УДК 674.04
В статье рассмотрены социально-культурные коммуникации дизайна, их влияние, оказываемое на разработку нового продукта. Дизайн определен как ядро социально-культурных коммуникаций при создании материальной культуры, так же проанализированы движения ценностных смыслов в дизайне, что даёт основание утверждать о социальной значимости дизайна.
In this article is seen socio-cultural communication of design, their influence on it. Design is like a centre of socio-cultural communication with creation of material culture, it was analyzed the motion ofthe value of meaning in design, which gives foundation to say about design as a famous thing.
ВведениеПостмодернизм как современный этап в развитии дизайна вызвал фундаментальные изменения в культурном сознании человека и инициировал определенные сдвиги в мировоззрении, культуре, искусстве, политике, образе жизни, отношении к миру и предметной среде, межличностных контактах в рамках общественного сознания в целом.
В общественном организме имеется множество общественных групп, выделяемых по социально-экономическим, территориальным, профессиональным, половым, возрастным и другим признакам, которые, в свою очередь, характеризуются собственными ценностями, а значит специфическими отношениями к предметному окружению. Ценности, которыми руководствуются представители различных общностей, различаются настолько, что можно говорить о том, что разные общности живут как бы в разных ценностных, а, следовательно, и предметных мирах. Это зависит от тех ценностных значений, которые официально или не официально пропагандируются в конкретной общности. Своего рода дизайн-продукт становится отражением культуры и истории, поскольку является носителем этих ценностей.
Сложившаяся ситуация в системе потребления продукта дизайна даёт почву для анализа социально-культурных коммуникаций, их места в мировоззрении человека, необходимого как для профессиональной практики, так и для теории.
Исследование процесса социально-культурных коммуникаций дизайна является фундаментальным основанием и объективной потребностью в осмыслении проблем, связанных с последующим успешным развитием мебельной промышленности в Республике Беларусь.
Основная частьТрадиционное понимание дизайна как «технической эстетики» в постиндустриальную эпоху формируется как эстетическая составляющая явлений, определяющих среду обитания людей, искусственно созданный и употребляемый человеком предметно-вещный мир, система оказываемых потребителю услуг, индивидуальный имидж человека, его образ жизни и стиль поведения, его взаимоотношения с социальным окружением и т.д.
Дизайн становится всепроникающим, переходя на качественно новый уровень, приближаясь к искусству. Под ним все чаще понимают эстетическую социологическую концепцию современного образа жизни [1]. «Дизайн — это мир нашего повседневного бытия, в котором уже трудно провести четкую грань между эстетической и функциональной компонентами, где функциональное часто становится эстетическим, а эстетическое — функциональным, где уже трудно разграничить понятийно дизайн, стиль и моду, ставшие разными названиями по существу одного и того же явления» [2].
Найти правильное направление в разработке и реализации методов формообразования дизайн-продукта, преодолеть психологию подражательства, погоню за образцами массового тиражирования обезличенных индустриальных стандартов помогают идеи, основанные на совокупности потребностей человека, выражающие не столько его личностные запросы, сколько нужды общества, коллектива, группы, к которой он принадлежит.
Следовательно, направленность дизайна мебели, посред- ствам деятельности проектировщика, состоит именно в создании мебели, которая встраиваясь в определенную материально-художественную культуру, максимально соответствует потребностям человека в частности и общества в целом.
Как известно потребности различают по происхождению и по характеру. По происхождению потребности могут быть биологическими и культурными, по характеру духовными и материальными. В течение жизни человека изменяется структура его потребностей в той или иной деятельности, а также характер самой деятельности. При этом на разных возрастных этапах один из видов деятельности проявляется как доминирующий. Все предметное многообразие в пределах одной сферы обусловлено совокупностью ее функций. Поэтому важно не только анализировать функции жизнеобеспечения человека, но и его коммуникации в системе социально-культурных отношений с дизайнпродуктом. Особенно важно это становится именно сейчас, когда дизайн превращается в своеобразную «эстетику повседневности», а сама повседневность приобретает все более эстетизированные черты, меняется и мировоззрение современного человека. Он уже не может воспринимать мир вне его эстетической составляющей, создаваемой дизайном. Вследствие чего осознание основных социально-культурных характеристик, на основании анализа социально-культурных ситуаций, дает возможность проектировщику самостоятельно создавать социально-культурные ситуации, наделяя проектируемый объект подходящими свойствами и решать его локальные задачи.
Культурно-ценностная концепция дизайна мебели базируется на основе выявления наиболее адаптированных мебельных формообразований и встраивания их в общественную эстетику повседневности, которая демонстрирует ход социально-культурной эволюции, передачи социального опыта, ценностей, быта. Мебель, выполняя опосредованную функцию, занимает подчиненное положение относительно потребностей, утверждая этим современный концепт феномена дизайна в системе культурных ценностей. «В конечном счете, культурно-ценностные функции дизайна имеют определяющее значение в жизни конкретного общества и отдельного индивида, особенно в период ломки традиционных ценностей, не только в опредметчивании материальных потребностей, но и в «очеловечении» духовных ценностей» [2].
Отечественный дизайн на объективный вызов современного потребительского общества (повышение спроса на товар, увеличение объема продаж, ускорение оборота капитала, конкурентную борьбу, расширение и совершенствование производства, формирующие разносторонние потребности, вкусы и интересы современного человека, определяющих его эстетическую культуру и т.д.) должен отвечать разнообразной вариантностью культурно-художественных решений мебельных форм. Это соответствует инновационному развитию многовекторной направленности предприятия (вести проектирование и производство в нескольких направлениях, что позволит уменьшить риски производства, являясь неким щупом в поиске нужного направления) [3]. В таком качестве дизайн, включенный в функциональную систему «человек — рынок — социальная среда», в своей коммерческой функции художественно-стилевого оформления промышленных изделий не обособляется в замкнутый мир конкретной технологии производства и не утрачивает значения как феномена культуры потребительского общества. Этот процесс дает основание утверждать о социально-культурной направленности дизайна мебели, которая, на наш взгляд, заключается в особой форме творческого постижения, преобразования предметного мира и пространства человека, имеющего выраженную мировоззренческую ориентацию на человека, его многообразие жизненных потребностей, их целостность. Как следствие из вида деятельности по обслуживанию коммуникации дизайн сам эволюционирует в язык коммуникации, становится социально-культурной компонентой, ядром, связывающим процессы общественного взаимодействия (рис 1).
Рис. 1 — Дизайн как ядро социально-культурных коммуникаций
Как видно из рисунка 1, дизайн, занимая центральную часть, одновременно как аккумулирует в себе процессы коммуникаций общественных субъектов, так и оказывает на них влияние, являясь своего рода ядром социально-культурных коммуникаций в формировании пространства материальной культуры. Исследование данных процессов, даст основание наиболее точно спроектировать дизайн-продукт, что позволит встроить его как естественный, необходимый объект в пространство материальной культуры.
Современная культура ставит очень важное требование — сохранить преемственность культурно-исторических ценностей, необходимых для существования человека в условиях постоянных социально-культурных изменений. Человеку свойственно стремление к формам сложным, многофункциональным, неоднозначным, даже в какой-то степени неопределенным, лишенным жестких ограничений, а не упрощенным, стандартизированным, стереотипным. Неоднородность мебели придает ей дополнительную привлекательность. В связи с этим перед проектировщиками стоит очень важная задача — обладая комплексом социально-культурных представлений об обществе, о человеке, о среде обитания понять культурные, социально-психологические мотивы и отношение к предметному миру, неотъемлемой частью которого является мебель. Проектировщику необходимо предусмотреть и избавить потребителя от трудностей, с которыми ему приходится сталкиваться, приспосабливая искусственно созданный предметный мир к себе.
Взаимосвязь, выраженная подчинённостью дизайна общей тенденции развития современной культуры, обнаруживается в разнонаправленности проектного процесса создания мебели, раздвигая границы одномерности в пространство универсального диалога, в котором многозначность, двусмысленность восприятия продукта действуют на уровне снятия авторского давления. В свою очередь это обстоятельство в наибольшей мере соответствует основной постмодернистской установке на индивидуализацию культурных форм, на создание продукта, наиболее адаптированного к вкусам конкретного заказчика, и даёт основание для формирования в современном человеке способности к самовыражению.
Механизмы вживления мебельных изделий в архетипы культурной среды обосновываются возможностями эстетизации жизненной среды, порожденными как объективным социальным запросом, так и технологиями современного производства. При этом мебель, как правило, выступает символом социального статуса, знаком приобщения к слою общества или социальной группе и, подчиняясь доминантам визуальной культуры времени, помогает личности связать свое предметное окружение с широкими контекстами среды и культуры.
Ценностные качества предметов мебели потенциально задают при проектировании, но их ценностное начало постоянно мигрирует между предметом и человеком, а отраженные в этом взаимодействии свойства и отношения определяют меру предмета — красоту, пользу, удобство, экономичность, целостность, гармоничность, то есть эстетический идеал. При этом его универсальность в дизайне обнаруживается в двух категориях:
1. Эстетическая ориентация массового сознания: в функционально-эстетической форме, структуре, образе, эстетической ценности, в принципах гармонизации объектов.
2. Индивидуальный уровень специального и творческого образования, как способ выражения идеалов, в которых дизайнер получает возможность самостоятельного творческого осуществления — самореализации.
Совершенствование типологических качеств изделий предполагает не только улучшение показателей конкретного типа мебели, но и во все большей мере прогнозирование показателей социальной эффективности. В развитии жилой среды начинается качественно новый этап, ориентированный на удовлетворение сугубо личных потребностей человека. Мебель должна быть органической частью интерьера, подчиняться единой стилевой концепции пространства. Любая удобная, эстетически совершенная и хорошо выполненная мебель в благоустроенном помещении располагает людей к трудовой деятельности или отдыху. Такая мебель является важным фактором, влияющим на эстетическое воспитание человека и его культуру. Как известно, проектирование мебели характеризуется единством эстетических и функциональных признаков. Однако при оценке первое впечатление от изделия оставляет эстетическая, художественная сторона, поэтому при создании новых изделий важно соблюдение современных эстетических требований.
Эстетическая характеристика мебели имеет сложный культурно-ценностный смысл, проявляясь в форме эстетических переживаний человека, которые носят индивидуальный характер. Эстетическая ценность мебели находит выражение в ее форме и проявляется как сумма эстетических свойств, которые принято рассматривать как общественные свойства изделий (целесообразность, полезность, удобство, красота и др.).
При анализе общественных свойств конкретных изделий мебели устанавливают их соответствие эстетическим требованиям, определяющим ее полезность, наличие материальной структуры, выполняющей определенную функцию и обладающей потребительской ценностью.
В культурной форме мебельного объекта, в понимании дизайнера, производителя и потребителя, наиболее емко переплетены признаки индивидуального восприятия, одновременно присущие предмету мебели объективные — «собственные» свойства объекта, субъективные — предметные значения (значимые свойства для потребителя), а также идейная цель (авторская «модель», художественный образ). В свою очередь, результат художественного творчества, которым является мебель - «кристаллизация всего человеческого в единственно возможной форме, без прямого воспроизведения человеческих ценностей, которые как раз и находят своё истинное выражение в этой кристаллизации» говорил Алвар Аалто [4].
В создании мебели важным процессом является «общение» с заказчиком, позволяющее установить более точные эстетические, функциональные, социальные, культурные потребности, оказывающие влияние на восприятие конечного результата.
Динамика процесса восприятия позволяет выйти на понимание в дизайне коммуникационных циклов движения ценностных смыслов, которые последовательно мигрируют из общественного пространства в психологическое пространство дизайнера (идея, дизайн-концепция); из творческого пространства дизайнера в социальное пространство производства (создание продукта); из социального пространства в психологическое пространство субъектов общественной коммуникации (потребитель); из психологического пространства в социальное пространство (социализация ценностных смыслов, обоснование культурного статуса дизайнерских образцов, формирование нового мировоззрения) (Рис 2).
Рис. 2 — Движение ценностных смыслов в дизайне
Как видно из рисунка 2, движение ценностных смыслов неразрывно связано с общественным пространством, поскольку всецело происходит в его границах. Возникая на его основе, позже образует в нём новый культурный пласт, который впоследствии в той или иной мере может послужить базисом для возникновения нового ценностного смысла при создании нового дизайн-продукта. Здесь надо отметить, что под общественным пространством понимается не только искусственно созданный человеком мир, но и природа. Тем самым, это формирует концепцию гуманизма общемирового дизайна направленную не только в сторону человека и общества, но и на бережное отношение к природе, поднимая проблему «жиз ненного чикла» - создание - использование - утилизация дизайн-продукта.
ЗаключениеНа основании выше сказанного можно утверждать, что наблюдаемые социально-культурные коммуникации дизайна отражают его существо как творческую, культурно-ценностную и социальную деятельность, направленную на жизнь человека, природу, с одной стороны, и технико-информационного прогресса - с другой, а так же постоянный процесс переосмысления традиционных подходов в дизайне и направленность на удовлетворение культурно-ценностных потребностей общества.
Литература
1. Михайлова, АС. Индустриальный дизайн как вид проектно-художественной деятельности в условиях развитого промышленного производства ХХ века (1920-1980е гг.): автореф. дис.... канд. искусствоведения: 17.00.06 / АС. Михайлова ; Всерос. научно-исслед. институт тех. эстетики. - Москва, 2009. - 26 с.
2. Чижиков, В.В. Дизайн в системе культурных ценностей: автореф. дис.... д-ра. философских наук: 24.00.01 / В.В. Чижиков. - Москва, 2006. - 382 с.
3. Ключников, Г.В. Традиции, тенденции и инновации в дизайне мебели / Г.В. Ключников // Архитектура и строительные науки. - 2012. - №2-3(13-14). - С. 53-56.
4. Алвар Алто: Архитектура и гуманизм: сборник статей / пер. с финского, английского, французского, немецкого М.М. Ясинская [и др.]; под редакцией А.П. Гозака - Москва: Прогресс, 1978 - 225 с.
Поступила в редакцию 24.01.2013 г.