня-колокольня с завершени­ем в виде купола сложной формы в стиле барокко (утра­чен при переустройстве под пожарную каланчу). До 1820 г. коллегиум занимали «присутственные места», после - городская Дума, а с 1852 г. - казенная палата.

Здание школы, находящейся слева от костела, рекон­струировано в 1770 г. Вход был отмечен квадратной в плане башней с куполом. С 1799 г. по 1917 г. в здании раз­местился дом губернатора, перестроенный в стиле класси­цизм. После в здании размещались различные гос. учреж­дения, в том числе музыкальная школа, для которой в 1968 г. была проведена реконструкция с настройкой 3-й этажа.

Костел - 3-нефная 6-столпная базилика с полуцир­кульной апсидой, ориентированной на запад. Костел воз­веден с отступом от линии застройки, что организовало небольшой курдонер. По бокам пресбитерия расположе­ны две каплицы: южная, св. Троицы, построена на сред­ства Циприана Бжастовского и северная, св. Фелициана, основана в 1722 г. на средства рода Завишей как место хранения реликвий святого. Как и многие костёлы стиля барокко, наиболее насыщен декоративными элементами главный фасад, имеющий трехчастное деление по верти­кали и горизонтали. Главный фасад фланкируется двумя пятиярусными башнями колокольнями и завершается де­коративным фигурным фронтоном с сигнатуркой и двумя вазами. На одной из башен раньше располагались город­ские куранты и часы, сделанные в Гданьске, а во 2-м ярусе колоколен ниши со скульптурами апостолов Петра и Пав­ла. Фасады декорированы карнизами сложного профиля, пилястрами и колонами ионического ордена, спирали ва­лют капителей, которых написаны красками, а не выпол­нены резьбой. В интерьере центральный неф перекрыт ци­линдрическим сводом с подпружными арками, прорезан лучковыми окнами с распалубками. Неф опоясан профи­лированным карниз с орнаментным фресковым фризом и обходной галереей с кованым ограждением. Боковые нефы перекрыты крестовыми сводами.

До закрытия костела в 1934 г. в нем находились ал­тари: главный размещался в апсиде с образом Божьей ма­тери (образ располагался в ротонде с полусферическим куполом, опирающейся на шесть ионических колонн, врезающейся в портик на четырех коринфских колоннах), 2 алтаря - в каплицах, 2 - на месте иезуитских амвонов, снятых в 1853 году, в пресбитерии, 6 - при колоннах, один в крипте костела, один в бабинце. Убранство храма было утрачено, сохранились полихромные росписи (сегодня ча­стично открыты), которые были созданы в 1798-1800 гг. К. Антошевским в связи с приобретением костелом ста­туса кафедрального собора Минской диоцезии по заказу епископа Якуба Дадэрки. Роспись была обновлена в 1850-е гг. виленским художником Волосевичем. В 1934 г. костел закрыли, в 1951 г. были разобраны башни и здание костела было перестроено в спорткомплекс товарищества «Спар­так», в 1994 г. костел вернули верующим.

К концу XVIII в. Фактически полностью сформиро­вался минского иезуитского коллегиума. С точки зрения пространственной организации среды, комплекс иезуитов получил раскрытую композицию, выходившую на запад­ную сторону площади, что значительно его отличало от прочих монастырей монашеских орденов, которые имели замкнутую структуру с внутренним двориком - клуатром.

Заключение

В XIV-XVI веках в городах Беларуси в рамках изме­няющейся градостроительной системы, центром которой становились объекты духовного, социального и экономи­ческого факторов общественных отношений, коллегиумы иезуитов постепенно приобретали доминирующее поло­жение в городской застройке, что в полной мере вырази­лось к концу XVII в., когда под влиянием стиля классицизм коллегиумы занимали целый городской квартал и форми­ровали центральную городскую площадь. Архитекторы- иезуиты привнесли в архитектуру костелов белорусских земель новую римскую базиликальную систему и схему главного фасада с большим ордером, воплотившуюся в первом барочном костеле в Несвиже и ставшую образцом для последующих костелов ордена. Комплексы бывших иезуитских коллегиумов в Минске, Полоцке и Гродно, несмотря на неполную их сохранность, несомненно явля­ются яркими примерами историко-культурного наследия края. Архитектура каждого из них отражает общую кон­цепцию ордена, но в объемно-пространственной компози­ции есть интерпретации, обусловленные местными тра­дициями зодчества, в зданиях прослеживаются приемы светской архитектуры эпохи классицизма в Беларуси.

Литература

  1. Квитницкая, Е. Д. Планировка Гродно XVI - XVIII вв. / Е. Д. Квитницкая // АН. - М.: Стройиздат, 1964. - № 16. - С. 11-38.
  2. Квитницкая, Е.Д. Коллегиумы Белоруссии XVII в. / Е. Д. Квитницкая // АН. - М.: Стройиздат, 1969. - №18. - С. 3-17.
  3. Квитницкая, Е.Д. Белорусские коллегиумы XVIII в. / Е.Д. Квитницкая // АН. - М.: Изд-во лит. по строит., 1972. - № 19. - С. 12-26.
  4. Квитницкая, Е.Д. Центры городов Белоруссии в XVI- первой половине XIX в. / Е.Д. Квитницкая // АН. - М., 1983. - № 31. - С. 28-50.
  5. Чантурия, В.А. История архитектуры Белоруссии: Дооктябрьский период. / В.А. Чантурия. - 3-е изд. - Мн.: Выш. шк., 1985. - 296 с.
  6. Бемер, Г. История ордена иезуитов / Г. Бемер; пер. с нем. Н. Попова. - Смоленск: Русич, 2002. - 455 с.
  7. Быков, А.А. Игнатий Лойола: Его жизнь и обществен­ная деятельность: биогр. очерк. /А.А. Быков. - 2-е изд. - СПб.: Тип. т-ва «Общественная польза», 1894. - 77 с.
  8. Губер, Ж. Иезуиты. Их история, учение, организация и практическая деятельность в сфере общественной жизни, политики и религии /Ж. Губер; пер. В.И. Писа­ревой. - СПб.: Изд-во «Павленкова», 1898. - 320 с.
  9. Лявшук, В.Е. Организационные аспекты образова­тельной модели иезуитского коллегиума: моногр. / В.Е. Лявшук. - Гродно: ГрГУ, 2010 - 239 с.
  10. Саяпин В. Гродненские костелы: послевоенная исто­рия: Документы и фотографии. Гродно: Юрсапринт (Минск: Оргстрой), 2012. 136 с.
  11. Трусов, И. Г. Гродненские архитекторы и строите­ли 12 - 18 веков /И.Г.Трусов. - Гродно : ЮрСаПринт, 2012. - 72 с.
  12. Мараш, Я.Н. Ватикан и католическая церковь в Бе­лоруссии (1569-1795) / Я.Н. Мараш. - Мн.: Вышэйшая школа, 1971. - 272 с.
  13. Габрусь, Т.В. Мураваная сакральная архтэктура беларускага барока (генезт i эвалюцыя): дыс. ...д-ра мастацтвазнауства: 17.00.04. / Т.В. Габрусь.- Мн., 2002. -234 с.
  14. Morelowski, M. Zarysy syntetyczne sztuki Wilenskiej od gotyki do neoklasycyzmu /М. Morelowski. - Wilno: Grafi- ka, 1938-1939. - 162 s.
  15. Морозов, В.Ф. Классицизм в архитектуре Беларуси: дис. ...д-ра арх-ры: 18.00.01. / В.Ф. Морозов. - Минск, 2001. - 260 с.
  16. Чантурия, Ю.В. Развитие градостроительства Бела­руси (вторая половина XVI- первая половина XIX в.): дис. ...д-ра арх-ры: 18.00.04. /Ю.В. Чантурия.-Минск, 2003.    - 241 с.
  17. Слюнькова, И.Н. Монастыри восточной и западной традиций. Наследие архитектуры Беларуси / И.Н. Слюнькова. - М.: Прогресс-Традиция, 2002. - 600 с.

Architecture of churches and collegium of the Jesuits in Minsk, Grodno and Polotsk

Kolosovskaya A.N., candidate of Architecture, Associate Professor of the BNTU

Yaroshevich N.Y., Tataritskaya B.O., students of the BNTU

In religious architecture Belarus special place belongs to the large urban complexes of the monastic order of the Jesuits. In the past century, the order, known for his large-scale education and construction activity everywhere in the Belarusian lands created missions in towns and villages, and cities in the residence and Collegium. Complexes were formed over a long period of time, and were completed rebuilt. Baroque style became a maj or artistic direction in the architecture of many monasteries monastic order in Belarus XVII-XVIII centuries, including the Jesuits, who was at the forefront of style. Complexes Jesuits embody the principles of artistic direction - known classicism and complex planning structure. Despite the fact that some of the buildings from the monastic buildings have not survived to our days, but today their churches define the historic city center are composite dominate. Complexes former churches and Collegium of the Jesuits in Minsk, Grodno and Polotsk are the most revealing in terms of architecture of religious buildings extant today in Belarus.

Поступила в редакцию 18.07.2017 г.


comments powered by HyperComments
Читайте также
23.07.2003 / просмотров: 21 740
Давайте попутешествуем во времени, «пробежимся» по разным уголкам Земли и пристально вглядимся в свои родные места, полюбуемся и восхитимся...
23.07.2003 / просмотров: 15 775
Туризм – одно из наиболее динамичных явлений современного мира. В последнее время он приобрел колоссальные темпы роста и масштабы влияния на...
23.07.2003 / просмотров: 9 996
В ряде стран Западной и Центральной Европы формируются природные парки регионального и местного значения, аналогов которым в Беларуси пока нет. Так...