Минская область - бесспорный лидер в Беларуси по количеству заключенных инвестиционных договоров. Однако количество далеко не всегда является синонимом качеству, сообщили БЕЛТА в пресс-службе Комитета государственного контроля.
Декрет №10 "О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь" действует с ноября 2009 года. За это время Минским облисполкомом с инвесторами было заключено 363 инвестиционных договора.
Итоги проверки, проведенной Комитетом госконтроля Минской области совместно с прокуратурой, показали, что реальных и стратегических инвесторов на самом деле не так много. Большинство предпринимателей преследуют цель закрепить за собой право на земельный участок.
Следует отметить, что земля в рамках инвестиционных договоров выделяется бесплатно и без проведения аукциона. И это вполне оправданно и своевременно - государство заинтересовано в развитии новых экспортно-ориентированных, импортозамещающих производств, логистических центров и других стратегических проектов.
Однако в Минской области реализация большинства инвестиционных договоров касается создания мелких обслуживающих объектов. Более 65% инвестиционных договоров реализуются в Минском районе и большинство из них предусматривают строительство торговых павильонов, автостоянок, СТО, АЗС, ресторанов и агроусадеб. Все эти объекты можно было построить и на общих основаниях, приобретя в установленном порядке право на землю. Это позволило бы, как и в прежние годы, значительно пополнить бюджет (кадастровая стоимость земли, выделенной под проекты в Минском районе, составляет $230 млн.).
К сожалению, многие инвесторы финансово несостоятельны и могут обеспечить реализацию проектов лишь за счет привлечения заемных средств, на поиск которых уходит много времени.
По состоянию на август нынешнего года Миноблисполкомом уже было расторгнуто 18 инвестиционных договоров. На 15 сентября из 41 инвестиционного проекта, реализуемого на территории Минского района и предполагаемого к завершению в текущем году, окончено только 2 (5%), а по 33 договорам (81%) работы ведутся недостаточными темпами, что ставит под угрозу их выполнение в установленный срок.
При этом затягивание процесса выполнения инвестиционных обязательств негативно сказывается на экономике государства, которое не получает отдачи от земли, выведенной из сельхозоборота для реализации инвестпроектов. Всего в Минской области предоставлено более 2022 га земли, при этом кадастровая стоимость отдельных участков значительно превышает предусмотренную в договоре сумму инвестиций.
Особо необходимо отметить, что предоставленные декретом льготные условия достаточно активно используются для строительства элитного жилья. При этом в большинстве случаев в данной ситуации функции инвесторов выполняют граждане.
Установлены факты предоставления будущими инвесторами недостоверной финансовой отчетности, имеющей значение для принятия решения по заключению инвестдоговора. Так, одной из фирм в качестве подтверждения финансовой состоятельности был представлен отчет, согласно которому выручка составляла Br5 млрд., а чистая прибыль Br600 млн. Вместе с тем, по информации налоговой инспекции, деятельность этого "инвестора" убыточна, а выручка за два последних года не превысила Br200 млн. При этом фирма получила право на строительство коттеджей в Минском районе на земельном участке стоимостью $1,5 млн. Между тем в случае реализации участка на аукционе эта сумма поступила бы в бюджет. Кто был заинтересован в этом подлоге документов, теперь выясняют правоохранительные органы.
Не способствовали эффективной реализации положений декрета факты нарушений должностными лицами органов исполнительной власти порядка и сроков рассмотрения заявлений инвесторов, некачественной проработки вопроса о возможности предоставления инвестору земельного участка.
Так, заявления инвесторов рассматривались с превышением установленных сроков (30 дней) до 340 дней, по результатам рассмотрения предложенных инвестиционных проектов ими вынесено более 80 незаконных отказов в их заключении.
Установлено 3 случая предоставления одного и того же земельного участка разным субъектам предпринимательской деятельности для реализации их инвестпроектов, что привело к невозможности или существенному затягиванию сроков реализации этих проектов.
В пресс-службе КГК отметили, что инвестиционная деятельность - это дорога с двухсторонним движением. Успех любого инвестпроекта в значительной степени зависит от согласованных действий и ответственного подхода органов власти при принятии решений. Такая же ответственность лежит и на самих инвесторах, которые должны понимать, что предоставленные налоговые и таможенные льготы, бесплатно выделенный земельный участок - это исключительная мера поддержки, позволяющая серьезно снизить издержки на начальной стадии реализации проекта. При этом государство вправе рассчитывать на серьезность и эффективность действий инвестора по реализации договоренностей в установленные сроки, резюмировали в КГК.
]]>www.belta.by]]>