Вы здесь

Национальная идентичность В архитектуре гостиниц Беларуси и Сирии

Версия для печати

В статье сопоставляются современные тенденции и способы отражения элементов национальной идентично­сти в архитектуре на примере гостиниц Беларуси и Сирии. Поднимается вопрос влияния глобализации на архитек­турный облик гостиниц. Формулируется необходимость отражения элементов наследия в архитектуре гостиниц и установления взаимосвязи между традициями прошлого и современными технологиями с помощью архитектурных средств.

Current trends and ways how to reflect the elements of national identity in the architecture of Belorussian and Syrian hotels have been compared in the article. The issue of the impact of globalization on the architectural appearance of mod­ern hotel has been raised. Special attention is paid to formulation of the necessity to reflect the elements of heritage in the architecture of hotels and establishing the relationship between traditions of the past and modern technologies with the help of architectural resources.

Ключевые слова: национальная идентичность, на­следие, архитектура гостиниц, глобализация.

В современном мире визитной карточкой любой стра­ны для гостей, несомненно, служат гостиницы и гости­ничные комплексы. Конкуренция велика не только в сфе­ре услуг и развлечений, предлагаемых гостиницами, но и в уникальности их архитектурного облика. Ведь любая гостиница должна стать для туриста на время уютным и комфортабельным домом, запомниться чем-то колорит­ным, неповторимым. Именно создание положительного имиджа гостиницы, представление о ней у клиента как о привлекательном месте, куда хочется вернуться ещё раз, и является целью владельца и персонала и, в конечном итоге, залогом коммерческого успеха предприятия. И в этом бес­спорными помощниками могут стать как ультрасовремен­ная инженерная начинка отеля, так и его неповторимый интерьер и архитектурно-художественные «изюминки».

Архитектура гостиницы или гостиничного комплек­са - понятие сложное и многофакторное, включающее в себя внешний облик зданий, их внутреннюю планиров­ку, ландшафтную организацию территории и внутреннее убранство помещений.[1] Каждая составляющая важна и самостоятельна, но только в комплексе, соединяясь в одно гармоничное целое, они становятся законченным художе­ственным образом, соответствующим общей идее отеля. А поскольку на сегодняшний день во всем мире уделяется повышенное внимание вопросу национальной самоиден­тификации архитектуры, сделать акцент на её поиске в ар­хитектуре гостиниц очень актуально.

Для аналитического сравнения неспроста выбраны именно гостиницы Беларуси и Сирии, стран с абсолют­но различными природно-климатическими и экономи­ческими условиями и возможностями, культурными особенностями и мировоззрением. Во-первых, доста­точный контраст поможет более ярко выявить особен­ности архитектуры гостиниц каждой из этих стран. Во-вторых, архитектуру их гостиниц объединяет со­ветское прошлое (поскольку в Сирии во времена Со­ветского Союза вели строительство гостиниц-аналогов по чертежам советских проектировщиков). (Рис.1, 2) В-третьих, активное гостиничное строительство, про­ведённое в преддверии важного государственного со­бытия в Беларуси - Чемпионата Мира по хоккею - даёт возможность проанализировать современные тенден­ции в архитектуре белорусских гостиниц и во время установления стабильности в Сирии применить наибо­лее удачные приёмы во вновь строящихся гостиницах.

Рис1. Гостиница Шахин тауэр. Тартус.Сирия.

Рис2. Гостиница Юбилейная. Минск. Беларусь

Несмотря на сложную экономическую и политиче­скую ситуацию в Сирии, следует сделать ставку на гря­дущий расцвет страны, где потребуется свежий взгляд архитекторов и проектировщиков на вновь отстраи­ваемые города. Богатая история и радушие сирийцев, несомненно, привлекут множество гостей в страну. А визитной карточкой, как, например, вышло с «Borj al- Arab Hotel» в Дубаи, станут гостиницы. Но для создания такого уникального объекта необходимо чётко понимать необходимость отойти от всяческих мировых аналогов и погрузится вглубь истории Сирии, чтобы воплотить на­циональные особенности страны в архитектурном облике при помощи современных строительных технологий.

В древнем Дамаске, старый город которого входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО, сохранилось мно­жество подлинных памятников архитектуры. [7] Следует отметить, что, несмотря на постоянные попытки недобро­желателей стереть всяческие упоминания о древней куль­туре Сирии, в стране сильны культурно-исторические тра­диции. Даже в архитектуре отелей чётко прослеживается тенденция бережного отношения к истории, когда старин­ные здания обретают качественно новую жизнь. Наиболее фешенебельные отели Дамаска располагаются в старинных, представляющих архитектурно-историческую ценность, зданиях в сложившейся городской застройке. Обычно это небольшие гостиницы в два-три этажа, выполненные в тра­диционном дамасском архитектурном стиле и сохранившие планировку арабского жилого дома с большим внутренним двором, галереями и террасами. В основном это пятизвёз­дочные гостиницы, отвечающие всем мировым стандартам комфорта, так как в процессе реконструкции и обновления они были оснащены всеми средствами современного инже­нерного обеспечения. При этом внешний облик некоторых зданий и, в особенности, интерьер подверглись реставра­ции, им был возвращен первоначальный вид, воссоздана подлинная атмосфера ушедшей эпохи. Интерьеры и всё убранство таких отелей выполняются в стиле и традици­ях определенного исторического периода, многочисленные мозаики, фрески, майолики исполнены мастерами вручную. В отделке традиционных сирийских гостиниц используют­ся дорогостоящие материалы: дубовые панели для облицов­ки стен и потолков, мрамор и гранит, широко распростране­на бронза и позолота. Интерьеры изобилуют подлинными отреставрированными деталями и антикварной мебелью, принадлежавшей царям и султанам, поражают роскошью и производят впечатление полного соответствия определен­ной эпохе. (Рис. 3, 4)

Рис. 3 Холл отеля Агенор. Дамаск. Сирия

Рис. 4 Внутренний двор отеля Бейт-аль-мамлюка. Дамаск. Сирия

Беларусь, в связи с историческими обстоятельства­ми, не смогла сохранить свою архитектурную самобыт­ность. Большинству приезжих архитектура нашей стра­ны навевает ассоциации с Советским Союзом, поскольку большинство значимых зданий относится именно к этому историческому периоду. Несомненно, важным фактором являются масштабные разрушения в военные годы, а так­же различные идеологические и социальные противоре­чия, которые не позволили донести до сегодняшних дней многие удачные примеры более древней традиционной ар­хитектуры. Поэтому реконструкция имеющейся историче­ской застройки советского периода под гостиницы способна отразить лишь часть архитектурной истории страны.

Рис.7 Гостиница Кемпински. Минск. Проект.

Рис. 8 Гостиница Кемпински. Минск. Расположение в застройке.

Говоря об архитектуре гостиниц Беларуси, нельзя сказать, что она является примером удачного решения «национального вопроса». Наоборот, обилие сплошного остекления в зданиях гостиниц последнего десятилетия, «усредненность» фасада и отсутствие традиционных эле­ментов даже в деталях оформления делают нынешнюю белорусскую гостиницу скорее интернациональной, с по­правкой на более низкое качество строительства и приме­няемых конструктивных и инженерных решений по срав­нению с Западом, чем аутентичной. (Рис.6)

Рис. 6 Гостиница Виктория олимп. Минск.

Причём определённая несомасштабность и стилисти­ческое несоответствие архитектурных решений здания отеля его окружению оказывают разрушительное влия­ние на среду тех населенных мест, особенно исторически сложившихся, в которых они формируются. Для примера хорошо подойдёт нашумевший в архитектурных кругах отель Кемпински в Минске.(Рис. 7,8)

Если вернуться к истокам белорусской национальной архитектуры, мы увидим деревянные строения, «бело- русскость» которых видна в орнаментике декора фасадов, деталях строения и принципах планировки. Современные белорусские отели, выросшие из первых придорожных корчем, предоставлявших питание и ночлег путникам, вполне могли бы составить конкуренцию «западным близ­нецам» хотя бы своим национальным колоритом. [2] При этом вовсе не обязательно прибегать к нелепым решени­ям и строить деревянное малоэтажное здание гостиницы в интенсивно растущем городе, где каждый клочок земли драгоценен. Посредством современной стилизации и но­вейших технических разработок, а также исторической верности в деталях город заиграл бы новыми красками, обретя гостиницу, отвечающую всем параметрам нацио­нальной архитектурной идентичности. А провинциальное радушие деревянной архитектуры можно оставить и для агроусадеб.

Переживая мировой туристический «бум», начавший­ся еще в 50-ых годах прошлого века, мировое сообщество диктует свои потребности и для Беларуси, где количество гостиничных мест составляет всего 29,9 тыс. [4] Но даже такая цифра не способна удовлетворить потребность в ме­стах временного проживания. К примеру, в Сирии, с гораз­до более перспективными рекреационным, религиозным, познавательным и другим видам туризма в силу более древней истории и сохранности традиций количество мест временного пребывания составляет около53,8 тыс. мест. [5] (Понятно, что в связи со сложной политической обста­новкой и полным отсутствием туристического потока в Сирии нельзя брать за основу для сравнения какие-либо статистические показатели, т.к. они не обладают полной достоверностью). Однако в обоих случаях, как для Бела­руси, так и для Сирии, стоит вести речь не о количестве вновь строящихся и проектируемых местах для размеще­ния гостей страны, а о качественно новом уровне пребы­вания, вовлекающих гостей в мир самобытной культуры.

Среди множества фак­торов, влияющих на наци­ональную архитектурную идентичность гостиниц, сто­ит выделить особенности функциональной организа­ции пространства гостиницы - разделение его на гостевую и служебную зоны и обеспе­чение удобной связи между ними. Для отелей Сирии ха­рактерны как унифицирован­ные планировочные струк­туры, схожие с мировыми аналогами, так и исторически сложившаяся планировоч­ная структура гостиницы с внутренним двором и обход­ными галереями. Традицион­ный уклад жизни местного населения за долгое время выработал эту универсаль­ную планировку, наименее энергозатратную в сирий­ских природно-климатиче­ских условиях. В белорусских гостиницах и гостиничных комплексах стремятся разно - образить уже существующие схемы всё новыми смешанны­ми планировочными решени­ями, чему вполне способству­ет умеренный климат.

Процесс глобализации не­уклонно повлиял на архитек­турные решения сирийских гостиниц. Но настолько ли он вреден, как принято сегодня говорить? Облик сирийских гостиниц, возводимых в дело­вых центрах городов и на побережье, стремится к унифи­кации, общемировой схожести, чтобы европейский гость чувствовал себя как дома. (Рис.9,10)

Рис. 9 Отель Роял. Дамаск. Сирия

Рис.10 Отель Эрмитаж. Дамаск. Сирия

Но философия туризма доказывает, что большинство приезжающих стремятся в страну именно за националь­ным колоритом. В основе философии туризма лежит по­требность человека в духовном освоении культуры мира, знакомство с новыми дестинациями, территориями, наро­дами, религией и культурой. [6] Вследствие этого, в основу сирийского проектирования должна быть заложена идея филигранного подчеркивания имеющейся разносторон­ней глубокой культуры народа, а не слепое копирование успешных европейских аналогов. Следует отметить, что, создавая гостиницу мировой сети с применением несвой­ственных для сирийского жаркого климата материалов и форм, происходит постепенное разрушении традицион­ного жизненного пространства горожан. Получается си­туация аналогичная белорусской: привычная местному населению архитектура разбавляется многоэтажными зданиями гостиниц и других общественных зданий, нару­шающих масштаб и ансамблевость застройки.

Однако нынешняя противоречивая глобализация, на­ряду с проблемой поглощения и растворения культуры Востока, имеет и обратный парадоксальный эффект. Она стимулирует пробуждение и модернизацию архитектур­ной мысли на основе собственной идейно-теоретической базы, переосмысленной в контексте современности. [3] Благодаря таким веяниям в Сирии происходит обращение к памятникам архитектуры, к зданиям, отличающимся национальным колоритом. Множество таковых, располо­женных в старых городах Дамаска и Латакии, еще в пик развития туризма до политического кризиса 2011 г., пере­оборудованы в фешенебельные отели. (Рис.11,12)

Рис.11 Отель Алазекиа. Латакия. Сирия

Рис12 Отель Агенор. Дамаск. Сирия

В заключение хочется отметить, что, оттолкнувшись от иных проблем в архитектуре гостиниц, основной упор на сегодняшний день необходимо сделать на трансля­цию самобытности в архитектуре. Поскольку принцип архитектурной идентичности предполагает нахождение способов отражения архитектурных элементов наследия, выражающих национальную самобытность страны, в со­временной архитектуре и установление взаимосвязи меж­ду традициями прошлого и современными технологиями с помощью архитектурных средств. Доставить гостю удо­вольствие, сделать его пребывание в отеле приятным и не­скучным, развлечь его и удивить, поразить воображение и остаться в его памяти надолго - вершина, достичь кото­рую удается не всем гостиницам. Она покоряется только тем, кто твердо знает формулу успеха: выразительная ар­хитектурная форма должна быть наполнена содержанием высококлассного обслуживания.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  1. Пищова И.С. Туризм и культурное наследие. Выпуск.1 Роль архитектуры в формировании имиджа гости­ниц. Электронный ресурс. Режим доступа: http:// tourlib.net/statti_tourism/pishchova.htm
  2. Сардаров А. С. Придорожная гостиница в Беларуси (от корчмы до мотеля). Электронный ресурс. Режим доступа: ]]>http://ais]]>. by/story/702
  3. Совет муфтиев. Статья «Глобализация стимулирует пробуждение исламского мира». Электронный ресурс. Режим доступа: ]]>http://www.muslim.ru/articles/122/2610/]]>
  4. Статистика туризма в Республике Беларусь за 2013г. Электронный ресурс. Режим доступа: ]]>http://belstat]]>. gov.by/homep/ru/indicators/pressrel/tourism.php
  5. Статистика туризма в Сирии за 2011г. Электрон­ный ресурс. Режим доступа: ]]>http://tishreen.news.sy/]]> tishreen/public/print/219309
  6. Философия туризма. Электронный ресурс. Режим доступа: ]]>http://www.proza]]>. ru/2005/05/13-78
  7. Центр всемирного наследия ЮНЕСКО. Электронный ресурс. Режим доступа: ]]>http://whc.unesco.org/ru/list/]]>

Поступила в редакцию 10.09.2014 г.


comments powered by HyperComments
Читайте также
22.12.2003 / просмотров: 8 746
Минск заметно преобразился за последнее время. Многое сделано в связи с тем, что 2003 год Мировым сообществом объявлен годом Земли. Взаимосвязи...
23.04.2004 / просмотров: 15 546
Архитектурно-строительное искусство, служившее всегда практическим нуждам человека, часто наделяло свои создания другим, внутренним нематериальным...
24.07.2005 / просмотров: 11 171
Подавляющее большинство членов Союза архитекторов – воспитанники белорусской архитектурной школы. В первые послевоенные, как, впрочем, и...