(окончание) (начало)
Покушение на архитектурную самобытность и целостность Минска обрело систематический характер. При этом самое страшное, что для всякого разрушительного архобстрела и всякого угрюмого Бац-бац оправдание всегда находится. А если без покаяния нельзя, то оно будет столь невнятным и малообещающим, что того и гляди: Бац-бац! А за ним непременно откат нормальный!
Почему же это покушение, столь эффективно и безнаказанно для нападающих? Не дураки потому что они, ибо ведут самую современную – гибридную войну. Это когда кроме реально разрушающего оружия используется и информационная артподготовка и сопровождение. Это война, которая, по мнению военных аналитиков, есть «современный вид партизанской войны, объединяющий современные технологии и методы ]]>мобилизации]]>». То есть провоцирует использовать и «гибридных военнослужащих», находящихся в конспирации среди гражданского тутейшего населения. Вот и весь секрет: расчет на партизанский менталитет и традиционно абыяковое: а может, так и надо! как бы не было хуже! В результате всякий архудар или предваряется мозговой атакой в виде, скажем, мнения архитекторов при больших портфелях и научных степенях.
Ими постфактум оглашается о якобы новом достижении отечественной архитектуры. Любая критика признается наветом недоброжелателей или невежд. Сначала грохнуть в полную силу по историческому центру, а потом выдать некий приказ: более сюда так просто не долбать. Последнее китайское предупреждение. Нормальный откат для очередного гибридного приказа: Пли! А все сказанное ранее надо понимать как удачно прошедшую «дезу» (у разведчиков – дезинформация).
Одновременно ведется гибридная пропагандистская работа. Точнее научно-оправдательная, потому как изливаются заверения, что все эти архудары - долгожданный дар, художественный подарок городу, прямо-таки преопределенный доморощенной теорией композиции и якобы специальными исследованиями.
… Откат нормальный ли?
Такая теория, что пятое колесо в телеге, или даже хуже - что пятая колона в истинном художественном процессе. Теория коллаборационистских ударов и откатов «гибридных архвоеннослужащих».
Так, нас всякий раз уверяют, что высотные доминанты размещены в соответствии с особой методикой градостроительной композиции, именно здесь, в низине этим небодерам только и место.
На поле этой гибридной брани также можно услышать, что столпотворение, навалившееся на «Троицкое предместье» вдохнуло в него новую жизнь.
Значит, дабы эта жизнь была к тому же и выдающейся, не продолжить ли его облагодетельствование дополнительным навалом.
Наконец, что минское «Кемпински» наконец-то уравнял, ярко завершил уникальную панораму уникального проспекта.
Следовательно, надо ждать нового откровения: необходимо поддержать исконную симметричность его застройки. Исполнителей недолго надо будет искать. И… Бац-бац! Откат нормальный. Герострат будет отдыхать, а Минск превратится в обезображенного, о-без-образного калеку-банальщину.
Так город теряет свое неповторимое лицо, жизненное существо. Но есть и сугубо личные потери. Вот у меня с раннего детства гордость была: а из нашего окна площадь Победы видна.
Ныне это лишь теплые воспоминания: была видна. А с ней поминки первой белорусской электростанции позапрошлого века. Бац-бац и - нету!
Это уже ясно, чья победа. И против нее нет приема. Можно, конечно, припомнить здесь хотя бы Израиль, что фактически постоянно пребывает на военном положении. Так вот там, коль некий застройщик сугубо по своей воле-желанию нарушил вид из окна, предстанет перед судом и восполнит пострадавшему жильцу потери. Ведь после его произвола «ослепшее» жилье потеряло в своей продажной стоимости.
Но у нас-то положение мирное. Якобы. А доказать, (если бы даже и понадобилось для разбирательства), что вид испорчен, нет никаких шансов. Соберется авторитетная комиссия, которая ничтоже сумняшеся, без обиняков подтвердит, что я еще приплатить должен. За это нависающее нечто, да еще с явным признаками целлюлита.
В самый разгар таких налетов поднялся союз архитекторов и двинул… Нет, не на места профессиональных преступлений в Минске, но в областные центры, проводя среди тамошних ГАПов свои решающие собрания. Может, отчаявшись, пошли собирать ополчение, дабы единой дружной ратью встать на отпор?..
Правда, после этого – только тишина, понятно, зловещая, которая обычно разверзается очередным Бац-бац…
А может, ушли наши союзнические архитекторы в подполье, и оттуда вот-вот заявят о себе?..
Пусть хоть кротким покаянием перед всем честным народом: будьте хоть вы бдительны и стойки. Ведь и наши жертвы очевидны, хотя и вряд ли героические. Особенно на передовой, где заряжать приходится при любом откате. Того и гляди - голову снесет. Отсюда главные архитекторы Минска особо не рискуют встать из пристреленного окопа. Ведь - Бац-бац! И - обходной нормальный! Меняются чаще, чем министры обороны в нынешней Украине. Это палят современные орудия – безоткатные, почти бесшумные и поэтому полностью непредсказуемые и особо опасные.
А может, распустилось бы и де-юре все это формальное архитектурное воинство, став наподобие любительского клуба нумизматики, где и не думают возникать, зная, что от этого инфляция никак не пострадает. По крайней мере, будет честнее. И, вероятно, плодотворнее. Ибо молчание, как известно…
А плодами несогласия могут гордиться обыкновенные, но совестливые минчане. Пусть с переменным, но все же успехом они противостоят Бац-бац. Где восстают против уничтожения старинной брусчатки или зеленого клочка, где идут в атаку на очередного упыря из племени казино, где точными и едкими «листовками» Интернета.
Значит им не надо объяснять, и они однозначно, безоткатно понимают и принимают на свой счет, что «Минск - это интеллектуальный город, поэтому, прежде чем делать какой-то шаг, надо серьезно его обдумывать». «Минск определяет настроение в стране…».
Меж тем кто-то явно из залетных «инопланетян» устроил свой пикник жизни в Минске, как на обочине, отчего и образовалась в нем Зона, которой невдомек и безразлично, безоткатно настроение минчан, ставших невольными сталкерами.
- Что год грядущий нам готовит?..
- Иль мимо пролетит Бац-бац?..
Думалось, худо навеки прошло.
Ведь сколько судьба, не просясь, откатала.
Но, словно незримую крышу снесло.
А кому-то и этого мало?