В статье сопоставляются современные тенденции и способы отражения элементов национальной идентичности в архитектуре на примере гостиниц Беларуси и Сирии. Поднимается вопрос влияния глобализации на архитектурный облик гостиниц. Формулируется необходимость отражения элементов наследия в архитектуре гостиниц и установления взаимосвязи между традициями прошлого и современными технологиями с помощью архитектурных средств.
Current trends and ways how to reflect the elements of national identity in the architecture of Belorussian and Syrian hotels have been compared in the article. The issue of the impact of globalization on the architectural appearance of modern hotel has been raised. Special attention is paid to formulation of the necessity to reflect the elements of heritage in the architecture of hotels and establishing the relationship between traditions of the past and modern technologies with the help of architectural resources.
Ключевые слова: национальная идентичность, наследие, архитектура гостиниц, глобализация.
В современном мире визитной карточкой любой страны для гостей, несомненно, служат гостиницы и гостиничные комплексы. Конкуренция велика не только в сфере услуг и развлечений, предлагаемых гостиницами, но и в уникальности их архитектурного облика. Ведь любая гостиница должна стать для туриста на время уютным и комфортабельным домом, запомниться чем-то колоритным, неповторимым. Именно создание положительного имиджа гостиницы, представление о ней у клиента как о привлекательном месте, куда хочется вернуться ещё раз, и является целью владельца и персонала и, в конечном итоге, залогом коммерческого успеха предприятия. И в этом бесспорными помощниками могут стать как ультрасовременная инженерная начинка отеля, так и его неповторимый интерьер и архитектурно-художественные «изюминки».
Архитектура гостиницы или гостиничного комплекса - понятие сложное и многофакторное, включающее в себя внешний облик зданий, их внутреннюю планировку, ландшафтную организацию территории и внутреннее убранство помещений.[1] Каждая составляющая важна и самостоятельна, но только в комплексе, соединяясь в одно гармоничное целое, они становятся законченным художественным образом, соответствующим общей идее отеля. А поскольку на сегодняшний день во всем мире уделяется повышенное внимание вопросу национальной самоидентификации архитектуры, сделать акцент на её поиске в архитектуре гостиниц очень актуально.
Для аналитического сравнения неспроста выбраны именно гостиницы Беларуси и Сирии, стран с абсолютно различными природно-климатическими и экономическими условиями и возможностями, культурными особенностями и мировоззрением. Во-первых, достаточный контраст поможет более ярко выявить особенности архитектуры гостиниц каждой из этих стран. Во-вторых, архитектуру их гостиниц объединяет советское прошлое (поскольку в Сирии во времена Советского Союза вели строительство гостиниц-аналогов по чертежам советских проектировщиков). (Рис.1, 2) В-третьих, активное гостиничное строительство, проведённое в преддверии важного государственного события в Беларуси - Чемпионата Мира по хоккею - даёт возможность проанализировать современные тенденции в архитектуре белорусских гостиниц и во время установления стабильности в Сирии применить наиболее удачные приёмы во вновь строящихся гостиницах.
Рис1. Гостиница Шахин тауэр. Тартус.Сирия.
Рис2. Гостиница Юбилейная. Минск. Беларусь
Несмотря на сложную экономическую и политическую ситуацию в Сирии, следует сделать ставку на грядущий расцвет страны, где потребуется свежий взгляд архитекторов и проектировщиков на вновь отстраиваемые города. Богатая история и радушие сирийцев, несомненно, привлекут множество гостей в страну. А визитной карточкой, как, например, вышло с «Borj al- Arab Hotel» в Дубаи, станут гостиницы. Но для создания такого уникального объекта необходимо чётко понимать необходимость отойти от всяческих мировых аналогов и погрузится вглубь истории Сирии, чтобы воплотить национальные особенности страны в архитектурном облике при помощи современных строительных технологий.
В древнем Дамаске, старый город которого входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО, сохранилось множество подлинных памятников архитектуры. [7] Следует отметить, что, несмотря на постоянные попытки недоброжелателей стереть всяческие упоминания о древней культуре Сирии, в стране сильны культурно-исторические традиции. Даже в архитектуре отелей чётко прослеживается тенденция бережного отношения к истории, когда старинные здания обретают качественно новую жизнь. Наиболее фешенебельные отели Дамаска располагаются в старинных, представляющих архитектурно-историческую ценность, зданиях в сложившейся городской застройке. Обычно это небольшие гостиницы в два-три этажа, выполненные в традиционном дамасском архитектурном стиле и сохранившие планировку арабского жилого дома с большим внутренним двором, галереями и террасами. В основном это пятизвёздочные гостиницы, отвечающие всем мировым стандартам комфорта, так как в процессе реконструкции и обновления они были оснащены всеми средствами современного инженерного обеспечения. При этом внешний облик некоторых зданий и, в особенности, интерьер подверглись реставрации, им был возвращен первоначальный вид, воссоздана подлинная атмосфера ушедшей эпохи. Интерьеры и всё убранство таких отелей выполняются в стиле и традициях определенного исторического периода, многочисленные мозаики, фрески, майолики исполнены мастерами вручную. В отделке традиционных сирийских гостиниц используются дорогостоящие материалы: дубовые панели для облицовки стен и потолков, мрамор и гранит, широко распространена бронза и позолота. Интерьеры изобилуют подлинными отреставрированными деталями и антикварной мебелью, принадлежавшей царям и султанам, поражают роскошью и производят впечатление полного соответствия определенной эпохе. (Рис. 3, 4)
Рис. 3 Холл отеля Агенор. Дамаск. Сирия
Рис. 4 Внутренний двор отеля Бейт-аль-мамлюка. Дамаск. Сирия
Беларусь, в связи с историческими обстоятельствами, не смогла сохранить свою архитектурную самобытность. Большинству приезжих архитектура нашей страны навевает ассоциации с Советским Союзом, поскольку большинство значимых зданий относится именно к этому историческому периоду. Несомненно, важным фактором являются масштабные разрушения в военные годы, а также различные идеологические и социальные противоречия, которые не позволили донести до сегодняшних дней многие удачные примеры более древней традиционной архитектуры. Поэтому реконструкция имеющейся исторической застройки советского периода под гостиницы способна отразить лишь часть архитектурной истории страны.
Рис.7 Гостиница Кемпински. Минск. Проект.
Рис. 8 Гостиница Кемпински. Минск. Расположение в застройке.
Говоря об архитектуре гостиниц Беларуси, нельзя сказать, что она является примером удачного решения «национального вопроса». Наоборот, обилие сплошного остекления в зданиях гостиниц последнего десятилетия, «усредненность» фасада и отсутствие традиционных элементов даже в деталях оформления делают нынешнюю белорусскую гостиницу скорее интернациональной, с поправкой на более низкое качество строительства и применяемых конструктивных и инженерных решений по сравнению с Западом, чем аутентичной. (Рис.6)
Рис. 6 Гостиница Виктория олимп. Минск.
Причём определённая несомасштабность и стилистическое несоответствие архитектурных решений здания отеля его окружению оказывают разрушительное влияние на среду тех населенных мест, особенно исторически сложившихся, в которых они формируются. Для примера хорошо подойдёт нашумевший в архитектурных кругах отель Кемпински в Минске.(Рис. 7,8)
Если вернуться к истокам белорусской национальной архитектуры, мы увидим деревянные строения, «бело- русскость» которых видна в орнаментике декора фасадов, деталях строения и принципах планировки. Современные белорусские отели, выросшие из первых придорожных корчем, предоставлявших питание и ночлег путникам, вполне могли бы составить конкуренцию «западным близнецам» хотя бы своим национальным колоритом. [2] При этом вовсе не обязательно прибегать к нелепым решениям и строить деревянное малоэтажное здание гостиницы в интенсивно растущем городе, где каждый клочок земли драгоценен. Посредством современной стилизации и новейших технических разработок, а также исторической верности в деталях город заиграл бы новыми красками, обретя гостиницу, отвечающую всем параметрам национальной архитектурной идентичности. А провинциальное радушие деревянной архитектуры можно оставить и для агроусадеб.
Переживая мировой туристический «бум», начавшийся еще в 50-ых годах прошлого века, мировое сообщество диктует свои потребности и для Беларуси, где количество гостиничных мест составляет всего 29,9 тыс. [4] Но даже такая цифра не способна удовлетворить потребность в местах временного проживания. К примеру, в Сирии, с гораздо более перспективными рекреационным, религиозным, познавательным и другим видам туризма в силу более древней истории и сохранности традиций количество мест временного пребывания составляет около53,8 тыс. мест. [5] (Понятно, что в связи со сложной политической обстановкой и полным отсутствием туристического потока в Сирии нельзя брать за основу для сравнения какие-либо статистические показатели, т.к. они не обладают полной достоверностью). Однако в обоих случаях, как для Беларуси, так и для Сирии, стоит вести речь не о количестве вновь строящихся и проектируемых местах для размещения гостей страны, а о качественно новом уровне пребывания, вовлекающих гостей в мир самобытной культуры.
Среди множества факторов, влияющих на национальную архитектурную идентичность гостиниц, стоит выделить особенности функциональной организации пространства гостиницы - разделение его на гостевую и служебную зоны и обеспечение удобной связи между ними. Для отелей Сирии характерны как унифицированные планировочные структуры, схожие с мировыми аналогами, так и исторически сложившаяся планировочная структура гостиницы с внутренним двором и обходными галереями. Традиционный уклад жизни местного населения за долгое время выработал эту универсальную планировку, наименее энергозатратную в сирийских природно-климатических условиях. В белорусских гостиницах и гостиничных комплексах стремятся разно - образить уже существующие схемы всё новыми смешанными планировочными решениями, чему вполне способствует умеренный климат.
Процесс глобализации неуклонно повлиял на архитектурные решения сирийских гостиниц. Но настолько ли он вреден, как принято сегодня говорить? Облик сирийских гостиниц, возводимых в деловых центрах городов и на побережье, стремится к унификации, общемировой схожести, чтобы европейский гость чувствовал себя как дома. (Рис.9,10)
Рис. 9 Отель Роял. Дамаск. Сирия
Рис.10 Отель Эрмитаж. Дамаск. Сирия
Но философия туризма доказывает, что большинство приезжающих стремятся в страну именно за национальным колоритом. В основе философии туризма лежит потребность человека в духовном освоении культуры мира, знакомство с новыми дестинациями, территориями, народами, религией и культурой. [6] Вследствие этого, в основу сирийского проектирования должна быть заложена идея филигранного подчеркивания имеющейся разносторонней глубокой культуры народа, а не слепое копирование успешных европейских аналогов. Следует отметить, что, создавая гостиницу мировой сети с применением несвойственных для сирийского жаркого климата материалов и форм, происходит постепенное разрушении традиционного жизненного пространства горожан. Получается ситуация аналогичная белорусской: привычная местному населению архитектура разбавляется многоэтажными зданиями гостиниц и других общественных зданий, нарушающих масштаб и ансамблевость застройки.
Однако нынешняя противоречивая глобализация, наряду с проблемой поглощения и растворения культуры Востока, имеет и обратный парадоксальный эффект. Она стимулирует пробуждение и модернизацию архитектурной мысли на основе собственной идейно-теоретической базы, переосмысленной в контексте современности. [3] Благодаря таким веяниям в Сирии происходит обращение к памятникам архитектуры, к зданиям, отличающимся национальным колоритом. Множество таковых, расположенных в старых городах Дамаска и Латакии, еще в пик развития туризма до политического кризиса 2011 г., переоборудованы в фешенебельные отели. (Рис.11,12)
Рис.11 Отель Алазекиа. Латакия. Сирия
Рис12 Отель Агенор. Дамаск. Сирия
В заключение хочется отметить, что, оттолкнувшись от иных проблем в архитектуре гостиниц, основной упор на сегодняшний день необходимо сделать на трансляцию самобытности в архитектуре. Поскольку принцип архитектурной идентичности предполагает нахождение способов отражения архитектурных элементов наследия, выражающих национальную самобытность страны, в современной архитектуре и установление взаимосвязи между традициями прошлого и современными технологиями с помощью архитектурных средств. Доставить гостю удовольствие, сделать его пребывание в отеле приятным и нескучным, развлечь его и удивить, поразить воображение и остаться в его памяти надолго - вершина, достичь которую удается не всем гостиницам. Она покоряется только тем, кто твердо знает формулу успеха: выразительная архитектурная форма должна быть наполнена содержанием высококлассного обслуживания.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
- Пищова И.С. Туризм и культурное наследие. Выпуск.1 Роль архитектуры в формировании имиджа гостиниц. Электронный ресурс. Режим доступа: http:// tourlib.net/statti_tourism/pishchova.htm
- Сардаров А. С. Придорожная гостиница в Беларуси (от корчмы до мотеля). Электронный ресурс. Режим доступа: ]]>http://ais]]>. by/story/702
- Совет муфтиев. Статья «Глобализация стимулирует пробуждение исламского мира». Электронный ресурс. Режим доступа: ]]>http://www.muslim.ru/articles/122/2610/]]>
- Статистика туризма в Республике Беларусь за 2013г. Электронный ресурс. Режим доступа: ]]>http://belstat]]>. gov.by/homep/ru/indicators/pressrel/tourism.php
- Статистика туризма в Сирии за 2011г. Электронный ресурс. Режим доступа: ]]>http://tishreen.news.sy/]]> tishreen/public/print/219309
- Философия туризма. Электронный ресурс. Режим доступа: ]]>http://www.proza]]>. ru/2005/05/13-78
- Центр всемирного наследия ЮНЕСКО. Электронный ресурс. Режим доступа: ]]>http://whc.unesco.org/ru/list/]]>
Поступила в редакцию 10.09.2014 г.