Вы здесь

Минский радиозавод (главный корпус)

В довоенный период и некоторое время после войны участок главной магистрали Минска от нынешней пл. Я. Коласа и до пл. Калинина назывался ул. Пушкинской (еще ранее Борисовский тракт). В 1939 году здесь недалеко от современного ЦУМа было принято решение построить радиозавод. Почему радиозавод и почему в этом месте? После освобождения западных белорусских земель из-под власти Польши в Минск было перевезено технологическое оборудование по производству радиоаппаратуры польского завода «Elektrit». Ставилась задача организовать производство на новом месте в максимально короткий срок. Корпуса бытовых радиоприемников того времени, относительно сложной конструкции и формы с соответствующей отделкой их, выполнялись из дерева и их изготовление составляло до четверти трудоемкости всего производства. Строить радиозавод в Минске было решено на базе существовавшего с 1921 года лесопильно-мебельного производства «Деревообделочник», который обладал технологической базой такого уровня. Производство это находилось в начале ул. Пушкинской. В пояснительной записке к генплану проектируемого радиозавода указано, что он «…располагается на территории бывшего деревообделочного завода…с использованием с соответствующей перепланировкой всех существующих корпусов и добавлением ряда новых», в частности, нового основного производственно-сборочного корпуса. Проектирование радиозавода осуществлял «Белпромпроект». В проектной документации непосредственными разработчиками решения главного корпуса завода указаны фамилии О.Краузе и Вавуло. (1). А.А.Воинов архитектором проекта радиозавода называет А.Мозголевского (2)

 В плане и по архитектурному решению главный корпус представляет собой 3-х этажный прямоугольный объем значительной протяженности расположенный вдоль улицы и отстоящий от ее красной линии на3 м. в глубь территории. Корпус соединяется на уровне второго этажа крытой переходной галереей с существовавшим 2-х этажным деревообрабатывающим корпусом, также выходящим своим фасадом на ул. Пушкинскую. Под переходной галереей предусматривался парадный въезд на территорию завода.

Возведение предприятия, хотя и «интеллигентного» профиля, на центральной магистрали города потребовало от проектировщиков высокого уровня архитектурного решения, создания образной характеристики фасадов зданий соответствующих перспективам развития города. К концу тридцатых годов в этом районе, среди окружающей, в основном одноэтажной деревянной застройки, велось строительство ряда многоэтажных зданий: -монументальное здание Дома партийного актива БССР (архитекторы: А. Воинов, А. Брегман, В. Муромцев) позже переданное Институту физкультуры, корпуса Политехнического института и городка 1-й клинической больницы, корпуса Академии наук и ряд других объектов.

 В основу архитектурного решения главного корпуса радиозавода положена функционально-конструктивная структура производственного здания-цеха. Фасад здания представляет по существу каркасную структуру, образованную столбами – простенками, проходящими вертикалями на всю высоту и относительно широкими перемычками между ними образующими композиционные горизонтальные пояса. Фактически фасадная плоскость не имеет стен в традиционном представлении, а образована витражами в «конструктивистском стиле» в виде решетчатой композиционной структуры, членения которой продиктованы ограничениями размеров выпускаемого оконного стекла. Стройность и определенную элегантную строгость придает фасаду пластический прием двойного ступенчатого заглубления обводки витражных проемов по вертикали на высоту трех этажей фасада, в результате чего вертикальные элементы каркаса здания приобрели форму лопаток ритмично расположенных по всей длине фасада. Несколько монотонный шаг – ритм вертикальных и горизонтальных членений фасада «разбивают» два декоративных балкона и соответствующие их расположению фронтоны с круглыми эмблемами «серпа и молота» - дань времени. Мелкие, по сравнению с членениями витражных проемов, детали структуры балконов оживляют строгую пластику фасада.

Учитывая определившиеся к концу 1930-х годов стилевые требования, отрицающие и даже запрещающие конструктивизм как направление и стиль в советской архитектуре, авторами проекта был разработан вариант композиционно–пластического решения фасада с использованием монументально–классических приемов: тяжелый парапет на всю длину фасада, развитый карниз, угловые башенки со шпилями, декоративные балконы с массивными дугообразными кронштейнами и колоннами на балконах подпирающими ничего не удерживающие кронштейны–консоли на уровне парапета. Однако, перед утверждением проекта Наркомместпромом БССР, по замечаниям экспертизы в него были внесены изменения, приведшие к более лаконичному строгому композиционно–пластическому решению, в частности: «Сплошные парапеты заменены на металлическую решетку по кирпичным столбикам... Форма парапетов в центральной части здания над балконами запроектирована более строгой… Колонны на балконах сняты… Все шпили вообще убраны». (Из пояснительной записки к 3-му варианту фасадов главного корпуса).

 Запроектированная переходная галерея между новым корпусом и старым 2-х этажным зданием деревообрабатывающего производства обеспечила, кроме своего прямого функционального назначения, композиционную связь зданий в единый архитектурный ансамбль. Связь между ними достигнута простейшими приемами: - наличием парапета и фронтона с размещением круглого медальона с логотипом «1940» в центре симметрии объема галереи и рисунку оконных переплетов аналогичному витражам главного корпуса и окон 2-х этажного. В пояснительной записке к 3-му варианту фасадов сделано специальное «Примечание»: «При устройстве оконных переплетов в существующих зданиях членения их делать применительно к окнам возводимого здания» Решенная в неоклассическом ключе, с неожиданной колоннадой, структура галереи логично «примкнула» по своей образной характеристике к конструктивистской структуре главного корпуса создав определенный композиционный акцент в ансамбле зданий, выходящих фасадами на ул.Пушкинскую.

 По своему пространственному решению и уровню композиционно – пластической организации ансамбль зданий радиозавода стал еще одним знаковым архитектурным объектом периода позднего (гармонизированного) конструктивизма в Минске.

 Завод был построен в очень короткий срок и уже в конце 1940-го года начал выпускать продукцию – бытовые ламповые радиоприемники «КИМ», «Пионер» и «Маршал».

 В годы Великой Отечественной войны при бомбардировках Минска завод не пострадал. При немецкой оккупационной власти он работал под маркой Radiofabrik Minsk, пользуясь, в частности, подневольным трудом населения еврейского гетто. Радиозавод уцелел и при отступлении немцев из Минска и вскоре наладил выпуск довоенной продукции. С течением времени и при освоении новых образцов радиотехники потребовалась модернизация производства, расширение площадей. Главный корпус и другие производственные здания предприятия, в частности выходящие фасадами на главную улицу столицы, подверглись перестройке в результате чего был изменен первоначальный архитектурный облик фасадов всего ансамбля зданий – этажность, композиционное решение рам витражных проемов главного корпуса, шаг оконных проемов переходной галереи и застройка малыми глухими объемами части пространства под ней, изменение этажности и композиционной структуры правого корпуса. Все это совершенно изменило первоначальную функционально–композиционную суть всего ансамбля. Его «имидж» полностью разрушен современной коммерческой начинкой и особенно безоглядной перестройкой первого этажа здания

 Возможно ли, хотя бы в некоторых составляющих, вернуть первоначальный облик части ансамбля. Определенный интерес могло составить воссоздание композиционной структуры переходной галереи с колоннадой и металлическим ограждением.

Источники:
1. БГАНТД. Ф.1,оп1,д1,2.
2.Воинов А.А. История архитектуры Белоруссии, Том 2, «Вышэйшая школа»,1987 г. с.61.

 

 

 

 

Читайте также
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Гольшаны, пожалуй, единственное в Беларуси местечко, которое сохранило свое архитектурное лицо. Что ни дом — то бывшая мастерская, или лавка, или...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Один из древнейших городов Беларуси – Заславль – уже давно приковывает внимание специалистов из разных областей науки – археологии...
23.07.2003 / просмотров: [totalcount]
Одесса… Удивительный город! Даже не знаю, с чего начать рассказ о нем… С того, что почти вся его старая часть построена 160—200...