10 сентября Институт имени Гёте в Минске в рамках проекта «Арт-город» провел семинар для деятелей искусства и специалистов городских и областных организаций. В этот раз темой семинара стало «общественное искусство», его возможности и специфика.
Существует ли оно в Беларуси и на постсоветском пространстве? Если да, то в каких формах и в каком направлении развивается? Какую роль играет общественность в его создании? Эти и другие вопросы были затронуты в выступлениях Павла Войницкого «Общественное» или орнаментальное? Искусство в городской среде современной Беларуси» и Александра Котломанова «Общественное» искусство в современной России: опыт и перспективы» и нашли продолжение в оживленной дискуссии.
Большой интерес вызвал доклад д-ра Хайнца Шютца «Организация паблик арт». Художественный критик, доцент, преподаватель Академии изобразительных искусств в Мюнхене, он на протяжении многих лет был председателем Комиссии по искусству при возведении построек и по искусству в общественной сфере города. На примере города Мюнхена, предварив тему ретроспективой развития паблик арта, Хайнц Шютц показал, как можно организовать «общественное пространство», в каких направлениях оно развивается. В настоящее время в Мюнхене половина бюджета, выделенного на «искусство при возведении построек», приходится на создание объектов искусства, не привязанных к постройке, свободных и в большинстве временных. По поручению городской администрации, например, созданы художественные проекты, которые сопровождают возведение нового района города на месте перенесенного аэропорта. Кроме этого, существуют проекты типа Dream City (они появляются благодаря частным спонсорам), отдельные проекты, инициированные самими художниками.
Докладчик рассказал о практических возможностях организации паблик арт, роли комиссий и кураторов, общественных комиссиях и частных спонсорах города Мюнхена, работе с общественностью и прессой. Выступление сопровождалось вопросами, касающимися творческих и практических сторон создания «общественного искусства», отличительных особенностей «нашего» и немецкого опыта в этой сфере, обсуждалась роль «общественного искусства» в организации городской жизненной среды.
Собственная информация