Вы здесь

Дизайн мебели в системе социально-культурных коммуникаций

Версия для печати

УДК 674.04

В статье рассмотрены социально-культурные коммуникации дизайна, их влияние, оказываемое на разработку нового продукта. Дизайн определен как ядро социально-культурных коммуникаций при создании материальной культуры, так же проанализированы движения ценностных смыслов в дизайне, что даёт основание утверждать о социальной значимости дизайна.

In this article is seen socio-cultural communication of design, their influence on it. Design is like a centre of socio-cultural communication with creation of material culture, it was analyzed the motion ofthe value of meaning in design, which gives foundation to say about design as a famous thing.

Введение

Постмодернизм как современный этап в развитии дизайна вызвал фундаментальные изменения в культурном сознании человека и инициировал определенные сдвиги в мировоззре­нии, культуре, искусстве, политике, образе жизни, отношении к миру и предметной среде, межличностных контактах в рам­ках общественного сознания в целом.

В общественном организме имеется множество обще­ственных групп, выделяемых по социально-экономическим, территориальным, профессиональным, половым, возрастным и другим признакам, которые, в свою очередь, характеризу­ются собственными ценностями, а значит специфическими отношениями к предметному окружению. Ценности, которы­ми руководствуются представители различных общностей, различаются настолько, что можно говорить о том, что раз­ные общности живут как бы в разных ценностных, а, следова­тельно, и предметных мирах. Это зависит от тех ценностных значений, которые официально или не официально пропаган­дируются в конкретной общности. Своего рода дизайн-про­дукт становится отражением культуры и истории, поскольку является носителем этих ценностей.

Сложившаяся ситуация в системе потребления продукта дизайна даёт почву для анализа социально-культурных ком­муникаций, их места в мировоззрении человека, необходимо­го как для профессиональной практики, так и для теории.

Исследование процесса социально-культурных коммуни­каций дизайна является фундаментальным основанием и объ­ективной потребностью в осмыслении проблем, связанных с последующим успешным развитием мебельной промышлен­ности в Республике Беларусь.

Основная часть

Традиционное понимание дизайна как «технической эстетики» в постиндустриальную эпоху формируется как эстетическая составляющая явлений, определяющих среду обитания людей, искусственно созданный и употребляемый человеком предметно-вещный мир, система оказываемых по­требителю услуг, индивидуальный имидж человека, его об­раз жизни и стиль поведения, его взаимоотношения с соци­альным окружением и т.д.

Дизайн становится всепроникающим, переходя на каче­ственно новый уровень, приближаясь к искусству. Под ним все чаще понимают эстетическую социологическую концепцию современного образа жизни [1]. «Дизайн — это мир нашего повседневного бытия, в котором уже трудно провести четкую грань между эстетической и функциональной компонентами, где функциональное часто становится эстетическим, а эсте­тическое — функциональным, где уже трудно разграничить понятийно дизайн, стиль и моду, ставшие разными названия­ми по существу одного и того же явления» [2].

Найти правильное направление в разработке и реализации методов формообразования дизайн-продукта, преодолеть психо­логию подражательства, погоню за образцами массового тира­жирования обезличенных индустриальных стандартов помога­ют идеи, основанные на совокупности потребностей человека, выражающие не столько его личностные запросы, сколько нуж­ды общества, коллектива, группы, к которой он принадлежит.

Следовательно, направленность дизайна мебели, посред- ствам деятельности проектировщика, состоит именно в соз­дании мебели, которая встраиваясь в определенную матери­ально-художественную культуру, максимально соответствует потребностям человека в частности и общества в целом.

Как известно потребности различают по происхождению и по характеру. По происхождению потребности могут быть био­логическими и культурными, по характеру духовными и мате­риальными. В течение жизни человека изменяется структура его потребностей в той или иной деятельности, а также характер са­мой деятельности. При этом на разных возрастных этапах один из видов деятельности проявляется как доминирующий. Все предметное многообразие в пределах одной сферы обусловлено совокупностью ее функций. Поэтому важно не только анализи­ровать функции жизнеобеспечения человека, но и его коммуни­кации в системе социально-культурных отношений с дизайн­продуктом. Особенно важно это становится именно сейчас, когда дизайн превращается в своеобразную «эстетику повсед­невности», а сама повседневность приобретает все более эсте­тизированные черты, меняется и мировоззрение современного человека. Он уже не может воспринимать мир вне его эстети­ческой составляющей, создаваемой дизайном. Вследствие чего осознание основных социально-культурных характеристик, на основании анализа социально-культурных ситуаций, дает воз­можность проектировщику самостоятельно создавать социаль­но-культурные ситуации, наделяя проектируемый объект под­ходящими свойствами и решать его локальные задачи.

Культурно-ценностная концепция дизайна мебели ба­зируется на основе выявления наиболее адаптированных мебельных формообразований и встраивания их в обще­ственную эстетику повседневности, которая демонстрирует ход социально-культурной эволюции, передачи социального опыта, ценностей, быта. Мебель, выполняя опосредованную функцию, занимает подчиненное положение относительно потребностей, утверждая этим современный концепт фено­мена дизайна в системе культурных ценностей. «В конеч­ном счете, культурно-ценностные функции дизайна имеют определяющее значение в жизни конкретного общества и от­дельного индивида, особенно в период ломки традиционных ценностей, не только в опредметчивании материальных по­требностей, но и в «очеловечении» духовных ценностей» [2].

Отечественный дизайн на объективный вызов современ­ного потребительского общества (повышение спроса на товар, увеличение объема продаж, ускорение оборота капитала, кон­курентную борьбу, расширение и совершенствование произ­водства, формирующие разносторонние потребности, вкусы и интересы современного человека, определяющих его эстети­ческую культуру и т.д.) должен отвечать разнообразной вари­антностью культурно-художественных решений мебельных форм. Это соответствует инновационному развитию много­векторной направленности предприятия (вести проектиро­вание и производство в нескольких направлениях, что позво­лит уменьшить риски производства, являясь неким щупом в поиске нужного направления) [3]. В таком качестве дизайн, включенный в функциональную систему «человек — рынок — социальная среда», в своей коммерческой функции худо­жественно-стилевого оформления промышленных изделий не обособляется в замкнутый мир конкретной технологии производства и не утрачивает значения как феномена культу­ры потребительского общества. Этот процесс дает основание утверждать о социально-культурной направленности дизайна мебели, которая, на наш взгляд, заключается в особой форме творческого постижения, преобразования предметного мира и пространства человека, имеющего выраженную мировоз­зренческую ориентацию на человека, его многообразие жиз­ненных потребностей, их целостность. Как следствие из вида деятельности по обслуживанию коммуникации дизайн сам эволюционирует в язык коммуникации, становится социаль­но-культурной компонентой, ядром, связывающим процессы общественного взаимодействия (рис 1).

Рис. 1 — Дизайн как ядро социально-культурных коммуникаций

Как видно из рисунка 1, дизайн, занимая центральную часть, одновременно как аккумулирует в себе процессы ком­муникаций общественных субъектов, так и оказывает на них влияние, являясь своего рода ядром социально-культурных коммуникаций в формировании пространства материальной культуры. Исследование данных процессов, даст основание наиболее точно спроектировать дизайн-продукт, что позво­лит встроить его как естественный, необходимый объект в пространство материальной культуры.

Современная культура ставит очень важное требование —  сохранить преемственность культурно-исторических цен­ностей, необходимых для существования человека в услови­ях постоянных социально-культурных изменений. Человеку свойственно стремление к формам сложным, многофункцио­нальным, неоднозначным, даже в какой-то степени неопреде­ленным, лишенным жестких ограничений, а не упрощенным, стандартизированным, стереотипным. Неоднородность мебе­ли придает ей дополнительную привлекательность. В связи с этим перед проектировщиками стоит очень важная задача — обладая комплексом социально-культурных представле­ний об обществе, о человеке, о среде обитания понять куль­турные, социально-психологические мотивы и отношение к предметному миру, неотъемлемой частью которого является мебель. Проектировщику необходимо предусмотреть и изба­вить потребителя от трудностей, с которыми ему приходится сталкиваться, приспосабливая искусственно созданный пред­метный мир к себе.

Взаимосвязь, выраженная подчинённостью дизайна об­щей тенденции развития современной культуры, обнаружи­вается в разнонаправленности проектного процесса создания мебели, раздвигая границы одномерности в пространство универсального диалога, в котором многозначность, двус­мысленность восприятия продукта действуют на уровне сня­тия авторского давления. В свою очередь это обстоятельство в наибольшей мере соответствует основной постмодернист­ской установке на индивидуализацию культурных форм, на создание продукта, наиболее адаптированного к вкусам кон­кретного заказчика, и даёт основание для формирования в со­временном человеке способности к самовыражению.

Механизмы вживления мебельных изделий в архетипы культурной среды обосновываются возможностями эстетиза­ции жизненной среды, порожденными как объективным со­циальным запросом, так и технологиями современного произ­водства. При этом мебель, как правило, выступает символом социального статуса, знаком приобщения к слою общества или социальной группе и, подчиняясь доминантам визуальной культуры времени, помогает личности связать свое предметное окружение с широкими контекстами среды и культуры.

Ценностные качества предметов мебели потенциально задают при проектировании, но их ценностное начало посто­янно мигрирует между предметом и человеком, а отраженные в этом взаимодействии свойства и отношения определяют меру предмета — красоту, пользу, удобство, экономичность, целостность, гармоничность, то есть эстетический идеал. При этом его универсальность в дизайне обнаруживается в двух категориях:

1. Эстетическая ориентация массового сознания: в функ­ционально-эстетической форме, структуре, образе, эстетиче­ской ценности, в принципах гармонизации объектов.

2. Индивидуальный уровень специального и творческого образования, как способ выражения идеалов, в которых ди­зайнер получает возможность самостоятельного творческого осуществления — самореализации.

Совершенствование типологических качеств изделий предполагает не только улучшение показателей конкретно­го типа мебели, но и во все большей мере прогнозирование показателей социальной эффективности. В развитии жилой среды начинается качественно новый этап, ориентированный на удовлетворение сугубо личных потребностей человека. Мебель должна быть органической частью интерьера, под­чиняться единой стилевой концепции пространства. Любая удобная, эстетически совершенная и хорошо выполненная мебель в благоустроенном помещении располагает людей к трудовой деятельности или отдыху. Такая мебель является важным фактором, влияющим на эстетическое воспитание человека и его культуру. Как известно, проектирование ме­бели характеризуется единством эстетических и функцио­нальных признаков. Однако при оценке первое впечатление от изделия оставляет эстетическая, художественная сторона, поэтому при создании новых изделий важно соблюдение со­временных эстетических требований.

Эстетическая характеристика мебели имеет сложный культурно-ценностный смысл, проявляясь в форме эстети­ческих переживаний человека, которые носят индивидуаль­ный характер. Эстетическая ценность мебели находит вы­ражение в ее форме и проявляется как сумма эстетических свойств, которые принято рассматривать как общественные свойства изделий (целесообразность, полезность, удобство, красота и др.).

При анализе общественных свойств конкретных изделий мебели устанавливают их соответствие эстетическим требо­ваниям, определяющим ее полезность, наличие материальной структуры, выполняющей определенную функцию и облада­ющей потребительской ценностью.

В культурной форме мебельного объекта, в понимании дизайнера, производителя и потребителя, наиболее емко переплетены признаки индивидуального восприятия, одно­временно присущие предмету мебели объективные — «соб­ственные» свойства объекта, субъективные — предметные значения (значимые свойства для потребителя), а также идей­ная цель (авторская «модель», художественный образ). В свою очередь, результат художественного творчества, которым является мебель - «кристаллизация всего человеческого в единственно возможной форме, без прямого воспроизведения человеческих ценностей, которые как раз и находят своё ис­тинное выражение в этой кристаллизации» говорил Алвар Аалто [4].

В создании мебели важным процессом является «обще­ние» с заказчиком, позволяющее установить более точные эстетические, функциональные, социальные, культурные по­требности, оказывающие влияние на восприятие конечного результата.

Динамика процесса восприятия позволяет выйти на по­нимание в дизайне коммуникационных циклов движения ценностных смыслов, которые последовательно мигрируют из общественного пространства в психологическое простран­ство дизайнера (идея, дизайн-концепция); из творческого пространства дизайнера в социальное пространство произ­водства (создание продукта); из социального пространства в психологическое пространство субъектов общественной ком­муникации (потребитель); из психологического пространства в социальное пространство (социализация ценностных смыс­лов, обоснование культурного статуса дизайнерских образ­цов, формирование нового мировоззрения) (Рис 2).

Рис. 2 — Движение ценностных смыслов в дизайне

Как видно из рисунка 2, движение ценностных смыслов неразрывно связано с общественным пространством, по­скольку всецело происходит в его границах. Возникая на его основе, позже образует в нём новый культурный пласт, кото­рый впоследствии в той или иной мере может послужить ба­зисом для возникновения нового ценностного смысла при соз­дании нового дизайн-продукта. Здесь надо отметить, что под общественным пространством понимается не только искус­ственно созданный человеком мир, но и природа. Тем самым, это формирует концепцию гуманизма общемирового дизайна направленную не только в сторону человека и общества, но и на бережное отношение к природе, поднимая проблему «жиз­ ненного чикла» - создание - использование - утилизация ди­зайн-продукта.

Заключение

На основании выше сказанного можно утверждать, что на­блюдаемые социально-культурные коммуникации дизайна от­ражают его существо как творческую, культурно-ценностную и социальную деятельность, направленную на жизнь человека, природу, с одной стороны, и технико-информационного про­гресса - с другой, а так же постоянный процесс переосмысления традиционных подходов в дизайне и направленность на удовлет­ворение культурно-ценностных потребностей общества.

Литература

1.   Михайлова, АС. Индустриальный дизайн как вид проек­тно-художественной деятельности в условиях разви­того промышленного производства ХХ века (1920-1980­е гг.): автореф. дис.... канд. искусствоведения: 17.00.06 / АС. Михайлова ; Всерос. научно-исслед. институт тех. эстетики. - Москва, 2009. - 26 с.

2.   Чижиков, В.В. Дизайн в системе культурных ценностей: автореф. дис.... д-ра. философских наук: 24.00.01 / В.В. Чижиков. - Москва, 2006. - 382 с.

3.   Ключников, Г.В. Традиции, тенденции и инновации в ди­зайне мебели / Г.В. Ключников // Архитектура и строи­тельные науки. - 2012. - №2-3(13-14). - С. 53-56.

4.   Алвар Алто: Архитектура и гуманизм: сборник статей / пер. с финского, английского, французского, немецкого М.М. Ясинская [и др.]; под редакцией А.П. Гозака - Мо­сква: Прогресс, 1978 - 225 с.

Поступила в редакцию 24.01.2013 г.


comments powered by HyperComments
Читайте также
23.07.2003 / просмотров: 21 477
Полноценная среда обитания человека невозможна без развитой системы отдыха и оздоровления. Она включает озелененные пространства вблизи жилища,...
23.07.2003 / просмотров: 15 784
Туризм – одно из наиболее динамичных явлений современного мира. В последнее время он приобрел колоссальные темпы роста и масштабы влияния на...
23.07.2003 / просмотров: 9 715
Гольшаны, пожалуй, единственное в Беларуси местечко, которое сохранило свое архитектурное лицо. Что ни дом — то бывшая мастерская, или лавка, или...